Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
статья
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации»
Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья- это ещё и возможность заявить окружающим о себе и своём богатом внутреннем мире.
Творчество – это один из способов коррекции эмоционального состояния человека, а главное это получение позитивных эмоций: переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах в своём творческом потенциале и творческих способностях.
Процесс творчества способствует саморазвитию, самовыражению, самореализации.
Цель: Социальная адаптация и развитие творческих способностей через изобразительную деятельность.
Задачи:
1.Развитие эмоциональной сферы.
2.Повышение уровня самооценки.
3.Реализация творческих способности в изобразительной деятельности.
4.Формирование предметных умених в изобразительной деятельности.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий:
1. Индивидуальные занятия.
Направлены на индивидуальную коррекцию и развитие индивидуальных способностей ребёнка в творчестве.
2. Групповые занятия. Работа в малых группах по 2-3 человека
Направлены на социализацию и формирование коммуникативных способностей у детей, а также на развитии творческого потенциала.
Как показывают наблюдения занятия в творческой мастерской положительно влияют на многие факторы развития детей:
Значительно расширяются и углубляются знания об окружающем мире
Развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
Совершенствуется моторика, координация движений
Развивается эмоционально-волевая сфера
Формируется самостоятельность и активность
Корректируется поведение
При изготовлении рисунков, поделок мы берём простые сюжеты, но важно при этом воспитывать в ребёнке желание сделать шедевр самому и, так радостно звучат слова: «Это я тебе сделал, мама!», тем самым демонстрируя значимость своих достижений в творчестве.
Значение реабилитации творчеством в социализации детей-инвалидов в обществе:
Ближайшее окружение (мамы, папы, одноклассники)
Участие в выставках и акциях различных уровней
Виды изобразительной деятельности, способствующие творческой реабилитации:
1.Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Все дети любят рисовать, но страх перед белым листом, первые неудачи, чьё-то критическое замечание часто отбивают у детей желание рисовать. Помочь детям почувствовать себя свободными, преодолеть трудности удивиться и порадоваться миру помогают нетрадиционные техники рисования ( вилкой, мыльными пузырями, ниткой, ватными палочками, отпечатками листьев и своих ладошек…) Нетрадиционные техники развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Это как маленькая игра, в которой надо думать, пробовать, искать, экспериментировать. Это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.
2.Пластилинография.
Пластилинография – «это пластилиновое чудо» в котором краски поменялись местами с пластилином. Пластилинография -лепные картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, знакомится с объёмной и полуобъёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, укрепляется мышечная сила пальчиков, формируются конструктивные способности.
3.Обьёмное моделирование.
Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у детей идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.
В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и мышление.
4.Аппликация.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Из чего только не делают аппликации: бумага, картон, природный материал (листья, различные крупы, семена…), ткань, нитки, вата…
Аппликация может стать очень интересным и развивающим занятием для детей.
У детей развивается и совершенствуется мелкая моторика, что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребёнка. Во время занятия у ребёнка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление, абстрактное и объектное мышление, речь.
Для успешного проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд условий, а занятия выстраивать с учётом индивидуальных особенностей детей.
Особенности проведения занятий с детьми в творческой мастерской:
- Ритуал «Приветствия». Настрой на продуктивную деятельность.
- Поэтапное разъяснение задания с чёткой инструкцией, что и как делаем (при необходимости показ образца)
- Соблюдение последовательности выполнения задания.
- Осуществление индивидуального подхода с учётом состояния здоровья
- Смена видов деятельности и вариативность.
- Использование игровых моментов, физкультминуток и пальчиковых игр.
- Создание ситуации успеха.
Приобщаясь к творчеству с раннего возраста у детей-инвалидов наблюдается положительная динамика общего эмоционального настроя- от насторожённости и апатии к радостному желанию творить, общаться и делится своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка. Это формирует защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.
Изобразительная деятельность является эффективной для социальной адаптации детей-инвалидов, а также, развития у них творческих способностей.
Главная цель реабилитации - это улучшение качества жизни ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности.
Творческая работа в технике монотипия....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...
Программа социально-культурной реабилитации «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
Программа социально-культурной реабилитации...
«Мониторинг развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».
Автор: Баязитова М.Н., педагог дополн...
Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра
Выступление на семенаре "Эффективные формы и методы работы с людьми с ограниченными возможностями"....
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Выступление на районном МО учителей изобразительного искусстваУчитель: Крылова Татьяна Робертовна...