Развитие творческих способностей детей на основе интегрированного курса с применением инновационных технологии в обучении изобразительному искусству в системе общего образования
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Кобякова Мария Петровна

Общеобразовательная программа по изобразительному искусству для 5 - 8 классов. Программа педагогического эксперимента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нижнее Бобино

муниципального района Мечетлинский район

Развитие творческих способностей детей на основе интегрированного курса с применением инновационных технологии в обучении изобразительному искусству в системе общего образования

Программа педагогического эксперимента

Составила Кобякова Мария Петровна

учитель изобразительного искусства

высшей категории

2011

Пояснительная записка

Вначале была точка, линия, знак, символ.… Опровергая известное изречение: «Вначале было слово…», я, как учитель изобразительного искусства, считаю, одностороннее отношение к предмету рисования ведёт к формальному ведению уроков, разобщённому получению информации, узкое понимание тем по предмету. Нет общей системы между теорией и практикой в обучении многих школьных предметов. Уроки изобразительного искусства – это та небольшая частичка культурного пласта нашего общества, которое постепенно теряется, растрачивается за потоком информации обрушивающей на наши головы, это капля в бушующем море культурной жизни общества, это глоток чистого воздуха, маленькое чудо, которое дети ждут с нетерпением. Каждый урок для них должен быть новым открытием, и может быть небольшим приключением. Поэтому не секрет, что на такие уроки, как рисование, музыка, технология,  дети приходят отдыхать,  именно здесь они чувствуют себя свободно и раскрепощенно. Это уроки творчества, где решаются эстетические задачи, и выявляется эмоционально волевое восприятие действительности, а также индивидуальные способности ребёнка. Творчество это свободное выражение своих мыслей, чувств, внутреннего состояния души. Правильно сказано одним из преподавателей рисования, что изображение чего-либо – это акт самовыражения и самоутверждения. И всё-таки одной раскрепощённости мало, хочется через творчество повышать интерес к учёбе, образованию в целом.

В век интенсивного развития технического прогресса, информативных и других технологий повышаются требования к новым формам обучения в образовательном процессе. И не просто использование новых технических средств на уроках, а применение современных методов в обучении, новых форм, способов. Учащиеся должны не просто получать информацию, определённые знания, но и пропускать их через себя, подходить к проблеме  творчески, вкладывать своё личное отношение. Здесь особую роль играют новые технологии в педагогике: технология творческого развития, личностно – ориентированный подход, проектная деятельность, природосообразная технология обучения.

Актуальность данной темы повысить интерес школьников не только к предметам художественно – эстетического курса, но и к образовательному восприятию явлений через интеграцию предметов и внедрение современных педагогических технологий с учётом национального колорита.

Цель данной программы – развить  творческие способности  детей через интеграцию школьных предметов в обучении изобразительному  искусству  с применением современных технологий.

Ставятся следующие задачи:

изучить программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского, а также программы В.С. Кузина,  Т.Я.Шпикаловой;

рассмотреть проблемы технологического подхода в обучении изобразительного искусства;

рассмотреть и разобрать типы уроков по разным педагогическим технологиям;

изучить традиционные методики обучения;

выявить эффективность развития творческих способностей детей и образовательных результатов;

Проблемой исследования является развитие творческих способностей через интеграцию школьных предметов и художественно - эстетического курса.

Объект  исследования – творческие способности детей на уроках изобразительного искусства

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей обучающихся.

Изучая программы по изобразительному искусству многих авторов, прослеживая методическую литературу, я пришла к выводу, что тесной связи между творчеством детей и другими предметами в наших школах нет, не говоря уже о конкретных темах. Всё разрозненно и не систематизировано, темы отдельных предметов не совпадают с темами по изобразительному искусству, как того хотелось бы. Работая над этой проблемой, я решила внедрить интегрированный курс обучения изобразительного искусства и других дисциплин на базе нашей школы, то есть связать темы уроков рисования с темами других предметов.

Выдвигается гипотеза: развитие творческих способностей у детей будет эффективным через интеграцию предметов с внедрением современных технологий в процесс обучения изобразительного искусства.

Работая по программе Б.М. Неменского, я пришла к выводу, программа представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное  народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе  вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» построена на основе отечественных традиций гуманной педагогики и является фундаментальной основой для изучения и преподавания предмета «изобразительное искусство», ставит новые задачи для современного образования и культуры в целом, позволяет формировать и развивать способности к восприятию художественных различных явлений.

Изучая программу В.С. Кузина,  Т.Я.Шпикаловой, были выявлены основные особенности: содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.

В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции,  практические работы.

Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

Программа  Т.Я.Шпикаловой, построена на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. 

Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности и интеграции в обучении. Также современная ситуация образования требует внедрение новых образовательных стандартов, форм, новых технологий, поэтому в них недостаёт современного информационного подхода в обучении.

Так, например по Б.М.Неменскому в 5 классе по программе идёт «Геральдика» – это Средневековье. А по истории эту тему дети проходят лишь в 6 классе, или «Древний Египет», эту тему проходят по истории в 5 классе в начале года, а по программе Б.М.Неменского это тема 4 четверти. И такого несоответствия в наших программах много. Поэтому я решила пересмотреть темы уроков по изобразительному искусству и составить свою программу, которая была бы связана по темам с другими предметами, чтобы дети, пройдя материал по отдельным предметам, смогли его закрепить на уроках рисования. Например, по истории, изучение темы «Средние века» я связываю с архитектурой, со строительством замков, соборов, рыцарской культуры и т. д. Сюда можно включить уроки по литературе, как эстетический цикл. Теоретическая часть в большей степени это прирегатива учителей предметников, а на уроках изобразительного искусства мы занимаемся творческой работой, эмоционально – образным решением поставленной задачи. Рисуем замки, устраиваем рыцарские турниры, театральные представления. В 5 классе изучая «Древний мир», на уроках рисования рисуем на обоях, прикреплённых на стене, представляя себя первобытными людьми, при этом решаем этические, и эстетические задачи. При изучении темы «Древний Египет», мы занимаемся бумагопластикой, строим пирамиды или создаём костюм, а также лепим из солёного теста скульптуры (сфинксов).

Рассматривая  жанр изобразительного искусства пейзаж, мы изучаем строение растений, а  это целая наука, разве может дерево существовать отдельно от земли, воздуха, солнечных лучей, конечно нет. Такие уроки интегрируются  с природоведением, чтобы понять строение листа, дерева, куста и т.п. Только затем дети  рисуют пейзаж,  и этим закрепляем пройденный материал.

Уроки, связанные с такой наукой как математика – это изучение дробей, частей, чисел, которые очень помогают понять детям пропорциональные отношения в рисовании растений, цветов, человека, в построении раппорта, различных орнаментальных сеток и т.д. Сюда можно включать и уроки по геометрии – это  изучение симметрии, перспективы, геометрических форм.

Работая над темой декоративно прикладного искусства, важную роль я отвожу региональному компоненту, а именно – Культуре  Башкортостана. Такие темы, как «Национальный костюм», «Орнамент моего народа», «Знаки и символы», также оформление различных стенгазет. Здесь во многом помогают уроки по культуре Башкортостана.

Интегрированные уроки по ИЗО и информатике, это работа на компьютере, реализация различных компьютерных программ, таких, как Paint и Corel Draw, а также Xara 3D6. Для образовательной программы компьютерная графика играет немаловажную роль это высокая точность формы, красочность изображений,  при  разработке логотипов, объявлений, создание иллюстрации, выполнение чертежных и оформительских работ. Также привлекает ребят своими возможностями. Многие  рисунки, изображения, может выполнить только профессиональный художник, а здесь ребята пробуют свои силы и чувствуют себя, ни чем не хуже высококвалифицированного профессионала.

Уроки по географии  во многом помогают в изучении таких тем изобразительного искусства, как  изучение народных промыслов, творчество народов мира и т.д.

 По литературе мы проводим совместную работу в подготовке к выставкам, для каждого праздника. Дети пишут сочинения или стихи, а на уроках рисования выполняют рисунки. Затем мы совместно с учителем литературы и русского языка составляем книги по данной теме. Уже составлены книги на темы: «Милой маме посвящаем», «Новогодний маскарад», «Праздник со слезами на глазах»  и др.

Конечно, такая программа требует дополнительной подготовки и тесной работы с учителями предметниками. Но особая трудность это в первый год, затем тематическое планирование предметов уже будет взаимосвязано с темами рисования, и составлять поурочное планирование будет легче. Но суть не в тех трудностях, которые появляются с внедрением новых методик и технологий, а как дети усваивают изученный материал и есть ли интерес к образовательному процессу.     Когда человек видит, что одно вытекает из другого и не может сосуществовать отдельно, это помогает лучше усвоить материал, запомнить и применить на практике.  Как говорит китайская пословица: «Я слышу, я забываю. Я вижу, я запоминаю. Я делаю, я понимаю». Я считаю, что такой подход в обучении усиливает не только качество обучения, но и интерес детей к предметам в школе. Большинство работающих учителей в школе знают, что с каждым годом учить детей становится всё труднее и труднее. Самая главная причина заключается в большом потоке информации, которая с каждым годом нарастает. Невероятный объём знаний приходится перерабатывать нашим школьникам. Кроме того вчерашние истины стареют и уходят в прошлое, жизненное пространство всё чаще требует от человека способность гибко мыслить, находить неординарные решения. А такие уроки рисования помогают усвоить материал и закрепить его  практическими упражнениями. Многие занятия проводятся в форме игры. Игра это способ освоения целостной картины мира и в тоже время свободное образовательное пространство. Она помогает превратить образовательную тяжёлую повинность и учителя и ученика в обретение «опыта счастья». При подготовке к игровым урокам дети сами находят материал, обрабатывают нужную информацию, иногда сами составляют вопросы, составляют кроссворды, анкеты. Что позволяет охватить намного больше изучаемого материала, чем на обычных уроках. Но и от учителя такие уроки требуют большей отдачи.

Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний. Кроме всего этого интеграция в обучении способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

Итогом исследования проблемы по данной теме является общеобразовательная программа для 5 – 8 классов «Интегрированный курс обучения по изобразительному искусству в системе общего образования». В программу включены уроки по использованию информационных технологий и уроки из региональной программы.    

Новизной исследования данной темы является применение комъютерной графики на уроках рисования. Так использование компьютера дает  широкие возможности  по развитию образного мышления и творческого воображения детей.

Хотя с появлением новых компьютерных программ и до сегодняшнего дня многие педагоги спорят, помогает компьютер или вредит развитию творческих способностей человека.

Но, по-моему, мнению как в гуманитарных дисциплинах мы можем быть  книголюбами, большими ценителями поэзии и т.д., но никогда не стать поэтом, так и в изобразительном искусстве мы можем хорошо чувствовать колорит (цвет), форму, ритм, но при этом не быть живописцами  и не создавать великих произведений. Но прикоснуться к созданию профессионально выполненного произведения, законченной  композиции, как в декоративной работе, так  и в сюжетном рисовании. Компьютер помогает в обучении, а не мешает.

Так в создании декоративной композиции, можно проделать большую подготовительную работу в плане создания цветовых комбинаторик. (Колорит, нюанс, контраст),  в составление орнамента – это создание модульной сетки, раппорта, паркета и т.д. выполнение чертежей, когда время ограничено и нужно выполнить чертежа несколько минут.

А для развития пространственного мышления и воображения в целом работа на компьютере дает широкое поле деятельности и возможностей. Хотелось бы остановиться на компьютерных программах это Paint и Corel Draw.

Paint – простое стандартное приложение (растровой) компьютерной графики; относится к классу растровой графики, основной элемент которой – точка. Данная программа позволяет выполнять фотографии, иллюстрации, создавать простые изображения и обрабатывать их.

Corel Draw – векторный графический редактор, среди профессиональных векторных графических систем самый распространенный.

В возможности Corel Draw входит создание:

эмблем, наклеек, логотипов и т.д.;

оригинальных плакатов;

любых фотоизображений;

Веб – графиков;

нереальных изображений,  животных, зданий;

использование живописных произведений, без использования кистей и красок самых современных изобразительных эффектов (в том числе и ретро – сюрреалистических  и импрессионистических);

иллюстрации на любой вкус;

создание мультфильмов и кино клипов;

исправление любых испорченных изображений;

инженерных чертежей:

А во главу угла Corel Draw  ставит

1 – кривую – как средство создания контура объекта.

2 – заливку (заполнение)  выявление фактуры объекта.

3 – узел – как средство трансформировать объекты (изменять).

4 – группу -  объединение множества объектов в один, придавая ему единые свойства.

Инструмент как посредническое звено между разработчиком и изображением.

Эффект – размещение объекта в пространстве (2х – мерное, 3х-мерное и т.д.)

Можно выполнять как плоские рисунки, так и объемные и живописные.

 Это позволяет глубже и с большим интересом изучать, как изобразительную грамоту, так и народное творчество, а именно  региональный компонент, который помогает детям включаться в культуру родного края. Дети должны в полной мере знакомиться с искусством своей страны и своей республики, уметь проводить аналогии, сравнивать и при этом применять свои знания на практике.

План хода эксперимента

Этапы

Сроки

Содержание

работы

Результаты

Промежуточные

Конечные

1.Диагностико-прогностичес-

кий

2007-2008

-изучение и подбор методической и литературы;

-проведение консультаций;  выдвижение гипотезы; --разработка методики проведения эксперимента.

Составлен литературный обзор. Обозначена проблема исследования, определены его объект, предмет, цель, выдвинута гипотеза, поставлены задачи.

Внедрение методики исследования.

2.Организацион-ный

2008-2009

(1-ое полу-годие)

Подготовка материально-технической базы проведения эксперимента, подбор экспериментальных материалов, разработка критериев оценки ожидаемых результатов

Готовность педагогов, учащихся, администрации школы к проведению эксперимента.

Наличие нормативной документации,

программы эксперимента.

3.Практический

2008-2009

(2-ое полу-годие)

2009-2010

Выявление исходного уровня готовности школьников к исследовательской деятельности, формирование теоретических знаний  по организации исследования, знакомство учащихся с методикой выполнения исследовательских работ,

корректировка планов работы учащихся,

фиксация наблюдений учителя, защита и экспертная оценка работ учащихся.

Анализ реализации требований программы.

Повышение интереса учащихся к коллективному творчеству, исследовательской деятельности, получение дополнительных знаний.

Участие родителей в сборе информации по выбранной детьми теме.

Участие родителей в работе конференций по защите творческих проектов. Участие в выставках рисунков

Создание программы по изобразительному искусству.

Обобщение опыта учителя

Исследование по выбранной актуальной проблеме осуществлялось в три этапа.

Первый этап – изучение программ по изобразительному искусству. На этом этапе был выполнен анализ литературы по проблеме исследования с целью обоснования актуальности проблемы и определения теоретико-методологических основ исследования. Основными методами исследования были анализ, изучение литературы, сравнительный анализ систем образования, новых технологий, разработки уроков различных педагогических технологий.

Второй этап – внедрение современных технологий через интеграцию в образовательный процесс.

1.Личностно – ориентированный подход;

2.Технология творческого развития;

3.Проектная деятельность;

4.Природосообразная технология;

И традиционные технологии – коллективно – творческого дела, игровая деятельность

На этом этапе были подготовлены основные разработки тематического плана, уроков, обеспечивающие  внедрение экспериментальной методики обучения учащихся на уроках рисования. Разработка отдельных блоков  по урокам.

1.Тематическое рисование – основы образного языка;

2.Декоративно-прикладное искусство – народное творчество;

3.Комьютерная графика – основы композиции;

4.Человек и пространство

Третий этап  целиком был посвящен апробации разработанной модели, а также отработке основных компонентов методики реализации интегративного курса образования обучающихся с 5 по 8 классы.

Основными методами исследования были эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, проекты детей, выставки рисунков.

Практическая значимость данной работы в том, что можно проводить уроки по авторской программе с учётом регионального компонента с использованием современных технологий.

Ожидаемые результаты – прежде всего повышение эффективности творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Формы представления результатов эксперимента

Формы представления результатов педагогического эксперимента

Сроки и ответственные

1.

Нормативная документация по организации и проведению эксперимента

2007-2008 гг

Администрация школы

Директор школы

 2.

Программа проведения эксперимента

2008-2009 (1-ое полугодие)

3.

Методические рекомендации по ведению исследовательской работы на развитие творческих способностей обучающихся с 5 по 8 классы

2008-2009 (1-ое полугодие)

4.

Участие в научно практической конференции «Что нам стоит «что – то» строить?» УРГПУ г. Екатеринбург

2008-2009 (1-ое полугодие)

5.

Участие в районных научно-практических конференциях

2008-2010 гг.

6.

Участие в республиканской  научно-практических конференции –

 СОВЁНОК-2010

2010 год

7.

Сборник исследовательских работ школьников, коллективные работы

2009-2010гг

8.

Научные статьи по ходу и результатам эксперимента

Кобякова М.П.

Модель эксперимента

Компоненты модели исследования темы программы

Характеристики

Цели

Социальные

Готовность детей к познавательной и исследовательской деятельности

Психологические

Изучение психологических особенностей школьников в условиях проведения эксперимента

Дидактические

Обеспечение развития познавательного интереса у школьников через интегрированный курс обучения

Воспитательные

Формирование ответственного отношения к выполняемой творческой работе

Функции

Обучающие

Формирование межпредметных  и надпредметных компетенций.

  школьников

Развивающие

Формирование научного мировоззрения, развитие логического мышления, развитие специальных навыков в рисовании

Воспитывающие

Стимулирование позитивных проявлений в ходе творческой деятельности

Этапы педагогического эксперимента

Основное содержание

этапов эксперимента

Диагностический

Выявление проблемы и обоснование её актуальности

Прогностический

Разработка программы эксперимента и её экспертиза

Организационный

Обеспечение организационно-педагогических  условий для реализации программы педагогического эксперимента; подготовка материальной базы и методического обеспечения эксперимента.

Практический

Реализация программы педагогического эксперимента.

Обобщающий

Анализ и оценка результатов

Формы

Организация учебно-воспитательного процесса

Педагогические чтения.

Творческие отчёты.

Индивидуальная работа с одарёнными детьми, с повышенной мотивацией к исследовательской деятельности.

Организация исследовательского процесса

Олимпиады по предметам

Защита творческих работ, проектов школьников.

Выставки рисунков, сельские ярмарки

Организация деятельности во внеурочное время

Конкурсы, конференции, мастер-классы.

Методы

Диагностики

Опросники, тесты, анкеты, творческие работы

Формирование качеств личности

Беседы, игры

Организации деятельности

Организация вводных и текущих мероприятий по реализации эксперимента

Средства

Компьютерная база данных по экспериментальной работе

Критерии

познавательный

- знание видов и структуры предметов, различных форм работы;

- знание правил оформления и защиты исследовательских работ;

креативный

- желание детей участвовать в творческой и исследовательской деятельности, стремление поделиться с окружающими информацией, полученной из различных источников;

-интерес учащихся к познанию нового, выходящего за рамки школьной программы;

-потребность школьников в исследовательской деятельности по интересующим вопросам  

деятельностный

-умение находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером;

-умение разрабатывать и оформлять проект;

- умение презентовать и защищать исследовательскую работу;

-умение применять свои знания на практике.

Литература

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература для учителя

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

Галлямова Л.Г. Краски родного края. У., 2002.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

Сайт http://festival.1September.ru.

Казанкова Т.В. Игровой подход в обучении изобразительному искусству.

Леонтьева О. Урок-игра: как его придумать?

Чигоряева Л.Л. Творческий потенциал ребенка проявляется в игре.

Чепкасова О.А. Использование на уроках образовательной области “Искусство”.

Тищенко Е.В. Развивающие игры на уроках изобразительного искусства.

Сайт http://viki.rdf.ru. Игра в Power Point.

Сайт  ru.wikipedia.org/wiki/

 Сайт  newschool.unn


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа педагогического эксперимента Разработала: Кобякова Мария Петровна учитель высшей категории по изобразительному искусству и технологии МОБУ СОШ с.Нижнее Бобино Мечетлинский район Республика Башкортостан

Слайд 2

Развитие творческих способностей детей на уроках рисования через интеграцию предметов с применением инновационных технологии

Слайд 3

Актуальность создания программы - повысить интерес школьников не только к предметам художественно – эстетического курса, но и к образовательному процессу через интеграцию предметов и внедрение современных педагогических технологий с учётом национального колорита

Слайд 4

Педагогическая цель : развитие творческих способностей детей через интеграцию школьных предметов в обучении изобразительному искусству с применением современных технологий

Слайд 5

Цель эксперимента – разработать образовательную программу по изобразительному искусству на основе других учебных программ с учётом интеграции предметов, современных технологий и регионального компонента

Слайд 6

Задачи : изучить программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского , а также программы В.С. Кузина, Т.Я.Шпикаловой ; рассмотреть проблемы технологического подхода в обучении изобразительного искусства; рассмотреть типы уроков по разным педагогическим технологиям; изучить традиционные методики обучения; выявить эффективность развития творческих способностей детей и образовательных результатов

Слайд 7

Проблемой исследования является развитие творческих способностей через интеграцию школьных предметов и художественно - эстетического курса Объект исследования – творческие способности детей на уроках изобразительного искусства Предмет исследования – процесс развития творческих способностей детей

Слайд 8

Гипотеза : развитие творческих способностей у детей будет эффективным через интеграцию предметов с внедрением современных технологий в процесс обучения изобразительного искусства

Слайд 9

первым шагом является мотивационный вторым шагом - самоопределен ие третьим шагом - проектировочный , связанный с разработкой программы эксперимента четвертым шагом - аналитический, связанный с рефлексией уже осуществленной экспериментальной деятельности Шаги эксперимента

Слайд 10

№ п / п Этапы Функции этапов Содержание 1 Подготовительный Диагностический Прогностический Организационный Выявление проблемы и обоснование её актуальности Разработка программы эксперимента 2 Основной Практический - внедренческий Реализация программы педагогического эксперимента. 3 Заключительный Обобщающий Анализ и оценка результатов

Слайд 12

Природо - с ообразный метод Проектная деятельность

Слайд 13

Реализация программы по блокам уроков

Слайд 14

Методы исследования Диагностический Экспериментальный Опросники, тесты, анкеты, творческие работы Организация вводных и текущих мероприятий по реализации эксперимента Организационный Эмпирический Беседы, игры

Слайд 15

Критерии результативности познавательный - знание видов и структуры предметов, различных форм работы; - знание правил оформления и защиты исследовательских работ; креативный - желание детей участвовать в творческой и исследовательской деятельности, стремление поделиться с окружающими информацией, полученной из различных источников; -интерес учащихся к познанию нового, выходящего за рамки школьной программы; -потребность школьников в исследовательской деятельности по интересующим вопросам деятельностный - уме ние находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером ; -умение разрабатывать и оформлять проект; - умение презентовать и защищать исследовательскую работу; -умение применять свои знания на практике.

Слайд 16

Формы представления результатов эксперимента № Формы представления результатов педагогического эксперимента Сроки и ответственные 1. Нормативная документация по организации и проведению эксперимента 2006-2007 гг Администрация школы 2. Составление программы эксперимента 2007-2009 3. Методические рекомендации по ведению исследовательской работы на развитие творческих способностей обучающихся с 5 по 8 классы 2008-2009 (1-ое полугодие) 4. Участие в научно практической конференции «Что нам стоит «что – то» строить?» УРГПУ г. Екатеринбург 2008-2009 5. Участие в районных научно-практических конференциях Участие в международной заочной научно-практической конференции г.Уфа 2008-2010 гг. 6. Участие в республиканской научно-практических конференции – СОВЁНОК-2010 г.Бирск 2010 год 7. Сборник исследовательских работ школьников, коллективные работы 2009-2010гг 8. Статьи по ходу и результатам эксперимента Кобякова М.П.

Слайд 17

Глоссарий Творческие способности - способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи; Креативный – творческий, способность индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей или творческая направленность; Инновационный – термин «инновация» происходит от латинского « novatio », что означает «обновление» (или «изменение») и приставке « in », которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно « Innovatio » — «в направлении изменений », внедрение нового; Интеграция – объединение в целое каких - либо однородных частей; 2- процесс взаимного приспособления и объединения; Paint – простое стандартное приложение (растровой) компьютерной графики; относится к классу растровой графики, основной элемент которой – точка ; Corel Draw – векторный графический редактор, среди профессиональных векторных графических систем самый распространенный ; Личностно – ориентированный подход – подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; Проектная деятельность - одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений

Слайд 18

1. ru.wikipedia.org/wiki / Интернет ресурсы: 2. www.glossary.ru/cgi-bin/g 3. portfolio.1september.ru / 4. www.konferencii.ru/info 5. newschool.unn


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...

«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

«Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству»

Меняющийся мир провоцирует перемены и в школе. Очевидно, настало время по-другому взглянуть и на изучение пре...

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для воспитания у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Английский язык, кото...

Развитие творческих способностей и креативного мышления учащихся в результате использования инновационных технологий

Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу...