Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
статья

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в учреждениях дополнительного образования является необходимой и важной составляющей по реабилитации и социальной адаптации учащихся в современной жизни.В данном материале представлено нормативно-правовое обеспечение в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья представлено на международном, федеральном, региональном уровнях:

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года является основополагающим документом для иных международно-правовых документов в области защиты прав личности.

Конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, является значимым в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями документом международного уровня.

Конвенция о правах ребенка определяет запрет дискриминации детей (ст. 2); «доступ детей с инвалидностью «к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (ст. 23). Согласно статье 29 Конвенции «развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечивать развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Новым этапом развития инклюзивного образования в России стало принятие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Данный закон определяет понятие «инклюзивное образование» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Включение детей с ОВЗ в образовательную среду, их совместное обучение и воспитание с обычно развивающимися детьми на равных и составляет методологическую основу инклюзивного образования. Основной вопрос заключается в том, как сделать, чтобы и ребенок с ОВЗ, и нормально развивающиеся дети в полной мере реализовали образовательные потребности и получили определенный социальный опыт. Закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. А именно, Закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и

возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Статья 3 данного закона определяет права граждан на образование, а в ч. 5 ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» указано: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Согласно ст. 2, п.16 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, чтобы определить статус «ребенок с ОВЗ», а также с целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.

           Развитие сферы        дополнительного образования        детей        определяет и     Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Одна из задач Концепции - укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей- инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения);

Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 

определен Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

             К специальным условиям получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ относятся:

-учебные пособия и дидактические материалы,

-ТСО коллективного и индивидуального пользования,

- предоставления услуг ассистента (помощника),

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

-обеспечение доступа в здание учреждения.

Таким образом, реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Ратификация Россией международных Конвенций о правах ребенка, правах ребенка-инвалида свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка- инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.

Отклонения в развитии ребёнка с ОВЗ приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушается связь ребёнка с социумом как источником развития, поскольку взрослый не может и не знает, каким образом передать ему социальный опыт, который обычно осваивается без специально организованных условий обучения. В этой связи конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются, во-первых, в возможности свободного личностного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие ребенка с ОВЗ. Во-вторых, в дополнительном образовании обеспечивается вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся. В дополнительном образовании познавательная активность детей выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик: дети и подростки получают широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в учреждениях дополнительного образования является необходимой и важной составляющей по реабилитации и социальной адаптации учащихся в современной жизни и предполагает разработку АДООП. «Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных

возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 Ст. 2, п. 28)

           Деятельность педагога дополнительного образования по организации работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами должна быть направлена на создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо осуществлять с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье, при этом важно учитывать особенности микросреды, стиля воспитания в семье, возможности ребенка для его развития, его потребности и мотивы.

Этапы психолого - педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:

  1. Диагностический этап. Знакомство с ребенком и его семьей. Установление первичного контакта. Знакомство с диагнозом и изучение литературы по данному заболеванию. Получением информации о родителях, внутрисемейной ситуации и индивидуально-личностных особенностях обучающегося. Определение круга первостепенных задач.
  2. Установочный этап. Разработка адаптированной программы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
  3. Практический этап. Реализация принятых решений, организация обучения по адаптированной программе, наблюдение и отслеживание результатов, корректировка этапов, форм и методов обучения.
  4. Аналитический этап. Анализ изменений, наличие или отсутствие динамики, установление причин неуспешности, разработка и корректировка новых направлений, форм и методов работы с ребенком.

Основные задачи педагогов при работе с детьми с ОВЗ:

-создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка;

-систематическое отслеживание статуса ребенка и динамики его развития;

-обучение родителей (законных представителей) психолого- педагогическим технологиям сотрудничества со своими детьми, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи.

Индивидуальная работа с каждым – это одна из главных особенностей занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Структура образовательной программы, методика проведения, содержание занятий может измениться в зависимости от:

состояния здоровья ребенка;

его настроения;

непредвиденных семейных ситуаций.

Отличительная черта учебных занятий – гибкость, чувствительность к сбоям. При проектировании            и        проведении         учебного        занятия педагогу дополнительного образования необходимо создать определенные условия:

замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;

оптимальное        привлечение        детей        к        предметно-практической деятельности;

-опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;

-дифференцированное руководство        деятельностью        детей и корректирование их действий.

Основные правила, которые должны помнить и применять на практике педагоги:

-понимать переживания ребенка;

-включить ребенка в среду сверстников;

-уметь принимать разные настроения и правильно реагировать на его эмоции;

-создать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия;

-создать всем учащимся ощущение своей необходимости для творческого коллектива;

-не допускать манипулирование одного ребенка другим;

-отводить каждому учащемуся важную роль в коллективе;

-уметь использовать юмор для снятия напряжения;

-помочь ученику ставить цели, чтобы правильно оценить свои возможности не только в учебе, но и в поведении.

Демонстрируя другим участникам образовательных отношений свое позитивное  отношение к ребенку с ОВЗ, педагог развивает  коммуникативную культуру в детском объединении, формирует духовно- нравственные качества личности обучающихся.

                                                ЛИТЕРАТУРА

1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. - 2010. - №1.

2. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи.    Сборник научно-методических материалов / Под науч.ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В.Поликашевой – М.: Издательство «Спутник+», 2015.

3. Насибуллина А. Д. Специфика психолого- педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. 2014. №S26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Особенности построения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы.

Систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок ...

ЛОГОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ

В статье раскрывается комплексный медико-психолого-педагогический подход в работе с детьми с психоневрологическими нарушениями в условиях детского санатория....