Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки
опыты и эксперименты по музыке на тему
Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 527.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №8
Г.Тынды
Обобщение опыта работы
учителя музыки высшей категории
Плехановой марина Витальевны
Тема: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций.
Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Цель создания художественно-ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки - урок Искусства» - этот тезис музыкальной педагогики отражает и мое видение, понимание уроков музыки в современной школе.
Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в МОБУ Лицей №8, я выделяю ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:
- противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);
- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой - повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;
- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;
- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);
- нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.
Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.
Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.
Авторские программы, разработанные под научным руководством Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, В.В. Алеева, являются продолжением педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств. Интегративные процессы в искусстве рассматриваются на культурологическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом уровнях. Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств искусств идейно-нравственному содержанию. Однако практика показывает, что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос «чему учить?». Не менее важным является вопрос «как учить?». Для решения этого вопроса технологичной должна быть не только сама программа, но и процесс организации и реализации педагогической деятельности. К сожалению, вопросу адаптации образовательных программ по музыке с учетом объективных условий преподавания, психофизических возможностей развития и обучения не уделяется должного внимания в методических разработках.
В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.
Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка в музыку, как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? - побудили меня обратить внимание на педагогическую технологию, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.
Духовность - понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт сознательного устремления человека к идеалу, совершенству. Духовность, по мнению К.Д.Ушинского, складывается из таких составляющих, как деятельность, общение, познание. Творчество, по определению Ю.А.Самарина, внесенное им в «Педагогическую энциклопедию», определяется как высшая форма активности и самостоятельной деятельности. Таким образом, под духовно-творческим потенциалом личности понимается совокупность внутренних возможностей личности, направленные на формирование эстетической культуры, развитие художественно-образного мышления и созидательной активности.
Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ».
Данная технология направлена на формирование личности ученика как активного субъекта художественной культуры.
Такой ориентир на деятельностное освоение содержания образования соответствует принципам личностно-деятельностного обучения, направленного на развитие диалоговых форм художественно-педагогического общения.
В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии? В педагогической концепции Д.Б. Кабалевского целью обучения является формирование понятийного мышления учащихся, применяются традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария. Возникающий дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к вышеперечисленным проблемам в обучении. Эта новая технология предусматривает гармоничное распределение работы частей головного мозга, снижающей психоэмоциональную перегрузку учащихся за счет включения их в продуктивно-творческую деятельность.
Новая технология предусматривает появление нового учебного компонента «продуктивно-творческое действие», и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли - Действия.
При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.
Методологической основой при создании данной технологии является выделение музыкальной деятельности как условия и способа, позволяющей организовать взаимодействие «учитель - искусство - учащийся». Звено «искусство -учащийся» является определяющим.
Основанием для разработки данного положения послужила теория деятельности, созданная отечественными психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, идеи гуманитарной педагогики Б.М. Неменского, теоретическая концепция формирования и развития художественно-образного мышления С.Л. Долгушина, практический опыт педагогов-психологов по созданию методики «Основы психологии творчества».
Так, в своей работе по созданию теории деятельности С. Л. Рубинштейн отмечал, что «именно деятельность является условием развития человека, а искусство - та деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла в действительности». А.Н. Леонтьев считал, что «искусство является предметной сферой, с помощью которой происходит то, что определяет процесс качественных изменений в ребенке».
Экспериментальный опыт научно-исследовательской лаборатории креативного развития Ом ГПУ под руководством кандидата искусствоведения С.Л. Долгушина подтверждает значимость творческой деятельности на уроках музыки.
Практические исследования коллектива педагогов-психологов ГДД (Ю)Т г. Омска под научным руководством кандидата психологических наук ОмГУ Н.В.Грушко в области изучения психокоррекции творчеством показывают, что именно созидательная творческая деятельность способствует решению многих актуальных проблем адаптации подростков в современном обществе, а именно: «снимаются трудности в способности принимать самостоятельные решения, решается проблема выбора, происходит избавление от «комплексов», «психологических барьеров», преодолеваются проблемы в эмоциональной сфере общения с учителями, сверстниками, родителями».
Таким образом, музыкальная деятельность, по мнению ученых, представляет собой «целостный процесс с возможным варьированием его отдельных компонентов, обеспечивающий усвоение содержания от восприятия нерасчлененного общего к поэлементарному усвоению и накоплению, свертыванию и творческому переосмыслению учебного материала.
Цель музыкально-эстетического образования в контексте данной технологии - формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность. Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.
В технологии продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе.
1 этап (1-4классы). Личностная позиция учащихся « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.
2 этап (5-6 классы). Формируется личностная позиция « Я - творец».
Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления.
3 этап (7-8 классы). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.
Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося.
Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:
- воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;
- развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;
- формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
- принцип культуросообразности;
- принцип природосообразности (от игры к творчеству);
- принцип единства воспитания и образования,
- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).
В технологии продуктивно- творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему».
Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.
Новое издание программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского под редакцией: И.В.Кадобновой, В.О.Школяр, Г.П.Крицкой, Г.П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2006г) претерпело некоторые изменения, вызванные объективными условиями социокультурных потребностей учащихся. Принцип вариативности, заложенный в данной редакции программы, позволяет планировать продуктивно-творческую деятельность на уроке как продолжение изучения музыкального искусства на уровне художественного обобщения. Таким образом, продуктивно-творческая деятельность не противоречит основным принципам построения программного материала, а позволяет решить проблемы эффективности усвоения изученного на уроке.
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.
Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления.
На своих уроках я применяю творческие задания, которые позволяют активно включать в процесс обучения учащихся и развивают не только творческие способности, но и интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формируют навыки общения в классе, а также развивают рефлексивные навыки и способствуют осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников.
Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. Собственная мелодия, сочинённая на грустный текст или весёлый, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкального проведения, проявить индивидуальные способности. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Когда дети запомнят произведение, после нескольких раз прослушивания, я предлагаю нарисовать картину, которая возникла в его воображении при восприятии музыки.Ребята воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием ребятам ставится творческая проблемная ситуация, в которой дети должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 3 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к ученикам 5-7 классов относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
8. Ассоциативный ряд. В среднем звене я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
9. Презентации. В настоящее время актуальна тема создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет- ресурсов. При использовании ИК – технологий, и в том числе Интернет- ресурсов, на уроках музыки, как раз и появляются условия для создания проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности обучающихся.
Сервис дает возможность совместно с другими пользователями размещать, хранить, редактировать и создавать текстовые документы, электронные таблицы и презентации, анкеты, тесты, викторины, рисовать блок-схемы, планы, диаграммы при подготовке к различным мероприятиям.
Интеграция ИК-технологий и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к музыке, создавая условия для мотивации к изучению предмета. Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений ребят. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.
10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. Они понимаются как форма «первотворчества, фокусирующая силы души, ума и памяти» (С.Л.Долгушин). При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. Например, основные этапы процесса создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Прогулка в зимний лес» в 1 классе по теме «Как можно услышать музыку»:
1 этап - звуковой анализ выбора музыкального инструмента (учащимся необходимо выбрать инструменты, которые могли бы озвучить шум деревьев, метель,вьюга, дуновение ветра, шум шагов взрослого и ребенка);
2 этап - поиск звуковых сочетаний, ритмов, которые могли бы передать эти образы;
3 этап - художественное оформление импровизации (с помощью учителя ученики придают импровизации законченный вид);
4 этап - исполнение импровизации индивидуально, по группам (не играющие в данный момент дети выступают в качестве слушателей);
5 этап - самооценка с позиции исполнителя, слушателя и оценка учителя.
Такая организация позволяет активно включать в процесс обучения учащихся, развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в классе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке музыки.
В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.
Одним из условий, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации. Личная вовлеченность, осмысленность и действенность творческого поиска задают целостность мыслительного процесса.
Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:
- участие в турнирах, конкурсах, олимпиадах;
Год | Ф.И.учащегося | Название мероприятия | Уровень | Результат |
2010 | Астапович Виктор | Городской фестиваль «Молодые таланты» в номинации» Вокальное мастерство в сольном исполнении» | муниципальный | Iместо |
2011 | НайдинЯрослав, МоскалеваДарья | Городской фестиваль «Молодые таланты» в номинации» Вокальный дуэт» | муниципальный | IIместо |
2012 | Ивельская Ксения | Международный конкурс творческих работ для детей и юношества «Сказочник из Тихвина»в номинации «Художественное слово» | международный | Диплом участника |
2012 | Астапович Виктор | Городской фестиваль «Молодые таланты» в номинации» Вокальный дуэт» | муниципальный | Iместо |
2012 | Астапович Виктор | Заочный областной конкурс эстрадной песни «Палитра детских голосов» | областной | Iместо |
2013 | Астапович Виктор | Всероссийская вокально–хоровая ассамблея «Canzoniere» | всероссийский | IIместо |
2013 | ПолозоваАрина, ДмитриевМаксим | Городской фестиваль «Молодые таланты» в номинации» Вокальный дуэт» | муниципальный | II место |
2013 | Плеханова Анастасия | Всероссийский конкурс презентация «Гордость Отчизны» | всероссийский | Диплом участника |
2013 | Вокальная группа МОБУ Лицей №8«Солнечный дождь» | Городской фестиваль патриотической песни « Кто скажет правду о войне?» | муниципальный | I место |
2013 | ЛукьяноваПолина, ХозееваАлександра | Международный конкурс для детей и юношества «Безумству храбрых поем мы песню» в номинации «Видео анимационные работы» | международный | Диплом участника |
2014 | Ахметова Елизавета | Международный дистанционный конкурс по музыке проекта «Новый урок» | международный | I место |
2014 | Повстянко Дарья, Исаченко Дарья, Пилипенко Эмилия | Международный дистанционный конкурс по музыке проекта «Новый урок» | международный | II место |
2014 | Князева Кристина | Международный дистанционный конкурс по музыке проекта «Новый урок» | международный | III место |
2015 | Коздова Александра | Международный конкурс – игра по музыке «Аккорд» | международный | I место |
2015 | Сводный хор 7-11 классов | Областной конкурс среди хоровых коллективов среди обучающихся образовательный учреждений Амурской области | областной | III место |
2015 | Вокальная группа «Солнечный дождь» | Всероссийская вокально–хоровая ассамблея «Canzoniere» | всероссийский | III место |
2015 | Коротченко Ярослав | Вокальный конкурс «Поющая семья» | муниципальный | IIместо |
Частью жизни многих ребят стала внеурочная вокально-хоровая деятельность.
внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам:
- вокальная группа «Солнечный дождь»
Год | Кол-во детей посещающих кружок | Результат | Выступления |
2007-2008 | 9 | Благодарность | Концерты посвященные праздникам: «День учителя». «День защитника отечества», «8 марта», «Последний звонок». |
2008-2009 | 10 | Благодарность | Концерты посвященные праздникам: «День учителя». «День защитника отечества», «8 марта», «Последний звонок». |
2009-2010 | 11 | поощрение I место | Тематический праздник для начальной школы, городской фестиваль «Молодые таланты», |
2010-2011 | 13 | II место | Городской фестиваль «Молодые таланты», концерты посвященные праздникам: «День учителя». «День защитника отечества», «8 марта», |
2011-2012 | 14 | I место | Концерты посвященные праздникам: «День учителя». «День защитника отечества», «8 марта», «Последний звонок», городской фестиваль «Молодые таланты» |
2012-2013 | 15 | благодарность II место поощрение | Торжественная церемония чествования молодых специалистов, всероссийская вокально–хоровая ассамблея «Canzoniere», городской семинар «Патриотическое воспитание, как условие реализации ФГОС. |
2013-2014 | 15 | благодарность I место | Августовская педагогическая конференция, городской фестиваль патриотической песни « Кто скажет правду о войне?», открытие ученической научно – практической конференции; городской фестиваль «Республики Баму», тематический праздник в начальной школе, |
2014-2015 | 17 | Поощрение III место | Тематический праздник для среднего звена, всероссийская вокально–хоровая ассамблея «Canzoniere», концерты посвященные праздникам: «День учителя». «День защитника отечества», «8 марта», открытие ученической научно – практической конференции. |
- ансамбль «Юные барабанщицы»
- «Хор мальчиков»,
- «Музыкальный театр.Мюзикл»;
- «Сводный хор 7-11 классов»,
№ | Дата | Название кружка | Название мероприятия | Место проведения |
1 | Апрель 2014 | «Юные барабанщицы» | Городской конкурс кабинетов эстетического цикла | МОБУ Лицей №8 |
2 | 13.12.13 | Городской семинар «Система Л.В.Занкова вчера, сегодня,завтра» | МОБУ Лицей №8 | |
3 | 13.10.14 | Городской методический совет «Проектирование образовательного процесса. Как необходимое условие реализации ФГОС» | МОБУ Лицей №8 | |
4 | 22.03.2015 | Фестиваль военно-патриотической песни | МОБУ Лицей №8 | |
5 | 17.03.2015 | Городской семинар библиотекарей образовательных учреждений города «Кадеты – наше будущее» | МОБУ Лицей №8 | |
1 | 13.12.2013 | «Музыкальный театр. Мюзикл» | Городской семинар «Система Л.В.Занкова вчера, сегодня,завтра», спектакль «Стрекоза и Муравей» | МОБУ Лицей №8 |
2 | 22.12.2013 | Спектакль «Стрекоза и Муравей» | МОБУ Лицей №8 (начальная школа) | |
3 | 07.05.2014 | Спектакль «Дюймовочка» | МОБУ Лицей №8 | |
4 | 15.05.2014 | Спектакль «Дюймовочка» | МДОУ №9 «Радуга» | |
5 | 20.01.2015 | Спектакль «Красная шапочка» | МОБУ Лицей №8 | |
6 | 23.01.2015 | Спектакль «Красная шапочка» | МДОУ №9 «Радуга» | |
7 | 08.04.2015 | Спектакль «Красная шапочка» | Благотворительный спектакль для детей инвалидов | |
13.10.14 | «Хор мальчиков» | Городской методический совет «Проектирование образовательного процесса. Как необходимое условие реализации ФГОС» | ||
13.12.13 | Городской семинар «Система Л.В.Занкова вчера, сегодня,завтра» | |||
22.03.2015 | Фестиваль военно-патриотической песни | |||
Городской семинар библиотекарей образовательных учреждений города «Кадеты – наше будущее» |
внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;
- коллективное посещение концертов, театра, 3D экскурсии;
Для повышения эффективности и корректировки планирования работы внеурочной деятельностью по предмету «Музыка» проводится мониторинг музыкальных способностей детей, промежуточных итогов обучения, успешности продвижения воспитанников.
- Основной целью проведения мониторинга является получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений для развития творческих способностей детей. Мониторинг проводится два раза в год: осенью – сентябрь, весной – май.
Общий показатель уровня развития музыкальных способностей
Год | Кол-вообследованных учащихся (%) | Кол-во обследованных учащихся (% к общему кол-ву обследованных учащихся) | ||
высокий | средний | низкий | ||
2011-2012 | 91 | 20 | 50 | 30 |
2012-2013 | 94 | 32 | 47 | 25 |
2013-2014 | 98 | 38 | 44 | 18 |
2014-2015 | 99 | 48 | 45 | 7 |
Многоуровневое понимание процесса обучения музыкальному искусству обуславливает эффективность развития творческого потенциала учащихся и строится на принципах художественно-ориентированной педагогики. Согласованность всех вышеперечисленных компонентов в системе образовательного процесса в МОБУ лицей №8 позволяет создать целостную модель художественно- ориентированного обучения и воспитания .
При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока.
Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.
Для повышения эффективности методов и приемов активизации учащихся применяются разнообразные средства обучения: используется индивидуальный раздаточный материал, наглядно демонстрируется алгоритм изучения темы, составляются структурно-логические схемы, применяются современные технические средства. Так, например, в начале 2 класса учащиеся знакомятся с «Картой музыкальных открытий». В ходе знакомства ребята вместе с учителем обговаривают маршрут, соответствующий изучаемым темам, препятствия, которые могут возникнуть на намеченном пути, отправную и конечную цель путешествия. Такое знакомство с алгоритмом изложения учебных тем помогает лучшему пониманию того, чем придется заниматься на уроках музыки в течение года.
Широкое использование мультимедийного информационного ресурса позволяет экономить до 10-12% учебного времени, которое используется для объяснения нового материала, самостоятельной работы с источниками информации, контроля усвоенных знаний. В разработанных мною методических рекомендациях по использованию образовательной программы КМ «Энциклопедия классической музыки» рассказывается о применении медиа информации на различных этапах урока. Успешное внедрение данной программы в образовательный процесс способствует яркому эмоциональному отклику и вызывает неподдельный интерес к изучению классической музыки.
На примере технологической карты урока по теме «Музыка серьезная и музыка легкая» (7 класс) раскрывается алгоритм учебной деятельности учащихся и поэтапных действий учителя Алгоритм построения данного урока предполагает выход на конечный результат творческой деятельности учащихся в соответствии с поставленной целью урока.
Основными критериями оценки результатов обучения продуктивно-творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:
- уровень внутренней открытости для постижения музыки;
- уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящим за ним жизненным явлениям;
- уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально-драматических процессах, выразительных средствах конкретного музыкального произведения.
Наряду с методами организации и стимулирования творческой деятельности в технологии используются приемы ее педагогического контроля и оценки, предполагающие учет успехов и неуспехов учащихся. Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддержать, стимулировать активность ученика или в тактичной форме указать на недостатки выполненного задания. Использование отрицательных оценок противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к искусству. Оно используется крайне редко. Поэтому оценка становится необычайно важным моментом в поощрении учащихся.
Процесс творческого созидания на уроках музыки требует от учащихся определенных усилий, обеспечивающих тот или иной уровень выполнения. В технологии выделяются критерии оценки выполнения творческих работ по системе Д. Гилфорда: продуктивность, оригинальность, гибкость, законченность.
Продуктивность - быстрота, скорость генерирования идей, их количество.
Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания.
Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников.
Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности.
Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.
Система моей работы основана на «Программе для четырехлетней школы» по системе Л. В. Занкова, составитель Г. С Ригина. Издатели:Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2012.;
«Программы для общеобразовательных учреждений 5-8 класс.» авторы: В.В.Алеев ,Т.И.Науменко,. Т.И.Кичак. Издатели: Москва. Дрофа.2010г.
Эти программы соответствует Базисному Учебному Плану, определяющему образовательную область «Музыка», и основаны на принципах вариативности, что позволяет мне подбирать учебный материал с учетом материально-технической базы нашей школы, и возрастных особенностей учащихся.
Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. Это знакомство с:
- образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;
- различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
- выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;
- музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.
Исходя из этого, свою работу строю так, чтобы каждый ученик овладел и смог применить на практике:
- знания двух уровней:
1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;
2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.
- основные умения:
1) накопление учащимися музыкально-слухового опыта;
2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;
3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.
- Музыкальные навыки
учебная музыкальная деятельность школьников ,определенные приемы исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских инструментах и др.
Это позволяет обеспечить перевод знаний в практические навыки и умения.
Для решения задач и реализации программы использую:
методы
- метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей);
- метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать;
- метод импровизации (Б.В. Асафьев);
- метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
- методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);
- метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);
- метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);
- метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).
Способы организации учебной деятельности:
- фронтальный
- групповой (бригадная, кооперировано-групповая, дифференцировано-групповая, парная)
- -индивидуальный (индивидуализированная, индивидуализировано-групповая)
Эффективность управления находится в прямой зависимости от учета закономерностей:
- социологические — зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
- коммуникативные — зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;
- физиологические — зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
- организационные — зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
- психологические — зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.
Весь этот процесс положительно повлиял на показатели моей преподавательской деятельности, что подтвердило эффективность избранного инструментария и технологической базы для работы. В основном все ребята занимаются на «4» и «5», нет пропусков по неуважительным причинам, значит, у учеников есть мотивация и интерес к изучению предмета «Музыка».
Одним из значимых критериев моей деятельности является рост мотивации к изучению предмета. Уроки музыки показывают, что у большинства детей отсутствует интерес к высокому искусству, наблюдается пассивность к хоровому пению.
Во время слушания учащиеся не могут сосредотачиваться, воспринимают ее поверхностно, а после слушания робко высказывают свои впечатления.
Некоторые школьники не могут определить характер музыки, исполнительский состав и, практически, для всех остается трудностью раскрыть образ произведения. Поэтому и возникла необходимость создания условий, направленных на воспитание ученика, стремящегося к самореализации, умеющего критически мыслить, ценить культурное наследие и способного творчески обогащать его.
Актуальность такой работы: заключается в необходимости применения современных методов и приемов обучения, способствующих повышению мотивации к хоровому пению, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, воспитанию музыкального вкуса, расширению художественного кругозора школьников.
Не секрет, что не многие умеют слышать и воспринимать музыкальное образование как часть целостной системы образования личности в целом. Одной из причин видится то, что у целого поколения музыкальное образование в школе осуществлялось на уроках пения, а не на уроках музыки.
Практика преподавания музыки и внеклассной работы показала, что на сегодняшний день выявляется противоречие между потребностями учащихся ориентироваться в мире музыкальной информации и неразработанностью в традиционной школе активных методов ее усвоения, противоречия между требованиями современного общества к школьнику и уровнем их социализированности, неготовности активно отвечать данным требованиям. Поэтому мне, как учителю музыки необходимо обеспечить не только усвоение содержания программного материала, но, главное, создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, используя новые формы и методы подачи материала, развить и повысить уровень мотивации.
Во внеурочной деятельности основной акцент отводится образному сопереживанию, подачи характера произведения с использованием теоретических знания: forte, piano,crescendo, diminuendo , legato, staccato, цепное дыхание, вокализ…..
Механизм оценки результатов: для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:
- открытые занятия;
- сольные концерты;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по музыке побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.
На протяжении 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014и первой половины
2014-2015 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению музыки и искусства.
Цель: изучение мотивации учащихся к уроку музыки и искусства.
Диагностика осуществляется с применением следующих методов: анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся; изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий); наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности; анкетирование родителей учащихся; фронтальные проверки преподавания предмета.
Для того чтобы проведение диагностики было эффективным, выделила принципы, которые лежат в основе ее проведения:
- Периодичность – диагностика проводится ежегодно, в течение всего учебного года, каждый из критериев изучается в определенные сроки.
- Объективность – в диагностике участвуют не только учащиеся, но и администрация, родители учащихся.
- Системность - для изучения мотивации учащихся к изучению предмета учитель разработал критерии, по которым определяет рост мотивации учащихся к изучению предмета.
- Принцип «Обратной связи» - проведение диагностики позволяет более грамотно и эффективно реагировать на изменения отношения учащихся к предмету.
Сравнение результатов диагностики позволяет сделать вывод о том, что увеличился процент обучающихся, заинтересованных внеклассной концертной деятельность, в частности занятиями в вокально-хоровой
студии, а так же индивидуальной творческой самореализацией – участие в агитбригадах, КВН, фестивалях, конкурсах, концертах.
Динамика численности учащихся, посещающих кружки
Учебный год | Кол-во учащихся | Кол-во учащихся, посещающих кружки | (%) учащихся, посещающих кружки |
2011-2012 | 460 | 64 | 13 |
2012-2013 | 467 | 80 | 16 |
2013-2014 | 470 | 125 | 27 |
2014-2014 | 478 | 140 | 29 |
Из выше представленных таблиц виден, повышающийся интерес обучающихся на уроках музыки и искусства. Причем дети, которые имеют повышенный познавательный интерес к предмету, являются непременными участниками многих школьных музыкальных конкурсов, всероссийских и международных турниров, олимпиад.
В лицее стало традицией проводить внеклассные мероприятия с целью выявления и поддержки творческого потенциала лицеистов.
Год | Название мероприятия | Кол-во детей принявших участие в мероприятии |
2011-2012 | «Прощание с букварём» | 42 |
«Осенний бал» | 60 | |
«День матери» | 27 | |
«Новогодняя сказка» музыкально-театрализованное выступление | 12 | |
«День победы, главный праздник!» | 95 | |
2012-2013 | Русская народная песня (лекция - концерт) | 58 |
Музыкальные забавы Мажора и Минора | 25 | |
«Споёмте, друзья» | 26 | |
«Музыкальная поездка» (начальная школа) | 120 | |
«Неделя музыки» | 302 | |
2013-2014 | «Всемирный день музыки» | 42 |
«Музыкальный турнир между классами» (среднее звено) | 171 | |
3D экскурсия «Музей музыкальных искусств», знакомство с музыкальными инструментами.( начальная школа) | 254 | |
«Вспомните, ребята» (для 5-7 классов, солдатские, военные песни), | 174 | |
3D экскурсия «Лучшие оперные театры мира» ( 5-7 классы) | 168 | |
2014-2015 | "Фестиваль-конкурс "Поющие поэты" (7 классы) | 68 |
«Кинокараоке (песни из отечественных фильмов для (6классов). | 57 | |
«Мультикараоке» (песни из отечественных мультфильмов для учащихся 3 классов), | 74 | |
«Неделя музыки» | 340 | |
Фестиваль военно- патриотической песни | 267 | |
3D экскурсия «Король музыкальных инструментов - орган» ( 4 классы) | 55 | |
«Прощание с Азбукой» | 83 | |
Итого | 22 мероприятия | 2520 человек |
С огромным успехом проходит «Фестиваль военно–патриотической песни»задачей которого было формирование нравственно-патриотических ценностей обучающихся, развития эстетического воспитания.
Традиционной стала «Неделя Музыки». Являясь неотъемлемой составной частью процесса обучения, предметная неделя помогает активизировать повторение ранее изученного материала, творческую активность учащихся, закрепить приобретённые учащимися знания, умения и навыки, сделать изучение предмета более интересным и привлекательным.
Ребята не только посещают мероприятия проведенные в рамках недели, но и показывают свои умения и навыки.
Популярностью у ребят пользуются музыкальные турниры между классами «В мире Музыки»,цель которых:
- проверить и закрепить знание детей, полученные на уроках музыки;
- развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость и чувство юмора;
- способствовать укреплению дружбы в классах.
Совместно с преподавателями детской музыкальной школы, детских вокальных студий города я веду активную разъяснительную работу по привлечению перспективных и одаренных детей для занятий музыкой.
Осуществляю контроль за посещаемостью, результатами своих детей и созданием необходимых условий для занятий. Я очень рада, что в начальной школе заметила этих детей и сделала все от меня зависящее, что бы эти ребята занимались музыкой на профессиональном уровне.
№ п/п | Ф.И.О. ученика | Класс | Виддеятельности | Уровеньучастия | Место | Год |
1. | Ковалевич Анна | 8Б | вокал | международный всероссийский, всероссийский, всероссийский, региональный | II I I III II | 2011 2011 2013 2013 2012 |
2. | Дьяченко Татьяна | 7А | вокал, фортепиано | международный международный международный всероссийский | I III I II | 2013 2013 2014 |
3. | МарущакМилисента | 8Б | вокал, народные инструменты | зональный зональный международный международный | лауреат III III I | 2012 2013 2013 2013 |
4. | Марущак Алексей | 7В | вокал | международный международный | I III | 2013 2013 |
5. | Банщикова Дарья | 11 | вокал | международный международный | I III | 2013 |
6. | Климкина Алина | 3Б | вокал | Международный | III | 2013 |
7. | Ерыпалова Кристина | 11 | народные, духовые инструменты | зональный международный международный международный | I II III II | 2014 2014 2013 2013 |
8. | Смолин Иван | 9А | фортепиано | зональныйрегиональный городской | I I | 2012 2011 2011 |
9. | Найдин Ярослав | 5А | эстрадный вокал | международный всероссийский | II III | 2013 2014 |
10. | Утюгов Григорий | 11 | народные инструменты | международный | I | 2013 |
11. | Коротченко Ярослав | 2Б | эстрадный вокал | международный всероссийский | III III | 2013 2013 |
12. | Князева Кристина | 7А | духовые, народные инструменты | зональный международный международный | III III II | 2013 2014 2014 |
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Если во время обучения учащиеся открывают “для себя” законы, которые составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде, то в определенной мере они приобщаются к творчеству, к процессу открытия.
Процесс выявления и развития творческой активности ученика тесно связан с его раскрепощением от обязательного заучивания, запоминания.
Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
“Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость).
Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
Совместное музицировании – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Процент обучающихся на «4» и «5» от общего количества (при стабильной успеваемости по предмету)
(по результатам итоговой аттестации учащихся лицея №8 по предмету музыказа три последних учебных года (2011-2014 гг.),
а также промежуточной аттестации за 2014-2015 уч. г.)
Учебный год | Классы | Кол-во учащихся | Успевают | % успеваемости | % качества | Порог успешности | ||
5 | 4 | 3 | ||||||
2011-2012 | 2-7 | 376 | 267 | 90 | 18 | 100 | 97 | 1,1 |
2012-2013 | 2-7 | 374 | 261 | 99 | 12 | 100 | 96 | 1,1 |
2013-2014 | 2-7 | 392 | 279 | 103 | 10 | 100 | 98 | 1,2 |
2014-2015 первое полугодие | 2-7 | 424 | 280 | 134 | 10 | 100 | 97 | 1,1 |
Динамика качества знаний
учащихся лицея №8 по музыке за три последних учебных года (2011-2014 гг.),а также прогноз показателей на 2014-2015уч.г. на основе результатов промежуточной аттестации
Общая динамика уровня успеваемости и качества знаний по предмету музыка
При 100% обученности качество знаний по предмету музыка составляет в среднем от 96% до98%. Из таблицы и графика виден рост качества знаний учащихся.
Рост числа призёров предметных олимпиад и турниров.
Ежегодно мои учащиеся участвуют в лицейских, всероссийских и международных олимпиадах и турнирах по музыке. С каждым годом растет количество участников лицейской олимпиады.
Одним из важнейших способов, помогающих мне привлечь учеников к занятиям музыкой, сделать изучение этого предмета интереснее и увлекательнее, – это внедрение в учебный процесс творческих элементов.
Количество победителей олимпиад и турниров по музыке
в 2011 - 2015 уч. г.
Учебный год | Ф.И.учащегося | Название мероприятия | Уровень | Мест |
2011-2012 | Ведениктов Алексей | Олимпиада по музыке 5-7 классы | Лицейский | I место |
2012-2013 | Тенихина Анастасия | Олимпиада по музыке 5-7 классы | Лицейский | I место |
Плеханова Анастасия | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | Диплом за успешноевыпол-е творч-го задания | |
МоскалеваДарья, Геня Анастасия | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | Дипломанты конкурса | |
2013-2014 | Фишер Валерия | Дистанционная олимпиада по музыке 5 класс» | международный | II место |
Бузунова Елена. Карбушев Александр | Дистанционная олимпиада по музыке 3 класс» | международный | III место | |
Банщиков Данил, Бобровникова Елизавета | Дистанционная олимпиада по музыке 3 класс» | международный | II место | |
Бубнова Дарья | Дистанционная олимпиада по музыке 2 класс» | международный | II место | |
Бурцева Юлия, ОруджевАсим | Дистанционная олимпиада по музыке 4 класс» | международный | III место | |
Плеханова Анастасия | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | III место | |
Писанко Надежда | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | Диплом за успешное выполнение тестовых заданий | |
Баранова Марина | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | Диплом за успешное выполнение тестовых заданий | |
Голышев Егор | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | Диплом за успешное выполнение тестовых заданий | |
2014-2015 | Гуляев Виктор | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | I место |
Москалева Дарья | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | I место | |
Житникова Маргарита | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | I место | |
Копчев Андрей | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | II место | |
Курочкина Дарья | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | III место | |
Бурцева Анна | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | III место | |
Бурцева Юлия | Олимпиада по музыке проекта «Инфоурок» | международный | III место | |
Кузнецова Вера | Олимпиада по музыке проекта «VIDEOUROKI.NET» | международный | I место | |
Тумановская Кристина | Олимпиада по музыке проекта «VIDEOUROKI.NET» | международный | I место | |
Корнилов Данил | Олимпиада по музыке проекта «VIDEOUROKI.NET» | международный | II место | |
Полякова Анастасия | Олимпиада по музыке проекта «VIDEOUROKI.NET» | международный | III место | |
Бачина Анастасия | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | II место | |
Бачина Дарья | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | II место | |
Чухонцев Анатолий | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | III место | |
Агапов Евгний | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | III место | |
Дзюба Никита | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | III место | |
Морозова Светлана | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | III место | |
Плеханова Анастасия | Всероссийский турнир по музыке «Gloriamusica» | всероссийский | III место |
Одним из важнейших способов, помогающих мне привлечь учеников к занятиям музыкой, сделать изучение этого предмета интереснее и увлекательнее, – это внедрение в учебный процесс творческих элементов.
В течение последних лет учащимися было создано более 55 информационных проектов, которые были использованы на уроках с 1 по 7 класс. За этот период качество презентаций, сопровождающих проект, значительно увеличилось.
Особая атмосфера урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Это достигается широким применением коммуникативно-двигательных игр, предполагающих не только детей, но и взрослых.
Подобная атмосфера желанна на любом уроке, а на уроке музыки она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность детей.
Дети на самом деле все время действуют, творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.
Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
Диагностика результатов развития духовно-творческого потенциала учащихся показала, что наряду с развитием креативных способностей происходит развитие и основных умственных новообразований. (тесты Д. Гилфорда, А. Зака) Результаты тестирования учащихся экспериментального класса показали качественный рост как креативных способностей детского мышления, так и общих способностей.
Анализ данных тестирования позволяет сделать предположительные выводы о приоритетности развития музыкально-творческих способностей учащихся. Разработка и внедрение технологии продуктивно-творческой деятельности в процесс обучения на уроках музыки также эффективно сказывается на достижениях учащихся в различных видах творческой деятельности.
Широкое применение навыков продуктивно-творческой деятельности способствует реализации главной цели программы развития по созданию образовательной среды творческого типа.
Обобщая вышеперечисленные результаты, можно сделать вывод об эффективности применения технологии продуктивно-творческого обучения на уроках музыки и дальнейшего использования приобретенных навыков в процессе жизнедеятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей через УУД"
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее...
Обобщение опыта на тему: Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через хоровой кружок
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в обществе....
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»
Обобщение педагогического опыта на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...
Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"
Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Развития творческих способностей детей средствами музыки»
Обобщение педагогического опыта...