Дополнительная общеобразовательная программа "РОДНИЧОК"
рабочая программа
Образовательная программа дополнительного образования детей «РОДНИЧОК» Направленность: художественная (ДПИ). Возраст обучающихся: 7-17 лет. Срок реализации программы: 3 года Уровень реализации: основное общее образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_rodnichok.docx | 53.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУРУХАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АИСТ»
Рекомендована решением методического совета МКУ ДО ТР ЦДТ Протокол №__ от _____2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКУ ДО ТР ЦДТ _______________ Макаренко С.И. Приказ №___ от ______2020 г. |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«РОДНИЧОК»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень реализации: основное общее образование
Краснопеева Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
п. Зотино
2020г.
Пояснительная записка
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с культурным наследием народа. Представленная программа «РОДНИЧОК» позволяет углубить работу по воспитанию уважения к народным традициям.
Настоящая образовательная программа «РОДНИЧОК» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава МКУ ДО ТР ЦДТ «Аист»; Лицензии МКУ ДО ТР ЦДТ «Аист» на образовательную деятельность.
В программе художественной направленности «РОДНИЧОК» использован и структурирован личный опыт за несколько лет работы в качестве педагога декоративно-прикладного искусства. Это новый синтезированный курс, в основе которого лежат разносторонние традиции нашего народа, опыт сотен поколений. Главное достоинство состоит в том, что человек с раннего возраста поставлен в условия, когда он незаметно для себя включается в процесс активного творчества. Выбранный подход помогает сразу решить несколько педагогических задач: вводит детей в мир народной жизни (имитируя старый народный быт); создает атмосферу игры; стимулирует практическую художественную деятельность детей; развивает их музыкальный слух, пластику, культуру и живость устной речи. В тоже время программа составлена с учетом тенденции развития декоративно-прикладного искусства сегодняшнего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики. Уже несколько лет программа «РОДНИЧОК» успешно реализуется на базе ЦДТ «Аист».
Ее цель и задачи направлены на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Специфика и содержание данной образовательной программы опирается на социальный заказ современного российского общества, который формируется из анализа социальных проблем нашего многонационального государства.
Актуальность программы в развитии творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных интересов и способностей, актуален в условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций русской культуры; позволяет углубить работу по воспитанию уважения к традициям и обычаям русского народа.
Необходимость создания подобной программы продиктована многими социальными и педагогическими практиками. В частности, рост национального самосознания, усиление внимания к сохранению и возрождению культуры, народных традиций, религиозных верований зачастую приводит к росту межнациональных и этнических конфликтов. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция системы воспитания.
Важной чертой Программы является понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству; актуализации социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры. Занятия проходят со сменой деятельности, в игровой форме, оснащенной современным высокотехнологичным оборудованием. Содержание занятий выстроено так, чтобы учащиеся могли максимально эффективно воспринимать информацию и выполнять на практике поставленные задачи.
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в модульном обучении, а также в том, что она не требует дорогостоящих материалов, а те, которые понадобятся, легко можно найти, или заменить на более доступные (глину – на соленое тесто и прочие). Если дети попробуют изготовить игрушки в разных техниках и с разными материалами – для них будет интересный жизненный опыт, а также – момент новизны на каждом занятии. Каждый обучающийся может самореализоваться: как носитель информации (рассказчик, знаток), как умелец (мастер, способный передать свое умение). Лидерские качества подростков актуализируются.
Возраст обучающихся по образовательной программе «РОДНИЧОК» 7- 17 лет. Желающие при поступлении проходят собеседование по выявлению склонности к выбранной деятельности. Группы по годам обучения разновозрастные. Старшие помогают младшим, через проявление заботы, сотрудничества и взаимодействия, развитие коммуникативных навыков. Программа не требует особых базовых знаний, специальных способностей и физического здоровья (отсутствие противопоказаний).
Срок реализации программы 3 года, по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, тренинги, мастер-классы и прочие.
Режим занятий: на протяжение 3 лет обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
ЦЕЛЬ:
Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной культурой через знакомство с традициями и обычаями нашего народа и умений посредством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи:
- Формировать устойчивый интерес к народным традициям и обычаям, истории народных промыслов и ремесел;
- Дать начальные знания в области технологии работы с текстилем, бумагой, глиной и другими материалами;
- Способствовать овладению технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
- Познакомить с основами декоративной композиции;
- Обучать навыкам безопасного труда.
Развивающие задачи:
- Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни;
- Развивать эмоциональное восприятие искусства своего народа как отражение красоты народной души;
- Развивать навыки исследовательской, аналитической деятельности;
- Развивать художественно-творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие; художественный вкус, фантазию, творческое воображение и внимание;
- Развивать навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи.
Воспитательные задачи:
- Формировать потребность постоянного самосовершенствования нравственного и художественного;
- Формировать социальную роль личности как носителя национальных традиций художественной культуры;
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность;
- Воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщенным в народном искусстве.
Принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий;
- доступность программы;
- наглядность работы, демонстрация процесса обучения.
Форма занятий: групповая, индивидуальная. Разновозрастной состав не зависимо от половой принадлежности. Занятия проводятся по принципу группового обучения с индивидуальным подходом. Индивидуальное обучение каждого ребенка обусловлено его возрастными и индивидуальными особенностями, выбором технических средств в выполнении задания и сложностью технологий, когда секреты ремесла передаются педагогом ребенку «из рук в руки». Занятия в мастер-классах проводятся по группам и подгруппам.
Занятия по типу: комбинированные, практические, диагностические, репетиционные.
По формам проведения занятий: мастер-класс, вернисаж, викторина, «мозговой штурм», выставка, творческая мастерская, посиделки, творческий отчет, ярмарка, конкурс, праздник, открытое занятие. Основной формой занятий при реализации Программы являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической части.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы:
Методы обучения по уровню активности подростков
- активные: работа с книгой, технологической картой;
- проблемно-исследовательский;
- метод сравнительного анализа;
- пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация.
Методы по уровню включения продуктивную (творческую) деятельность
- объяснительно-иллюстративный;
- эвристическая беседа;
- репродуктивный.
Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой)
- игра;
- создание эмоционально окрашенных ситуаций;
- поощрение и похвала;
- чередование видов детской деятельности.
Методы воспитания и развития
- развивающая, познавательная игра;
- самостоятельная работа;
- коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.
Методы контроля и самоконтроля
- контрольные задания: игры, викторины, кроссворды, тесты;
- самооценка, презентация;
- метод самореализации и самоуправления;
- педагогический отзыв (устный или письменный);
- выставка детских работ.
Планируемы результаты освоения программы.
Предметные:
- историю возникновения народных промыслов и ремесел;
- особенности крестьянской избы и внутреннего ее убранством;
- особенности и основные закономерности традиционных праздников России;
- основные сведения о семейных обычаях, традициях, обрядах;
- применять традиции народного творчества в своей работе;
- сравнивать русскую культуру и культуру народов Севера;
- узнавать народный костюм народов Севера;
- видеть красоту и мудрое устройство изделий народного творчества;
- создавать русский национальный костюм для куклы, используя виды рукоделия в его оформлении;
- изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства;
- проведения обрядов, игрищ и забав со своими сверстниками.
Метапредметные:
- основные сведения о декоративной композиции;
- основы работы с текстилем, бумагой, глиной и др.
- применять знания и умения на практике;
- выражать свое отношение к народному искусству;
- работать, самостоятельно читая простейшие чертежи и схемы;
- использовать несложные приемы работы с различными материалами;
- анализировать свои работы и работы товарищей
- исследовательской и аналитической деятельностию.
Личностные:
- уважающую себя личность (думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям;
- чувства уважения к людям разных национальностей;
- умение видеть прекрасное в народном творчестве;
- адекватную самооценку личности.
Один из инструментов контроля и оценки результатов: конечный образовательный продукт, как результат образовательной деятельности.
Динамику развития можно проследить на основании сравнительного анализа:
- на первой ступени проводится анкетирование, в результате которого оценивается начальный багаж знаний и умений по данному направлению;
- в течение реализации образовательной программы осуществляется мониторинг развития личности обучающегося:
1. наблюдение
2. тестирование
3. коллективная работа
4. выставки-конкурсы
5. подготовка к праздникам
6. защита творческих работ.
- Текущая диагностика осуществляется по итогам выполнения практических заданий.
Оценка работ проходит:
- оценка качества работы на промежуточной стадии ее выполнения;
- оценка выполненной работы.
По завершению каждой учебной темы проходит мини-выставка, при этом проводится анализ работ всех учащихся. В анализе результатов участвуют все ученики. В процессе учебной деятельности педагог постоянно контролирует работу детей.
- При завершении прохождения каждого модуля образовательной программы контроль и оценка знаний детей проводится по опрос-картам, в которые включены вопросы по некоторым разделам программы.
Формы подведения итогов образовательной деятельности:
- Выставки: коллективные, групповые, персональные, мини-выставки.
- Презентация детьми своих работ.
- Защита коллективных проектов.
- Участие детей в массовых мероприятиях.
- Конкурсы, ярмарки, праздники.
- Открытые занятия и мастер-классы.
Учебный план
1 год обучения
№ | Темы | Теория, ч. | Практика, ч. | Всего, ч. |
1 | Введение в программу | 1 | 1 | |
2 | Тренинг на знакомство | 1 | 1 | |
I | МОДУЛЬ «Узоры России» | 4,5 | 27,5 | 34 |
1 | Хохлома | 0,5 | 3,5 | |
2 | Урало-сибирская роспись | 0,5 | 2,5 | |
3 | Гжель | 0,5 | 3,5 | |
4 | Пермогорская роспись | 0,5 | 2,5 | |
5 | Полхов-майданская роспись | 0,5 | 2,5 | |
6 | Мезенская роспись | 0,5 | 2,5 | |
7 | Жостовская роспись | 0,5 | 3,5 | |
8 | Городетская роспись | 0,5 | 3,5 | |
9 | Дымковская роспись | 0,5 | 3,5 | |
10 | Отчетное мероприятие – выставка | 2 | ||
II | МОДУЛЬ «Народная игрушка» | 2,5 | 19,5 | 22 |
1 | Лепка из пластилина | 1 | 6 | |
2 | Лепка из соленого теста | 1 | 6 | |
3 | Лепка из глины | 0,5 | 5,5 | |
4 | Выставка - конкурс | 2 | ||
III | МОДУЛЬ «Аппликация» | 3,5 | 30,5 | 34 |
1 | Аппликация из бумаги | 1 | 10 | |
2 | Аппликация из текстиля – мозаика | 1 | 7 | |
3 | Аппликация из кожи и меха | 0,5 | 5,5 | |
4 | Аппликация из песка, крупы и др материалов | 1 | 6 | |
5 | Праздник - конкурс | 2 | ||
IV | МОДУЛЬ «Работа с бумагой» | 5 | 47 | 52 |
1 | Папье-маше | 1 | 10 | |
2 | Декупаж | 1 | 7 | |
3 | Бумагопластика | 1 | 9 | |
4 | Квиллинг | 1 | 8 | |
5 | Плетение из бумаги | 1 | 9 | |
6 | Диагностика ценностно-смысловых компетенций | 2 | ||
7 | Творческое отчетное мероприятие | 2 | ||
ИТОГО 144 |
2 год обучения
№ | Темы | Теория, ч. | Практика, ч. | Всего, ч. |
1 | Введение в программу | 1 | 1 | |
2 | Тренинг на знакомство | 1 | 1 | |
3 | Диагностика на выявление интересов и типологических особенностей личности | 1 | 1 | |
V | МОДУЛЬ «Родом из детства» | 4 | 25 | 29 |
1 | Историко - культурное и социологический анализ русского народного костюма | 1 | 1 | |
2 | Детская рубаха для девочек и мальчиков | 1 | 13 | |
3 | Вышивка | 0,5 | 4,5 | |
4 | Рождение и крестины | 0,5 | 1,5 | |
5 | Капустные вечерки | 2 | ||
6 | Кузьминки | 1 | 2 | |
7 | Творческая выставка | 1 | ||
VI | МОДУЛЬ «Женское начало» | 5 | 31 | 36 |
1 | Тренинг командообразования | 1 | ||
2 | Эстетический идеал в искусстве русского народного костюма | 1 | 2 | |
3 | Традиционный женский костюм южного типа (паневский комплект) | 2 | 14 | |
4 | Мережка | 0,5 | 3,5 | |
5 | Крестьянская изба, конструкция и декор предметов народного быта | 1 | 5 | |
6 | Народная кукла – ангел, колокольчик | 0,5 | 1,5 | |
7 | Именины | 2 | ||
8 | Русские народные игры | 1 | ||
9 | Отчетное мероприятие | 1 | ||
VII | МОДУЛЬ «Один в поле не воин» | 6,5 | 29,5 | 36 |
1 | Рождественские и крещенские праздники | 1 | 4 | |
2 | Обрядовая кукла – коза, коляда | 0,5 | 1,5 | |
3 | Тренинг на развитие доверия | 1 | ||
4 | Традиционный крестьянский костюм – метазнак народной художественной культуры | 2 | ||
5 | Мужской русский народный костюм | 0,5 | 9,5 | |
6 | Вязание крючком – плетение пояса | 0,5 | 3,5 | |
7 | Русская скоморошина | 2 | ||
8 | Внутренний мир избы, ее убранство, изготовление макета | 1 | 4 | |
9 | Плетение лаптей | 1 | 3 | |
10 | Творческая выставка - презентация | 1 | ||
VIII | МОДУЛЬ «Девицы - красавицы» | 5 | 35 | 40 |
1 | Чайные посиделки | 2 | ||
2 | Тренинг на сотрудничество | 1 | ||
3 | Девичий костюм (сарафанный комплект) | 1 | 9 | |
4 | Прялка | 1 | 3 | |
5 | Посиделки «длинная коса – девичья краса» | 2 | ||
6 | Народная кукла – колокольчик, «на выхвалку», домовой | 0,5 | 3,5 | |
7 | Прически, грим русских крестьянок | 1 | 1 | |
8 | Новоселье, домовой | 1 | 1 | |
9 | Мягкая игрушка | 0,5 | 5,5 | |
10 | Русская ярмарка | 3 | ||
11 | Диагностика ЗУН детей | 2 | ||
12 | Праздник для детей на основе русского фольклора | 2 | ||
ИТОГО 144 |
3 год обучения
№ | Темы | Теория, ч. | Практика, ч. | Всего, ч. |
1 | Введение в программу | 1 | 1 | |
2 | Тренинг на развитие доверия | 1 | 1 | |
3 | Диагностика на изучение компетентности в общении | 1 | 1 | |
IX | МОДУЛЬ «Свадебный сезон» | 5,5 | 23,5 | 29 |
1 | Свадьба | 2 | 2 | |
2 | Народная кукла – неразлучники | 2 | ||
3 | Свадебный костюм | 1 | 9 | |
4 | Параскева пятница «льняные смотрины» | 1 | 2 | |
5 | Роль костюма в обрядовом ряженье | 0,5 | ||
6 | Подвижные игры народов России | 1,5 | ||
7 | Вязание спицами | 0,5 | 3,5 | |
8 | Кулинарные традиции русского народа | 0,5 | 1,5 | |
9 | Русские художественные промыслы (театрализованное занятие) | 2 | ||
X | МОДУЛЬ «Родом из Сибири» | 7 | 27 | 34 |
1 | Подвижные игры народов России | 1 | ||
2 | Традиционный костюм женщин Сибири | 1 | 9 | |
3 | Головные уборы | 1 | 2 | |
4 | Народная кукла – Красота | 0,5 | 1,5 | |
5 | Тренинг на сотрудничество | 1 | ||
6 | «Путешествие по русским сказкам» (театрализованное занятие) | 2 | 2 | |
7 | Русская матрешка | 1 | 5 | |
8 | Народная медицина | 1 | 1 | |
9 | Декорирование валенка | 0,5 | 3,5 | |
10 | Творческая выставка - презентация | 1 | ||
XI | МОДУЛЬ «По северным просторам» | 12,5 | 65,5 | 78 |
1 | Особенности кроя одежды коренных народов Севера | 1 | 1 | |
2 | Цвет и орнаментальный декор национального костюма народов Севера | 0,5 | 2,5 | |
3 | Разновидность одежды коренных народов Севера, ее изготовление | 1 | 10 | |
4 | Игры народов Севера | 4 | ||
5 | Масленица | 1 | 3 | |
6 | Украшения из меха, кожи, бисера, мозаика | 1 | 10 | |
7 | Жилище народов Севера | 1 | ||
8 | Составление композиции «Стойбище» | 5 | ||
9 | Быт народов Севера | 1 | ||
10 | Предметы быта, утварь | 2 | ||
11 | История возникновения бубна, его изготовление | 0,5 | 1,5 | |
12 | Ремесла и промыслы народов Севера, проживающих на территории Красноярского края | 2 | 2 | |
13 | Тренинг на развитие доверия, сотрудничество | 2 | ||
14 | Аранжировка яиц | 0,5 | 3,5 | |
15 | Праздник Святой ПАСХИ | 1 | 3 | |
16 | Народный танец | 0,5 | 6,5 | |
17 | Праздник Русского платка | 2 | 2 | |
18 | Диагностика ценностно-смысловых компетенций, ЗУН | 2 | ||
19 | Праздник русской березы – Троица | 4 | ||
20 | Творческий отчет - выставка | 1 | ||
ИТОГО 144 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 144 | 2 занятия в день по 45 мин |
2 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 144 | 2 занятия в день по 45 мин |
3 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 144 | 2 занятия в день по 45 мин |
Содержание
1 МОДУЛЬ «Узоры России»
Теория. Народная роспись и ее особенности, история, центр народного промысла, разновидности росписи, значение в культуре, технология росписи, применение в декоре народного костюма и предметов быта. Техника безопасности.
Практика. Изготовление росписи: хохлома, урало-сибирская, гжель, пермогорская, полхов-майданская, мезенская, жостовская, городетская, дымковская. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: эскизы «Узоров России».
2 МОДУЛЬ «Народная игрушка»
Теория. Центр народного промысла, виды народных игрушек на Руси. Особенности изготовления; основные материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практика. Лепка из различных материалов, декорирование изделий (роспись), составление несложной композиции.
Лепка из пластилина: основные приемы работы, изделия простых форм, объемные изделия, фигура человека, бытовая утварь, герои русских народных сказок.
Лепка из соленого теста: основные приемы работы, русский пряник, лепка объемных предметов, приемы работы кистью, изготовление панно.
Лепка из глины: простые формы, работа с керамикой, роспись игрушки по эскизу. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: народная игрушка.
3 МОДУЛЬ «Аппликация»
Теория. Особенности и разновидности техник аппликаций; инструменты и материалы; приемы работы. Применение орнамента и мозаики в декорировании национального костюма, обереговых украшений коренных народов Севера. Техника безопасности.
Практика. Выполнение аппликации, использование различных материалов. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: эскизы декора народного национального костюма, коллаж, панно, открытка.
4 МОДУЛЬ «Работа с бумагой»
Теория. История техники: папье-маше, декупаж, бумагапластика, квиллинг, плетение из бумаги; ее особенности, материалы и инструменты, бумага и клейстер, краска и шпаклевка, бутафорские предметы народного быта, роспись изделий.
Практика. Лепка предметов быта, роспись изделия. Техника безопасности. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: бутафорские изделия, открытки, панно, коллаж, объемные изделия.
5 МОДУЛЬ «Родом из детства»
Теория. Историко-культурный и социологический анализ русского народного костюма; особенности народной детской рубахи; особенности и проведение осенних праздников народного календаря: кузьминки, капустные вечерки; семейные праздники: рождение и крестины. История народной вышивки: знаки и символика. Техника безопасности.
Практика. Выполнять простейшие ручные швейные работы; вышивать народный орнамент. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: плоская кукла в детской рубахе с вышивкой.
6 МОДУЛЬ «Женское начало»
Теория. Эстетический идеал в искусстве русского народного костюм. Особенности женского костюма южного типа - паневского комплекта. Конструкция крестьянской избы. Техника мережки. Виды и назначение народной куклы. Техника безопасности.
Практика. Игры, работать в команде, изготавливать мережку; народные куклы. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: кукла в паневском комплекте, традиционная народная кукла – ангел и колокольчик.
7 МОДУЛЬ «Один в поле не воин»
Теория. Традиционный крестьянский костюм – метазнак народной художественной культуры. Особенности мужского русского народного костюма. Виды народного творчества через традиционные промыслы: плетение лаптей, пояса – оберега. Внутренний мир избы, ее убранство. Техника безопасности.
Практика. Плести пояс из пряжи, плести лапти из бумаги, работать с текстильными материалами. Мужского русского народного костюма. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: текстильная кукла в мужском костюме; макет крестьянской избы; обрядовая кукла – коза, коляда.
8 МОДУЛЬ «Девицы - красавицы»
Теория. Особенности девичьего сарафанного костюма, крестьянских причесок и грима. Проведения народных развлечений. Фольклор, проведение народного веселья, ярмарок, посиделок. Техника безопасности.
Практика. Организовывать праздники, изготавливать текстильные куклы различными способами. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: кукла в сарафанном комплекте, обрядовая кукла - домовой, мягкая игрушка.
9 МОДУЛЬ «Свадебный сезон»
Теория. Особенности русской кухни. Роль костюма в обрядовом ряженье. Значение свадебного обряда в жизни человека. Зарождение традиционных ремесел и промыслов. Техника безопасности.
Практика. Вязать на спицах, взаимодействовать в разновозрастной группе. Проигрывание народных обрядов: свадьба, «льняные смотрины». Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: кукла в свадебном костюме, народная кукла.
10 МОДУЛЬ «Родом из Сибири»
Теория. Виды головных уборов Руси, способы изготовления. Особенности и способы народной медицины. Устное народное творчество. Техника валяния из шерсти. Валенки. История русской матрешки, их разновидность по росписи. Техника безопасности.
Практика. Декорировать валенки. Женский костюм Сибири. Роспись матрешки. Театрализация русских сказок. Применять навыки безопасного труда.
Продукт деятельности: матрешка, кукла в традиционном северном женском костюме; народная кукла – Красота.
11 МОДУЛЬ «По северным просторам»
Теория. Цвет и орнаментальный декор национального костюма народов Севера. Особенности и разновидности одежды коренных народов Севера. Игры народов Севера. Особенности жилища и быта коренных народов Севера. История возникновения бубна. Ремесла и промыслы народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Разновидности народного танца. Особенности празднования Пасхи, Троицы. Техника безопасности.
Практика. Организовывать традиционные праздники. Работать с текстильными материалами. Строить доверительные отношения в коллективной работе. Аранжировать пасхальные яйца. Изготавливать предметы быта, макеты. Проведение народных праздников и игр. Применять навыки безопасного труда. Танцевальная постановка.
Продукт деятельности: украшения из меха, кожи, бисера. Композиция «Стойбище». Кукла в северном национальном костюме, бубен. Пасхальные яйца. Танец.
Методическое обеспечение
Оснащение учебного процесса
Занятия проводятся на базе комбинированной мастерской по соответствующим направлениям обучения. Занятия в мастерской должны проводиться в хорошо освещенном помещении, где у каждого ребенка есть свое рабочее место, необходимый материал и инструменты для работы.
Кабинет и мастерская должны размещаться на 1 этаже образовательного здания. По санитарным нормам площадь рабочего помещения на одного обучающегося 5,4 кв.м для комбинированной мастерской.
Учебно-материальная база имеет рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор инструментов, электроприборов, оборудования и т.д. согласно утвержденному Перечню средств оборудования и учебного оборудования по декоративно-прикладному искусству по соответствующим темам.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом ООО второго поколения используются следующие ТСО для оснащения кабинета: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сети Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер; цифровой фотоаппарат; сканер.
При работе в мастерской особое внимание уделяется соблюдению правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда обучающихся при выполнении технологических операций. Мастерская оборудована соответствующими приспособлениями и оснащена наглядной информацией.
В качестве оформления и для создания у ребенка момента мотивации на работу желательно оформлять к каждому занятию небольшую выставку по теме. Кроме того, можно оформить кабинет в стиле русской горницы с рушниками, половичками, лоскутными изделиями, игрушками, бытовой утварью и прочее.
Также в качестве оформления желательно использовать учебные наглядные пособия, изделия народных промыслов, современные изделия с народными мотивами.
Если есть возможность, целесообразно оборудовать отдельное место для работы с методическими материалом, где ребенок может просмотреть и записать, выполнить необходимые ему зарисовки.
Печатные демонстрационные пособия
- Комплект тематических таблиц по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Цифровые образовательные ресурсы
Образовательные сайты
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.22/p/page.html
- Журнал «Технология» (Газета «1 сентября») – https://my.1september.ru/magazine/delivery/teh/2013
- http://www.live174.ru/catalog/?categoryid=70&id=1649
Музей декоративно-прикладного искусства
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
- http://www.liveinternet.ru/users/hedgehog_wife/post234674706/ http://www.liveinternet.ru/users/4905782/post232935806/
Дедкова Н. Н. Русский народный костюм: учебное пособие
Конструкция и декор предметов народного быта
Культура дома
- http://stranamasterov.ru/
- http://www.calend.ru/narod/holidays/
- http://sueverija.narod.ru/Prazdniki.htm
- http://www.nnre.ru/istorija/skazanija
- http://luntiki.ru/blog/igrushka/
- http://family-history.ru/material/
- http://poyasok.com/article
- http://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/
- http://honeyhobby.ru/azhurnaja-vyshivka-merezhka
- http://ekzark.com/publ/drugie
- http://mylitta.ru/636-embroidery.html
Материалы по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся
- Анкета для родителей «Мой ребенок, его индивидуальные особенности».
- Тест для родителей по определению способностей и склонностей детей.
Материалов по работе с детским коллективом
- Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).
- Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера
- Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
- Диагностика социальной компетентности обучающегося (А.М. Прихожан)
- Определение уровня творческого потенциала обучающихся.
- Методика «Лесенка»
- Методика «Репка»
- Методика «Цветик-семицветик»
Литература
1. Абсалямова М.Б. Очерки истории культуры Сибири. – Красноярск: FAMILIF, 1995;
2. Александрова Л. Народный календарь.- М.: Белый Город, 2005;
3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм / Путешествие с Севера на Юг. – Санкт – Петербург «Паритет», 2005;
4. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Москва Северные просторы, 1999;
5. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма / Альманах «Традиционные промыслы и ремесла» №3. – Москва, 1997;
6. Бронштейн М.М. Энциклопедия «Праздники народов России».- «Росмен – пресс», 2004;
7. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Новосибирск, 1971;
8. Викторов А.Ш. История русской культуры.- М. 1997;
9. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. Москва «Просвещения», 1984;
10.Дайн Г. Детский народный календарь. – М.: «Детская литература», 2001;
11. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М.: «Просвещение»,1994;
12. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь, глина. Санкт - Петербург «Кристалл», 1998;
13. Домострой СПб, 1994;
14. Журнал «Народное творчество»;
15. Иванова П.В. Русский национальный костюм Западной Сибири 19 – 20 вв., г. Тюмень, 1991;
16. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы.- Москва «Высшая школа», 1980;
17. Кислуха Л.В. Народный костюм русского севера в собрании Архангельского музея изобразительного искусства. – М.: Северный паломник, 2006;
18. Клиентов А. Народные промыслы.- М.: Белый город, 2004;
19. Клиентов А. Российская наука: ученые и изобретатели.- М.: Белый Город, 2005;
20. Комиссаржевский Ф. История костюма.- М.: Астрель АСТ Люкс, 2005;
21. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: «Молодая гвардия», 1988;
22. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М. 1993;
23. Некрылова А.Ф. Русский земледельческий календарь «Круглый год».- М.: «Правда», 1991;
24. Панкеев И.А. Русские праздники и игры, «Яуза», «Эксмо - пресс».- М., 1999;
25. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. – М.: «Легкая промышленность», 1994;
26. Пономарев Е. Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «История ремесел».- М.: Астрель, 2004;
27. Работнова И.П. Русская национальная одежда. – М.: «Легкая индустрия», 1964;
28. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты.- М. 1998;
29. Рублева Т.С. Русский традиционный костюм. Новосибирск, 2005;
30. Сафьянникова Т.М. Радуга красок Сонкана Тура, 2005;
31. Северные просторы. Журнал № 1-2, 3-4, 5-6 май-июнь, Москва, 1992;
32. Соловьев В. Золотая книга русской культуры.- М. Белый Город, 2006;
33. Соснина Н., Шанчина Ч.Энциклопедия «Русский традиционный костюм». – Санкт – Петербург «Искусство – СПБ», 2006;
34. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма;
35. Терещенко А. История культуры русского народа.- М.: ЭКСМО, 2007;
36. Фольклор и народная культура СПб, 1994;
37. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян – старожилов верхнего приобъя (конец 19 – начало 20 века). Новосибирск, 1997;
38. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская Энциклопедия: Культура Москва АСТ, 1999;
39. Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками (азбука рукоделия). – М.: Эксмо, 2006;
40. Юрина Н.Г. Детская энциклопедия: «Игрушки».- М.: АСТ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...