Кружок "Занимательное естествознание"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование "Рогнединский район"
МБОУ Гобикская СОШ
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом ________________________ [Кыркина О.И.] Протокол №1 от «26» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кыркина О.И. Приказ №94/1 от «27» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора _____________________ Кыркина Г.Б. Приказ №94/1 от «29» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательное естествознание»
п. Гобики 2024-2025
Пояснительная записка
Представленная программа «Занимательное естествознание» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию естественнонаучных областей. Программа рассчитана на 1 года обучения. Работа проводится в рамках дополнительного образования. Тематика дополнительного образования рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 занятия в год. Направленность программы - естественнонаучная. Для повышения активности обучающихся в программе предусмотрены практические работы с натуральными объектами природы, с раздаточным материалом, практические работы и экскурсии в природу. На занятиях используется самостоятельная работа с природным материалом, опытническая работа, работа с видеофильмами и дополнительной литературой. Повысить самостоятельность и заинтересованность у учащихся в процессе познания, сделать деятельность лично значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений позволит использование таблиц, схем, иллюстраций, различных коллекций и моделей, а также использование на занятиях игровых технологий.
Актуальность программы. Соответствует содержанию программы основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, культуры; соответствует государственному, социальному заказу/запросам родителей и детей. Заключается в формировании навыков исследовательской и мыслительной деятельности, развитие практических навыков, привитие чувства причастности учащихся к проблемам охраны окружающей среды, сознательного, ответственного и бережного отношения к миру природы, собственному здоровью.
Знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию умений, навыков, личного опыта. В рамках курса «Занимательное естествознание» ребята смогут узнать много нового из мира живой природы и на практике реализовать свои творческие способности в различных формах работы.
Цель программы: формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной практической деятельности, положительной мотивации к изучению предметов естественного цикла.
Задачи: • Расширение кругозора учащихся; • Вовлечение каждого участника кружка в активный познавательный процесс; • Формирование теоретических знаний и практических умений в области естественных наук;
• Формирование умений комплексного осмысления знаний в области естествознания;
• Развитие любознательности, наблюдательности, стремления к самостоятельному овладению знаниями.
Содержание программы.
Курс «Занимательное естествознание» предусматривает целенаправленное углубление основных химических, биологических, экологических понятий. Для вводных занятий характерно сочетание элементов занимательности и научности. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету курса учебная программа предусматривает практические видов деятельности на каждом занятии. Программа курса включает: знакомство с приёмами лабораторной оборудования, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение, приготовление микропрепаратов, изучение объектов и процессов растительного и животного мира. Использование оборудования центра «Точка роста».
Занятия в курсе проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий курса - рассказы учителя, обсуждение проблем, практические, исследовательские, проектные работы, решение задач с нестандартным содержанием. Обучающиеся готовят рефераты, сообщения, проекты.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с элементами исследования, социологический опрос населения.
Форма представления результатов
• Выставки работ, обучающихся;
• Участие в НПК
Виды деятельности – познавательная деятельность, научно-практическая, исследовательская.
Формы организации деятельности:
беседы;
лекции;
конференции;
опытническая деятельность;
экскурсии в природу;
практические занятия;
экологические акции;
видео-экскурсии;
игровые моменты;
тематические игры.
Формы организации занятий: индивидуальные; групповые; фронтальные; практикумы.
Перечень и название разделов и тем курса:
1 блок: Практическая биология.
2 блок : Практическая химия.
3 блок : Практическая экология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• развитие интереса к познанию мира природы и окружающих веществ ;
• осознание потребности к осуществлению экологических, здоровье сберегающихсмсообразных поступков;
• осознание места и роли человека в биосфере;
• расширение сферы социально-нравственных представлений;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий.
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
• экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
Метапредметные результаты:
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира, веществами, телами.
Регулятивные универсальные учебные действия
• оценить способность планировать и проводить исследование:
- определять проблемы, цель; планирования своей деятельности
- находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы
- оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать
- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания
- делать анализ проделанной работы и выводы
Коммуникативные универсальные учебные действия
• ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
• формулировать собственное мнение и позицию;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
• ставить и формулировать проблемы;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
• узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
• установление причинно-следственных связей;
• умение проводить поиск и выделять необходимую информации для объяснения явлений
- умение производить выбор наиболее эффективных способов решения задач
- осуществлять структурирование знаний.
Предметные результаты:
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьес берегающего поведения в природной и социальной среде;
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты ;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• использовать методы естественных наук: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические, химические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, химии.
Дети научатся :
• давать научное объяснение естественнонаучным фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя естественнонаучные теории (клеточную, эволюционную, законы сохранения массы и энергии и т.д), учение о биосфере;
• характеризовать современные направления в развитии биологии, химии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. получат возможность научиться:
• организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии, химии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
• анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, химии, медицине и экологии;
• аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
• выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология, химия как учебный предмет.
Тематическое планирование курса
«Занимательное естествознание»
Тема (раздел) | Количество часов по программе | ||
Теория | Практика | Всего | |
1 блок : Практическая биология | 1 | 11 | 13 |
2 блок : Практическая химия | 2 | 11 | 13 |
3 блок : Практическая экология. | 5 | 4 | 9 |
Итого | 8 | 26 | 34 |
Поурочное планирование курса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 блок : Практическая биология | 12 | 1 | 11 | |||
1 | 1 Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. Вводный контроль. | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
2 | Микробиология. Увеличительные приборы. Техники приготовления микропрепаратов. Техника выполнения биологического рисунка. | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
3 | ПР «Приготовление временных препаратов» | 1 | ||||
4 | ПР "Приготовление фиксированных препаратов" | 1 | ||||
5 | Я микробиолог. ПР «Выращивание и изучение плесневых грибов» | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
6 | Клетка. ПР «Изучение готовых микропрепаратов разных объектов и сравнение особенностей клеточного строения объектов» | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
7 | Химический состав растении. ПР « Исследование химического состава растении» | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
8 | Семя- будущее растение. ПР «Изучение семени однодольных и двудольных растений» | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
9 | Корень. ПР «Изучение строение корня. Опыт корневое давление» | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
10 | Лист. Опыты на изучение фотосинтеза. | 1 | ||||
11 | Лист. Опыты на изучение фотосинтеза. | 1 | ||||
12 | Игра. Подведение итогов. Промежуточная аттестация | 1 | http://www.ebio.ru/index-1.html | |||
2 блок : Практическая химия | 13 | |||||
13 | ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 | ||||
14 | Вода- удивительное вещество. ПР « Изучение качеств водопроводной воды» | 1 | ||||
15 | Взвешивание, фильтрование и перегонка. ПР Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей | 1 | ||||
16 | ПР «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества». | 1 | ||||
17 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ | 1 | ||||
18 | Индикаторы. ПР «Определение среды, действие индикаторов» | 1 | ||||
19 | Химия в быту. ПР Изучение состава моющих средств . | 1 | ||||
20 | Химия в быту. ПР Изучение состава моющих средств . | 1 | ||||
21 | Химия на кухне. ПР | 1 | ||||
22 | Химия на кухне. ПР | 1 | ||||
23 | Оформление проектных работ. Презентация проектных работ. | 1 | ||||
24 | Оформление проектных работ. Презентация проектных работ. | |||||
3 блок: Практическая экология. | 9 | |||||
25 | Экология жилья человека. Исследовательская работа «Комнатная пыль» | 1 | ||||
26 | Экология жилья человека. Исследовательская работа «Комнатная пыль» | 1 | ||||
27 | Экология жилья человека. Исследовательская работа «Комнатная пыль» | 1 | 1 | |||
28 | Культура еды. Сообщение учащихся. | 1 | ||||
29 | Культура еды. Сообщение учащихся. | 1 | ||||
30 | Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок?» | 1 | ||||
31 | 31 Создание буклета и газеты правила питания, пищевые добавки. | 1 | ||||
32 | Экологические опасные факторы в быту. | 1 | ||||
33 | Экономное водопотребление. Деловая игра | 1 | ||||
34 | Промежуточная аттестация | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 8 | 26 |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.sbio.info
https://www.sbio.info
https://www.plantarium.ru
http://www.ebio.ru/index-1.html
http://www.eco.nw.ru/
.http://www.chemexperiment.narod.ru/index.html
http://www.alhimik.ru
https://obuchonok.ru/oformlenie-raboty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по естествознанию в 6 классах "В мире естествознания"
В данном материале представлена игра по станциям....
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...
Урок естествознания. Обучение на дому.8 класс. «Что изучает наука «Естествознание?»
Цель:- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процес...