Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
рабочая программа (5 класс) по теме

Чумуркина  Марина Валерьяновна

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuidd.tmp_.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики

Рассмотрено                                                                               «Утверждаю»

на заседании ТО                                                                        Директор МБВ(С)ОУ

Протокол №__                                                                           «ЦО №2» г.Чебоксары

от «__» _________ 2013 г.                                                         ____________Е.М.Надеждина

                                                                                                     «____»___________ 2013г.

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей

Юный инспектор дорожного движения

5-7 классы

на 2013/2014 учебный год

Срок реализации программы: учебный год

Программа составлена на основании «Безопасное поведение на улицах и
дорогах», 1—4 классы, под ред. П. В. Ижевского

Педагог дополнительного образования: Чумуркина Марина Валерьяновна

Чебоксары 2013


Пояснительная записка

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;
  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
  • Данная система включает в себя такие элементы, как общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
  • совместная деятельность педагогов и учащихся;
  • соответствующие организационные формы и методы обучения;
  • использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной, основной и средней школе;
  • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных УУД во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы (связь с ГИБДД, участие в районном слете юных инспекторов дорожного движения).

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы: 

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию  учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.

Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях и семье.

Форма организации занятий

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Методы и средства обучения

Словесные — рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные — показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.

Практические — выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.

Данная программа способствует:

  • умственному развитию — учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию — на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • эстетическому воспитанию — учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями;
  • трудовому воспитанию — учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
  • физическому воспитанию — на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

•        основы страхования.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Контроль знаний и умений

Проверку знаний и умений рекомендуется проводить после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Организация образовательного процесса

Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях и семье.

Программа построена по нарастающей степени сложности и разбита на три блока, которые дополняют друг друга.

Первый блок — пропедевтический (3 года обучения) — для учащихся начальных классов (включая 5 класс), посещающих обобщающие занятия по изучению Правил дорожного движения в учреждении дополнительного образования. Данный блок можно использовать на классных часах в общеобразовательном учреждении.

Второй блок — основы Правил дорожного движения (2 года обучения) — для учащихся основной школы, посещающих детское объединение, связанное с изучением Правил дорожного движения.

Обучение детей можно начинать и со второго блока, так как данный блок более подробно раскрывает тематику, рассмотренную в первом блоке.

Третий блок — для отрядов «Юный инспектор движения».

.

С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:

  • уголок безопасности дорожного движения;
  • уголок «Средства регулирования дорожного движения» (макет электрического многосекционного светофора);
  • изображения дорожных знаков согласно Правилам дорожного движения;
  • кроссворды, загадки, сочинения, билеты и задачи по Правилам дорожного движения;
  • уголок юного инспектора движения;
  • уголок велосипедиста;
  • уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.

Учебно-тематический план

по разделу /Юный инспектор дорожного движения/

п\п

Содержание

Часы

Всего

теория

практика

1

Город, в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. Для чего нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения сейчас.

 

2ч.

1ч.

1ч.

2

Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора.

2ч.

1ч.

1ч.

3

Улица, транспорт и пешеходы. Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы.

2ч.

1ч.

1ч.

4

Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге.

2ч.

1ч.

1ч.

5

Движение пешеходов, их права и обязанности. Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок.

2ч.

1ч.

1ч.

6

Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть. Мы — пассажиры.

2ч.

1ч.

1ч.

7

Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов.

2ч.

1ч.

1ч.

8

Викторина «Красный, желтый, зеленый».

2ч.

1ч.

1ч.

9

Обобщающее занятие. Подведение итогов

2ч.

1ч.

1ч.

Итого

18ч.

9ч.

9ч.

Календарно-тематический план

по разделу /Юный инспектор дорожного движения/

п\п

Тема занятия

кол-во

часов

Домашнее

задание

Дата по четвертям

Примечание

1

2

3

4

1

Город, в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. Для чего нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения сейчас.

 

2ч.

Принести цветные карандаши и бумагу.

17.09.13

12.11.13

14.01.14

04.04.14

2

Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДДи светофора.

2ч.

Принести ножницы и цвет.бумагу.

24.09.13

19.11.13

21.01.14

08.04.14

3

Улица, транспорт и пешеходы. Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы.

2ч.

Нарисовать рисунок на знание правил дорожного движения.

01.10.13

26.11.13

28.01.14

15.04.14

4

Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге.

2ч.

Нарисовать схему пути в школу.

08.10.13

03.12.11

04.02.14

22.04.14

5

Движение пешеходов, их права и обязанности. Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок.

2ч.

Выполнить рисунок красками «Кто виноват?» или «Нарушители».

15.10.13

10.12.13

11.02.14

29.04.14

6

Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть. Мы — пассажиры.

2ч.

Написать сочинение «Происшествие на дороге».

22.10.13

17.12.13

18.02.14

06.05.14

7

Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов.

2ч.

Выполнить рисунок красками «Кто виноват?» или «Нарушители».

29.10.13

24.12.13

25.02.14

13.05.14

8

Викторина «Красный, желтый, зеленый».

2ч.

05.11.13

31.12.13

04.03.14

20.05.14

9

Обобщающее занятие. Подведение итогов

2ч.

11.03.14

27.05.14

10

2ч.

18.03.14

Итого

20ч.

16ч.

16ч.

20ч.

18ч.

Учебно-тематический план

п\п

Содержание

Часы

Всего

теория

практика

1

Город, в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. Для чего нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения сейчас.

2ч.

1ч.

1ч.

2

Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора.

2ч.

1ч.

1ч.

3

Улица, транспорт и пешеходы.

2ч.

1ч.

1ч.

4

Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы.

2ч.

1ч.

1ч.

5

Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге.

2ч.

1ч.

1ч.

6

Движение пешеходов, их права и обязанности.

2ч.

1ч.

1ч.

7

Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок.

2ч.

1ч.

1ч.

8

Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть.

2ч.

1ч.

1ч.

9

Мы — пассажиры

2ч.

1ч.

1ч.

10

Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов.

2ч.

1ч.

1ч.

11

Светофор — наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика. Конкурс на изготовление «веселого светофора»

2ч.

1ч.

1ч.

12

Инспектор ГИБДД (регулировщик) — наш помощник. Встреча с работниками ГИБДД.

2ч.

1ч.

1ч.

13

Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства.

2ч.

1ч.

1ч.

14

Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте.

2ч.

1ч.

1ч.

15

Викторина «Красный, желтый, зеленый».

2ч.

1ч.

1ч.

16

Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала)

2ч.

1ч.

1ч.

17

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.  

2ч.

1ч.

1ч.

18

Конкурс на лучший рисунок по безопасности движения на темы «Нарушители», «Кто виноват?»

2ч.

1ч.

1ч.

19

Игры детей и дорожная безопасность (закрепление пройденного материала)

2ч.

1ч.

1ч.

20

«Учимся правильно вести себя на дороге»

2ч.

1ч.

1ч.

21

Твое поведение «Один на улице»

2ч.

1ч.

1ч.

22

Твое поведение «Будь осторожен на дороге»

2ч.

1ч.

1ч.

23

 Твое поведение «Пока ты маленький»

2ч.

1ч.

1ч.

24

Твое поведение «Смотри вокруг и слушай»

2ч.

1ч.

1ч.

25

На улице «Учим знаки дорожного движения»

2ч.

1ч.

1ч.

26

На улице «Правила для пешеходов»

2ч.

1ч.

1ч.

27

На улице «Когда вы катаетесь на роликовых коньках»

2ч.

1ч.

1ч.

28

На улице «Когда вы едете в автомобиле»

2ч.

1ч.

1ч.

29

На улице «когда вы едете в общественном транспорте»

2ч.

1ч.

1ч.

30

Окружающая среда « За городом»

2ч.

1ч.

1ч.

31

Окружающая среда « В темное время суток»

2ч.

1ч.

1ч.

32

Окружающая среда « Следи за погодой»

2ч.

1ч.

1ч.

33

Риск опасности на дорогах. Как вести себя при аварии. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

2ч.

1ч.

1ч.

34

Обобщающее повторение

2ч.

1ч.

1ч.

35

Фронтальная проверка знаний учащихся

2ч.

1ч.

1ч.

36

Итоговая викторина по пройденному материалу

2ч.

1ч.

1ч.

ИТОГО:

72

36ч.

36ч.

Календарно-тематический план

п\п

Тема занятия

кол-во

часов

Дата

Домашнее

задание

Примечание

1

Город, в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. Для чего нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения сейчас.

2ч.

18.09.13

Принести цветные карандаши и бумагу.

2

Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора.

2ч.

25.09.13

3

Улица, транспорт и пешеходы.

2ч.

02.10.13

Нарисовать рисунок на знание правил дорожного движения.

4

Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы.

2ч.

09.10.13

5

Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге.

2ч.

16.10.13

Нарисовать схему пути в школу.

6

Движение пешеходов, их права и обязанности.

2ч.

23.10.13

 

7

Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок.

2ч.

30.10.13

Выполнить рисунок красками «Кто виноват?» или «Нарушители».

8

Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть.

2ч.

06.11.13

9

Мы — пассажиры.

2ч.

13.11.13

10

Дорожные знаки.

2ч.

20.11.13

Принести цв.бумагу, ножницы, клей

11

Светофор — наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы.

2ч.

27.11.13

12

Инспектор ГИБДД (регулировщик) - наш помощник.

2ч.

04.12.13

13

Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства.

2ч.

11.12.13

Принести ножницы и цвет.бумагу.

14

Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте.

2ч.

18.12.13

15

Викторина «Красный, желтый, зеленый».

2ч.

25.12.13

16

Экскурсия по городу

2ч.

09.01.14

17

Дорожные знаки.

2ч.

16.01.14

Нарисовать 12 предписывающих знаков.

18

Конкурс  рисунков по безопасности движения.

2ч.

23.01.14

19

Игры детей и дорожная безопасность.

2ч.

30.01.14

Написать сочинение «Происшествие на дороге

20

Учимся правильно вести себя на дороге

2ч.

06.02.14

21

Один на улице

2ч.

13.02.14

22

Будь осторожен на дороге

2ч.

20.02.14

23

Пока ты маленький

2ч.

27.02.14

24

Смотри вокруг и слушай

2ч.

06.03.14

25

Учим знаки дорожного движения

2ч.

13.03.14

26

Правила для пешеходов

2ч.

20.03.14

27

Когда вы катаетесь на роликовых коньках

2ч.

27.03.14

28

Когда вы едете в автомобиле

2ч.

03.04.14

29

Когда вы едете в общественном транспорте

2ч.

10.04.14

30

Окружающая среда.  За городом.

2ч.

17.04.14

31

В темное время суток

2ч.

24.04.14

32

Следи за погодой

2ч.

08.05.14

33

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

2ч.

15.05.14

34

Викторина по пройденному материалу

2ч.

22.05.14

35

Итоговое занятие

2ч.

29.05.14

ИТОГО:

70

35ч.


Содержание программы и методическое сопровождение.

Тема 1. Город, в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. Для чего нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения. История их возникновения: как было раньше и как сейчас

Рассказ учителя о достопримечательностях и предприятиях города (микрорайона, района), в котором живут дети. Далее рассказ о магистралях и дорогах, которые пересекают населенный пункт (город).

Постепенное подведение детей к мысли, что для перехода дорог и улиц существуют свои правила. Обязанность каждого ребенка — учиться быть пешеходом и выполнять законы, которые диктует дорожная безопасность.

Рассказ о том, почему много лет назад не было правил и как постепенно возникала необходимость в их создании.

Практическая часть. Активизация участия детей в беседе с помощью вопросов по теме и использованием плакатов из учебно-наглядного пособия «Безопасность дорожного движения» и цветных иллюстраций из пособия «Безопасность.на улицах и дорогах. 1—4 классы», а также фотовыставки «Наш город (район)».

Тема 2. Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Скрытые опасности на дороге

Движение автомобилей по проезжей части. Передвижение пешеходов по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2 Безопасность дорожного движения

Убедительное объяснение, почему так надо делать. Пешеходы должны пересекать проезжую часть в местах, установленных для перехода.

Рассказать о трех видах переходов (наземном, подземном, надземном). При отсутствии обозначенного перехода в зоне видимости разрешается переходить дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек проезжей части. Рассказать, как надо вести себя при переходе проезжей части. Рассказать об объектах, которые мешают обзору проезжей части (кусты, деревья, стоящие на обочине машины). В рассказе и беседе используются картины, раздаточные карточки, личный опыт.

Разбор примеров ДТП из практики ГИБДД района проживания учащихся.

Практическая часть. Игра на знание Правил дорожного движения.

Тема 3. Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок

Понятие «транспортные средства». Для чего необходимы транспортные средства. Способы передвижения на суше, на воде, в воздухе. Отличие дорожного движения. В чем состоит опасность движущихся транспортных средств.

Типы автомобилей — специальные и транспортные (пассажирские и грузовые). Их назначение.

Виды транспорта — автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси, различные виды грузового и легкового автотранспорта, сельскохозяйственные машины. Рассматривание иллюстраций.

Основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать при использовании различных видов транспорта. Специальное удерживающее устройство для дошкольников. Специальное удерживающее устройство для учеников младших классов (детское кресло). Ремень безопасности (начиная с 12-летнего возраста).

Объявить конкурс рисунков на знание Правил дорожного движения.

Домашнее задание. Составить схемы типов автомобилей с использованием зарисовок, наклеек, вырезок из журналов.

Тема 4. Игры детей и дорожная безопасность. Где  можно и где нельзя играть.

Проезжая часть и тротуар — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в хоккей или футбол в этих местах. Опасность катания на лыжах или на санках с горок, спуск с которых выходит на проезжую часть. Играющие дети поздно замечают приближающийся транспорт. Соблюдение безопасности во время игр во дворах, так как нередко в них заезжают водители, проживающие в доме.

Запрет выезжать на роликовых коньках и скейтборде на проезжую часть. Запрет для езды на велосипеде по проезжей части для детей до 14 лет.

Езда на велосипеде (на роликовых коньках и скейтборде) разрешается только там, где не движутся автомобили, — на закрытых площадках, стадионах, во дворах и скверах, на загородных площадках.

В беседе используются иллюстрации, примеры из практики ГИБДД региона проживания учащихся.

Тема 5. Мы — пассажиры

Виды общественного транспорта. Понятие «пассажиры». Обозначение мест ожидания общественного транспорта (остановок). Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. Правила посадки в транспорт и выхода из него.

Правила перехода на другую сторону проезжей части после выхода из общественного транспорта.

Практическая часть. Игра «Водители и пассажиры». Рассматривание иллюстраций, буклетов. Работа в тетради по ПДД. Работа с раздаточным текстом «Определи нарушителей-пассажиров» .

Тема 6. Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов

Дорожные знаки — это условные обозначения, установленные на дорогах для ориентации участников дорожного движения. Дорожные знаки являются международным «языком улиц». Восемь групп дорожных знаков. Их отличительные особенности.

Установка всех дорожных знаков на правой стороне улицы или дороги, лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.

При изучении темы используются цветные таблицы и плакаты.

Практическая часть. Проведение игр «Угадай, какой знак», «Ловкий пешеход». Работа в тетрадях по ПДД (зарисовки и закрашивание дорожных знаков).

        Тема 7. Светофор — наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика

Светофор — техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов. Светофоры транспортные и пешеходные.

Регулировщик — наш помощник. Его роль в организации дорожного движения.

Рассказ о профессии регулировщика, его нелегкой службе.

Показ сигналов регулировщика, которые все участники движения должны знать и строго выполнять.

Практическая часть. Работы с электрическим светофором (макетом). Игры «Регулировщик и пешеходы», «Светофор».

Выполнение заданий в тетрадях по ПДЦ.

Тема 8. Обобщающее занятие. Подведение итогов Викторина по ПДД (с выдачей жетонов за правильный ответ). Использование карточек с текстами, схем, рабочих тетрадей по ПДЦ, картин, плакатов, макета «Улица города», электрического светофора. Подсчет жетонов. Награждение победителей призами и грамотами «Лучший знаток ПДД». Выступление агитбригады «Юный инспектор движения».

Тема 9. Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала)

Закрепление пройденного материала на улицах города (населенного пункта). Наблюдение за пешеходами и водителями на перекрестках и у светофоров, а также на остановках. Повторение прав и обязанностей пешеходов.

Беседа в ходе экскурсии. Разбор ситуаций, которые могут случиться при неправильном переходе улиц и дорог. Конкретные примеры ДТП с участием детей, причины происшествий.

Тема 18. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Их предназначение

Рассказ о четырех—шести группах дорожных знаков (по выбору преподавателя), их отличительных особенностях, назначении. Умение их видеть и выполнять их предписания. Рассматривание плакатов.

Практическая часть. Разбор ситуаций на макете «Улицы города». Игра «Угадай, какой знак». Рисование дорожных знаков в рабочих тетрадях по ПДЦ.

Домашнее задание. Выполнить рисунок красками «Кто виноват?» или «Нарушители».

Тема 6. Конкурс на лучший рисунок по безопасности движения на темы «Нарушители», «Кто виноват?»

Рассматривание вывешенных на стенде работ. Комментарии. Выбор лучших работ.

Тема 7. Игры детей и дорожная безопасность (закрепление пройденного материала)

Расположение мест, где можно играть в футбол, хоккей, кататься на лыжах, коньках и санках, роликах, самокате, скейтборде. Правила переноса лыж и коньков. Движение со спортивными атрибутами через проезжую часть и в общественном транспорте. Опасности игры на пустынной улице и во дворе.

Практическая часть. Рассматривание картин, иллюстраций. Выполнение заданий в рабочей тетради по ПДД.

Домашнее задание. Написать сочинение «Происшествие на дороге».

Тема 8. Встреча с работниками ГИБДД

Беседа о нелегкой службе сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, их роли в дорожной безопасности.

Практическая часть. Викторина по ПДД, которую проводит инспектор ГИБДД.

Зал оформляется лучшими рисунками.

Тема 9. Наш друг — светофор

Транспортные и пешеходные светофоры, их внешний вид, назначение. Трехсекционные транспортные светофоры. Двухсекционные пешеходные светофоры.

Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.

Практическая часть. Тренировочные упражнения на электрическом макете светофора. Зарисовки в рабочих тетрадях по ПДД. Сюжетно-ролевая игра «Мы — пешеходы».

Предложение для детей и их родителей принять участие в фотоконкурсе «Дорога и мы».

Тема 10. Инспектор ГИБДД (регулировщик) — наш помощник

Необходимость в наведении порядка инспекторами ГИБДД (регулировщиками) на дорогах городов при отсутствии и неисправности светофоров, а также при сильном потоке транспорта. Постовые регулировщики. Команды регулировщиков. Сложности в работе регулировщика.

Практическая часть. Выполнение заданий в рабочих тетрадях по ПДЦ. Игра «Дорожные ситуации с участием инспектора ГИБДД».

Тема 11. Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства

Автомобильный транспорт — важнейшее средство передвижения. Типы автомобилей: специальные и транспортные. Транспортные автомобили — грузовые и пассажирские. Назначение каждого типа автомобилей. Вывешивание схемы и зарисовка ее учащимися на альбомных листах.

Понятие о водителе транспортного средства. Сигналы, подаваемые водителем. Почему автомобиль нельзя мгновенно остановить. Неоправданный риск при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом.

Практическая часть. Разбор конкретных вопросов в форме беседы, задания в рабочей тетради по ПДД.

Тема 12. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте

Правила ожидания общественного транспорта. Поведение в салоне. Возможные опасности при посадке в общественный транспорт и высадке из него в разное время года.

Практическая часть. Беседа, рассматривание буклетов. Выполнение заданий в рабочих тетрадях по ПДЦ.

Тема 13. Викторина «Красный, желтый, зеленый»

Вопросы по пройденному материалу. Тесты на знание ПДЦ.

Вручение учащимся жетонов по личным результатам, которые фиксируются в журнале.

Тема 14. Экскурсия по городу

Практическое применение полученных знаний. Закрепление знаний о светофорах (транспортных и пешеходных) и дорожных знаках.

Учебно-методический комплект / Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5  классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...