Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
рабочая программа

Евдокимова Евгения Владимировна

Программа  по дополнительному образованию художественной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_zhurnalist_2019.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

________________ Т.В. Дьяченко.

«___» ____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                            Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко»                                                                                                                                              ________ Ю.В.Бохан

«___» ________ 20__ г.                                                                    

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной  направленности

(социальное, общекультурное и  общеинтеллектуальное  направления)

Студия  «Юный журналист»

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации -1 год

Автор составитель:

Евдокимова Евгения Владимировна,

педагог дополнительного образования,

учитель русского языка и литературы

2019год.

2.Пояснительная записка

        Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2019) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса». Программа «Юный журналист» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности подростка, раскрытия его творческого потенциала.

Основанием для разработки данной программы стали:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года;

Концепция развития дополнительного образования детей;

Региональный комплекс мер по исполнению плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей и другие нормативно-правовые акты, касающиеся системы образования.

        Актуальность программы

Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации, как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.

Актуальность программы «Юный журналист» обусловлена и особенностями нашего местоположения.. На территории Хорошковского СП  нет местных печатных изданий, а для подростков – вообще ни одного. В связи с этим программа имеет больше практическую направленность. Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании школьной подростковой газеты «Окно в мир», стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете. Одним из основных направлений данной программы является развитие подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.

Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.

        Новизна программы заключается в компетентно–деятельностном подходе обучения и воспитания подростков и молодёжи, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Такая модель позволяет строить и корректировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, дифференцировать обучение в соответствии с возрастом участников программы, их способностями и интересами.

        Педагогическая целесообразность

Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры ученика в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

Программа «Юный журналист» носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как русский язык, литература, информатика, статистика, логика, обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.

        Цель данной программы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами журналистики.

        - знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела,   обучение основным принципам и

         законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов;

       - развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;

- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Для достижения цели необходима реализация следующих задач:

образовательные:

формировать представления о профессии журналиста, дать специальную  подготовку, показать особенности журналистских специальностей;

формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики;

познакомить программами верстки (Adobe Photoshop, Page Maker, Adobe InDesign);

способствовать формированию профессиональной грамотности;

развивающие:

формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;

развивать интерес к профессии журналиста;

развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной гражданской позиции;

создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.

воспитательные:

создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива;

содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;

воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;

создать условия для проявления детско-юношеской инициативы;

способствовать позитивной социализации учащихся.

       Данная программа создает условия для самоопределения и самореализации подростков, стимулирует детей на активное

      самообразование,   достижение поставленных целей

     Форма организации: Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы.

      Формы работы: беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей, занятия по звеньям, встречи с интересными людьми, практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)

         В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.    

      Используемые методы работы: исследовательский, эксперимент, интервьюирование, беседа, проектный метод, анкетирование, опрос. 

      Принципы работы курса  внеурочной деятельности: принцип сотрудничества, принцип индивидуализации.

        Программа «Юный журналист» носит личностно-деятельностный характер. В процессе реализации курса и участия в выпуске газеты «Окно в мир» подростки применяют различные подходы к изучению и написанию журналистского материала: научный, исследовательский, творческий. Учатся использовать вновь полученные знания и накопленный опыт в любых жизненных ситуациях.

Участие в создании конкретного продукта – газеты «Окно в мир» - помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит ответственный редактор – обучающийся, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли взрослого человека.

        Сходство с программами по основам журналистики прослеживается в разделе теории жанров, техники печати, организации и структурном делении редакций и т.д. Например, опубликована в 1998 году программа М.Ф.Поповой, кандидата филологических наук, преподающей на факультете журналистики УрГУ (кафедра периодической печати), - «Основы журналистики в средней школе» разработана теоретическая часть для начальной школы и 5-8 классов. В ней только высказано пожелание - иметь газету в каждом классе, который занимается по этой программе. Ещё одна программа «Основы журналистики» - это программа журналиста-практика, главного редактора детской газеты «Честное слово» (г. Екатеринбург) А.Л. Мясниковой. Она более близка к данной программе, но согласно ей дети, занимающиеся по программе А.Л. Мясниковой, должны почти весь первый курс выпускать стенгазету. В современной ситуации, когда в каждой школе появились компьютеры, издательские центры, это не логично. Ребята стремятся освоить компьютерные технологии как можно раньше.

        Отличительные особенности данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней есть не только теоретическая часть, но и предусмотрена полноценная практическая деятельность, а именно – выпуск периодического печатного  издания. При этом теоретический блок не носит излишне наукообразный характер, максимально приближен к потребностям издательской деятельности учащихся, имеет практический характер.

Отличительной особенностью является и модель воспитательной работы в объединении, предусмотренная данным курсом, одним из направлений которой является создание условий для творческой и социальной самореализации подрастающего поколения. На занятиях поднимаются вопросы активной гражданской позиции, патриотизма, толерантности, проводятся социальные акции, реализуются социально-полезные проекты.

Данная программа может быть творчески применена другими педагогами, журналистами, занимающимися с детьми изданием школьных газет и журналов.

Освоившие эту программу, за  год обучения публикуют не менее 3-х газетных материалов в разных жанрах, участвуют в выпуске не менее 6 номеров газеты. Со 1-го года обучения у учащихся есть возможность публикаций в районной  газете «Ваша Звезда».

        Организационно-педагогическая основа обучения

Данная программа рассчитана на обучение подростков 11-13 лет. Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН.

Можно выделить основные принципы и методы, на основе которых строится образовательный процесс:

  1. Метод эмоционального погружения.
  2. Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
  3. Принцип развития подростка в личностном плане (тренинги, психологические игры и т.д.)
  4. Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы)
  5. Репродуктивный метод (через практические задания).
  6. Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются посредством повтора).

Отдельное внимание отводится методам креативной педагогики, таким как:

открытые задачи;

синектика;

методы критического мышления.

Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в одной возрастной подгруппе:11-13 лет;

Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:

теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;

практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;

исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);

групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);

индивидуальная работа.

Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.

Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.

Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.

        Режим организации образовательного процесса

1-ый год обучения

Недельная нагрузка составляет 3 часа в неделю (105часов за год).

        Цель данного года обучения: знакомство с профессией журналист и ее основами.

В течение одного  года обучения учащиеся узнают особенности профессии «журналист». Они знакомятся с видами СМИ, детскими и подростковыми изданиями, работой редакции газеты. Изучив теорию, подростки пробуют писать материалы в следующих информационных жанрах: новость, все разновидности заметки, соцопрос и блиц-опрос в газету «Окно в мир». Во втором полугодии проходят первые интервью.

На групповых занятиях идет обсуждение материалов, наиболее интересные и подготовленные – входят в очередной выпуск газеты «Окно в мир». Учащиеся участвуют в групповых психологических тренингах, основной целью которых является снятие эмоциональных зажимов, страхов перед публичными выступлениями, развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде. С учащимися проводятся индивидуальные занятия с целью помочь подготовить материал, разобраться в особенностях жанра, отработать приемы обработки информации.

Критерии оценки результативности   обучения:

умение собирать, анализировать, обрабатывать полученную информацию;

знание основ журналистского этикета и особенностей этой профессии;

знать и уметь применять на практике особенности информационных жанров: новость, заметка, интервью, соцопрос, блиц-опрос;

развитие памяти, внимания, фантазии;

умение самостоятельно выбирать тематику материалов, подбирать источники информации;

публикация не менее 3-х материалов в различных жанрах.

        Оценка качества освоения программы производится при помощи:

тестирования (теория);

зачета творческой работы;

педагогических наблюдений;

карты самооценки.

тестирования (теория);

зачета творческой работы;

ежемесячного рейтинга лучших публикаций;

педагогических наблюдений;

карты самооценки.

Воспитательная работа в объединении строится в неразрывной связи с образовательным процессом.  Сохраняются традиции ( акции для жителей села к Дню матери, Новому году; Новогодний праздник, 23 февраля–8 марта,  День всех именинников и др.).

3.Учебно-тематический план 

Необходимы учебные занятия по подготовке и участие в конкурсной, выставочной или соревновательной деятельности.( т.е. работа на результативность)

№ п/п

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма аттестации

 

Введение в журналистику

 

 

 

 

 

Введение в журналистику

2

1

1

Устный опрос

 

История журналистики

6

2

4

 

Структура СМИ. Редакция газеты.

8

4

4

Защита моделей газеты

 

Личность журналиста

 

 

 

 

 

Качества, нужные журналисту

10

3

7

 

 

Основы журналистского этикета

4

2

2

Устный опрос, практические ситуации

 

Творчество известных журналистов

7

3

4

Презентация журналиста

 

Информационные жанры

 

 

 

 

 

Новости – основа информационного потока

8

4

4

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме

 

Заметка – искусство замечать детали

8

4

4

 

Источник информации – интервью

8

4

4

 

Мнение читателя. Как его узнать?

5

2

3

 

Оформление журналистского материала

 

 

 

 

 

Особенности оформления различных материалов

10

6

4

Практическая самостоятельная работа

 

Художественное оформление материала

9

4

5

 

Итоговое занятие

4

-

4

Карта самооценки

 

Работа над выпуском газеты «Окно в мир»

16

-

16

Зачет творческих работ

 

Итого:

105

34

71

 

4.Содержание  учебного курса

Тема 1. Введение в журналистику.

Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист.

Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к деятельности в сфере журналистики. Входная диагностика.

Тема 2. История журналистики

Теория: История российской журналистики. История подростковой прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты. В советский период – самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура. Краткий юридический словарь журналиста.

Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.

Тема 3. Структура СМИ. Редакция газеты.

Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише». «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru», «Лента. ru», информационные агентства). Модели газет и журналов. Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий. Система отделов, их рабочая направленность.

Практика: Анализ детской и подростковой прессы: «Ровесник», «Все звезды», «Молоток» и др. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция».

Тема 4. Качества, нужные журналисту.

Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины происходившего события. Достоверность информации. Журналист - очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации.

Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Тестирование самооценки, упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение налаживать внутренний и внешний диалоги. Упражнение на командообразование.

Тема 5. Основы журналистского этикета.

Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.

Практика: Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.

Тема 6. Творчество известных журналистов.

Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».

Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен».

Тема 7. Новости – основа информационного потока.

Теория: Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе. Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро», «деталь», «бэкграунд».

Практика: составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото. Упражнения на внимательность, развитие ассоциативного мышления.

Тема 8. Заметка – искусство замечать детали.

Теория: Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение – отличия и сходства.

Практика: Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по отработке навыков написания разного вида заметок.

Тема 9. Источник информации – интервью.

Теория: Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог.

Практика: Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор. Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др.

Тема 10. Мнение читателя. Как его узнать?

Теория: Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты соцопроса и блиц-опроса.

Практика: провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети. Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей.

Тема 11. Особенности оформления различных материалов.

Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости настроения перед праздником.

Практика: подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.

Тема 12. Художественное оформление материала.

Теория: Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.

Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.

Практика: Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др.

Тема 13. Итоговое занятие.

Теория: Анализ выпусков газеты «Окно в мир » за год. Подведение итогов.

Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, раздача заданий на лето.

Тема 14. Работа над выпуском газеты «окно в мир»

Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Окно в мир». Вычитка, начальное макетирование.

Методическое обеспечение

Для реализации программы используются следующие дидактические материалы:

раздаточный материал по жанровой тематике (художественно-публицистические, аналитические, информационные жанры);

методички с лекциями по теории журналистики;

карточки для проведения занятий по развитию памяти, фантазии и внимания;

видеолекции по журналистике;

презентационные материалы к занятиям;

подборка печатных изданий.

5.Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

- определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

       - фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и    письменным высказываниям;

       - проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

                На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

1. Умение работать с разной литературой.

2. Умение работать с компьютером.

3. Умение брать и давать интервью.

4. Использование знаний основных жанров периодической печати.

5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки,

коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.

            Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.

Учащиеся должны знать:

-понятие макета;

-общие правила набора текста;

-форматы графических файлов;

-цветовые системы;

-основные термины работы со шрифтами;

-основные понятия верстки.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:

-желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

-активная позиция во время занятий;

-выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс- конференциях, творческих конкурсах.

        Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные результаты

Обучающийся научится:

В рамках когнитивного компонента:

• знать свою этническую принадлежность, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знать о народах и этнических группах России;

• освоить  общекультурное наследие России и общемировое культурное  наследие;

•признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

•проявлять  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• эмоционально положительно принимать  свою  этническую идентичность;

•иметь позитивную  моральную самооценку и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• уважать  историю, культурные и исторические памятники;

• проявлять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

       В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

• уметь  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• проявлять устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и   обеспечение благополучия.

Метапредметные  результаты

Коммуникативные  (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения)

Обучающийся научится:

  • • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью;
  • строить монологическое контекстное высказывание;
  • • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
  • планировать общие способы работы;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  основам коммуникативной рефлексии.

Обучающийся  получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) 

Обучающийся научится:

•адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  •  планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

Обучающийся научится:

•проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Формирование  ИКТ-компетентности

Создание письменных сообщений

Обучающийся научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

Коммуникация и социальное взаимодействие 

Обучающийся научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).

Обучающийся получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

Обучающийся получит возможность научиться:        

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, проект;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

•  целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск  информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

•прогнозировать последовательность изложения идей текста;

 •сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  •  интерпретировать текст:
  • делать выводы из сформулированных посылок;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.

Работа с текстом: оценка информации

• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Воспитательные результаты (по направлениям):

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

Наличие у обучающихся средней  школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Формы подведения итогов: статьи; работа с разнообразными информационными источниками; выпуск газеты. Отслеживание результатов осуществляется с помощью анкетирования.

6.Календарно-тематический план. 

№ занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Тренинг на знакомство, вводная лекция, беседа, групповая работа

2

Введение в журналистику

Учебный кабинет

 

2-4

Лекция, викторина, дискуссия

6

История журналистики

Учебный кабинет

Устный опрос

5-10

Ролевая игра, групповая работа, лекция, беседа, презентация

8

Структура СМИ. Редакция газеты.

Учебный кабинет

Защита моделей газеты

11-19

Беседа, дискуссия, лекция, тренинг

10

Качества, нужные журналисту

Учебный кабинет, улица

 

20-23

Беседа, дискуссия, тренинг, практическая работа.

4

Основы журналистского этикета

Учебный кабинет

Устный опрос, практические ситуации

24-28

Беседа, презентация, проектная деятельность.

7

Творчество известных журналистов

Учебный кабинет

Презентация журналиста

29-34

Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, ролевая игра, творческие работы

8

Новости – основа информационного потока

Учебный кабинет

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме

37-42

Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, творческие работы, тренинг.

8

Заметка – искусство замечать детали

Учебный кабинет

45-50

Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, ролевая игра, творческие работы, тренинг.

8

Источник информации – интервью

Учебный кабинет

53-57

Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, творческие работы, тренинг, опрос горожан.

5

Мнение читателя. Как его узнать?

Учебный кабинет, улица

60-65

Лекция, беседа, дискуссия, самостоятельная работа

10

Особенности оформления различных материалов

Учебный кабинет

Практическая самостоятельная работа

66-71

Презентация, тренинг, самостоятельная работа, конкурс.

9

Художественное оформление материала

Учебный кабинет, улица

72

Тестирование, игра, чествование выпускников.

4

Итоговое занятие

Учебный кабинет

Карта самооценки

35-36,

43-44, 51-52,

58-59

Вычитка, редактура.

16

Работа над выпуском газеты «Окно в мир»

Учебный кабинет

Зачет творческих работ

72 занятия

 

105 часов

 

 

 

 

 

Формы аттестации – проект.

7.Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы.

Помещение:

а) помещения, отвечающее нормам СанПин;

б) освещенность естественным и искусственным светом,

в) хорошо проветриваемое.

Приборы и оборудование:

а) персональные компьютеры (для набора текстов и верстки газетных полос) и периферия (мышь, клавиатура и т.д.);

б) лазерный принтер;

в) сканер;

г) диктофон;

з) фильтр-удлинитель (для офиса с заземляющим контактом, с встроенной защитой от перегрузки и короткого замыкания, с защитой модемной линии);

и) фотоаппарат цифровой.

Материалы:

а) бумага для работы на лазерном принтере;

б) канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры и др.

 8.Список литературы

Богданов Н.Г и Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – М.: Прогресс, 1992г.

Васильев С.Л. Выпуск малоформатной газеты. Метод. пособие. – С.: изд. УрГУ, 1990г.

Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Уч. пособие. – Свердловск, изд. УрГУ 1989г.

Волина В.В., Учимся, играя. – Москва, «Новая школа», 1994г.

Галкин С.И. Техника и технологии СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. – Москва, Аспект пресс, 2005 год.

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – Москва, 1992г.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Иванонкова М.А. Информационные жанры в журналистике. Институт повышения квалификации. – Санкт-Петербург, 2004 год

Касютин В. Живая газета. Издательство Союза журналистов России. - Москва, 2013.

Колесниченко А.В., Прикладная журналистика, Издательство Московского университета, - Москва, 2008г.;

Лозовский Б.Н. Право и этика в работе журналиста. Свердловский союз журналистов. – Екатеринбург, 1993г.

Лукошкина А. Реферат книги И. Фэнга «Теленовости: секреты журналистского мастерства», Iи II ч. – Москва, 2002 г;

Майданова Л.М. и др. Целостность и связность газетного текста. уч.пособие – Екатеринбург, изд. УрГУ 1994г.;

Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста – Екатеринбург, изд. УрГУ, 1992г.;

Попова М.Ф., «Основы журналистики в средней школе», программа для учащихся 5-8 классов – Екатеринбург, изд.УрГУ, 1998г

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – Москва, МГУ, 1995г.;

Туманов Т.В., Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов, изд. КГУ, - Казань, 2010г;

Фэнг И. Теленовости, радионовости I, II гл. – ВИПК, 1991г.

Цвинг А.С. Введение в журналистику. Курс лекций. – Москва, 1998г.

Шубина А.М. «Акулы пера». – Санкт-Петербург, Оазис, 2006 год.

Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала. – Москва, «Высшая школа», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения "Юные журналисты-краеведы"

 Программа объединения "Юные журналисты-краеведы", созданного в 2004 году  для подростков 13 - 17 лет, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в облас...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (14-18 лет)

Журналистика  во все времена притягивала внимание молодых людей. Их увлекают романтические представления об этой профессии, возможность познания мира через общение с интересными, известными людьм...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия «Юный журналист»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Юный ямальский журналист»

Помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Школа юных риторов и журналистов".

Программа внеурочной деятельности на базе Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"...