Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
план-конспект занятия (6 класс)

Томчик Марина Сергеевна

Финансовая грамотность "Семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vd_semeynyy_byudzhet_6_klass.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта занятия  

Учитель: Томчик Марина Сергеевна

Класс: 6

Предмет: Финансовая грамотность

Форма урока: игровая

Тема: «Семейный бюджет»

Цель: обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет»  

Задачи: 

  • создать условия для обобщения знаний о семейном бюджете и его составных частях;

- развивать познавательную активность, воображение и творческие способности учащихся;

  • воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; 
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • овладение навыками вычисления в области семейных финансов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:   

 Познавательные:   

  • поиск ответов на поставленные вопросы;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:   

  • планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать информацию.

Предметные:  

  • обобщение понятий: семейный бюджет; дефицит бюджета; сбережения, долги;
  • понимание структуры семейного бюджета;
  • умение применять полученные знания в жизни.

 

Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы 

Межпредметные связи: окружающий мир, математика

 

 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

Образовательный эффект

 Организационный

 момент (3 мин)

-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Финансовой грамотности. И будем не только слушать и смотреть, но и самостоятельно принимать решения, как взрослые.

-Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Желают удачи друг другу.

 

Мотивация к учебной деятельности. 

Представление цели и задач занятия (7 мин)

Ребята, мы отправляемся в гости к любимым героям м/ф «Трое из Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:  

-Почему Матроскин поссорился с Шариком?  

-Почему нельзя тратить деньги не по назначению?

 Перед вами зашифровано слово. Отгадайте его.  

            

 

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  

Тема занятия «Семейный бюджет».  

Обобщим полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет»

Попробуем объяснить героям, из чего состоит доход семьи и куда тратится семейный бюджет. 

Просмотр видеофрагмента

 

 

 

Израсходовал деньги не по назначению.

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся: что такое бюджет, из чего

 он состоит

 

  

 

 

 

Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме.

 

  Постановка учебной задачи (5 мин)

1. Игра «Горшок монет»

- Сегодня к нам на занятие пришла тетушка Сова. С собой она несла горшок с золотыми монетами, но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Давайте поможем тетушке Сове собрать их.

1.Что такое бюджет?

2.Для чего нужен бюджет?

3.Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

4.Что такое «доходы семьи»? 

 

5.Что такое «расходы семьи»?  6.Что такое семейный бюджет?

 

2. Просмотр мультфильма «Азбука денег

тётушки Совы «Семейный бюджет»

 

Учащиеся собирают монеты в горшок, отвечая на вопросы.

 

 

 

Это своеобразный план доходов и расходов.

 Ответы детей

 Налоги

 

Это поступления средств в семью из разных источников. 

Это затраты средств на товары и услуги. Это план доходов и расходов в семье.

 

Обобщение знаний об основных понятиях по теме. Установление связи теории и практики.

Закрепление материала

(25 минут)

1.Работа по карточкам 

Работа в группах (семьях).

 

На столах лежит по кошельку. В них собраны все доходы вашей семьи.

-Из чего складываются доходы и расходы семьи?

-Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие? А непредвиденные расходы? Назовите.

 

Физкультминутка: 

Доходы – хлопаем, расходы – топаем. 

Папа получил зарплату. 

Бабушка заболела 

Выиграли в лотерею 

Потеряли кошелёк 

Продали часть урожая огурцов 

Нашли 100 рублей 

Порвались брюки 

Заплатили за воду 

Купили арбуз 

Бабушка получила пенсию

Ремонт автомобиля 

Посещение цирка 

Дедушка получил пенсию 

 

2. Игра «Семейные расходы лесных жителей»

Семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Приложение 1

 

-Что значит экономить?  

-Чем отличается экономный и жадный человек?  

-На чём бы вы могли сэкономить?  

 

3.Игра «Кошелёк»  

Каждый ученик получает «денежку», на которой он должен написать, от чего он может отказаться, ради экономии денег из семейного бюджета.

 

4.Пословицы о деньгах

Копейка рубль бережёт.

На деньги ума не купишь.

Береги денежку про чёрный день.

Богатый бедному не брат.

Деньги счёт любят, а хлеб меру.

Задание: составьте свои пословицы о деньгах и нарисуйте рисунок к своей пословице.

Дети достают карточки, и объясняют их

значение (зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, премия, гонорар) 

 

 Ответы учащихся

 

 

 

Учащиеся выполняют физминутку

Учащиеся заполняют таблицу.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 Учащиеся выполняют задание

 

 

 Беседа о понимании смысла

 Учащиеся составляют пословицу и выполняют       рисунки.

Практические задания по теме

Итог занятия, рефлексия

 (5 мин)

Давайте сделаем выводы(итоги).  

-Что такое «семейный бюджет»?

 -Какие вы знаете доходы семейного бюджета?

-Какие бывают расходы семейного бюджета?  -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

 

 Ответы детей

 

 

Вывод: для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет

 

 

 

Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы

 

Приложение 1

 

Игра «Семейные расходы лесных жителей»

Папа Медведь работает на пасеке пчеловодом получает зарплату

(за хорошую работу получил премию).

20 монет

Мама Медведица работает поваром и получает зарплату.

15 монет

Бабушке Медведица получает пенсию

(написала книгу и получила гонорар)

10 монет

Сын Михаил учится в лесной финансовой академии и получает стипендию (плохо учился, лишили стипендии)

8 монет

На сына Мишеньку выплачивают пособие в размере

5 монет

 

  1. Каков месячный доход этой лесной семьи? ___________________________

 

На продукты данной семье необходимо

20 монет

На обновки семьи приходится затрачивать в месяц

15 монет

Расходы на лесной транспорт

7 монет

На лекарства для бабушки

3 монеты

На учебники

2 монеты

На игрушки для малыша

1 монета

Оплата проживания

10 монет

 

  1. Подсчитай расход семьи за месяц? _______________________________ Заполните таблицу.

1. Какой состав семьи?

 

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

 

3.Превышают ли статьи расходов статьи доходов? На сколько?

 

4. Экономно ли члены семьи тратят деньги?

 

5. Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"

Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Тема занятия: личностные компетенции учащихся  на интегрированном уроке иностранного языка....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Рукоделие" 4 класс

Технологическая карта занятия и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Рукоделие" на тему "Вышивка изонить"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".

Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»Научиться выполнять рыбку в технике оригами с помощью базовой формы «Двойной треугольник»...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды».

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды». Тема внеурочного занятия:   «Минеральные воды» (практическое занятие).  Цель: с...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Как заставить воду течь вверх?"

Технологичекая карта заняти внеурочной деятельности, направленного на развитие естественно-научной грамотности....