Инклюзивный потенциал современного дополнительного бразования
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

Допотлнительное образование-площадка для интеграции ресурсов успешной инклюзии.

Развитие инклюзивного потенциала в дополнительном образовании. Цели и результаты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инклюзивный потенциал ДО31.02 КБ

Предварительный просмотр:

           ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО

                      ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Дополнительное образование занимает сегодня видное место как образовательное пространство детства, где происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты, общественных организаций. 

Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

  В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями.

Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования содействует:

погружению «особого» ребенка в среду сверстников;

-включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;

-приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

-раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;

-проявлению творческой инициативы и самостоятельности;

-определению своей значимости и ценности.

Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии.

 Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени – в физкультурно-спортивной и художественной.

 Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата. 

 Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

-приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;                                                                                                                 -поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;                                                                                      --показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;                                                                                                   -предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;                                                                                                                                   -расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.                                                                     Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования.  В современных социокультурных условиях к содержанию образования предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при программировании дополнительного образования детей с ограничениями здоровья:                                                                                                                                                                     Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения.                                                                                                                                             

Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:                                                                                                                                                     а) сокращением объема обязательного для изучения материала,                                                                                                                                                     б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное», 

в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества, 

г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся.

 

В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта.

 

В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей. Рассматриваемые инновационные разработки предполагают выполнение определенного с учетом приведенных требований объема работ, в результате выполнения которого планируется пересмотреть структуру и содержание предлагаемого «особенным детям» образования, включая реализацию интегрированных программ общего, начального профессионального и дополнительного образования, создать учебные планы нового поколения (учитывающие возможности «особенных» детей, образовательного учреждения и окружающего его социум, конкретизировать представления о допустимой учебной, психологической и физической нагрузке, обосновать целесообразность применения разных методик и технологий в разных ситуациях. Особенность детей с ограниченными возможностями актуализируют значение идеи, имеющей в педагогике широкое распространение. Суть ее состоит в признании аксиоматичности утверждения о том, что обучающимся надо давать тот материал, который развивает их умственные силы, способности, воображение, память. Но необходимо уточнить этот тезис. Предлагаемый детям учебный материал должен быть соотнесен с их возможностями и рассчитан как на подготовку к простому (элементарному, не требующему высокой квалификации) труду, так и на продолжение образования и даже на получение высшего образования. 

 Дополнительные образовательные программы детей проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования. Дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки. 

 В этой связи предполагается активное использование инклюзивного потенциала дополнительного образования детей, содержание которого изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и результаты дополнительного образования детей определяются при участии самих детей на основе сделанного ими выбора. 

 Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека.

 Дополнительное образование детей объективно существует в социуме, характеристики которого непосредственно или опосредованно задают его содержание, которое формируется в пространстве жизнедеятельности человека как совокупность: 

 -системы знаний о жизни как предмете познания;                                                                               -опыта реализации человеком разных социальных ролей;                                                         -способов осуществления различных видов и типов деятельности;                                               -опыта творческого подхода к решению новых проблем;                                                  -культурного контекста ценностного отношения человека к окружающему его миру.

Дополнительное образование детей может иметь и по факту имеет множество разных концепций. Допускаются различные схемы продвижения ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных траекторий образования детей. 

 По заключению экспертов, образование, реформируемое в связи с переходом человечества на новый (информационный) уровень развития, в ХХI веке должно приобрести новое содержание, обеспечивающее его опережающий характер, вариативность, непрерывность и доступность для всех, адаптивность к проблемам детей с целью их благополучной и продуктивной интеграции в состояние совершеннолетия.

 Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов. 

 Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их игнорирование, ограничение возможностей получения образования по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или опосредованной форме, включение в противоправные действия, приобщение к личностно опасным и социально негативным видам деятельности.

 Разрешено все, что стимулирует нормальное развитие ребенка, способствует его нравственному и профессиональному становлению, формированию активной образовательной позиции, обеспечивает социально позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.

 Одним из основных принципиально значимых компонентов процесса образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования представляется включение детей в продуктивную деятельность по формированию планов своей жизни и освоению способов их реализации. Содержание образования, предлагаемого детям с ограниченными возможностями, рассчитано не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей.

ИСТОЧНИКИ:

 

-https://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/1805-inklyuzivnyj-potentsial-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej

-https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/01/07/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sisteme

-https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-potentsial-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-sotsializatsii-detey-i-podrostkov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инклюзивное образование: современная философия образования.

в материале отражаются  основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...

"Воспитательный потенциал в системе современного дополнительного образования"

В презентации рассматриваются вопросы воспитательного потенциала в системе дополнительного образования: направления воспитания, условия создания воспитательного пространства, воспитывающая структура (...

«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение  профессионализма педагога (специальная, методи...

Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.

В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ц...

Выступление на методическом объединении "Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся"

    Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений допол...

Презентация педагога дополнительного образования на тему : "Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования"

Презентация педагога дополнительного образования на тему : "Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования"...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...