"Воспитательный потенциал в системе современного дополнительного образования"
презентация к уроку на тему
В презентации рассматриваются вопросы воспитательного потенциала в системе дополнительного образования: направления воспитания, условия создания воспитательного пространства, воспитывающая структура (пространственно-предметная среда, информационно-содержательный компонент и социально-психологическое окружение), негативные социокультурные риски как объекты для воспитательной работы, персонализация воспитания как условие его успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация Воспитание в доп. образовании | 890.5 КБ |
текст к презентации Воспитание в доп. образовании | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие детей и взрослых. Воспитательное пространство рассматривается как освоенная внутренняя и внешняя среда.
Среда - это окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Компоненты воспитательного пространства Информационно- содержательный Пространственно- предметный Социально- психологический Воспитательное пространство Интерьер и оборудование Воспитательные программы, план воспитательной работы Психологический микроклимат Формы воспитательной работы Методы, приёмы, технологии Стиль коммуникации Особенности субъектов воспитательной среды Архитектурная организация пространства Функциональ ное использование оформления кабинета Пространственно- предметный
Факторы риска Слом социальности: наркотизация, криминализация, асоциальные субкультуры, жесткое расслоение населения по уровням обеспеченности, образованности. Слом идентичности юного человека - размывание всего базового набора идентичностей – гражданской, культурной. этнической, конфессиональной, гендерной, общностной. Потеря творческого отношения к жизни, желания действовать, брать на себя ответственность.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКЙ ЦЕНТР
Воспитательный потенциал в системе
современного дополнительного образования
Подготовила:
Бесова Вера Ивановна,
методист
Воронеж, 2018
Дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющее функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Кроме того, учреждения дополнительного образования, на наш взгляд, обладают наибольшим воспитательным потенциалом в образовательном пространстве, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит формирование системы норм и правил организации жизнедеятельности в социуме.
Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его, - все это определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.
Слайд 2.
При изучении распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р о Плане Мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах стратегии Развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, выявлены основные направления воспитания:
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- приобщение детей к культурному наследию (художественно-эстетическое воспитание).
Слайд 3.
В современных социальных реалиях воспитание определяется нами как управление процессом развития личности через создание необходимых для этого условий, создание так называемого воспитательного пространства, среды, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие детей и взрослых (Григорьев Д.В., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.), сотрудничество, сопереживание.
Слайд 4.
Сама по себе среда – данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Чтобы она стала именно воспитательным пространством, необходима работа педагогов по созданию воспитывающей структуры, которая включает в себя:
- пространственно-предметную среду;
- информационно-содержательный компонент;
- социально-психологическое окружение.
Слайд 5.
Данная среда включает в себя учебное здание и его пространственную структуру учебных и рекреационных помещений, двор и территорию, мебель, оборудование, наглядную агитацию, озеленение и часто обозначается также как пространственно-предметная среда.
Некоторые авторы используют понятие интерьера, понимая под ним такие элементы, как размер, пропорции и взаимосвязь помещений, конструкции и отделочные материалы, свет и цвет, мебель и оборудование, светильники, ткани, декоративные детали и т. д.
Информационно-содержательный компонент (концепции воспитания, воспитательные программы, план воспитательной работы, формы и методы, приемы, технологии воспитания). Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели.
Социально-психологическое окружение включает в себя психологический микроклимат, так называемый «дух» образовательного учреждения, социально-психологические характеристики субъектов воспитательного процесса (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы, наличие творческих объединений, инициативных групп и т. п.), стиль коммуникации.
Слайд 6.
Концепция воспитательного пространства строится на том, чтобы сделать негативные социокультурные риски современного общества непосредственными объектами для работы. При таком подходе все риски распадаются на три группы:
- Факторы, работающие на слом социальности как таковой, - наркотизация, криминализация, асоциальные субкультуры, жесткое расслоение населения по уровням обеспеченности, образованности.
Противостоять этим рискам – обязательная задача образовательных институтов. Так как это базовый уровень социализации, необходимо гарантировать результат своих действий.
- Факторы, работающие на слом идентичности юного человека - происходит размывание всего базового набора идентичностей – гражданской, культурной, этнической, конфессиональной, гендерной, общностной, кроме идентичности потребителя. Этот процесс сопровождается моральной деградацией, радикальной либерализацией норм частной и общественной жизни, отрицанием общественно-коллективных форм жизни. Результат – потеря ценностных, культурных, социальных ориентиров, отстранение от социальной жизни, учебы, коммуникативные расстройства, суицидальные риски.
- Факторы, ведущие к потере творческого отношения к жизни, желания действовать, брать на себя ответственность. Это разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности, игромания, кризис трудовой культуры и этики, дефицит неденежных мотиваций.
Слайд 7.
Дополнительное образование - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей и интересов. И это благодатная почва для реализации воспитательных целей.
Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь.
Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность, а это непременное условие в сфере дополнительного образования.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
И в заключение нашей темы хочу напомнить, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень, одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. И именно такой индивидуальный подход в воспитании является приоритетным в нашей деятельности.
Таким образом, сфера дополнительного образования детей становится инновационной площадкой для отработки воспитательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития воспитания в XXI веке.
Источники:
Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.
https://www.b17.ru/article/18100/ - Ставровская В. В. Воспитание обучающихся в дополнительном образовании: модель отслеживания уровня воспитанности детей.
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/11/29/ vospitatelnaya-rabota-pedagoga-v-strukture - Анисимова Т. А. Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования
Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования. Духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием че...
Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования.
В данной методической разработке представлена примерная схема плана воспитательной работы творческого объединения организации дополнительного образования детей. Рекомендована педагогам дополнительного...
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. ...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Особенности проектирования образовательного процесса в системе современного дополнительного образования
В статье раскрыты особености поектирования образовательного процесса с учётом метапредметного подхода, указываются два основных его взаимосвязанных направления, раскрыты метапредметные технологии....
Костюмерная «Тайна образа»как форма реализации воспитательного потенциала в системе внеурочной деятельности школьников
Программа предназначена для реализации в группе воспитанников Аскизского пришкольного интерната, обучающихся 10 класса.Направление программы: общекультурное.Форма реализации программы: кружок.Срок реа...
Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»
Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: форми...