Развитие творческих способностей детей на основе интегрированного курса с применением инновационных технологии в обучении изобразительному искусству в системе общего образования
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Общеобразовательная программа по изобразительному искусству для 5 - 8 классов. Программа педагогического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_eksperiment_2011.docx | 47.16 КБ |
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_kobyakova_m.p._mobu_sosh_s.n-bobino.pptx | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Нижнее Бобино
муниципального района Мечетлинский район
Развитие творческих способностей детей на основе интегрированного курса с применением инновационных технологии в обучении изобразительному искусству в системе общего образования
Программа педагогического эксперимента
Составила Кобякова Мария Петровна
учитель изобразительного искусства
высшей категории
2011
Пояснительная записка
Вначале была точка, линия, знак, символ.… Опровергая известное изречение: «Вначале было слово…», я, как учитель изобразительного искусства, считаю, одностороннее отношение к предмету рисования ведёт к формальному ведению уроков, разобщённому получению информации, узкое понимание тем по предмету. Нет общей системы между теорией и практикой в обучении многих школьных предметов. Уроки изобразительного искусства – это та небольшая частичка культурного пласта нашего общества, которое постепенно теряется, растрачивается за потоком информации обрушивающей на наши головы, это капля в бушующем море культурной жизни общества, это глоток чистого воздуха, маленькое чудо, которое дети ждут с нетерпением. Каждый урок для них должен быть новым открытием, и может быть небольшим приключением. Поэтому не секрет, что на такие уроки, как рисование, музыка, технология, дети приходят отдыхать, именно здесь они чувствуют себя свободно и раскрепощенно. Это уроки творчества, где решаются эстетические задачи, и выявляется эмоционально волевое восприятие действительности, а также индивидуальные способности ребёнка. Творчество это свободное выражение своих мыслей, чувств, внутреннего состояния души. Правильно сказано одним из преподавателей рисования, что изображение чего-либо – это акт самовыражения и самоутверждения. И всё-таки одной раскрепощённости мало, хочется через творчество повышать интерес к учёбе, образованию в целом.
В век интенсивного развития технического прогресса, информативных и других технологий повышаются требования к новым формам обучения в образовательном процессе. И не просто использование новых технических средств на уроках, а применение современных методов в обучении, новых форм, способов. Учащиеся должны не просто получать информацию, определённые знания, но и пропускать их через себя, подходить к проблеме творчески, вкладывать своё личное отношение. Здесь особую роль играют новые технологии в педагогике: технология творческого развития, личностно – ориентированный подход, проектная деятельность, природосообразная технология обучения.
Актуальность данной темы повысить интерес школьников не только к предметам художественно – эстетического курса, но и к образовательному восприятию явлений через интеграцию предметов и внедрение современных педагогических технологий с учётом национального колорита.
Цель данной программы – развить творческие способности детей через интеграцию школьных предметов в обучении изобразительному искусству с применением современных технологий.
Ставятся следующие задачи:
изучить программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского, а также программы В.С. Кузина, Т.Я.Шпикаловой;
рассмотреть проблемы технологического подхода в обучении изобразительного искусства;
рассмотреть и разобрать типы уроков по разным педагогическим технологиям;
изучить традиционные методики обучения;
выявить эффективность развития творческих способностей детей и образовательных результатов;
Проблемой исследования является развитие творческих способностей через интеграцию школьных предметов и художественно - эстетического курса.
Объект исследования – творческие способности детей на уроках изобразительного искусства
Предмет исследования – процесс развития творческих способностей обучающихся.
Изучая программы по изобразительному искусству многих авторов, прослеживая методическую литературу, я пришла к выводу, что тесной связи между творчеством детей и другими предметами в наших школах нет, не говоря уже о конкретных темах. Всё разрозненно и не систематизировано, темы отдельных предметов не совпадают с темами по изобразительному искусству, как того хотелось бы. Работая над этой проблемой, я решила внедрить интегрированный курс обучения изобразительного искусства и других дисциплин на базе нашей школы, то есть связать темы уроков рисования с темами других предметов.
Выдвигается гипотеза: развитие творческих способностей у детей будет эффективным через интеграцию предметов с внедрением современных технологий в процесс обучения изобразительного искусства.
Работая по программе Б.М. Неменского, я пришла к выводу, программа представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» построена на основе отечественных традиций гуманной педагогики и является фундаментальной основой для изучения и преподавания предмета «изобразительное искусство», ставит новые задачи для современного образования и культуры в целом, позволяет формировать и развивать способности к восприятию художественных различных явлений.
Изучая программу В.С. Кузина, Т.Я.Шпикаловой, были выявлены основные особенности: содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.
В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы.
Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.
Программа Т.Я.Шпикаловой, построена на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.
Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин.
Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.
Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.
Более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности и интеграции в обучении. Также современная ситуация образования требует внедрение новых образовательных стандартов, форм, новых технологий, поэтому в них недостаёт современного информационного подхода в обучении.
Так, например по Б.М.Неменскому в 5 классе по программе идёт «Геральдика» – это Средневековье. А по истории эту тему дети проходят лишь в 6 классе, или «Древний Египет», эту тему проходят по истории в 5 классе в начале года, а по программе Б.М.Неменского это тема 4 четверти. И такого несоответствия в наших программах много. Поэтому я решила пересмотреть темы уроков по изобразительному искусству и составить свою программу, которая была бы связана по темам с другими предметами, чтобы дети, пройдя материал по отдельным предметам, смогли его закрепить на уроках рисования. Например, по истории, изучение темы «Средние века» я связываю с архитектурой, со строительством замков, соборов, рыцарской культуры и т. д. Сюда можно включить уроки по литературе, как эстетический цикл. Теоретическая часть в большей степени это прирегатива учителей предметников, а на уроках изобразительного искусства мы занимаемся творческой работой, эмоционально – образным решением поставленной задачи. Рисуем замки, устраиваем рыцарские турниры, театральные представления. В 5 классе изучая «Древний мир», на уроках рисования рисуем на обоях, прикреплённых на стене, представляя себя первобытными людьми, при этом решаем этические, и эстетические задачи. При изучении темы «Древний Египет», мы занимаемся бумагопластикой, строим пирамиды или создаём костюм, а также лепим из солёного теста скульптуры (сфинксов).
Рассматривая жанр изобразительного искусства пейзаж, мы изучаем строение растений, а это целая наука, разве может дерево существовать отдельно от земли, воздуха, солнечных лучей, конечно нет. Такие уроки интегрируются с природоведением, чтобы понять строение листа, дерева, куста и т.п. Только затем дети рисуют пейзаж, и этим закрепляем пройденный материал.
Уроки, связанные с такой наукой как математика – это изучение дробей, частей, чисел, которые очень помогают понять детям пропорциональные отношения в рисовании растений, цветов, человека, в построении раппорта, различных орнаментальных сеток и т.д. Сюда можно включать и уроки по геометрии – это изучение симметрии, перспективы, геометрических форм.
Работая над темой декоративно прикладного искусства, важную роль я отвожу региональному компоненту, а именно – Культуре Башкортостана. Такие темы, как «Национальный костюм», «Орнамент моего народа», «Знаки и символы», также оформление различных стенгазет. Здесь во многом помогают уроки по культуре Башкортостана.
Интегрированные уроки по ИЗО и информатике, это работа на компьютере, реализация различных компьютерных программ, таких, как Paint и Corel Draw, а также Xara 3D6. Для образовательной программы компьютерная графика играет немаловажную роль это высокая точность формы, красочность изображений, при разработке логотипов, объявлений, создание иллюстрации, выполнение чертежных и оформительских работ. Также привлекает ребят своими возможностями. Многие рисунки, изображения, может выполнить только профессиональный художник, а здесь ребята пробуют свои силы и чувствуют себя, ни чем не хуже высококвалифицированного профессионала.
Уроки по географии во многом помогают в изучении таких тем изобразительного искусства, как изучение народных промыслов, творчество народов мира и т.д.
По литературе мы проводим совместную работу в подготовке к выставкам, для каждого праздника. Дети пишут сочинения или стихи, а на уроках рисования выполняют рисунки. Затем мы совместно с учителем литературы и русского языка составляем книги по данной теме. Уже составлены книги на темы: «Милой маме посвящаем», «Новогодний маскарад», «Праздник со слезами на глазах» и др.
Конечно, такая программа требует дополнительной подготовки и тесной работы с учителями предметниками. Но особая трудность это в первый год, затем тематическое планирование предметов уже будет взаимосвязано с темами рисования, и составлять поурочное планирование будет легче. Но суть не в тех трудностях, которые появляются с внедрением новых методик и технологий, а как дети усваивают изученный материал и есть ли интерес к образовательному процессу. Когда человек видит, что одно вытекает из другого и не может сосуществовать отдельно, это помогает лучше усвоить материал, запомнить и применить на практике. Как говорит китайская пословица: «Я слышу, я забываю. Я вижу, я запоминаю. Я делаю, я понимаю». Я считаю, что такой подход в обучении усиливает не только качество обучения, но и интерес детей к предметам в школе. Большинство работающих учителей в школе знают, что с каждым годом учить детей становится всё труднее и труднее. Самая главная причина заключается в большом потоке информации, которая с каждым годом нарастает. Невероятный объём знаний приходится перерабатывать нашим школьникам. Кроме того вчерашние истины стареют и уходят в прошлое, жизненное пространство всё чаще требует от человека способность гибко мыслить, находить неординарные решения. А такие уроки рисования помогают усвоить материал и закрепить его практическими упражнениями. Многие занятия проводятся в форме игры. Игра это способ освоения целостной картины мира и в тоже время свободное образовательное пространство. Она помогает превратить образовательную тяжёлую повинность и учителя и ученика в обретение «опыта счастья». При подготовке к игровым урокам дети сами находят материал, обрабатывают нужную информацию, иногда сами составляют вопросы, составляют кроссворды, анкеты. Что позволяет охватить намного больше изучаемого материала, чем на обычных уроках. Но и от учителя такие уроки требуют большей отдачи.
Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний. Кроме всего этого интеграция в обучении способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Итогом исследования проблемы по данной теме является общеобразовательная программа для 5 – 8 классов «Интегрированный курс обучения по изобразительному искусству в системе общего образования». В программу включены уроки по использованию информационных технологий и уроки из региональной программы.
Новизной исследования данной темы является применение комъютерной графики на уроках рисования. Так использование компьютера дает широкие возможности по развитию образного мышления и творческого воображения детей.
Хотя с появлением новых компьютерных программ и до сегодняшнего дня многие педагоги спорят, помогает компьютер или вредит развитию творческих способностей человека.
Но, по-моему, мнению как в гуманитарных дисциплинах мы можем быть книголюбами, большими ценителями поэзии и т.д., но никогда не стать поэтом, так и в изобразительном искусстве мы можем хорошо чувствовать колорит (цвет), форму, ритм, но при этом не быть живописцами и не создавать великих произведений. Но прикоснуться к созданию профессионально выполненного произведения, законченной композиции, как в декоративной работе, так и в сюжетном рисовании. Компьютер помогает в обучении, а не мешает.
Так в создании декоративной композиции, можно проделать большую подготовительную работу в плане создания цветовых комбинаторик. (Колорит, нюанс, контраст), в составление орнамента – это создание модульной сетки, раппорта, паркета и т.д. выполнение чертежей, когда время ограничено и нужно выполнить чертежа несколько минут.
А для развития пространственного мышления и воображения в целом работа на компьютере дает широкое поле деятельности и возможностей. Хотелось бы остановиться на компьютерных программах это Paint и Corel Draw.
Paint – простое стандартное приложение (растровой) компьютерной графики; относится к классу растровой графики, основной элемент которой – точка. Данная программа позволяет выполнять фотографии, иллюстрации, создавать простые изображения и обрабатывать их.
Corel Draw – векторный графический редактор, среди профессиональных векторных графических систем самый распространенный.
В возможности Corel Draw входит создание:
эмблем, наклеек, логотипов и т.д.;
оригинальных плакатов;
любых фотоизображений;
Веб – графиков;
нереальных изображений, животных, зданий;
использование живописных произведений, без использования кистей и красок самых современных изобразительных эффектов (в том числе и ретро – сюрреалистических и импрессионистических);
иллюстрации на любой вкус;
создание мультфильмов и кино клипов;
исправление любых испорченных изображений;
инженерных чертежей:
А во главу угла Corel Draw ставит
1 – кривую – как средство создания контура объекта.
2 – заливку (заполнение) выявление фактуры объекта.
3 – узел – как средство трансформировать объекты (изменять).
4 – группу - объединение множества объектов в один, придавая ему единые свойства.
Инструмент как посредническое звено между разработчиком и изображением.
Эффект – размещение объекта в пространстве (2х – мерное, 3х-мерное и т.д.)
Можно выполнять как плоские рисунки, так и объемные и живописные.
Это позволяет глубже и с большим интересом изучать, как изобразительную грамоту, так и народное творчество, а именно региональный компонент, который помогает детям включаться в культуру родного края. Дети должны в полной мере знакомиться с искусством своей страны и своей республики, уметь проводить аналогии, сравнивать и при этом применять свои знания на практике.
План хода эксперимента
Этапы | Сроки | Содержание работы | Результаты | |
Промежуточные | Конечные | |||
1.Диагностико-прогностичес- кий | 2007-2008 | -изучение и подбор методической и литературы; -проведение консультаций; выдвижение гипотезы; --разработка методики проведения эксперимента. | Составлен литературный обзор. Обозначена проблема исследования, определены его объект, предмет, цель, выдвинута гипотеза, поставлены задачи. | Внедрение методики исследования. |
2.Организацион-ный | 2008-2009 (1-ое полу-годие) | Подготовка материально-технической базы проведения эксперимента, подбор экспериментальных материалов, разработка критериев оценки ожидаемых результатов | Готовность педагогов, учащихся, администрации школы к проведению эксперимента. | Наличие нормативной документации, программы эксперимента. |
3.Практический | 2008-2009 (2-ое полу-годие) 2009-2010 | Выявление исходного уровня готовности школьников к исследовательской деятельности, формирование теоретических знаний по организации исследования, знакомство учащихся с методикой выполнения исследовательских работ, корректировка планов работы учащихся, фиксация наблюдений учителя, защита и экспертная оценка работ учащихся. Анализ реализации требований программы. | Повышение интереса учащихся к коллективному творчеству, исследовательской деятельности, получение дополнительных знаний. Участие родителей в сборе информации по выбранной детьми теме. Участие родителей в работе конференций по защите творческих проектов. Участие в выставках рисунков | Создание программы по изобразительному искусству. Обобщение опыта учителя |
Исследование по выбранной актуальной проблеме осуществлялось в три этапа.
Первый этап – изучение программ по изобразительному искусству. На этом этапе был выполнен анализ литературы по проблеме исследования с целью обоснования актуальности проблемы и определения теоретико-методологических основ исследования. Основными методами исследования были анализ, изучение литературы, сравнительный анализ систем образования, новых технологий, разработки уроков различных педагогических технологий.
Второй этап – внедрение современных технологий через интеграцию в образовательный процесс.
1.Личностно – ориентированный подход;
2.Технология творческого развития;
3.Проектная деятельность;
4.Природосообразная технология;
И традиционные технологии – коллективно – творческого дела, игровая деятельность
На этом этапе были подготовлены основные разработки тематического плана, уроков, обеспечивающие внедрение экспериментальной методики обучения учащихся на уроках рисования. Разработка отдельных блоков по урокам.
1.Тематическое рисование – основы образного языка;
2.Декоративно-прикладное искусство – народное творчество;
3.Комьютерная графика – основы композиции;
4.Человек и пространство
Третий этап целиком был посвящен апробации разработанной модели, а также отработке основных компонентов методики реализации интегративного курса образования обучающихся с 5 по 8 классы.
Основными методами исследования были эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, проекты детей, выставки рисунков.
Практическая значимость данной работы в том, что можно проводить уроки по авторской программе с учётом регионального компонента с использованием современных технологий.
Ожидаемые результаты – прежде всего повышение эффективности творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Формы представления результатов эксперимента
№ | Формы представления результатов педагогического эксперимента | Сроки и ответственные |
1. | Нормативная документация по организации и проведению эксперимента | 2007-2008 гг Администрация школы Директор школы |
2. | Программа проведения эксперимента | 2008-2009 (1-ое полугодие) |
3. | Методические рекомендации по ведению исследовательской работы на развитие творческих способностей обучающихся с 5 по 8 классы | 2008-2009 (1-ое полугодие) |
4. | Участие в научно практической конференции «Что нам стоит «что – то» строить?» УРГПУ г. Екатеринбург | 2008-2009 (1-ое полугодие) |
5. | Участие в районных научно-практических конференциях | 2008-2010 гг. |
6. | Участие в республиканской научно-практических конференции – СОВЁНОК-2010 | 2010 год |
7. | Сборник исследовательских работ школьников, коллективные работы | 2009-2010гг |
8. | Научные статьи по ходу и результатам эксперимента | Кобякова М.П. |
Модель эксперимента
Компоненты модели исследования темы программы | Характеристики |
Цели | |
Социальные | Готовность детей к познавательной и исследовательской деятельности |
Психологические | Изучение психологических особенностей школьников в условиях проведения эксперимента |
Дидактические | Обеспечение развития познавательного интереса у школьников через интегрированный курс обучения |
Воспитательные | Формирование ответственного отношения к выполняемой творческой работе |
Функции | |
Обучающие | Формирование межпредметных и надпредметных компетенций. школьников |
Развивающие | Формирование научного мировоззрения, развитие логического мышления, развитие специальных навыков в рисовании |
Воспитывающие | Стимулирование позитивных проявлений в ходе творческой деятельности |
Этапы педагогического эксперимента | Основное содержание этапов эксперимента |
Диагностический | Выявление проблемы и обоснование её актуальности |
Прогностический | Разработка программы эксперимента и её экспертиза |
Организационный | Обеспечение организационно-педагогических условий для реализации программы педагогического эксперимента; подготовка материальной базы и методического обеспечения эксперимента. |
Практический | Реализация программы педагогического эксперимента. |
Обобщающий | Анализ и оценка результатов |
Формы | |
Организация учебно-воспитательного процесса | Педагогические чтения. Творческие отчёты. Индивидуальная работа с одарёнными детьми, с повышенной мотивацией к исследовательской деятельности. |
Организация исследовательского процесса | Олимпиады по предметам Защита творческих работ, проектов школьников. Выставки рисунков, сельские ярмарки |
Организация деятельности во внеурочное время | Конкурсы, конференции, мастер-классы. |
Методы | |
Диагностики | Опросники, тесты, анкеты, творческие работы |
Формирование качеств личности | Беседы, игры |
Организации деятельности | Организация вводных и текущих мероприятий по реализации эксперимента |
Средства | Компьютерная база данных по экспериментальной работе |
Критерии | |
познавательный | - знание видов и структуры предметов, различных форм работы; - знание правил оформления и защиты исследовательских работ; |
креативный | - желание детей участвовать в творческой и исследовательской деятельности, стремление поделиться с окружающими информацией, полученной из различных источников; -интерес учащихся к познанию нового, выходящего за рамки школьной программы; -потребность школьников в исследовательской деятельности по интересующим вопросам |
деятельностный | -умение находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером; -умение разрабатывать и оформлять проект; - умение презентовать и защищать исследовательскую работу; -умение применять свои знания на практике. |
Литература
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учителя
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
Галлямова Л.Г. Краски родного края. У., 2002.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
Сайт http://festival.1September.ru.
Казанкова Т.В. Игровой подход в обучении изобразительному искусству.
Леонтьева О. Урок-игра: как его придумать?
Чигоряева Л.Л. Творческий потенциал ребенка проявляется в игре.
Чепкасова О.А. Использование на уроках образовательной области “Искусство”.
Тищенко Е.В. Развивающие игры на уроках изобразительного искусства.
Сайт http://viki.rdf.ru. Игра в Power Point.
Сайт newschool.unn
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие творческих способностей детей на уроках рисования через интеграцию предметов с применением инновационных технологии
Актуальность создания программы - повысить интерес школьников не только к предметам художественно – эстетического курса, но и к образовательному процессу через интеграцию предметов и внедрение современных педагогических технологий с учётом национального колорита
Педагогическая цель : развитие творческих способностей детей через интеграцию школьных предметов в обучении изобразительному искусству с применением современных технологий
Цель эксперимента – разработать образовательную программу по изобразительному искусству на основе других учебных программ с учётом интеграции предметов, современных технологий и регионального компонента
Задачи : изучить программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского , а также программы В.С. Кузина, Т.Я.Шпикаловой ; рассмотреть проблемы технологического подхода в обучении изобразительного искусства; рассмотреть типы уроков по разным педагогическим технологиям; изучить традиционные методики обучения; выявить эффективность развития творческих способностей детей и образовательных результатов
Проблемой исследования является развитие творческих способностей через интеграцию школьных предметов и художественно - эстетического курса Объект исследования – творческие способности детей на уроках изобразительного искусства Предмет исследования – процесс развития творческих способностей детей
Гипотеза : развитие творческих способностей у детей будет эффективным через интеграцию предметов с внедрением современных технологий в процесс обучения изобразительного искусства
первым шагом является мотивационный вторым шагом - самоопределен ие третьим шагом - проектировочный , связанный с разработкой программы эксперимента четвертым шагом - аналитический, связанный с рефлексией уже осуществленной экспериментальной деятельности Шаги эксперимента
№ п / п Этапы Функции этапов Содержание 1 Подготовительный Диагностический Прогностический Организационный Выявление проблемы и обоснование её актуальности Разработка программы эксперимента 2 Основной Практический - внедренческий Реализация программы педагогического эксперимента. 3 Заключительный Обобщающий Анализ и оценка результатов
Природо - с ообразный метод Проектная деятельность
Реализация программы по блокам уроков
Методы исследования Диагностический Экспериментальный Опросники, тесты, анкеты, творческие работы Организация вводных и текущих мероприятий по реализации эксперимента Организационный Эмпирический Беседы, игры
Критерии результативности познавательный - знание видов и структуры предметов, различных форм работы; - знание правил оформления и защиты исследовательских работ; креативный - желание детей участвовать в творческой и исследовательской деятельности, стремление поделиться с окружающими информацией, полученной из различных источников; -интерес учащихся к познанию нового, выходящего за рамки школьной программы; -потребность школьников в исследовательской деятельности по интересующим вопросам деятельностный - уме ние находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером ; -умение разрабатывать и оформлять проект; - умение презентовать и защищать исследовательскую работу; -умение применять свои знания на практике.
Формы представления результатов эксперимента № Формы представления результатов педагогического эксперимента Сроки и ответственные 1. Нормативная документация по организации и проведению эксперимента 2006-2007 гг Администрация школы 2. Составление программы эксперимента 2007-2009 3. Методические рекомендации по ведению исследовательской работы на развитие творческих способностей обучающихся с 5 по 8 классы 2008-2009 (1-ое полугодие) 4. Участие в научно практической конференции «Что нам стоит «что – то» строить?» УРГПУ г. Екатеринбург 2008-2009 5. Участие в районных научно-практических конференциях Участие в международной заочной научно-практической конференции г.Уфа 2008-2010 гг. 6. Участие в республиканской научно-практических конференции – СОВЁНОК-2010 г.Бирск 2010 год 7. Сборник исследовательских работ школьников, коллективные работы 2009-2010гг 8. Статьи по ходу и результатам эксперимента Кобякова М.П.
Глоссарий Творческие способности - способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи; Креативный – творческий, способность индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей или творческая направленность; Инновационный – термин «инновация» происходит от латинского « novatio », что означает «обновление» (или «изменение») и приставке « in », которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно « Innovatio » — «в направлении изменений », внедрение нового; Интеграция – объединение в целое каких - либо однородных частей; 2- процесс взаимного приспособления и объединения; Paint – простое стандартное приложение (растровой) компьютерной графики; относится к классу растровой графики, основной элемент которой – точка ; Corel Draw – векторный графический редактор, среди профессиональных векторных графических систем самый распространенный ; Личностно – ориентированный подход – подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; Проектная деятельность - одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений
1. ru.wikipedia.org/wiki / Интернет ресурсы: 2. www.glossary.ru/cgi-bin/g 3. portfolio.1september.ru / 4. www.konferencii.ru/info 5. newschool.unn
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов
Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...
«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.
Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
«Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству»
Меняющийся мир провоцирует перемены и в школе. Очевидно, настало время по-другому взглянуть и на изучение пре...
Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку в системе дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для воспитания у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Английский язык, кото...
Развитие творческих способностей и креативного мышления учащихся в результате использования инновационных технологий
Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу...