Выступление на методическом объединении "Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся"
учебно-методический материал
Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений дополнительного образования, где каждая программа и мероприятие направлены на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на метод. объединении | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО «Инсарский районный дом творчества»
Выступление на методическом объединении
Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся
Подготовила: педагог
доп. образования
Прохорова О.Е.
Инсар2022
Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений дополнительного образования, где каждая программа и мероприятие направлены на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество.
Современный мир непрестанно и быстро меняется. В процессе глобализации общества наряду с позитивными изменениями (технологическими, научными) чётко проявляются и различные трудности и проблемы: социальные, экономические, информационные, морально - нравственные.
В этих условиях меняются роли и функции государства, семьи, школы, дополнительного образования.
Как и в других сферах человеческой деятельности, в российском образовании активно идёт процесс модернизации, одной из приоритетных задач которой является воспитание подрастающего поколения
Что же такое воспитание? Какой подход к этой стороне образовательного процесса сформировался у педагогического сообщества? Под каким углом его рассматривает дополнительное образование?
Обычно под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и не одобряемых поступков, знаний традиций и обычаев, патриотизм.
Однако подход к воспитанию в педагогическом сообществе не однозначен. Так воспитательная работа в школе, как правило, слабо развита, акцент делается на обучение детей и получение ими предметных знаний, а воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях зачастую рассматривается только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
В дополнительном же образовании воспитание всегда имело важнейшее значение и неразделимо с образовательным процессом. Очень хорошо выразил это в своих словах главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, Михаил Иосифович Рожков: «Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!»
Единство учебно-воспитательного процесса заложено уже в самом понятии дополнительного образования, которое согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании» определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Но организация воспитательного процесса сегодня требует постоянных изменений, которые должны появиться в результате определенных подходов к воспитанию.
В основе изменений должна быть нацеленность воспитания на будущее, т.е. на формирование навыков XXI века, которые непосредственно связаны с воспитанием.
Именно эти изменения должны обеспечить подростку, молодому человеку его личностный рост с учетом той социальной ситуации, в которой проходит его развитие, выбор будущего пути его развития и совершенствования, становления его как личности гражданина своего отечества.
Мы с вами сейчас живём в технологичном мире, где ежедневно появляются технические новинки и постоянно происходят глобальные изменения в цифровой сфере. В настоящее время в России на первый план выходит развитие технического творчества и подготовка инженерных кадров, активно развивается система детских технопарков «Кванториумов», появляются новые платформы и технологии, связанные с искусственным интеллектом, появлением новых умных производств, робототехникой, технологией виртуальной и дополненной реальности.
В воспитательном процессе в настоящее время кроме школы и семьи участвуют многие субъекты - это детско-юношеские объединения, общественные организации, организации культуры, спорта, учреждения дополнительного образования.
Сегодня мы должны говорить и о влиянии на воспитание подрастающего поколения изменяющейся цифровой трансформации общества, развитии цифровых технологий, появление различных социальных сетей.
Таким образом, процесс воспитания всегда был и остается главным в учреждениях дополнительного образования и находится в процессе постоянного усовершенствования и обновления.
Поэтому наряду с процессами обучения и развития обучающихся педагоги дополнительного образования всегда преследуют и задачи воспитания.
Задачи воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Существует целый спектр воспитательных задач, которые в учреждении дополнительного образования успешно решают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Так, например, в программах педагогов дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Инсарский районный Дом творчества» встречаются такие воспитательные задачи как:
- содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся
- воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое решение
- формировать коммуникативные качества личности обучающихся (чувства товарищества и коллективизма)
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим людям (уважительное отношение, доброжелательность, веротерпимость, толерантность и т.д.)
- воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли, самоконтроль)
- воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной самооценке
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни
- воспитывать бережное отношение к природе
9. воспитывать и развить художественный и эстетический вкус.
Для решения поставленных воспитательных задач педагоги МБУ ДО «Инсарский районный Дом творчества» ведут активную воспитательную деятельность - организуют различные мероприятия воспитательного характера: праздники, конкурсы, конференции, соревнования, беседы, походы. Большую роль в воспитательной деятельности играют добровольческие акции и проекты. В процессе участия в добровольческой (волонтерской) деятельности обучающиеся проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект добровольческой работы в учреждении дополнительного образования.
Система дополнительного образования - это «живой организм», который постоянно растет, видоизменяется, оставляя все лучшее, что было заложено предыдущими поколениями.
Успешное применение современных педагогических технологий в воспитательном процессе (социальное проектирование, технология сотрудничества, личностно – ориентированное воспитание) способствует развитию инициативности, умению самостоятельно организовать акции, мероприятия, проекты.
Дополнительное образование уникально! Оно не только способствует развитию и воспитанию обучающихся, но и позволяет каждому ребёнку самому выбрать педагога, наставника, друга, способного создать ему условия для самоопределения, самореализации, выбрать дальнейший жизненный путь настоящего патриота, гражданина своей страны, уважающего память защитников Отечества. Здесь важную воспитательную роль имеет и личность самого педагога – пример для подражания и образец поведения для обучающихся.
Таким образом, можно смело сказать, что система дополнительного образования может своевременно и гибко подстраиваться под приоритеты государственной политики в сфере образования и успешно вести воспитательный процесс, главной задачей которого, по мнению педагогического коллектива Дома творчества, является стремление воспитать талантливого, успешного ребенка, способного самоопределиться в жизни.
И надо сказать, что «Инсарский районный Дом творчества» вполне умело подходит к решению этой задачи, создавая для каждого ребёнка ситуацию успеха, формируя желание саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Таким образом, система дополнительного образования имеет довольно большой инструментарий для успешного ведения воспитательной деятельности.
Список литературы:
- Горшкова, О. А. Воспитание и школа [Текст]: О. А. Горшкова. — Молодой ученый, 2013. – 395 с. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7571/
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. Учеб. Заведений /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.
- Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие /В.С. Кукушин. – Ростов г/Д: Издательский центр МарТ , 2002.- 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология написания методической разработки в учреждении дополнительного образования"
Руководство для педагогов дополнительного образования в написании методической разработки....
"Роль учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"
Дополнительное образование как помошник и наставник для разностороннего развития детей и гармонично развитой личности....
Выступление на областном семинаре для педагогов и методистов учреждений дополнительного образования «Художественное (флористическое) направление в дополнительном образовании Кировской области: опыт, проблемы, перспективы»
Технология работы с цветным опилом в рамках дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Природа и фантазия»...
Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся
Профориентационная работа с учащимися ЦДТ осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, в расширении представлений детей и подростков о профессиях и выявлении их отношения к различным группам п...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»
Массовые мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий...
Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.
Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направл...