Кружок "Занимательное естествознание"
рабочая программа

Латышева Жанна Владимировна

"Занимательное естествознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelno_estestvoznanie.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌Муниципальное образование "Рогнединский район"‌

МБОУ Гобикская СОШ

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

________________________

[Кыркина О.И.]

Протокол №1

 от «26» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Кыркина О.И.

Приказ №94/1

 от «27» августа   2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

_____________________

Кыркина Г.Б.

Приказ №94/1 от «29» августа   2024 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательное естествознание»

п. Гобики‌ 2024-2025‌


Пояснительная записка

Представленная программа «Занимательное естествознание» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию естественнонаучных областей. Программа рассчитана на 1 года обучения. Работа проводится в рамках дополнительного образования. Тематика дополнительного образования рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 занятия в год. Направленность программы - естественнонаучная. Для повышения активности обучающихся в программе предусмотрены практические работы с натуральными объектами природы, с раздаточным материалом, практические работы и экскурсии в природу. На занятиях используется самостоятельная работа с природным материалом, опытническая работа, работа с видеофильмами и дополнительной литературой. Повысить самостоятельность и заинтересованность у учащихся в процессе познания, сделать деятельность лично значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений позволит использование таблиц, схем, иллюстраций, различных коллекций и моделей, а также использование на занятиях игровых технологий.

Актуальность программы. Соответствует содержанию программы основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, культуры; соответствует государственному, социальному заказу/запросам родителей и детей. Заключается в формировании навыков исследовательской и мыслительной деятельности, развитие практических навыков, привитие чувства причастности учащихся к проблемам охраны окружающей среды,  сознательного, ответственного и бережного отношения к миру природы, собственному здоровью.

Знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию умений, навыков, личного опыта. В рамках курса «Занимательное естествознание» ребята смогут узнать много нового из мира живой природы и на практике реализовать свои творческие способности в различных формах работы.

Цель программы: формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной практической деятельности, положительной мотивации к изучению предметов естественного цикла.

Задачи: • Расширение кругозора учащихся; • Вовлечение каждого участника кружка в активный познавательный процесс; • Формирование теоретических знаний и практических умений в области естественных наук;

• Формирование умений комплексного осмысления знаний в области естествознания;

• Развитие любознательности, наблюдательности, стремления к самостоятельному овладению знаниями.


Содержание программы.

Курс «Занимательное естествознание» предусматривает целенаправленное углубление основных химических, биологических, экологических понятий.  Для вводных занятий характерно сочетание элементов занимательности и научности. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету курса учебная программа предусматривает практические видов деятельности на каждом занятии. Программа курса включает: знакомство с приёмами лабораторной оборудования, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение, приготовление микропрепаратов, изучение объектов и процессов растительного и животного мира. Использование оборудования центра «Точка роста».

Занятия в курсе проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий курса - рассказы учителя, обсуждение проблем, практические, исследовательские, проектные работы, решение задач с нестандартным содержанием. Обучающиеся готовят рефераты, сообщения, проекты.

 Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с элементами исследования, социологический опрос населения.

Форма представления результатов

• Выставки работ, обучающихся;

• Участие в НПК

Виды деятельности – познавательная деятельность, научно-практическая, исследовательская.

Формы организации деятельности:

 беседы;

 лекции;

 конференции;

 опытническая деятельность;

 экскурсии в природу;

 практические занятия;

 экологические акции;

 видео-экскурсии;

 игровые моменты;

 тематические игры.

Формы организации занятий: индивидуальные; групповые; фронтальные; практикумы.

 Перечень и название разделов и тем курса:

1 блок: Практическая биология.

2 блок : Практическая химия.

3 блок : Практическая экология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• развитие интереса к познанию мира природы и окружающих веществ ;

• осознание потребности к осуществлению экологических, здоровье сберегающихсмсообразных поступков;

• осознание места и роли человека в биосфере;

• расширение сферы социально-нравственных представлений;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий.

• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

• экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

Метапредметные результаты:

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира, веществами, телами.

Регулятивные универсальные учебные действия

• оценить способность планировать и проводить исследование:

- определять проблемы, цель; планирования своей деятельности

- находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы

- оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания

- делать анализ проделанной работы и выводы

Коммуникативные универсальные учебные действия

• ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои

затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

• формулировать собственное мнение и позицию;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

• ставить и формулировать проблемы;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

• узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей

действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,

заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

• установление причинно-следственных связей;

• умение проводить поиск и выделять необходимую информации для объяснения явлений

- умение производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

- осуществлять структурирование знаний.

 Предметные результаты:

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьес берегающего поведения в природной и социальной среде;

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты ;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• использовать методы естественных наук: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические, химические эксперименты и  объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, химии.

Дети научатся :

• давать научное объяснение естественнонаучным фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя естественнонаучные теории (клеточную, эволюционную, законы сохранения массы и энергии и т.д), учение о биосфере;

• характеризовать современные направления в развитии биологии, химии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. получат возможность научиться:

• организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии, химии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных

отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

• анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, химии, медицине и экологии;

• аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

• выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология, химия как учебный предмет.


Тематическое планирование курса

«Занимательное естествознание»

Тема (раздел)

Количество часов по программе

Теория

Практика

Всего

1 блок : Практическая биология

1

11

13

2 блок : Практическая химия

2

11

13

3 блок : Практическая экология.

5

4

9

Итого

8

26

34

Поурочное планирование курса

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые

образовательные

Всего

Теория

Практика

1 блок : Практическая биология

12

1

11

1

1 Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. Вводный контроль.

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

2

Микробиология. Увеличительные приборы. Техники приготовления микропрепаратов. Техника выполнения биологического рисунка.

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

3

ПР «Приготовление временных препаратов»

1

https://www.sbio.info/

4

ПР "Приготовление

фиксированных препаратов"

1

https://www.sbio.info/

5

Я микробиолог. ПР «Выращивание и изучение плесневых грибов»

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

6

Клетка. ПР «Изучение готовых

микропрепаратов разных объектов

и сравнение особенностей

клеточного строения объектов»

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

7

Химический состав растении. ПР « Исследование химического состава растении»

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

8

Семя- будущее растение. ПР

«Изучение семени однодольных и

двудольных растений»

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

9

Корень. ПР «Изучение строение

корня. Опыт корневое давление»

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

10

Лист. Опыты на изучение

фотосинтеза.

1

https://www.sbio.info/

11

Лист. Опыты на изучение

фотосинтеза.

1

https://www.sbio.info/

12

Игра. Подведение итогов.

Промежуточная аттестация

1

https://www.sbio.info/

http://www.ebio.ru/index-1.html

2 блок : Практическая химия

13

13

ТБ, знакомство с лабораторным

оборудованием.

1

http://www.alhimik.ru/

14

Вода- удивительное вещество. ПР «

Изучение качеств водопроводной

воды»

1

http://www.alhimik.ru/

15

Взвешивание, фильтрование и

перегонка. ПР

Изготовление простейших

фильтров из подручных средств.

Разделение неоднородных смесей

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

16

ПР «Приготовление растворов с

определенной массовой долей

растворенного вещества».

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

17

Основные приемы работы с

твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения

неорганических веществ

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

18

Индикаторы. ПР «Определение

среды, действие индикаторов»

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

19

Химия в быту. ПР Изучение

состава моющих средств .

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

20

Химия в быту. ПР Изучение

состава моющих средств .

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

21

Химия на кухне. ПР

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

22

Химия на кухне. ПР

1

https://obuchonok.ru/oforml

http://www.alhimik.ru/

23

Оформление проектных работ.

Презентация проектных работ.

1

https://obuchonok.ru/oforml

24

Оформление проектных работ.

Презентация проектных работ.

https://obuchonok.ru/oforml

3 блок: Практическая экология.

9

25

Экология жилья человека.

Исследовательская работа

«Комнатная пыль»

1

http://www.eco.nw.ru/

26

Экология жилья человека.

Исследовательская работа

«Комнатная пыль»

1

http://www.eco.nw.ru/

27

Экология жилья человека.

Исследовательская работа

«Комнатная пыль»

1

1

http://www.eco.nw.ru/

28

Культура еды. Сообщение

учащихся.

1

http://www.eco.nw.ru/

29

Культура еды. Сообщение

учащихся.

1

http://www.eco.nw.ru/

30

Деловая игра «Что обозначают

индексы пищевых добавок?»

1

http://www.eco.nw.ru/

31

31 Создание буклета и газеты правила

питания, пищевые добавки.

1

http://www.eco.nw.ru/

32

Экологические опасные факторы в

быту.

1

http://www.eco.nw.ru/

33

Экономное водопотребление.

Деловая игра

1

http://www.eco.nw.ru/

34

Промежуточная аттестация

1

http://www.eco.nw.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

8

26


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://www.sbio.info

https://www.sbio.info

https://www.plantarium.ru

http://www.ebio.ru/index-1.html

http://www.eco.nw.ru/

.http://www.chemexperiment.narod.ru/index.html

http://www.alhimik.ru

https://obuchonok.ru/oformlenie-raboty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...

Урок естествознания. Обучение на дому.8 класс. «Что изучает наука «Естествознание?»

Цель:- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процес...