Современные изобразительные материалы как источник творческих способностей детей для организации игровой деятельности.
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Перетягина Мария Владимировна

Цель – раскрыть изобразительные возможности современных материалов как источника творческих способностей детей для организации игровой деятельности.

Задачи:

- изучить поливариантное использование изобразительных материалов для организации игровой деятельности с детьми;

- представить уже знакомые материалы в новом контексте;

- определить показатели результативности работы по изобразительной деятельности и художественному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №437

Воспитатель Сорокина Мария Владимировна

Тема: Современные изобразительные материалы как источник творческих способностей детей для организации игровой деятельности.

Цель – раскрыть изобразительные возможности современных материалов как источника творческих способностей детей для организации игровой деятельности.

Задачи:

- изучить поливариантное использование изобразительных материалов для организации игровой деятельности с детьми;

- представить уже знакомые материалы в новом контексте;

- определить показатели результативности работы по изобразительной деятельности и художественному труду.

В настоящее время многие отечественные и зарубежные производители изобразительных материалов расширяют свой ассортимент товаров, предлагая пользователям все больший простор для творчества и фантазии.

На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски), так  и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин). Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к творчеству. Однако педагогам и тем более родителям трудно ориентироваться на рынке современных изобразительных средств.

Выбирать изобразительные материалы для работы с детьми необходимо в соответствии с такими требованиями:

- безопасность материала для здоровья детей;

- высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного конечного рисунка и поделки (хороший результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех);

- учет возрастных особенностей и возможностей детей (например, толщина грифеля восковых карандашей различна для детей 5 и 7 лет);

- прочность формы и содержания материала для возможности экспериментирования;                                                                                                 - привлекательность продукции (яркая, забавная упаковка вызывает у детей желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить на практике).

 При использовании материалов в работе  рекомендуется взрослым не забывать о том, что:

          - изобразительные материалы и техника работы с ними не являются самоцелью;

- предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов;

- получение продукта (поделки, рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом;

- обучение технике работы с материалом следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;

- при подборе тем и содержания работы с материалом следует строить на решении простых и доступных задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;

- рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, чтение занимательных рассказов об истории использования материалов, решение задач «открытого типа», экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с ребенком.

Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями и полезными находками  применения современных изобразительных материалов.

Гель с блестками легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т.д., техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Он может использоваться как дополнительный материал с целью придания спецэффекта и завершенного вида работе. Детям доставляет большое удовольствие украшать наряды Снегурочки и Деда Мороза сверкающими узорами, передавать ледяное мерцание узоров на зимних окнах, придавать привлекательный вид пригласительной открытке или воплощать сказочные элементы волшебного города.

С помощью геля  с блестками можно создать  макет зимнего пейзажа, нарисовать гелем  на белом или голубом листе бумаги морозные узоры и наклеить на заднюю стенку макета, вниз разложить вату и тоже украсть ее гелем, что подчеркнет мерцание зимнего снега.

А какие у вас есть варианты использования геля с блестками, уважаемые слушатели?

Восковые мелки оставляют на бумаге четкие, яркие, тонкие линии, поэтому они пригодны для изготовления дидактических игр («Припаркуй автомобиль», «Найди пару», «Пора делать покупки»).

 Для мелков характерна мягкость фактуры, поэтому дети могут передавать текстуру поверхности предмета.

 Например, в изображении овощей и фруктов, монет. Монетка может служить затем атрибутом для игры, например в  «магазин».  Дети  удивляются волшебному проявлению силуэта монетки, которая  лежит под листочком бумаги.

Витражные краски используются для украшения предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Они эластичны, пропускают свет, а рисунок может быть использован многократно и переносится с объекта на объект.

Следовательно витражи могут быть использованы для плоскостного моделирования в режиссерской игре. Дети радуются волшебному свечению фонарика для гнома, возможности украсить витражами окна домов разных сказочных персонажей, проигрывать сказки витражными персонажами на окне или холодильнике.

Клей ПВА лучше использовать по прямому назначению – для изготовления поделок из ткани, бумаги, картона, природного и бросового материалов; для аппликации, мозаики, создания объемных фигур. А также в качестве изобразительного материала: как для показа текстуры предмета, его декорирования, так и для ограничения распространения краски. В силу своей универсальности клей незаменим. Для реализации задуманного образа дети с огромным удовольствием и кропотливостью выкладывают на клейкую основу непривычный материал: разноцветной яичной скорлупой украшают сказочную птицу, с помощью полосок из журналов и газет передают пестрое оперение Курочки Рябы.

Удобство применения акриловых красок состоит в том, что они быстро высыхают, после чего не пачкаются. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать этот материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования: декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики, соленого теста.

 Краски хорошо ложатся на стекло. Они применяются в детской декоративно-оформительской деятельности, для изготовления макетов («На скотном дворе», «На лужайке») и атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья»).

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Разнообразие приемов рисования (высветливание, наложение более светлой краски на темную и, наоборот, рисование мазками, работа в одной цветовой гамме) позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные рисунки.

Например, осваивая технику работы с клеем ПВА, дети сначала украшают объекты – брелоки и кулоны, платочки – нанося простой узор на основу, а впоследствии используют клей как живописный материал.

Используя  с дошкольниками  различные материалы, важно уже с первых моментов взаимодействия с детьми выработать у них понимание того, что это не просто средства для изображения, но и богатейшее поле для развития творческой мысли.

 Чтобы преодолеть стереотипность мышления, взрослый может предложить дошкольнику создавать одинаковые объекты с применением разных изобразительных материалов и техник: например, украсить бусы для мамы сначала акриловыми красками, а потом с использованием пва и блесток.

Для развития воображения и нестандартного мышления используется метод «открытых» творческих задач, ценность которых заключается в том, что они дают дошкольнику возможность поиска и нахождения нескольких ответов и вариантов решения.

 Так, изображая, например, космос, дети более свободны в выборе содержания, способов, материалов и инструментов для воплощения замысла.

Показателями результативности работы педагога могут служить изменения, происшедшие в характере художественно-творческой деятельности и отношении к ней.

- Ребенок проявляет неподдельный интерес к изобразительному материалу, любит действовать с ним, охотно экспериментирует.

- Владеет различными художественными техниками и умело использует качества материала, как средство выразительности.

-  Придумывает и создает композиции, используя широкий спектр материалов.       

 Например, дети узнали, что для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Рисунок, нанесенный на лист бумаги, волшебным образом проявляется сквозь акварельный слой, и         вот уже по холодному осеннему небу летит стая гусей.

- Применяет материал не только на занятиях, но и в самостоятельной художественной деятельности: дополняет свое произведение деталями или создает новое, используя знакомые материалы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей"

Применение на занятиях по изобразительной деятельности различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволят педагогам наиболее полно активизи...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...

«Развитие творческих способностей учащихся посредством организации проектной деятельности в 6-7 классах"

В современной жизни человека география имеет исключительное значение. В тоже время, постоянно возрастающий объем различной информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что заме...

Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"

Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...

Материалы для развития творческих способностей детей.

Полезные материалы, статьи для музыкальных руководителей детского сада....