Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
методическая разработка по психологии (6 класс) на тему

Пономаренко Анна Сергеевна

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программа, разработанная на основе существующей базовой программы "Познай себя" автора Дятловой Марины Георгиевны, специалиста проекта "Школьный психолог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_sebya_programma_dop._po_psikhologii_10-13_let.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопоселковская средняя общеобразовательная школа»

Ковровского района Владимирской области

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

_____Н.В.Пономаренко

«___» __________2014 г.

ПРИНЯТО

на заседании методического совета

Протокол № ______

«___» __________ 2014 г.

 УТВЕРЖДЕНО

 Директор

МБОУ «Новопоселковская СОШ»

 ______________Т.А.Севрюгина

 «___» ____________ 2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа социально – педагогической направленности

«Познай себя. Школа юного психолога»

Составитель:

Пономаренко А.С.

  педагог – психолог

2014г

Ковровский район

Содержание

  1. Паспорт программы……………………………………………………..3
  2. Пояснительная записка…………………………………………………4
  3. Нормативно – правовые документы…………………………………...5
  4. Структура занятия, методы и техники…………………………………5
  5. Учебно - тематический план курса…………………………………….7
  6. Содержание занятий…………………………………………………….9

А) Что такое психология? (3 занятия);

Б) Психические процессы (7 занятий);

В) Личностные особенности (6 занятий);

Г) Общение  и взаимодействие (18 занятий);

Д) Потребности и мотивы (6 занятий).

  1. Заключение……………………………………………………………..21
  2. Список использованной литературы…………………………………23

1. Паспорт программы

Название программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога

Сроки реализации программы

2014-2016 гг, программа рассчитана на 2 учебных года

Наименование учреждения

Юридический адрес

Тел

Е-mail

МБОУ «Новопоселковская СОШ» Ковровского района

601965, Владимирская область, Ковровский район, п.Новый, Школьная, д.3

(49232) 7-58-41

novyaschool@yandex.ru

Автор программы (ФИО, должность)

Пономаренко Анна Сергеевна, педагог - психолог

Вид программы

Дополнительная образовательная программа

Количество участников программы

Группа обучающихся в количестве до 15 человек

2. Пояснительная записка.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии.

Цель - расширение и углубление знаний учащихся о психической деятельности человека.

Задачи:
1) развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.); 

2) формирование общих представлений учащихся о психологии как науке; оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе; 

3) развитие интереса познания себя и других людей, умения использовать психологические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе; 

4) формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
5) развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.

Программа предполагает дискуссии, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей: 11 - 13 лет. Численность группы – до 15 человек (подбор детей по интересу). Программа рассчитана на 144 ч. и включает в себя 60 занятий. Частота групповых встреч – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 80 - 90 минут. Срок реализации программы – 2 года.

3. Нормативно – правовые документы

В условиях развития воспитательной системы школа опирается на нормативные документы, такие как:

1. Конвенция о правах ребенка

2. ФЗ "Об образовании в РФ"

3. Конституция РФ

4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России под редакцией А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова

5. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636

6. Резолюция секционного совещания  руководителей учреждений дополнительного образования детей, специалистов органов управления образованием «Дополнительное образование детей во Владимирской области: опыт, проблемы, перспективы развития» от 18 июня 2013 года.

7. Декларация прав и свобод человека

8. Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России

9. Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. 2013  N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

10. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"

11. Устав школы

4. Структура занятия, методы и техники:

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми:

1. Теоретическая часть.

2. Групповые дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 
3. Практическая часть: 

- Ролевые игры (разыгрывание ситуаций, психологические упражнения).
- Работа по теме занятия (объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Требования к результатам занятий.

Учащиеся должны знать:

- понятие термина «психология», что изучает;

- место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;
- о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;
- понятия самовоспитания, способностей, характера.

Учащиеся должны научиться:

- развивать культуру общения: умение высказывать своё мнение;

- развить интеллектуальные способности;

- анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;

- использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.

Формы подведения итогов реализации программы:

• самопрезентация;

• устный опрос;

• игры, упражнения;

• диагностика;

• выполнение творческих работ;

• собеседование.

5. Учебно - тематический план курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Что такое психология?

6

1,5

4,5

 

1.1. Вводное занятие.

1.2. Королевство внутреннего мира человека.

1.3. Игра «Мифы о психологии»

2
2

2

0,5
0,5

0,5

1,5
1,5

1,5

2

Психические процессы

44

10,5

33,5

 

2.1. Ощущения. Виды ощущений.

2.2. Восприятие и его свойства.

2.3. Память и её развитие.

2.4. Внимание и его развитие.

2.5. Мышление. Виды мышления. Развитие.

2.6. Речь. Развитие речи.

2.7. Воображение. Развитие

воображения.

4
4
8
8
8

4
8

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1,5
1,5

2,5
2,5
6,5
6,5
6,5

2,5
6,5

3

Личностные особенности

36

9

27

 

3.1. Темперамент.

3.2. Характер, особенности характера.

3.3. Самооценка.

3.4. Воля. Волевое поведение.

3.5. Эмоции. Развитие.

3.6. Саморегуляция. Самоконтроль.

4
4
6
6
10
6

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

2,5
2,5
4,5
4,5
8,5
4,5

4

Общение и взаимодействие.

42

10

32

 

4.1. Виды общения.

4.2. Учимся управлять собой.

4.3. Учимся понимать себя и других.

4.4. Знаки внимания при общении.
4.5. Как научиться общаться лучше?

4.6. Качества, важные для межличностного общения.

4.7. Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика.

4.8. Конфликт. Разрешение конфликтов.

4.9. Мои права и права других людей.
4.10.  Как узнать другого человека и легко с ним общаться?

4.11. Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок».

4.12. Как мы воспринимаем окружающий мир?

4.13. Поддержка.

4.14. Позиции в общении.

4.15. Правила ведения дискуссии.

4.16. Учимся чувствовать и наблюдать.

4.17. Я и моё имя.

4.18. Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга.

2
2
2
2
4
2

2

2

2
2

2

 

2

2
2
2
4

2
4

0,5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5

 

0,5

0,5
0,5
1
1

0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
3,5
1,5

1,5

1,5

1,5
1,5

1,5

 

1,5

1,5
1,5
1
3

1,5
3,5

5

Потребности. Мотивы

16

4

12

 

5.1. Знания. Умения. Навыки. Привычки.

5.2. Потребности человека.

5.3. Мотивы.

5.4. Виды деятельности. Игра.
5.5. Учебная деятельность. Мотивы учения.
5.6. Заключительное занятие.

2

2
2
2
6

2

0,5

0,5
0,5
0,5
1,5

0,5

1,5

1,5
1,5
1,5
4,5

1,5

 

Итого часов:

144

35

109


6.
Содержание занятий

Раздел первый. Что такое психология?

Занятие №1

Вводное. (2 ч.)

Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; знакомство с правилами работы на занятиях. Знакомство с наукой психология (в сказочной форме).
1) Игра «Снежный ком».

2) Знакомство с правилами работы группы.

3) Игра «Поменяйтесь местами те,…».

4)Диагностика развития памяти, внимания, мышления.

5) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Королевство внутреннего мира. (2 ч.)
Знакомство с психологическими терминами, понятиями (в сказочной форме). Игры и упражнения на сплочение группы. Работа с дневником.
1) Сказка о «Королевстве внутреннего мира человека». 

2) Игра «Волшебный круг».

3) Задание « Мой дневник».

4) Игра «Попробуй удержи».

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Игра «Мифы о психологии». (2 ч.)

Закрепление знаний о психических процессах, состояниях, индивидуальных особенностях человека (в игровой форме).1) Игра «Мифы о психологии».
2) Упражнение «Автобус».

3) Рефлексия занятия.

Раздел второй. Психические процессы

Занятие №1

Ощущения. Виды ощущений. (4 ч.)

Рассмотреть психический процесс – ощущение как первоисточник знаний об окружающем мире. Определить виды ощущений. Практически испытать различные виды ощущений. Осознать роль ощущений в познании предметов и явлений окружающего мира.

1) Мини-лекция.

2) Практические упражнения.

3) Психогимнастика.

4) Упражнение «Енотов круг».

5) Упражнение «Минутка».

6) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Восприятие и его свойства. (4 ч.)

Рассмотреть процесс восприятия и его характеристики. Практически исследовать особенности процесса восприятия.

1) Мини-лекция.

2) Упражнение «Каляки-маляки».

3) Упражнение «Внимательные руки».

4) Упражнение «Круг в квадрате».

5) Психогимнастика.

6) Практические задания.

7) Упражнение «Чувство времени».

8) Диагностика объёма зрительного восприятия.

9) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Память и её развитие. (8 ч.)

Знакомство с понятием память. Развитие зрительной, слуховой, кинестетической, логической памяти; мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации. 
1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Упражнение «Живая картинка».

4) Психогимнастика.

5) Упражнение «Восстановить пропущенное слово».

6) Пиктограммы.

7) Упражнение «Слова-признаки».

8) Упражнение «Шесть квадратов».

9) Упражнение «Слова-действия».

10) Упражнение «Шесть пар».

11) Упражнение «Запомни рисунок».

12) Упражнение «Слова-антонимы».

13) Упражнение «Слова-синонимы».

14) упражнение «Смысловые пары».

15) Практическая работа.

16) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Внимание и его развитие. (8 ч.)

Знакомство с понятием внимание. Развитие концентрации, устойчивости, объёма, переключаемости, распределения, помехоустойчивости внимания; наблюдательности.
1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию. 

3) Игра «Кто внимательнее?».

4) Психогимнастика.

5) Игра «Опаздывающее зеркало».

6) Упражнение «Счёт по командам».

7) Игра «Небо-земля-вода».

8) Упражнение «Примеры и текст».

9) Игра «Муха».

10) Упражнение «Каждой руке своё дело».

11) Игра «Искатель».

12) Игра «Испорченный телефон».

13) Игра «Четыре стихии».

14) Игра «Колечко».

15) Игра «Бегемот».

16) Игра «10».

17) Упражнение «4 формы».

18) Упражнение «Что в кулаке?»

19) Игра «Шалун».

20) Упражнение «Фигурный ряд».

21) Игра «Селектор».

22) Упражнение «Не пропусти профессию».

23) Практическая работа.

24) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Мышление, виды мышления. Развитие. (8 ч.)
Знакомство с понятием мышление. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления; развитие гибкости, оригинальности, скорости мыслительных операций. 

1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Упражнение «Анаграммы».

4) Задачи на развитие дедукции.

5) Упражнение «Перцептивное моделирование».

6) Упражнение «Логические закономерности».

7) Упражнение «Бег ассоциаций».

8) Упражнение «Закодированные слова».

9) Упражнение «Закодированные примеры».

10) Упражнение «Думаем глазами».

11) Упражнение «Переструктурирование слова».

12) Игра «Всё наоборот».

13) Игра «Что в кулаке».

!4) Упражнение «Универсальный предмет».

15) Упражнение «Классификации».

16) Упражнение «Правильный вывод».

17) Логические задачи.

18) Игра «Придумай сам».

19) Психогимнастика.

20) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Речь. Развитие речи. (4 ч.)

Изучить роль речевого развития в жизни человека. Рассмотреть понятие о языке и речи, участие речи в общении людей.

1) Мини-лекция.

2) Упражнение «Иностранец».

3) Упражнение «Сказка по кругу».

4) Упражнение «Попробуй говорить быстрее».

5) Упражнение «Координация».

6) Упражнение «30 слов».

7) Психогимнастика.

8) Упражнение «Чего на свете не бывает».

9) Рефлексия занятия.

Занятие №7

Воображение. Развитие воображения. (8 ч.)

Знакомство с понятием воображение. Рассмотреть роль воображения в жизни человека. 

1) Мини-лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Диагностика воображения.

4) Упражнение «Две линии».

5) Упражнение «Ассоциации».

6) Упражнение «Дорисуй».

7) Упражнение «Кляксы».

8) Упражнение «Продолжи рисунок».

9) Упражнение «10 непохожих человечка».

10) Игра «Необитаемый остров»

11) Психогимнастика.

12) Рефлексия занятия.

Раздел третий. Личностные особенности.

Занятие №1

Темперамент. (4 ч.)

Познакомиться с понятием «темперамент». Рассмотреть типы темпераментов.
1) Упражнения на активизацию.

2) Сказка о «Рыцарях – темпераментах».

3) Мини-лекция.

4) Дискуссия.

5) Упражнение «Нарисуй свой темперамент».

6) Диагностика темперамента.

7) Упражнение «Определяем темперамент».

8) Психогимнастика.

9) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Характер. Особенности характера. (4 ч.)

Познакомиться с понятием характера. Рассмотреть жизненные проявления характера, индивидуальные различия в характерах людей, изменение характера в течение жизни.

1) Мини – лекция.

2) Упражнения на активизацию.

3) Сказка «Деревья-Характеры».

4) Упражнение «Противоположные черты».

5) Упражнение «Черты характера сказочных героев».

6) Дискуссия.

7) Практическая работа.

8) Психогимнастика.

9) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Самооценка. (6 ч.)

Рассмотреть понятие самооценки, понять влияние самооценки на становление личности человека и его деятельность. Показать влияние самооценки на процесс общения. Определить самооценку учащихся. Способствовать формированию адекватной самооценки. снизить зависимость самооценки от мнения других людей.

1) Упражнения на активизацию

2) Мини-лекция.

3) Сказка о «Волшебных зеркалах».

4) Проигрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Упражнение «Зеркало».

7) Упражнение «Имя».

8) Упражнение «Саморисование».

9) Упражнение «Назови свои сильные стороны».

10) Упражнение «Три дома».

11) Упражнение «Кто Я?».

12) Упражнение «Мудрец».

13) Диагностика.

14) Психогимнастика.

15) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Воля. Волевое поведение. (6 ч.)

Получить представление о воле и волевом поведении человека. Рассмотреть взаимосвязь воли и поведения, воли и сознания человека, воли и эмоций. изучить волевые качества человека.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Притча «Вставай».

4) Проигрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6)Диагностика «Степень развития воли».

7)Упражнение «Хочу. Могу. Надо».

8) Составление ассоциограммы «Время».

9) Упражнение «Минутка».

10) Игра «Заколдованный принц».

11) Сказка «Лень-река».

12) Упражнение «Как справиться с ленью?».

13) Практическая работа.

14) Психогимнастика.

15) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Эмоции. Развитие. (10 ч.)

Изучить роль эмоций, чувств, настроений в жизни человека. Рассмотреть виды эмоций. Отработать навыки распознания эмоций и чувств.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Игра «Крокодил».

4) Разбор ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Упражнение «Скульптор».

7) Упражнение «Лица».

8) Упражнение «Что бывает…?».

9) Упражнение «Передай рисунок».

10) Практическая работа «Рисуем настроение».

11) Упражнение «Изобрази сказку».

12) Сказка «Девочка Ошибка».

13) Создание рисунка «Мой страх».

14) Создание рисунка «Обида».

15) Психогимнастика.

16) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Саморегуляция. Самоконтроль. (6 ч.)

Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля; повысить уверенность в себе, в свои силы. Повысить сопротивляемость стрессу. 

1) Упражнения на активизацию.

2) Психогимнастика.

3) Аутотренинг. Релаксация.

4) Упражнение «Заколдованный принц».

5) Упражнение «Таинственная дверь».

6) Упражнение «Цепочка».

7) Упражнение «Только бумага».

8) Диагностика склонности к внушаемости.

9) Игра «Проекция».

10) Упражнение «Молодец!»

11) Упражнение «Дорисуй и передай».

12) Упражнение «Прощай напряжение».

13) Упражнение «Волшебный лес».

14) Упражнение «Ааааа и Иииии».

15) Игра «Стряхни».

16) Тест «Моё самочувствие».

17) Рефлексия занятия.

Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие

Занятие №1

Виды общения. (2 ч.)

Рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования. Глубже понять свой стиль общения и поведения.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Контакт масок».

4) Разыгрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Учимся управлять собой. (2 ч.)

Оценить свою степень общительности. Потренировать умение управлять собой.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Мне скучно – мне нескучно».

4) Тест «Какой я в общении».

5) Разыгрывание ситуаций.

6) Дискуссия.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Учимся понимать себя и других. (2 ч.)

Получить понятие о гибкости в общении и потренировать её на практике, потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Карусель».

4) Упражнение «Круг общения».

5) Упражнение «Пойми меня».

6) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Знаки внимания при общении. (2 ч.)

Ознакомиться с понятиями о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Научиться определять знаки внимания в ситуациях общения.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Комплимент».

4) Упражнение «Подарок».

5) Разыгрывание ситуаций.

6) Дискуссия.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Как научиться общаться лучше? (4 ч.)

Повысить коммуникативный уровень учащихся. Практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции. 
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Практические задания.

4) Дискуссия.

5) Упражнение «Глаза в глаза».

6) Упражнение «Прикосновение».

7) Психогимнастика.

8) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Качества, важные для межличностного общения. (2 ч.)

Определение качеств, важных для общения. Рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения. Определение коммуникативного уровня учащихся.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Диагностика.

4) Практическое задание.

5) Дискуссия.

6) Психогимнастика.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №7

Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика. (2 ч.)

Развитие невербальной коммуникации. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений в соответствии с интонацией
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Разговариваем без слов».

4) Игра «Крокодил».

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №8

Конфликт. Разрешение конфликтов. (2 ч.)

Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Нахождение адекватных способов выхода из конфликта.
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Претензии».

4) Диагностика.

5) Разыгрывание ситуаций.

6) Дискуссия.

7) Рефлексия занятия.

Занятие №9

Мои права и права других людей. (2 ч.)

Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. Найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и поведением человека. Сформировать у учащихся позицию уважения к своим правам и правам других людей.
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Скульптура».

4) Упражнение «Декларация прав».

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №10

Как узнать другого человека и легко с ним общаться? (2 ч.)

Показать соотношение вербального и невербального компонентов общения. Практически овладеть навыками наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Я тебе доверяю».

4) Игра «Солнечная система».

5) Упражнение «Кролик».

6) Рефлексия занятия.

Занятие №11

Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». (2 ч.)

Научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. Определить правила обратной связи. Дополнить свой «образ Я» информацией от окружающих людей.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Значимые люди».

4) Упражнение «Автопортрет инкогнито».

5) Упражнение «Горячее место».

6) Упражнение «На что он похож?».

7) Рефлексия занятия.

Занятие №12

Как мы воспринимаем окружающий мир? (2 ч.)

Сформировать умение воспринимать собеседника. Освоить начальные навыки вербальной подстройки к собеседнику (на речевом уровне).

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «представления».

4) Практическое задание.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №13

Поддержка. (2 ч.) 

Сформировать благожелательное отношение к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. Раскрыть сущность поддержки и принятия в общении. Научиться осуществлять поддерживающие действия. Помочь учащимся стать более открытыми в общении.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Большая загадка».

4) Разыгрывание ситуаций.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №14

Позиции в общении. (2 ч.)

Ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Разыгрывание ситуаций.

4) Дискуссия.

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №15

Правила ведения дискуссии. (2 ч.)

Научиться грамотно дискутировать. Усвоить правила ведения дискуссии. На практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Практические задания.

4) Рефлексия занятия.

Занятие №16

Учимся чувствовать и наблюдать. (4 ч.)

Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Видеть, слышать, чувствовать».

4) Тренировка слуховой чувствительности.

5) Тренировка ощущений.

6) Упражнение «Штирлиц».

7) Рефлексия занятия.

Занятие №17

Я и моё имя. (2 ч.)

Формирование знаний о себе. Рассмотреть значение имени в жизни человека, влияние имени на характер. Создание символа, знака своего имени. Формирование адекватной самооценки через принятие своего имени.
1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Дискуссия.

4) Создание символа, знака своего имени.

5) Рефлексия занятия.

Занятие №18

Эмпатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга. (4 ч.)

Овладеть навыками эмпатии и рефлексии как способов восприятия и понимания собеседника. Освоить навыки саморефлексии.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Угадай эмоциональное состояние».

4) Упражнение «Я в лучах солнца».

5) Упражнение «Футболка».

6) Психогимнастика.

7) Рефлексия занятия.

Раздел пятый. Потребности. Мотивы

Занятие №1

Знания. Умения. Навыки. Привычки. (2 ч.)

Получить понятие о действиях, знаниях, умениях, навыках человека.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Ярмарка умений».

4) Упражнение «Аукцион привычек».

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №2

Потребности человека. (2 ч.)

Получить представление о деятельности человека. Познакомиться с видами потребностей. Определить влияние потребностей на развитие эмоционально-волевой сферы человека.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Сказка о «Волшебницах - Потребностях».

4) Дискуссия.

5) Психогимнастика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №3

Мотивы. (2 ч.)

Получить представление о мотивах. Рассмотреть типы мотивов. Определить мотивацию учения, записать и проранжировать собственные мотивы учения.

1) Упражнение на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Сказка «Война Мотивов».

4) Дискуссия.

5) Диагностика.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №4

Виды деятельности. Игра. (2 ч.)

Познакомиться с видами деятельности человека. Увидеть отличие детских игр от игр животных. Познакомиться с историей появления игрушки. Рассмотреть развитие игры в детском возрасте.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Матрёшка».

4) Практическое задание.

5) Дискуссия.

6) Рефлексия занятия.

Занятие №5

Учебная деятельность. Мотивы учения. (6 ч.)

Получить понятие о учебной деятельности и мотивах учения. Рассмотреть типы мотивов учения. Увидеть взаимосвязь познавательных и социальных мотивов учения с возрастными особенностями человека.

1) Упражнения на активизацию.

2) Мини-лекция.

3) Упражнение «Незнайка».

5) Упражнение «Идеальный ученик».

6) Упражнение «Идеальный учитель».

7) Дискуссия.

8) Упражнение «Что важно для меня».

9) Упражнение «Легко – трудно».

10) Рефлексия занятия.

Занятие №6

Заключительное занятие. (2 ч.)

Проведение оценки занятий (эмоциональном и смысловом), формулирование основных результатов. Рефлексия – как этот курс может помочь в жизни?
1) Упражнения на активизацию.

2) Упражнение «Мой путь».

3) Диагностика.

4) Рефлексия занятия.

5) Упражнение «Лимонадник. Сладкий happy end».

7. Заключение

Потенциал сферы дополнительного образования детей становится предметом исследований и привлекает внимание.  На сегодняшний день в нашей стране  разрабатываются и реализуются национальные программы развития  внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный  элемент повышения общего качества образования и решения проблем социализации детей и молодежи.

 Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в формировании навыков 21 века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для  преодоления неравенства доступа к качественному образованию. В этом плане вопросы развития сферы образования непосредственно относятся к сфере политике государства в области защиты прав и интересов детей, что связывает Программу с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действия в интересах детей.

 Есть основания говорить о растущей конкуренции в «освоении» ресурсов сферы дополнительного образования детей. Сфера дополнительного образования является сегодня одним из наиболее активно развивающихся рынков «новой экономики» с растущим объемом инвестиций со стороны частного  сектора. В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о глобальной конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации. Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в  контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Список использованной литературы

1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.

2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.

3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.

4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.

5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

7. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.

8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.

10. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.

11.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 1995.

12.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.

14.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.

15Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.

16.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.

17.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.

18.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.

19.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.

20.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.

21.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.

22. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.

23. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.

ЛИТЕРАТУРА для обучающихся:

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.

2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
4. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5  классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...