Статья "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствамихореографической деятельности на основе программы "Азбука танца"
статья

Алексеева Людмила Николаевна

Статья "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствамихореографической деятельности на основе программы "Азбука танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ  средствами хореографической деятельности на основе программы

«Азбука танца»

   В практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». Созидание нового, открытие нового – неотъемлемая часть человеческой жизни, и этому нужно учиться и учить детей, так же как и навыкам чтения, письма, математики. Специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства. Интерес специалистов к механизму действия искусства на детей с   ОВЗ в процессе воспитания и обучения довольно высок. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: инициативности, уверенности в себе, свободы суждений, терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, принятию жизни во всей полноте. Сущность  артпедагогики состоит в воспитании и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах творческой деятельности. Сущностная характеристика  арттерапии заключается в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и может использоваться в  реконструировании   психотравмирующей  ситуации с помощью творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонении в поведении, при коммуникативных затруднениях. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает  креативные  потребности. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической  деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

    Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с  ОВЗ  является внеурочная деятельность.   Артрерапевтическим воздействием обладает  программа  «Азбука танца»,составленная с учетом возрастных и психофизических особенностей  детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности. Она имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на то, что обучаться по ней будут дети с особыми нарушениями интеллекта, с имеющимся медицинским диагнозом и без наличия специальных  физических данных. Методы и приемы организации образовательного процесса, свойственные хореографии,  способствуют  исправлению недостатков как физического развития детей, их общей и речевой моторики, а также эмоционально – волевой сферы.  Дети учатся слышать музыку, согласовывать движения рук с движениями  ног, туловища, головы, выполнять под музыку различные движения, танцевать. Хореография помогает укрепить мышечную силу рук, ног, корпуса, развить мелкую моторику. Синтез  движения и музыки создает благоприятную основу и для совершенствования таких психических функций, как слуховая, зрительная, моторная память; внимание;формирует у детей сферу чувств и воспитывает  вкус, способствуют развитию воображения. Концертная деятельность расширяет кругозор, пополняет круг общения, способствует социализации детей в обществе, создаст ощущение полноценности и  успешности.                                                                                                                                                                   

       В основе программы 3 ключевых направления: оздоровительное, образовательно - воспитательное,  коррекционно - развивающеее. Каждое направление решает свои задачи. Оздоровительное : укрепление мышечного аппарата;  формирование правильного дыхания; выработка правильной осанки, походки, пластичности  движений. Образовательно - воспитательное: освоение основных понятий хореографического творчества; формирование  знаний,  умений по гимнастике; развитие музыкального ритма и слуха. Коррекционно - развивающее :развитие основных видов  музыкально-ритмических  движений  в простейших формах; развитие и коррекция психических  процессов (наблюдательность, внимание, фантазия, воображения),развитие способности ориентироваться в пространстве.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

   В основе содержания программы специфические средства воздействия,свойственные искусству танца. Это «партерная гимнастика» (гимнастика на полу).Она развивает природные физические данные (выворотность ног, гибкость стопы,  балетный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений), улучшается эластичность мышц и связок, идет исправление недостатков в осанке (асимметрия лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др.)  В комплекс входят также упражнения на растяжку и  упражнения на дыхание. Это и «азбука музыкального движения»(ритмические упражнения с музыкальным заданием,гармония сочетания движений с музыкой.)  Сюда входят упражнения на построения и перестроения, движений с правой, с левой ноги в ритме и настроении музыки.  Это и упражнения на ориентировку в пространстве: построения по линиям, в колонну по одному, в пары, перестроение из простых кругов в звездочки и карусели.

     Итогом полученных навыков  является постановка танцев в «азбуке хореографии» и исполнительская деятельность. Ребята узнают особенности эстрадного танца, овладевают азбукой классического танца, участуют в школьных, концертных программах, городских фестивалях детского и юношеского творчества с  ОВЗ: «Семицветик», «Моя любовь – моя Россия», «Я плюс мои друзья» и др.  

    Занятия по программе «Азбука танца» имеют форму интегрированного урока, который включает в себя разнообразный комплекс упражнений, одновременно связанный и с ритмикой и с элементами оздоровительной гимнастики, танцевальных движений и комбинаций и  творческих заданий на реализацию определённых музыкальных образов.  Занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, на каждом происходит развитие гибкости, пластичности, развитии способности к выразительному исполнению движений. Кроме того из раздела «История возникновения и развития танца» проводятся познавательные беседы.

   Практические  умения и навыки воспитанников, а также развитие их творческих способностей формируются главным образом во время постановочной деятельности. Работа над совершенствованием техники исполнения танцевальных номеров и комбинаций движений оказывает важное влияние на  формирование коммуникативной и когнитивной сферы. Групповая работа, создание успеха на занятиях стимулирует творческую активность ребят, дают им возможность проявить свою индивидуальность. Подведение  итогов реализации  программы  отражаются в форме достижений (специальные призы, кубки, сертификаты, дипломы, грамоты, благодарности…) всего коллектива и каждого обучающегося в конкурсах  в номинации «Хореографическое искусство», а также в форме отчетного концерта, открытых занятий в конце учебного года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  Итак, «Программа»  обладает большим  арттерапевтическим  и здоровьесберегающим  потенциалом, способствует общему развитию детей с ОВЗ. Танцевальные движения дисциплинируют тело, развивают правильную осанку, координацию движений, эмоционально-волевую сферы, воспитывают, дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность. Хореографическое творчество, нацеленное на работу с телом, снимает и «внутренние зажимы». Все качества, приобретаемые на занятиях,  переносятся детьми из танцевального класса в другие сферы их деятельности и жизни в целом. «Особые дети», не развитые в силу или своей социальной запущенности или интеллектуальной и эмоциональной недостаточности особенно нуждаются в том,чтобы среда, которая их окружает была нравственна и созидающа. Музыка, хореография раскрывают перед ними удивительно глубокий мир  духовности. Этот мир яркий и выразительный,и потому интересен для ребят. Задача учителя не просто знакомить учащихся  с искусством танца, но и сделать встречу с ним средством воспитания лучших человеческих качеств.  10 лет я использую в своей практике внеурочной деятельности данную программу. Могу с большой долей ответственности, опираясь на собственный опыт, результаты творческой исполнительской деятельности моих подопечных, рекомендовать Программу для использования как в дополнительном образовании,так и   внеурочной деятельности педагога. Ребята с ОВЗ хореографической студии «Улыбка» (ГБОУ школа №108 г. Москвы) являются неоднократными лауреатами различных конкурсов и фестивалей окружного, городского и всероссийского уровней, подтверждая тем самым высказывание  Наполеона: «Невозможно» — это слово,которое можно найти только в словаре глупцов»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности

Создание данного проекта вызвано необходимостью систематизации внеурочной работы по предмету. Учитель много внимания уделяет этой работе, но не всегда получается сохранить в памяти сделанное. Такая фо...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...

Современные изобразительные материалы как источник творческих способностей детей для организации игровой деятельности.

Цель – раскрыть изобразительные возможности современных материалов как источника творческих способностей детей для организации игровой деятельности.Задачи:- изучить поливариантное использование и...

Диагностика развития творческих способностей детей посредством танца сентябрь - май 2018 год.

Входящая диагностика развития творческих способностей детей посредством танца сентябрь 2018 год....

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...