ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
рабочая программа
Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».
Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» имеет художественную направленность. Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического народного танца, что способствует развитию танцевальности обучающихся. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. «Игровые технологии» включены в процесс обучения. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_2_raduga_ispravlennaya.docx | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173 от 17.08.2023 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РАДУГА»
возраст обучающихся: 7-18 лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Звягина С.В., педагог дополнительного образования
г. Нефтеюганск – 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр . |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематический план | 7 |
3 | Содержание программы | 10 |
4 | Методическое обеспечение программы | 11 |
5 | Список литературы | 12 |
- Пояснительная записка
Программа «Радуга» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11. 2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС для детей с ОВЗ). Содержание направлено на всестороннее развитие, формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа имеет художественную направленность.
Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического народного танца, что способствует развитию танцевальности обучающихся. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. «Игровые технологии» включены в процесс обучения. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
- Новизна, актуальность.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, которые даются детям в игровой форме и адаптированы как для младших, так и старших школьников. Ее отличительными особенностями является:
- активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса
- значительная часть практических занятий
- интеграция нескольких видов хореографии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к внеучебной деятельности в школе, возрастных особенностях детей. Программа направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений. Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе д занятий танцами. Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. Танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
- Цель программы: ученик, умеющий выполнять танцевально-ритмические упражнения;
Задачи программы:
- научить вырабатывать технику исполнения танцевальных движений;
- воспитывать усердие, трудолюбие в работе над танцем;
- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Возрастная категория обучающихся 7-18 лет.
- Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
- Ожидаемые результаты
Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный.
Ожидаемые личностные и воспитательные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице.
Предметные (достаточный и минимальный) и личностные результаты освоения программы.
Предметные результаты | Личностные результаты | |
Минимальный | Достаточный | |
-выполнение ритмических комбинаций - развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), -развитие чувства ритма.
| -выполнение ритмических комбинаций -развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), -развитие чувства ритма, - умение характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. -технически правильное выполнение двигательных действий; -приобретение опыта публичного выступления; | - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; - способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; |
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- участие в танцевальных конкурсах;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итогового мероприятия в конце учебного года.
В конце обучения, обучающиеся умеют определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение). Понимать простейшие музыкальные понятия (быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
Получают навыки в формировании красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях. Умение держатся на сцене, работать перед зрителем.
- Учебно-тематический план программы.
№ | Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | «Азбука музыкального движения» | 8 | 1 | 7 |
2 | «Репетиционная работа» | 14 | 14 | |
3 | «Постановочная работа» | 20 | 1 | 19 |
4 | «Концертная деятельность» | 18 | 1 | 17 |
Итого: | 60 |
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Формы проведения занятия | ||
I четверть – 8 часов Азбука музыкального движения. | ||||||
1 | Организационная работа. Сбор участников коллектива. Инструктаж по ТБ. | 1 | Беседа | |||
2 | Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. Разучивание новых движений к танцу «Танцуют все!» | 1 | Практическое занятие | |||
3 | Разминка. Повторение танца «Танцуют все!». Соединение и постановка. Подготовка ко Дню учителя | 1 | Танцевальная репетиция | |||
4 | Разминка. Повторение танца «Танцуют все!» | 1 | Танцевальная репетиция | |||
5 | Выступление на мероприятии. | 1 | Праздник | |||
6 | Проработать основные движения детского эстрадного танца с элементами современной хореографии. | 1 | Танцевальная репетиция | |||
7 | Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. | 1 | Практическое занятие | |||
8 | Шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений эстрадного танца. | 1 | Практическое занятие | |||
II четверть – 14 часов Репетиционная работа | ||||||
9 | Разучивание движений к танцу «Хип-хоп» | 2 | Танцевальная репетиция | |||
10 | Танцевальная импровизация. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
11 | Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных | 2 | Практическое занятие | |||
12 | Подготовка к новогодним праздникам. ТБ в актовом зале при разучивании новых танцевальных движений. Разучивание движений к танцу «Россия». | 2 | Практическое занятие | |||
13 | Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Соединение движений к танцу «Россия» воедино. | 2 | Практическое занятие | |||
14 | Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. | 1 | Практическое занятие | |||
15 | Упр. На натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. | 1 | Практическое занятие | |||
16 | Разучивание движений танца «Смуглянка». | 2 | Практическое занятие | |||
III четверть – 20 часов Постановочная работа | ||||||
17 | Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
18 | Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Повторение и закрепление выученных движений к танцу «Смуглянка» | 2 | Практическое занятие | |||
19 | Пластические этюды на подражание растений и животных. Репетиция танца «Смуглянка». | 2 | Практическое занятие | |||
20 | Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция танца «Смуглянка» | 2 | Теория | |||
21 | Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). | 2 | Практическое занятие | |||
22 | Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
23 | Выступление на мероприятие | 2 | Праздник | |||
24 | Разучивание движений к танцу ко дню Победы | 2 | Танцевальная репетиция | |||
25 | Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Разучивание движений к танцу ко дню Победы | 2 | Танцевальная репетиция | |||
26 | Ритмика. Репетиция танца ко дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
IV четверть – 18 часов Концертная деятельность | ||||||
27 | Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, ТБ в актовом зале. | 2 | Теория | |||
28 | Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев Синхронность движений. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
29 | Отработка четкости и ритмичности движений. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
30 | Генеральная репетиция к отчетному концерту. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
31 | Подготовка к отчетному концерту. | 2 | Танцевальная репетиция | |||
32 | Генеральная репетиция к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев | 2 | Танцевальная репетиция | |||
33 | Разминка. Повторение танцев | 2 | Танцевальная репетиция | |||
34 | Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. Репетиция танца | 2 | Танцевальная репетиция | |||
35 | Выступление на отчетном концерте | 2 | Праздник | |||
ИТОГО | 60 |
- Содержание программы.
№ | Разделы | Содержание. |
1 | «Азбука музыкального движения» | Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство». |
2 | «Репетиционная работа» | Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота. Практика. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Развитие ритмического восприятия. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития. |
3 | «Постановочная работа» | Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела. |
4 | «Концертная деятельность» | Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах. Итоговое занятие. Практика. В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ всех изученных танцев. |
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Материально – техническая база
1. Учебные пособия: спортивный инвентарь, изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы), «Мое тело», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз».
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.
3. Методические виды продукции: разработки игр, бесед, конкурсов.
4. Аудио – видео аппаратура, аудио- видео-записи (композиции: Ансамбль А.В.Александрова - Смуглянка, Witch Doctor Cartoons - танец «Танцуют все» Uptown Funk (feat Mars)) - танец «Хип-хоп», Олег Газманов – Россия.
- Список литературы.
1.Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам / Л. В. Браиловская. – Ростов-на- Дону: Феникс,2013г.
2.Васильева, Т. К. Секрет танца / Т. К. Васильева. – Санкт-Петербург: Диамант,2015г.
3.Ильенко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы / Л. П. Ильенко. – М.,2010г.
4.Минский, Е.М. От игр к занятиям / Е. М. Минский. – М.,2017г.
5.Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. – М.: Музыка,2015г.
6.Никитин, Б. Развивающие игры / Б. Никитин. – М.,2008г.
7.Новиков, С.Ю. Любимые праздники / С. Ю. Новиков. – М.:АСТ – ПРЕСС СКД, 2010г.
8.Пуртова, Т. Учите детей танцевать / Т. Пуртова, А. Беликова. – М., «Владос», 2011г.
9.Смирнова, М.В. Классический танец / М. В. Смирнова. – Выпуск 3. – М.,2015г.
6. Приложения.
Приложение 1
Мониторинг
Ф.И. обучающегося
Критерии оценивания
1
2
3
4
5
Условные обозначения:
1 - умение самостоятельно находить свое место в строю;
2 - умение принимать правильное исходное положение;
3 - умение держать интервал;
4 - умение четко выполнять инструкции педагога;
5- умение выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения.
н. г. – начало учебного года;
к. г. – конец учебного года.
Критерии:
1 балл – отсутствие сформированных критериев;
2 балла – слабо сформированные критерии;
3 балла – неустойчиво сформированные критерии;
4 балла – сформированные критерии;
5 баллов – самостоятельно использует полученные знания, умения и навыки.
Уровни оценивания:
Высокий – 25 -20 баллов;
Средний – 19 -14 баллов;
Низкий – 13 – 8 баллов;
Несформированный – 8 и ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»
Модульная программа дополнительного образования детей направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга творчества»
Программа творческого объединения художественной направленности "Радуга творчества"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга творчества»
Данная программа составлена на основе авторской программы «Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии.Цель п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...