ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
рабочая программа

Звягина Светлана Валерьевна

Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».

Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» имеет художественную направленность. Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического народного танца, что способствует развитию танцевальности обучающихся. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. «Игровые технологии» включены в процесс обучения. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_2_raduga_ispravlennaya.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № 173 от 17.08.2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАДУГА»

возраст обучающихся: 7-18 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Звягина С.В., педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск – 2023


Оглавление

Название раздела

Стр .

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематический план

7

3

Содержание программы

10

4

Методическое обеспечение программы

11

5

Список литературы

12

  1. Пояснительная записка

Программа «Радуга» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11. 2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС для детей с ОВЗ). Содержание направлено на всестороннее развитие, формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа имеет художественную направленность.

Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического народного танца, что способствует развитию танцевальности обучающихся. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. «Игровые технологии» включены в процесс обучения. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

  1. Новизна, актуальность.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы       такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, которые даются детям в игровой форме и адаптированы как для младших, так и старших школьников. Ее отличительными особенностями является:

  • активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса
  • значительная часть практических занятий
  • интеграция нескольких видов хореографии.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к внеучебной деятельности в школе, возрастных особенностях детей.  Программа направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений. Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе д занятий танцами. Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. Танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

  1. Цель программы: ученик, умеющий выполнять танцевально-ритмические упражнения;

Задачи программы:

  • научить вырабатывать технику исполнения танцевальных движений;
  • воспитывать усердие, трудолюбие в работе над танцем;
  1.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Возрастная категория обучающихся 7-18 лет.

  1. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

  1. Ожидаемые результаты

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный.

Ожидаемые личностные и воспитательные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице.

 Предметные (достаточный и минимальный) и личностные результаты освоения программы.

Предметные результаты

Личностные результаты

Минимальный

Достаточный

-выполнение ритмических комбинаций

- развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки),

-развитие чувства ритма.

 

-выполнение ритмических комбинаций

-развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки),

-развитие чувства ритма, - умение характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

-технически правильное выполнение двигательных действий;

-приобретение опыта публичного выступления;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- участие в танцевальных конкурсах;

- участие в праздничных программах, концертах;

- проведение итогового мероприятия в конце учебного года.

В конце обучения, обучающиеся умеют определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение). Понимать простейшие музыкальные понятия (быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).

Получают навыки в формировании красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. Умение держатся на сцене, работать перед зрителем.

  1. Учебно-тематический план программы.

Разделы

Всего

часов

Теория

Практика

1

«Азбука музыкального движения»

8

1

7

2

«Репетиционная работа»

14

14

3

«Постановочная работа»

20

1

19

4

«Концертная деятельность»

18

1

17

Итого:

60

Календарно-тематический план

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения занятия

I четверть – 8 часов

Азбука музыкального движения.

1

Организационная работа. Сбор участников коллектива. Инструктаж по ТБ.

1

Беседа

2

Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. Разучивание новых движений к танцу «Танцуют все!»

1

Практическое занятие

3

Разминка. Повторение танца «Танцуют все!». Соединение и постановка. Подготовка ко Дню учителя

1

Танцевальная репетиция

4

Разминка. Повторение танца «Танцуют все!»

1

Танцевальная репетиция

5

Выступление на мероприятии.

1

Праздник

6

Проработать основные движения детского эстрадного танца с элементами современной хореографии.

1

Танцевальная репетиция

7

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных.

1

Практическое занятие

8

Шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений эстрадного танца.

1

Практическое занятие

II четверть – 14 часов

Репетиционная работа

9

Разучивание движений к танцу «Хип-хоп»

2

Танцевальная репетиция

10

Танцевальная импровизация.

2

Танцевальная репетиция

11

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных

2

Практическое занятие

12

Подготовка к новогодним праздникам. ТБ в актовом зале при разучивании новых танцевальных движений. Разучивание движений к танцу «Россия».

2

Практическое занятие

13

Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Соединение движений к танцу «Россия» воедино.

2

Практическое занятие

14

Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку.

1

Практическое занятие

15

Упр. На натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава.

1

Практическое занятие

16

Разучивание движений танца «Смуглянка».

2

Практическое занятие

III четверть – 20 часов

Постановочная работа

17

Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

2

Танцевальная репетиция

18

Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Повторение и закрепление выученных движений к танцу «Смуглянка»

2

Практическое занятие

19

Пластические этюды на подражание растений и животных. Репетиция танца «Смуглянка».

2

Практическое занятие

20

 Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция танца «Смуглянка»

2

Теория

21

Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). 

2

Практическое занятие

22

Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам.

2

Танцевальная репетиция

23

Выступление на мероприятие

2

Праздник

24

Разучивание движений к танцу ко дню Победы

2

Танцевальная репетиция

25

Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх).  Разучивание движений к танцу ко дню Победы

2

Танцевальная репетиция

26

Ритмика. Репетиция танца ко дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам.

2

Танцевальная репетиция

IV четверть – 18 часов

Концертная деятельность

27

Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, ТБ в актовом зале.

2

Теория

28

Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев Синхронность движений.

2

Танцевальная репетиция

29

Отработка четкости и ритмичности движений.

2

Танцевальная репетиция

30

Генеральная репетиция к отчетному концерту.

2

Танцевальная репетиция

31

Подготовка к отчетному концерту.

2

Танцевальная репетиция

32

Генеральная репетиция к отчетному концерту.

Отработка всех выученных танцев

2

Танцевальная репетиция

33

Разминка.  Повторение танцев

2

Танцевальная репетиция

34

Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. Репетиция танца

2

Танцевальная репетиция

35

Выступление на отчетном концерте

2

Праздник

ИТОГО

60

  1. Содержание программы.

Разделы

Содержание.

1

«Азбука музыкального движения»

Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.

Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство».

2

«Репетиционная работа»

Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.

Практика. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу».

Развитие ритмического восприятия.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.

3

«Постановочная работа»

Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела.

4

«Концертная деятельность»

Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах.

Итоговое занятие.

Практика. В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ всех изученных танцев.

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Материально – техническая база

1. Учебные пособия: спортивный инвентарь, изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы), «Мое тело», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз».

2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.

3. Методические виды продукции: разработки игр, бесед, конкурсов.

4.  Аудио – видео аппаратура, аудио- видео-записи (композиции: Ансамбль А.В.Александрова - Смуглянка, Witch Doctor Cartoons - танец «Танцуют все» Uptown Funk (feat Mars)) - танец «Хип-хоп», Олег Газманов – Россия.


  1. Список литературы.

1.Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам / Л. В. Браиловская. – Ростов-на-   Дону: Феникс,2013г.

2.Васильева, Т. К. Секрет танца / Т. К. Васильева. – Санкт-Петербург: Диамант,2015г.

3.Ильенко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы / Л. П. Ильенко. – М.,2010г.

4.Минский, Е.М. От игр к занятиям / Е. М. Минский. – М.,2017г.

5.Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. – М.: Музыка,2015г.

6.Никитин, Б. Развивающие игры / Б. Никитин. – М.,2008г.

7.Новиков, С.Ю. Любимые праздники / С. Ю. Новиков. – М.:АСТ – ПРЕСС СКД, 2010г.

8.Пуртова, Т. Учите детей танцевать / Т. Пуртова, А. Беликова. – М., «Владос», 2011г.

9.Смирнова, М.В. Классический танец / М. В. Смирнова. – Выпуск 3. – М.,2015г.


6. Приложения.

Приложение 1

Мониторинг

Ф.И. обучающегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

Условные обозначения:

1 - умение самостоятельно находить свое место в строю;

2 - умение принимать правильное исходное положение;

3 - умение держать интервал;

4 - умение четко выполнять инструкции педагога;

5- умение выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения.

н. г. – начало учебного года;

к. г. – конец учебного года.

Критерии:

1 балл – отсутствие сформированных критериев;

2 балла – слабо сформированные критерии;

3 балла – неустойчиво сформированные критерии;

4 балла – сформированные критерии;

5 баллов – самостоятельно использует полученные знания, умения и навыки.

Уровни оценивания:

Высокий – 25 -20 баллов;

Средний – 19 -14 баллов;

Низкий – 13 – 8 баллов;

Несформированный – 8 и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»

Модульная  программа дополнительного образования детей  направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере  и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга творчества»

Данная программа составлена на основе авторской программы «Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии.Цель п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...