Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 год
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_bogdanova_t.n._2020.docx | 108.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….…….3
Учебный план..………………………..………………………………………….11
Содержание учебного плана………………………………………………...…..13
Календарный учебный график...………………………………………………...18
Методическое обеспечение программы………...............................................21
Список литературы.……………………………………………..........................26
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев...
В. А. Сухомлинский
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ЯОШ № 5
- Учебный план МБОУ ЯОШ № 5 на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом _______________№ ____;
- Положение о рабочей программе дополнительного образования детей МБОУ ЯОШ № 5.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное вязание» является программой художественной направленности. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать простые, сложные и трудоёмкие приёмы вязания и различные техники выполнения изделия, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) вязание встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.
Уровни сложности ДОО программы: «Стартовый уровень», «Базовый уровень».
Новизна программы
1. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Художественное вязание» в том, что являясь прикладной, она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Выполняя работы, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.
2. Программа позволяет осваивать несколько направлений искусства вязания, осуществлять их сочетание в творчестве, что расширяет возможности развития творческих способностей и креативного мышления.
3. В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального искусства.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Программа «Художественное вязание» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение такими видами художественного вязания как вязание крючком и спицами.
Для формирования художественного мировоззрения ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.
Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Рукоделие помогает ребёнку найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации.
Необходимо показать ребёнку особенности, непосредственную связь художественного вязания с другими видами декоративно-прикладного искусства – вышивкой, ткачеством. Ведь в основе художественного своеобразия декоративных изделий, их ясно выраженных стилевых особенностей лежат глубокие корни, уходящие в местную художественную культуру.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства – огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого неотъемлемая часть культуры Отечества – позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и обучающихся: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Цели и задачи программы
Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания;
- освоить традиционные техники вязания крючком и спицами;
- познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;
- изучить условные обозначения и схемы, используемые в вязании.
Развивающие:
- развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
- развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;
- развивать у обучающихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;
- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств;
- развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;
- воспитывать стремление к самостоятельному творчеству;
- воспитывать в детях аккуратность, усидчивость и трудолюбие;
- воспитывать нравственные качества детей.
Отличительные особенности программы
1. Изучение вопросов народного искусства и традиционных художественных промыслов России позволяют расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления и воплощению своего замысла в творческих изделиях.
2. Программа предусматривает овладение основными видами художественного вязания (вязание спицами, вязание крючком) и рассматривает художественное вязание как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах:
- целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой);
- гуманизации (признания личности ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания);
- интеграции (совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчинённых одной цели и связанных между собой);
- деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности);
- возрастного и индивидуального подхода (выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей).
Отличительной особенностью программы является также активное использование учебно-исследовательской деятельности для развития интереса детей, повышения мотивации к обучению.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Группа комплектуется из обучающихся 10-15 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение инструментов, материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться крючками, спицами, иглами, изучение основных видов петель, техники их вязания.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (всего 102 часа) с группой 5 - 15 человек.
Формы занятий
Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и методы работы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и групповые занятия.
Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением техник вязания, расчета петель и др. При изучении теории целесообразно использовать методы рассказа с элементами лекции, показа презентации и др.
Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.
Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую аккуратную работу.
Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между обучающимися.
Другие формы:
- сюжетные занятия,
- экскурсии, конкурсы, выставки,
- работа с Интернет-ресурсами,
- комбинированное учебное занятие,
- мастер-классы;
- видео уроки,
- творческие встречи с художниками, мастерами, дизайнерами (виртуальные).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Художественное вязание»
Личностные результаты:
-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.
- формирование и развитие художественного вкуса.
-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.
-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.
-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
- сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач.
- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.)
- оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.
- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения.
-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой.
-выполнять моделирование и преобразование модели.
обучающиеся получат возможность:
-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в творческих проектах, конкурсах, выступлениях.
-участвовать в культурно- досуговой деятельности, обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата.
-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.
-самостоятельно организовывать свое рабочее место.
обучающиеся получат возможность:
-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.
-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.
-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.
-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
учащиеся получат возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.
Предметные результаты:
К концу учебного года обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
-правила безопасного обращения с нагревательными приборами, колющими и режущими инструментами.
-основные инструменты и материалы, необходимые для работы.
-история всех видов вязания, представленных в программе;
- основные виды петель, вязок, техник, швов;
- основы кругового вязания, техника прибавки и убавления петель;
- читать и записывать условные обозначения;
-оформлять готовые изделия;
-определять качество выполненной работы;
-читают и анализируют схемы изделий;
- русские - народные традиции (предусмотренные программой)
- работать со словесным описанием работы;
-расчет петель, кромочные петли, раппорт.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм аттестаций/контроля:
Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Входной контроль: в виде опроса.
Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль.
Промежуточный контроль: мини-выставки, выполнение творческих работ по темам.
Итоговый контроль: тестирование, отчетная выставка детских работ.
Критерии отбора работ:
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологии;
- соответствие тематике;
- творческий подход к работе.
Кроме того, в течение года, обучающиеся участвуют в выставках и конкурсах, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
Контроль знаний и умений в группе осуществляется строго дифференцированно, исходя их возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
2 | Основные технические приёмы вязания крючком | 12 | 3 | 9 | |
2.1 | Тайна воздушной петли. Столбики с накидом, без накида | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.2 | Условные обозначении. Схемы узоров | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.3 | Простейшие узоры. Вязание образцов | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, просмотр готовых образцов |
3 | Декоративно-прикладное и народное искусство | 18 | 4 | 14 | |
3.1 | Традиции обучения рукоделию в семье | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
3.2 | Русский народный костюм – важнейший элемент народной культуры | 5 | 2 | 3 | Наблюдение |
3.3 | Вязаные игрушки | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, мини-выставка |
4 | Основные технические приёмы вязания спицами | 18 | 5 | 13 | |
4.1 | Лицевая и изнаночная петли – основа вязания спицами | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
4.2 | Вывязывание несложных узоров из сочетания лицевых и изнаночных петель | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, мини-выставка |
4.3 | Прибавление и убавление петель. Узоры с перемещением петель | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, мини-выставка |
5 | Основы цветоведения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
6 | Орнаментальное вязание – традиционное вязание на Руси | 6 | 2 | 4 | |
6.1 | Виды орнаментов | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
6.2 | Многоцветное вязание, его особенности | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
7 | Вязание простых изделий | 36 | 5 | 31 | |
7.1 | Прямоугольное вязание – шарф | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
7.2 | Головной убор. Вязание шапки | 12 | 2 | 10 | Наблюдение, мини-выставка |
7.3 | Вязание по кругу – варежки (перчатки), носки (гетры) | 18 | 2 | 16 | Наблюдение, мини-выставка |
8 | Оформление вязаных изделий | 2 | - | 2 | |
8.1 | Отделка трикотажа | 1 | - | 1 | Наблюдение |
8.2 | Сборка трикотажных изделий | 1 | - | 1 | Наблюдение |
9 | Экскурсии, творческие встречи | 4 | - | 4 | Наблюдение |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Тестирование. Выставка работ, выполненных за год |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с историей и особенностями вязания как вида декоративно-прикладного искусства. Развитие вязания в России. Возможности современного ручного вязания. Техника безопасности при работе с колющими, режущими предметами (спицы, крючок, игла, ножницы), утюгом. Инструменты и материалы для вязания. Различные виды и свойства пряжи. Натуральные и синтетические волокна.
Практика: Подбор к определённой пряже крючка или спиц для вязания. Определение типа пряжи.
Раздел 2. Основные технические приёмы вязания крючком.
Тема 2.1. Тайна воздушной петли. Столбики с накидом, без накида.
Теория: С чего начинается вязание крючком? Постановка рук при вязании. Правила вязания крючком.
Практика: Вязание цепочки из воздушных петель (осуществление контроля за ровностью цепочки). Выкладывание узора из цепочки из воздушных петель. Вязание столбиков без накида, с накидом, чередование столбиков и воздушных петель.
Тема 2.2. Условные обозначения. Схемы узоров.
Теория: Знакомство с общепринятыми знаками, применяемыми в современных схемах вязания. Разбор простейших схем вязания.
Практика: Графическое изображение условных знаков. Зарисовки несложных схем вязания. Составление схемы вязания из чередования в.п., ст.б/н, ст./н.
Тема 2.3. Простейшие узоры.
Теория: Виды простейших узоров, применяемые при вязании.
Практика: Вязание узоров из чередования столбиков и воздушных петель: узоры «Тесьма», «Ракушка», «Снопики» и др. Выпуклые и вогнутые петли. Вязание плотных рельефных узоров крючком. Ажурные узоры. Обвязка края изделия. Чтение схемы ажурного узора края полотенца, салфетки, платочка и пр.
Раздел 3. Декоративно-прикладное и народное искусство.
Тема 3.1. Традиции обучения рукоделию в семье.
Теория: Воспитание девочки-подростка, помощницы. Роль женщины в семье. Обучение и передача мастерства от матери к дочери, от бабушки к внучке. Традиция женских занятий шитьём, вязанием, плетением кружев, вышиванием, ткачеством с детства во всех слоях общества. Занятие рукоделием, посиделки, как возможность для девушек продемонстрировать свой талант. Древние образы славян – солнце и небесные светила. Их обозначения в народном искусстве в виде разнообразных кругов, квадратов, крестов.
Практика: Техника вязания мотивов из центра. Вывязывание квадрата, круга из центра. Зарисовка схемы вязания квадрата и круга.
Тема 3.2. Русский народный костюм – важнейший элемент народной культуры.
Теория: Символика орнамента народного костюма. Трехъярусность как отражение представления об устройстве мира. Элементы украшения народного костюма. Имитация древних образов посредством приёмов вязания.
Практика: Вязание прихватки, салфетки, кошелька (по выбору) на основе квадрата, круга, пяти-шестиугольника. Подбор пряжи, крючка, составление схемы узора.
Тема 3.3. Вязаные игрушки
Теория: История вязаной игрушки: показ образцов игрушек, технология вязания.
Практика: Вязание игрушки «Черепашка» («Лягушонок», «Котенок» - по выбору), изготовление фурнитуры, сборка, оформление игрушки
Раздел 4. Основные технические приёмы вязания спицами.
Тема 4.1. Лицевая и изнаночная петли – основа вязания спицами.
Теория: Правила вязания спицами. Осанка. Подбор пряжи и спиц для вязания. Из истории вязания: многоцветные узоры арабов, вязаный берет – национальный головной убор шотландцев; вязаные чулки, носки, варежки - крестьян Севера России (с демонстрацией работ).
Практика: Набор петельного ряда (2 способа). Вывязывание лицевой и изнаночной петли. Закрепление последнего ряда (2 способа). Вязание образцов платочной и чулочной вязки.
Тема 4.2. Вывязывание несложных узоров из сочетания лицевых и изнаночных петель.
Теория: Схемы узоров, условные обозначения. Однолицевое (гладкое) вязание, его особенности; двухизнаночное вязание или ластик (резинка), его особенности и свойства. Понятие «раппорт узора». Краевые петли. Понятие «вязание по рисунку».
Практика: Составление схемы простого узора из сочетания лицевых и изнаночных петель. Вывязывание рельефных узоров: «шахматы», «путанка», резинки, «веточки», «ромбы» и пр.
Тема 4.3. Прибавление и убавление петель. Узоры с перемещением петель.
Теория: Основные способы прибавления и убавления петель, виды; соотношение их с узором вязки. Ирландские рельефные узоры.
Практика: Зарисовка схем. Вязание образцов узоров прибавлением-убавлением петель («звёздочки», «жучки», ажуры). Зарисовка схем и вязание образцов рельефных узоров с перемещением петель («восьмёрка», «косичка», «ромб»).
Раздел 5. Основы цветоведения.
Теория: Цветовая гамма. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Холодные и тёплые. Сочетание цвета. Значение цвета в одежде. Цвет в народном костюме.
Практика: Составление полосы узора из основных и дополнительных цветов. Материалы: бумага, краски, кисти.
Раздел 6. Орнаментальное вязание – традиционное вязание на Руси.
Тема 6.1. Виды орнаментов.
Теория: Праздничное мироощущение в народном искусстве, восходящее к древнеславянским истокам, его выражение через орнамент. Цветовой строй с преобладанием киновари, золотистых тонов, белого, зелёного и голубого цветов как соответствие напевному песенному ритму. Символика цвета и формы. Древние образы: солнце, конь, птица, баба, древо жизни. Наблюдение древних образов на прялках, коробах, полотенцах, росписи и резьбе по дереву – украшение и убранство избы (по материалам экспедиций). Многовековая история русской вышивки. Особенности рисунка и цветовая гамма вышивки. Орнаментальные символы. Колорит, яркость вышивки праздничного русского костюма.
Практика: Зарисовки орнамента (бумага, карандаш). Составление орнаментальной полосы (бумага, краска).
Тема 6.2. Многоцветное вязание, его особенности.
Теория: Узорные чулки, варежки Дагестана, Мордовии, Чувашии, народов Коми-Пермяцкого округа и Севера России. Традиционный орнамент Урала. Основа узорного вязания – чулочная вязка. Особенности вывязывания орнамента. Демонстрация изделий.
Практика: Составление схемы орнаментального узора для вязания (2-3 цвета). Вывязывание образцов орнаментального узора. Вязание полотна чулочной вязки и вышивка орнамента по петлям (Ирландская петля).
Раздел 7. Вязание простых изделий.
Тема 7.1. Прямоугольное вязание – шарф.
Теория: Шарф как украшение одежды. Современная трикотажная мода, место в ней различных шарфов, палантинов и пр. Определение размера шарфа. Подбор узора с учётом данной пряжи. Подбор спиц или крючка для вязания.
Практика: Подбор пряжи, инструментов, узора для вязания шарфа. Вязание шарфа.
Тема 7.2. Головной убор. Вязание шапки.
Теория: Головной убор в народном костюме – обязательная принадлежность. Разновидность головного убора. Символика головного убора. Направления современной моды.
Практика: Снятие мерок (обхват головы). Вязание образца выбранным узором. Расчёт петель. Вязание шапки.
Тема 7.3. Вязание по кругу – варежки (перчатки), носки (гетры).
Теория: Вязаные изделия – важная часть старинных обрядов и обычаев. Количество рукавиц, многообразие украшавших их узоров – свидетельство мастерства и трудолюбия. Особенности вязания на пяти спицах.
Практика: Снятие мерок. Расчёт петель. Вязание варежек (перчаток). Вязание носков.
Раздел 8. Оформление вязаных изделий.
Тема 8.1. Отделка трикотажа.
Теория: Образцы и фотографии готовых изделий.
Практика: Изготовление кистей (оформление шарфа). Изготовление помпонов (головной убор).
Тема 8.2. Сборка трикотажных изделий.
Теория: Виды трикотажных швов. Вертикальный шов «встык». Особенности отпаривания той или иной вязки. Особенности стирки и сушки вязаных изделий.
Практика: Сшивание деталей вязаного изделия. Отпаривание изделия.
Раздел 9. Экскурсии, творческие встречи.
Теория: Постоянные и тематические выставки в музеях г. Ярцева, Смоленска. Творческие встречи с народными мастерами и художниками (в том числе и виртуальные).
Раздел 10. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | Сентябрь | Беседа, лекция | 2 | Введение в программу. Техника безопасности | Устный опрос, наблюдение | |||
3-4 | Сентябрь | Демонстрационный показ техники выполнения основных петель и элементов, практическое занятие. | 2 | Тайна воздушной петли. Столбики с накидом, без накида | Наблюдение | |||
5-6 | Сентябрь | Объяснение, практическое занятие. | 2 | Условные обозначении. Схемы узоров | Наблюдение | |||
7-14 | Сентябрь Октябрь | Мастер-класс, презентация | 8 | Простейшие узоры | Наблюдение, просмотр готовых образцов | |||
15-17 | Октябрь | Объяснение, практическое занятие. | 3 | Традиции обучения рукоделию в семье | Наблюдение | |||
18-22 | Октябрь | Объяснение, практическое занятие. | 5 | Русский народный костюм – важнейший элемент народной культуры | Наблюдение | |||
23-32 | Октябрь Ноябрь | Рассказ, объяснение. Презентация «Вязаные игрушки». Практикум. | 10 | Вязаные игрушки | Наблюдение, мини-выставка | |||
33-34 | Ноябрь | Объяснение, практическое занятие. | 2 | Лицевая и изнаночная петли – основа вязания спицами | Наблюдение | |||
35-42 | Ноябрь Декабрь | Демонстрационный показ техники выполнения основных петель и элементов, практическое занятие | 8 | Вывязывание несложных узоров из сочетания лицевых и изнаночных петель | Наблюдение, мини-выставка | |||
43-50 | Декабрь Январь | Мастер-класс. Объяснение, практическое занятие. | 8 | Прибавление и убавление петель. Узоры с перемещением петель | Наблюдение, мини-выставка | |||
51-52 | Январь | Презентация | 2 | Основы цветоведения | Наблюдение | |||
53-54 | Январь | Видео фильм | 2 | Виды орнаментов | Наблюдение | |||
55-58 | Январь Февраль | Презентация | 4 | Многоцветное вязание, его особенности | Наблюдение | |||
59-64 | Февраль | Объяснение, практическое занятие. | 6 | Прямоугольное вязание – шарф | Наблюдение | |||
65-76 | Февраль Март | Объяснение, практическое занятие. | 12 | Головной убор. Вязание шапки | Наблюдение, мини-выставка | |||
77-94 | Март Апрель Май | Объяснение, практическое занятие. | 18 | Вязание по кругу – варежки (перчатки), носки (гетры) | Наблюдение, мини-выставка | |||
95 | Май | Практическое занятие | 1 | Отделка трикотажа | Наблюдение | |||
96 | Май | Практическое занятие | 1 | Сборка трикотажных изделий | Наблюдение | |||
97-100 | Май | Тематическая выставка в музее. Экскурсия в центральную библиотеку. Творческая встреча с мастерами художественных промыслов, художниками по костюмам (виртуальная). Экскурсия в центр детского творчества. | 4 | Экскурсии, творческие встречи | Наблюдение | |||
101-102 | Итоговая аттестация, выставка | 2 | Итоговое занятие | Тестирование. Выставка работ, выполненных за год |
Методическое обеспечение программы
Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, которой владеют педагог и обучающиеся. Оно включает в себя ещё и опыт, который приобретают участники деятельности, опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к ценностям), опыт взаимодействия и общения.
Занятия, большей частью, проходят в комбинированной форме: теоретические вопросы раскрываются в цикле бесед о многовековых традициях культуры и быта народа различных регионов России, лекций, показа большого иллюстративного и фотоматериала; подборки информации; просмотра работ художественного вязания; практическая часть – это знакомство с технологией вязального промысла; знакомство с основными техническими приёмами вязания; проработка узоров, выработка навыков художественного вязания, чтение схем узоров и их самостоятельное вывязывание, художественная отделка изделия.
Развитие ребёнка идёт через овладение конкретными приёмами практической деятельности, то есть зачатками мастерства, включает его в качественно новые отношения с обществом. Практические задания – это и домашние задания, но начинают выполнять их дети совместно с педагогом на занятии.
В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый может высказаться вслух, не боясь, что его засмеют или раскритикуют.
Ведь у каждого ребёнка свой темп обучения, который зависит от многих причин: имел ли ребёнок хоть какой-нибудь навык работы с крючком, спицами или взял инструмент в руки в первый раз; какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы ребёнка: обладает ли он усидчивостью, терпением; а также отношение родителей к увлечению ребёнка вязанием.
Поэтому выставки первых работ обучающихся, выполненных самостоятельно, требуют обязательного одобрения, не меньше, чем работы обучающихся, мастеров своего дела. Выполненные работы постоянно анализируются, разбираются ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, хвалить надо чуть больше, чем того заслуживает ребёнок.
Освоение практических навыков вязания, разделов «Технические приёмы вязания крючком и спицами», создаёт базовую основу для создания творческих работ высокого уровня.
На экскурсиях происходит непосредственное знакомство с художественными промыслами; проводится работа в музейных фондах; делаются зарисовки архитектурных и природных памятников; сбор материала по народному орнаменту, народному костюму. На основе материалов разрабатываются и выполняются творческие работы.
Огромное значение для развития личности приобретают установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими обучающимися в группе и в коллективе в целом. В программе это учитывается через осуществление коллективных выходов на экскурсии в музеи, осуществление творческих работ (проектов). Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу.
Большое значение в программе уделено разделу «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, – это мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». И здесь возможны различные методы подачи материала: беседы, диалоги, сказки, игры; важно «заставить» говорить среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась та или иная вещь.
Формирование умения различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать создаёт условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества (игра «Опознание вещи», конкурс – «Разобрать вещи по промыслам», путешествия по местам народных промыслов при помощи слайд-шоу, фото экспедиций, видео урок «Художественные промыслы России»).
В работе над выставочными изделиями можно выделить три основных этапа:
- создание эскиза будущих изделий;
- использование традиционного орнамента в украшении изделия; составлении орнаментального узора;
- выполнение изделия в материале.
Для реализации данной программы используются следующие принципы обучения:
▪ наглядность;
▪ единство воспитательной и обучающей целей (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);
▪ активность и самостоятельность;
▪ прочное усвоение знаний, умений и навыков;
▪ доступность;
▪ систематичность и последовательность;
▪ учёт индивидуальных способностей ребёнка.
Используемые на занятиях методы обучения:
- иллюстративно-рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой по декоративно-прикладному искусству, изделиями народных художественных промыслов, небольшие лекции по отдельным темам);
- репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента, выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки);
- групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия или коллекции изделий по заданной теме);
- исследовательский (подготовка и разработка индивидуальных проектов);
- физкультминутки – обеспечивают мышечную разрядку и органически вписываются в занятия. Они представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации, помогают снять утомление, позволяют разнообразить занятие.
Дидактические материалы
Для успешной реализации программы по вязанию собраны и разработаны наглядные и дидактические пособия.
- Скворцова И. Н. Узорное вязание. Метод. пособие. – М.: МГДД(Ю)Т, 2001;
- Электронная коллекции трикотажных изделий для украшения интерьера по теме «Русский Север»;
- Орнамент художественных изделий народов Севера Сибири и Урала;
- Альбом образцов ручного вязания спицами;
- Альбом образцов ручного вязания крючком;
- Художественные промыслы Смоленской области;
- Использование орнамента вышивки Русского Севера и Урала в трикотаже для украшения современного интерьера;
- Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек .- М. РИПОЛклассик, 2016 год;
- Мультимедийные презентации по разделам программы.
Материально-техническое оснащение программы
Оборудование:
- хорошо проветриваемое, светлое помещение
- швейные машины;
- утюг с отпаривателем;
- гладильная доска;
- шкафы-витрины для мини-выставок;
- столы и стулья;
- шкафы для инструментов и материалов.
Материалы и инструменты:
- пряжа шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная для ручного вязания;
- спицы прямые, круговые, наборы из 5 спиц (по 4-5 штук каждого номера);
- крючки короткие и длинные (по 5 штук каждого номера);
- иглы штопальные;
- гуашь - зарисовки орнамента, разработка эскизов;
- простые карандаши;
- миллиметровая бумага;
- ластики;
- калька;
- английские булавки;
- пуговицы;
- синтепон;
- ножницы;
- декоративные элементы;
- схемы, картинки и фотографии.
Техническое оснащение:
- компьютер;
- проектор
- экран.
Информационные ресурсы:
- электронный каталог выставочных работ, выполненных обучающимися в технике вязания и гобелена.
- дидактический интернет-сайт: stranamasterov.ru
- международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» http://ped-kopilka.ru
- сетевое издание для воспитателей и учителей Pedrazvitie.ru http://pedrazvitie.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie_new?str=7
- фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/outdoors
Список литературы
Для педагога
- А.В. Шевчук «Дети и народное творчество» - М.: «Просвещение», 2015 г.
- «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Мин.просвещения, М.: «Просвещение», 2016 г.
- И. Богуславская «Добрых рук мастерство», «Искусство», 2016 г.
- Л.Б. Иодо «Вязание для девочек»
- И.Ф. Шубина «Уроки вязания»
- «Вязание крючком», ЭТЦ «Реал», 2017 г.
- Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. «Методические основы преподавания декоративного творчества». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015г.
- Бутлова Л.Н., Кленова Н.В. «Как организовать дополнительное образование детей в школе». Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015г.
- «Возвращаемся к истокам: народное искусство и детское творчество». Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Боровской. – М.: ВЛАДОС, 2017г.
- Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. № 1-2, 2016г.
- Разина Г.М. «Прикладное искусство в русской культуре 18-19в.». – М.: Московский университет, 2018г.
- Сысоева Т. «Шерстяное солнышко». – Каргополь, 2017г.
- Милентьева Е.В. «Нить Ариадны». – М.: 2018г.
- Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия.- М. АСТ:АСТРЕЛЬ, 2019 год.
- Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек .- М. РИПОЛклассик, 2015 год
- Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие.-СпбГУ, 2016.
- Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/ Под ред. С.В. Астраханцевой.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
Интернет – ресурсы:
- Сайт Страна Мастеров: http: //stranamasterov.ru
- Cайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
Для обучающихся
- Подборка журналов «Лена», «Валентина», «Сандра», «Вверена».
- ТОО «Стиль», 2017 г. № 2 «Рукоделие».
- Л. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство».
- Н. Ханакевич «33 секрета», Москва. 2017 г.
- Журнал «Маленькая Диана» № 4, октябрь 2015 г.
- «Нестареющий клубок», СПб.: «Химия». 2016 г.
- «Первые уроки вязания», ООО «Издательство Астрель», 2017 г.
- М.В. Максимова «Азбука вязания», изд. «Легкая индустрия», 2014 г.
- Поверина Т. «Узорные рукавички». – М.: Культура и традиции, 2014г.
- Лютикова Н. «Узорное вязание». – Архангельск, 2014г.
- Сборник журналов по вязанию «Валя - Валентина» 2010 – 2019гг.
- Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия.- М. АСТ: Астрель, 2015.
- Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек.-М.: РИПОЛклассик, 2014.
14.Узорное вязание (из коллекции музея). Авт.-сост. Н. Лютикова. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народных искусств «Малые Карелы». – Архангельск, 2000.
15.Народные художественные промыслы. Энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности
Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности «Вязание в радость»
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся, посредством обучения технике ручного вязания.Направление: декоративно-прикладное творчество, ручное вязаниеСроки реализа...
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление. Программа включает: пояснительная записка, содержание программы, каллендарно-тематич...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...