инклюзивное образование: современная философия образования.
методическая разработка на тему
в материале отражаются основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения больших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe.doc | 58.5 КБ |
inklyuzivnoe_obuchenie-_novaya_filosofiya_obrazovatelnoy_politiki.rar | 13.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для учителей общеобразовательной школы.
« Инклюзивное обучение - новая философия образовательной политики»
Васильева С.Н.- зам.директора по УВР, учитель высшей кв. категории.
Инклюзивное ( французск. Включающий в себя) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых школах. В основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, обеспечивающий доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов для обучения детей с ОВЗ обеспечивает достижение основных задач:
- овладение обучающимися с ОВЗ (мы рассмотрим легкую умственную отсталость) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
―формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, в соответствии с принятыми в семье и обществе ценностями;
―достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы образования с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
―выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Таким образом, любому педагогу по силам реализовать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ. Примерные адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ предполагают вариативность планируемых результатов в зависимости от состояния здоровья детей.
Существует ряд особенностей инклюзии:
1. Обучение учеников в ОВЗ осуществляется в соответствии с четко обозначенными индивидуальными потребностями детей, и в то же время эти ученики будут включены в образовательный процесс насколько это возможно. Возникают трудности: дети в ОВЗ имеют более низкий уровень обучаемости, что они требуют большего повторения и практики закрепления знаний.
2. При инклюзивном обучении основная идея- « исправление нарушений» насколько это возможно. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления. У обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы.
Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Педагоги должны создать условия для успешного «врастания» такого ребенка в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.
Современный стандарт образования детей с ОВЗ выделяет личностные и предметные результаты освоения программ.
К личностным результатам освоения АОП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АОП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Мы видим, что личностные результаты для детей с ОВЗ идентичны личностным результатам по основной образовательной программе всех обучающихся и предметные результаты не стоят во главе угла.
Данная категория обучающихся требует обязательной коррекционной работы на каждом занятии. Коррекционная работа включает: диагностику развития и здоровья, коррекцию недостатков в психическом развитии (создание в классе благоприятного климата, организации внеурочной деятельности, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер и коррекцию поведения), консультации детей и их родителей, сопровождение социального педагога.
Педагога практика волнуют прежде всего вопросы:
- каким должен быть урок в инклюзивном образовании???
- чем инклюзивный урок отличается от традиционного???
- как спроектировать инклюзивный урок??? И как его полноценно реализовать???
Для того чтобы урок был динамичным, продуктивным и интересным для каждого ребенка важно применять разнообразные методы обучения, предусмотреть смену видов деятельности на уроке. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Концентрически преподносимый материал урока позволяет учащимся, переходя от простых заданий к сложным, повторить и закрепить пройденный материал.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья – часто эмоционально уязвимые дети. Они могут нормально жить и успешно обучаться только в спокойной, доброжелательной, ритмичной, стабильной, предсказуемой обстановке. На уроке должна быть создана атмосфера полного контакта с Учителем, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
При создании плана конспекта урока для детей с ОВЗ планируются не только триединая задача ( обучающая, развивающая, воспитательная) но и коррекционная.
Выше мы уже рассмотрели типичные трудности детей с ОВЗ, коррекция которых и планируется на каждом уроке. Поэтому на уроках эффективны приемы использования загадок, развивающих заданий на поиск.
Например, из перечня слогов (9 слогов) закрасить только слоги из слова СОРОКА. Или от карточек с буквами по перепутанным дорожкам перенести букву в нужный домик и прочитать новое слово. Или игры « Составь слово» по первым буквам картинок, или игра « найди корень» отгадывая загадки с ответом из однокоренных слов ученик определяет , что общего у этих слов, как эти слова называются, как пишутся корни в однокоренных словах, выделить чередование букв в корнях и т.п. Или просклонять слово но кроме падежей еще и обозначить наводящий вопрос: например, « храпит ( кто?) ____, убегать ( от кого ? ____, увидеть ( кого?) и т.п.
Учителя, работающие в инклюзивном классе, должны соблюдать основные правила:
1. Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.
2. В начале обучения нельзя использовать работу в группах в полной мере, но постепенно вводить ее элементы - разумно. Важно учитывать необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки. И практически полностью исключить соревнования между группами детей во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.
3. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
4. Для снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты», например:
- детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место; походить на носках, сделать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бедра, ягодицы, живот и т.д.;
- учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить отстраниться от текущей работы.
5. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Необходимо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но нельзя запрещать детям говорить вслух т.к. через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.
6. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Учителя по возможности предлагают детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.
Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Литература:
Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
Примерная основная адаптированная образовательная программа для умственно отсталых детей;
Выготский Л.С. « Психология развития ребенка».
Подписи к слайдам:
ЛА
ВУ
ВО
РО
ТА
СА
КУ
СО
Примеры заданий на уроке: Задания по русскому языку 1. Самка медведя (медведица).- Мясо медведя (медвежатина).- Огромный медведь (медведище).- Любимый медведь (медведюшка).- Детеныш медведя (медвежонок).- Такой бывает мех, жир, след медведя (медвежий).2. Просклоняй слово: « храпит ( кто?) ____, убегать ( от кого ? ____, увидеть ( кого?) и т.п. основные правила инклюзивного урока: Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. . В начале обучения нельзя использовать работу в группах в полной мере, но постепенно вводить ее элементы - разумно .Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.Для снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты».Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. Практикум: составьте задания на коррекцию памяти, внимания, представления и воображения по своему предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования
Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...
Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования
Философия образования рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.
В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ц...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...