Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.
статья по психологии (5, 6 класс)
В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ценность, приобретаемая школьниками в результате занятий, формирование толерантности к другому не такому как "Я".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описано занятие по формированию толерантности младших школьников. | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.
Сенчукова Наталья Сидоровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №6 г. Салехард
Педагог психолог
Аннотация: В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ценность, приобретаемая школьниками в результате занятий на формирования толерантности.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, инклюзия, особые образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями здоровья, тренинг, притчи.
Актуальность
Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефективного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе. Возможность интеграции детей с ОВЗ в социум дает система инклюзивного (интегрированного) образования. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Долгое время дети с ограниченными возможностями здоровья, были изолированы и обычные люди практически ничего о них не знали. Поэтому при соединении специального и массового образования возникла необходимость научиться понимать, принимать «особенных детей». Эта задача стоит не только перед школьниками, но в первую очередь перед педагогами, родителями, так как от них в большей степени будет зависеть, как будет развиваться формирование толерантности у обычных детей по отношению к детям ОВЗ.
На сегодняшний день очень актуально стоит вопрос формирования толерантности в школе по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, начиная с младших школьников. Так как в младшем школьном возрасте ребёнок открыт влиянию взрослого (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова др.)
Теоретически, совместное образование этих двух категорий обучающихся оказывает положительное влияние на обе стороны, т.е. не только способствует социализации детей с ОВЗ, но и воспитывает у всех младших школьников уважение друг к другу и способность эффективно взаимодействовать на основе толерантности.
А на практике!? Необходимо учитывать физиологические возможности детей с ОВЗ. У этих детей нарушены: регуляторная, эмоционально волевая, познавательная, коммуникативная, когнитивная сферы, высокая тревожность, утомляемость, на уроках возникают приступы не мотивированной агрессии. Как результат возникают интолерантные отношения в классе. Поэтому проблему толерантности младших школьников к детям с ОВЗ в современной школе считаю актуальной, а её решение первоначальным.
Новизна статьи в том, что в современной школе, в условиях инклюзии актуальны проблемы как толерантных, так и интолерантных отношений в детском коллективе. Как правило, интолерантные отношения не только зависят от привитых принципов толерантности, а ещё, и от физиологических, семейных и социальных факторов. Эти факторы при формировании классов необходимо учитывать. Также учитывать степень дефекта ребёнка.
Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научаться выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. В своей деятельности по развитию толерантности младших школьников я применяю тренинги, так как это наиболее эффективная форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.
Прежде чем перейти к самому тренингу, на первом этапе обсуждаем с учащимися, что такое толерантность? Кто слышал? Как понимаете значение слова толерантность? Далее плавно подводим к определению слова толерантность. Обязательно задаём вопросы, это способствует развитию мышления, речи, учит не стесняться выражать свои мысли, принимать ответы других, умению конструктивному общению. Потому что предварительно даю установку, что все ответы верны, так как каждый человек имеет право высказать свою мысль и эта мысль верная. Ответы не оцениваются. Высказывается каждый. При такой установке дети активно включаются в работу, «выдыхают», снижается тревожность, успокаиваются, снижается эмоциональная напряжённость и всё что прорабатывается на занятиях, хорошо усваивается. Повышается самооценка, значимость, Я – личность, Я – такой как все.
Группы формируются по12-15 человек. Время проведения 1ч.-1ч.10 мин.
Тренинг состоит из 3 частей:
- Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активации участников группы, включённость в работу.
- Основное содержание занятия включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
- Рефлексия. Участники делятся чувствами, впечатлениями, настроением.
В своей деятельности активно использую не только притчи, но и такие арттерапевтические техники, как сказкотерапия, фантазия, особенно для закрытых детей, изотерапию, музыкатерапию, с младшими подростками добавляю метафору.
Тема: « Толерантное отношение к другому, иному, не такому как я сам».
Цель:
Научить младших школьников сосуществованию с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, толерантному отношению к людям пожилого возраста, к людям имеющие физические недостатки, то есть толерантности к другому, иному, не такому, как я сам.
Материалы, которые нужны для проведения тренинга.
Музыка ритмичная, бэйджики, карандаши, бумага, смайлик игрушка-помощник, большой лист ватмана, Белый шарф.
Приветствие участников тренинга.
Каждому выдаётся бэйджик с именем.
Под ритмичную музыку ведущий представляет каждого участника тренинга, например: Садыков Тимур, Иванов Михаил.… Затем представляется ведущий. Все остальные приветствуют аплодисментами.
Сообщение о целях планируемой работы.
На тренинге каждый из нас будет учиться понимать и принимать людей других убеждений, имеющих иные традиции, то есть толерантности к другому, иному, не такому, как я сам.
Формирование групповой сплоченности.
Упражнение « Красная шапочка» (говорит тот, у кого в руках будет игрушка-помощник)
Инструкция:
Передается игрушка-помощник участнику со словами « Красная шапочка, я тебя съем»
Ответ: Не ешь меня ……(свою версию почему….)
Психологический смысл упражнения.
Упражнение на снятие эмоционального напряжения, включённость в работу.
Обсуждение:
Как вы думаете для чего это упражнение?
Как изменилось ваше настроение? (какое было до упражнения и какое после)
Упражнение «Правело работы и поведения на тренинге.
Психологический смысл упражнения.
Упражнение регулирует и контролирует эмоции участников, учит уважать мнение других, умению работы в группе, ответственности за свои действия.
Инструкция:
Каждый участник вместе с ведущим предлагает варианты правил, которые помогут для оптимальной работы на тренинге.
Например:
Говорить, только тогда, когда у тебя игрушка-помощница;
Обращаться по имени;
Говорить только за себя;
Уважать мнение другого человека;
Всё что услышали на тренинге о других участниках не разглашать, т.е. соблюдать принцип конфиденциальности;
100% включённость в работу…
По ходу составления правил каждый пункт обсуждается участниками тренинга. Правела, записываются на большом листе ватмана фломастерами разноцветными. По окончанию каждый участник в знак согласия с правилами, и в знак принятия правил подходит и расписывается под ними.
Обсуждение:
Как вы думаете, что даёт нам составление правил, для работы в группе в целом и каждому из вас в частности.
Что вы для себя новое открыли? И где это можно применить?
Ролевая игра « Белая ворона»
Психологический смысл игры:
Осознание и принятие себя и других, не похожих на тебя. Учиться видеть в других не только плохое, но и хорошее.
Инструкция:
Участники становятся в круг, в середину круга выходит один участник, надевает белую тунику, или шарфик, что то белое, подчёркивая этим, что Я не такой как все…
1. Представьте себе, что вы живёте своей стаей и вдруг к вам прилетает белый ворон из другого государства….
Ворон иностранец, говорит на двух языках, на русском плохо, многое не понимает.
Участники не принимают такого ворона, говорят ему: «Ты не такой как мы, тебе здесь делать нечего, езжай в свою страну и там живи»…
Обсуждение:
По окончанию ведущий задаёт вопросы. К «Белому ворону»: Что чувствовал? Какие мысли, эмоции возникали, когда тебя стая не принимала?
Вопрос к «стае»: Что чувствовали? У кого какие мысли, эмоции возникли, когда вы все вместе не принимали ворона. ( Опросить всех участников и наиболее негативного выбрать на следующую роль ворона)
Затем обыгрывается другая сцена, (включить и проиграть различные жизненные ситуации интолерантного отношения) например:
2. Представьте себе, что в вашей стае один ворон состарился, стал немощным, перья не такие блестящие, добычу в руках не может принести, да и прокормить себя не может, за ним нужен уход.
Участники стаи( должны быть агрессивные выпады): ты старый ха, не умелый, тупой,… тебе нечего делать в нашей стаи…
Обсуждение:
По окончанию ведущий задаёт вопросы. К «Белому ворону»: Что чувствовал? Какие мысли, эмоции возникали, когда тебя стая не принимала?
Вопрос к стае: Что чувствовали? У кого какие мысли, эмоции возникли, когда вы все вместе не принимали ворона. ( Опросить всех участников и наиболее негативного выбрать на следующую роль ворона).
Притча
Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.
Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!
3. Представьте себе, что в вашей стае вылупился воронёнок слабый, да ещё одной лапы нет, птенцы воронята кричат ему ты не такой как все, у тебя нет лапы. А воронёнок сидел в своём гнезде и даже боялся выглянуть…
Участники стаи (должны вести себя агрессивно) задавать неприятные вопросы.
На роль воронёнка выбирается наиболее агрессивный участник.
Обсуждение:
По окончанию ведущий задаёт вопросы. К «Белому ворону»: Что чувствовал? Какие мысли, эмоции возникали, когда тебя стая не принимала?
Вопрос к стае: Что чувствовали? У кого какие мысли, эмоции возникли, когда вы все вместе не принимали ворона. ( Опросить всех участников и наиболее негативного выбрать на следующую роль ворона).
Притча: Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон электрички и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. ... Как только поезд тронулся, он вдруг восхищённо закричал: «Папа, видишь, все деревья идут назад!» Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела немолодая уже женщина. Она была возмущена и её раздражало то, что что молодой мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в наблюдала за странным поведением молодого человека И не вытерпев спросила пожилого мужчину: «Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?» Пожилой мужчина ответил: «Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение...».
Мораль сей притчи такова, не обладая всей полнотой знаний, не спешите судить и делать выводы, мы не знаем, что пришлось пережить человеку и что стоит за его поступками и делами.
Рефлексия.
Ведущий подводит участников к выводу:
Какие чувства испытывали в начале тренинга и в конце?
Что нового и полезного вы узнали?
Какие выводы для себя сделали?
Что в вас изменилось?
Практическая ценность формирования толерантности у младших школьников.
В познавательной сфере: дети узнают, что мир разнообразен и люди разные. Что каждый человек имеет свой уникальный набор мыслей, чувств, знаний о себе, о других. И что это так!
В понятийной сфере развивается мышление, речь, восприятие, память;
В коммуникативной сфере у школьников возникает готовность к осознанным позитивным действиям направленных на отношения с другим человеком не похожим на него, ребёнок инвалид перестаёт быть « белой вороной» среди обычных детей.
Развиваются такие психологические качества, как принятие, самоконтроль, идентификация.
Библиографический список:
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России.М.,1998.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. М.,»Ось-89»,1999.
- Выготский Л.С.. Полное собрание сочинений т.5, «Дефектология»;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95.
- Конвенция ООН о правах ребенка. М., 1993.
- Плаксина Н.А. Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями/Н.А. Плаксина, Е.М. Сафронова//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.»-214.-№3.-с.34-37(0,44п.л.)
- Спицына О.А. Формирование межличностной толерантности у младших школьников в условиях общеобразовательной школы.//Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской науч. - прак. Кон.- Шадринск, 2004.-с.336-341.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.,»Генезис»,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование в школе
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
инклюзивное образование: современная философия образования.
в материале отражаются основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...
Актуальные вопросы и проблемы хореографии в системе дополнительного образования современной школы в условиях ФГОС.
Доклад для выступления на РМО...
Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...
Из опыта работы по сопровождению учащихся с НОДА в системе инклюзивного образования.
О трудностях при реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в пространстве общеобразовательной школы, методах работы, общих подходах в работе с детьми с НОДА....
Инклюзивное образование в школе
Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общео...
Реализация системы инклюзивного образования в образовательном учреждении.
Для того, чтобы образовательное учреждение имело полномочия зачислять и обучать детей, имеющих особые образовательные потребности, т. е осуществлять обучение по инклюзивной системе образования, необхо...