дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореализации обучающегося. Расчитана для детей с 6 до 16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие познавательной активности, творческой самореализации обучающегося | 58.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореализации обучающегося.
Актуальность программы заключается в комплексности, вариативности, включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна программы
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству изучение особенностей народного промысла и декоративного искусства той местности, в условиях которой проживают обучающиеся. Необходимо так организовывать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей обучающихся, формировала интерес к национальной культуре. Национально-региональный компонент образовательного стандарта должен реализоваться через содержание образования на уровне учебных программ.
Основные задачи педагога: расширить представление детей о возможностях предлагаемых технологий, развить навыки владения инструментами и материалами, освоить простые технические приемы, стимулировать самостоятельное творческое мышление воспитанников; сформировать устойчивый интерес к определенным видам изобразительного искусства.
Направленность программы художественная.
Тип образовательной программы – модифицированная.
Программа составлена на основе изученной литературы: Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Варки Н.А., Калинина Р.Р. «Программа творческо-эстетического развития ребенка», Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: Основы живописи. Основы рисунка. Основы композиции. Краткий словарь художественных терминов», Станьер П., Розенберг Т. «Практический курс рисования», Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись», Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство»
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная кисточка», разработана в соответствии с нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон Российской Федерации ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»;
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08. 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ;
- Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в проявлении творчества, максимально реализовать себя в нем.
Тематические блоки программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным; каждый блок программы имеет свою логическую структуру;
Предложенный вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные способности, направленность интересов в зависимости от пола;
Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает, ребенок избавляется от ненужных переживаний из-за неудач, а так же развивает мелкую моторику рук, внимание, усидчивость и терпение.
В программе запланированы игровые разминки, физкультминутки, вводные сказки-фантазии по теме занятия.
Педагогическая целесообразность. Программа рассчитана на работу с обучающимися разного возраста, предполагает в большем объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни, нежели расширенное знакомство с произведениями искусства.
Формирование творческой активности обучающихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. Педагог строит занятия так, чтобы от занятия к занятию обучающиеся развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений, большое внимание в программе уделено участию обучающихся в творческих конкурсах различных уровней, что дает им дополнительный стимул и мотивацию к обучению.
При разработке программы опирались на современные педагогические теории, анализировали имеющиеся педагогические ресурсы, знакомились с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.
Цель программы:
Развитие творческих способностей, через овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- познакомить обучающихся с различными художественными материалами, а так же с многообразием техник исполнения живописных и декоративных работ;
- ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного, народного искусства, дизайна, архитектуры;
- ввести ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий;
Развивающие:
- развить моторику рук, усидчивость, глазомер;
- развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развить умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию, помочь детям проявить их индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность и творчество;
- развить технические и изобразительные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- познакомить с правилами и нормами общения в коллективе.
По уровню освоения программа является общекультурной, реализуется в аспекте предоставления возможностей детям приобретать и совершенствовать знания и навыки.
Базовый – 1-2 год обучения – в группе первого года обучения, обучающиеся узнают основы, азы изобразительного искусства, выполняя творческие задания. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения.
По способу организации содержания образования, программа является интегрированной, так как, включает в себя сочетание с цветоведением, рисунком, живописью, ДПИ и скульптурой. Программный материал предполагает интеграцию с школьными предметами, такими как: природоведение, ботаника, ггеография. Вовремя занятии творчеством у обучающихся развивается воображение, мышление и фантазия, закрепление материала школьного курса. Использование различных техник и материалов в процессе обучения, не дает детям скучать, повышает их интерес к творческой деятельности, а так же, дает стимул к достижению высоких результатов.
Возраст участников программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на обучающихся от 6 – 16 лет. Набор обучающихся, желающих заниматься творческой деятельностью, осуществляется в начале учебного года по письменному заявлению родителей. В связи с тем, что занятия творчеством требуют индивидуального подхода, группы комплектуются из расчета 10-12 человек.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения по 136 часов
Режим занятий: 2 академических часа по 40 мин 2 раза в неделю.
Формы работы на занятии:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Формы занятий:
Классические, игры, конкурсы, выставки, мастер – классы.
Широко применяется такая форма занятий, как тематическое занятие –обучающимся предлагается работать на заданную тему, например над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения обучающегося.
Применяется такая форма занятий, как занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы занятия могут проводиться с применением дистанционных образовательных технологий, согласно Приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Методы работы:
- наглядные (показ, помощь);
- словесные (описание, объяснение);
- практические (повторение, самостоятельное выполнение).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах и жанрах изобразительного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают работу над рисунком. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Ожидаемый результат
Ожидаемые результаты после первого года обучения:
Знания:
- общие сведения об организации рабочего места;
- названия используемых материалов;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- сочетание цветов;
- правила построения и составления композиции.
Умения:
- правильно пользоваться инструментами, материалами (овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить обучающихся с различными художественными материалами, а так же с многообразием техник исполнения живописных и декоративных работ);
- правильно приготовить рабочее место;
- правильно пользоваться сочетанием цветов;
- развитое художественно-эстетическое восприятие; (ввести ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий);
- способность замысливать, представлять будущий рисунок (развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание);
- освоенность технических и изобразительных навыков (развить технические и изобразительные навыки);
- опыт общения с миром изобразительного искусства;
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности (развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию, помочь детям проявить их индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность и творчество);
- умение находить новые способы для художественного изображения (ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного, народного искусства, дизайна, архитектуры);
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (развить умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи).
Ожидаемые результаты после второго года обучения:
Знания:
- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости, постройка на плоскости, украшение с использованием различных художественных материалов (овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности);
- приобрести первичные навыки художественной работы в живописи и графике;
- называть и различать жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет) (развить моторику рук, усидчивость, глазомер);
- приводить примеры изделий народных художественных промыслов (дымковская, филимоновская глиняная игрушка, хохломская деревянная посуда, богородская деревянная игрушка, гжельская посуда);
- знать отличительные черты декоративного (стилизованного) изображения.
Умения:
- самостоятельно работает над сюжетным рисунком, правильно анализирует форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет в изображении (развить умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты);
- свободно пользуется художественными материалами и работает на больших форматах;
- соблюдение ТБ, ПБ, ПДД. Уборка рабочего места;
- умение работать в коллективе (в совместной творческой деятельности (воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; познакомить с правилами и нормами общения в коллективе).
Способы определения результативности. Подтверждение результативности деятельности каждого обучающегося проходит через проведение мониторинга качества образования в начале и в конце года по подобранным параметрам. Предусмотрена форма контроля реализации программы через тестирование, опрос и просмотр творческих работ.
Промежуточная и итоговая аттестация включает в себя мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной программы. Участие в выставках разных уровней, получение призовых мест.
Формы подведения итогов программы
В конце каждого полугодия результаты освоения программы каждым обучающимся фиксируется в таблице мониторинга качества образования (Приложение 1)
Почасовая разбивка дополнительной общеобразовательной программы
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | |
1 год | 2 год | ||
Введение | 2 | 2 | |
Цветоведение | 18 | 4 | |
Тематическое рисование | 34 | 84 | |
Бумагапластика | 30 | - | |
Свободная тема | 14 | - | |
Анатомия, основа. Мир животных и птиц | 20 | - | |
Анатомия, основа. Тело человека. | 12 | 16 | |
Анатомия. Портрет | - | 12 | |
Перспектива. | - | 12 | |
Итоги года | 6 | 6 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 136 | 136 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Первый год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| ||||
1.1 | Вводное занятие. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и ТБ | 2 | - | 2 |
Итого | 2 | - | 2 | |
| ||||
2.1 | Цветоведение и композиция. Три основных цвета. Учимся смешивать краски | 1 | 1 | 2 |
2.2 | «Волшебные линии и пятна» | 1 | 1 | 2 |
2.3 | Букет из листьев. Рисование с натуры, акварель Техника «По мокрому» | 1 | 1 | 2 |
2.4 | «Осенний пейзаж», гуашь, точечная техника | 1 | 3 | 4 |
2.5 | «Зимний пейзаж», акварель, размывка | 1 | 1 | 2 |
2.6 | Мозаика «Весенний мотив», гуашь, мозаичная техника | 1 | 5 | 6 |
Итого | 6 | 12 | 18 | |
| ||||
3.1 | «Последние цветы», акварель | - | 4 | 4 |
3.2 | «В царстве грибов и ягод», гуашь | - | 4 | 4 |
3.3 | Воспоминание о лете. Летние каникулы, свободная техника | - | 4 | 4 |
3.4 | «Дом в лесу», акварельные карандаши | - | 4 | 4 |
3.5 | «Образ новогоднего талисмана», масляная пастель | - | 4 | 4 |
3.6 | «За окном», гуашь | - | 4 | 4 |
3.7 | «Весна идет». Масленица, гуашь | - | 4 | 4 |
3.8 | «Замок Снежной Королевы», гуашь | 1 | 5 | 6 |
Итого | 1 | 33 | 34 | |
| ||||
4.1 | «Маска», папье моше | 2 | 6 | 8 |
4.2 | Открытка на 23 февраля, квиллинг | 1 | 3 | 4 |
4.3 | Открытка на 8 марта, квиллинг | - | 4 | 4 |
4.4 | «Декоративная тарелка», папье моше | 2 | 6 | 8 |
4.5 | «Полянка цветов». Коллективная работа, аппликация | 1 | 5 | 6 |
Итого | 6 | 24 | 30 | |
| ||||
5.1 | Рисование иллюстрации к сказке, свободная техника | - | 4 | 4 |
5.2 | Рисование по воображению, свободная тема. | - | 2 | 2 |
5.3 | «Дом моей мечты», свободная техника | - | 4 | 4 |
5.4 | «Новогоднее настроение», рисование на свободную тему | - | 4 | 4 |
Итого | - | 14 | 14 | |
| ||||
6.1 | «Мое любимое животное», гуашь | - | 4 | 4 |
6.2 | «Лесные жители». Рисование семьи зайца, гуашь | - | 4 | 4 |
6.3 | «Лесные жители». Рисование семьи лисицы, гуашь | - | 4 | 4 |
6.4 | «Птицы – вестники весны», пастель масляная | 1 | 3 | 4 |
6.5 | «Красивые рыбы», цветные гелевые ручки, гуашь | - | 4 | 4 |
Итого | -1 | 19 | 20 | |
| ||||
7.1 | «Сказочный мужской образ», масляная пастель | - | 4 | 4 |
7.2 | Женский образ русских сказок. Графика, акварельные карандаши | 1 | 3 | 4 |
7.3 | «Снегурочка у елки», гуашь | - | 4 | 4 |
Итого | 1- | 11 | 12 | |
VIII Итоги года | ||||
8.1 | Промежуточная аттестация | 2 | 2 | |
8.2 | Итоговая аттестация | - | 2 | 2 |
8.3 | Оформление выставки. Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого | - | 6 | 6 | |
ИТОГО | 17 | 119 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Первый год обучения
- Введение
- Вводное занятие. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и ТБ. Общие сведения об организация рабочего места, ТБ, цветоведение и композиция.
II. Цветоведение
2.1 Цветоведение и композиция. Три основных цвета. Учимся смешивать краски. Ознакомление с цветовым кругом. Развитие творческого видения цвета. Цветовая растяжка.
2.2 «Волшебные линии и пятна». Обучение созданию образов благодаря пятну и разной толщины линии. Упражнять в подборе цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятия цвета.
2.3 Букет из листьев. Рисование с натуры, акварель, техника «по мокрому». Закрепление обучения смешивания красок. Обучение свободному перетеканию из цвета в цвет. Рисование с натуры.
2.4 «Осенний пейзаж», гуашь, точечная техника. Обучение перспективе, композиции, цветоведению. Использование в рисовании разных техник мазков, чередование кистей.
- «Зимний пейзаж», акварель, размывка. Обучение методам и способам составления композиции и технике их исполнения.
- Мозаика «Весенний мотив», гуашь, мозаичная техника. Обучение мозаичной технике. Правильному подбору цвета. Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие».
- Тематическое рисование
- «Последние цветы», акварель. Обучение композиции, цветоведению. Использование в рисовании разных техник мазков, чередование кистей.
- «В царстве грибов и ягод», гуашь. Великий круговорот жизни. Обучение перспективе, композиции, цветоведению. Мазок как способ самовыражения.
- Воспоминание о лете. Летние каникулы, свободная техника. Обучение композиции, правильному расположению персонажей, перспективе.
- «Дом в лесу», акварельные карандаши. Обучение перспективе, композиции. Использование в рисовании штриховки, наложение двух и более цветов друг на друга, размывка штриховки водой, чередование карандашей и кистей.
- «Образ новогоднего талисмана», масляная пастель. Обучение анатомии животных. Характерные черты, особенность строения. Рисование шерсти, чешуи.
- «За окном», гуашь. Обучение композиции, правильной перспективе.
- «Весна идет». Масленица, гуашь. Беседа о весне. Показ иллюстраций с изображением весны. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.
- «Замок Снежной Королевы», гуашь. Дом для сказочных героев. Обучение композиции, правильному расположению персонажей, перспективе. Развивание способности замысливать, представлять будущий рисунок.
- Бумагапластика
4.1 «Маска», папье моше. Обучение лепке, общим пропорциям лица. Правила изготовления попье моше.
4.2 Открытка на 23 февраля, квиллинг. Понятие квилинг (бумагокручение), основа. Воспитание патриотизма, гордости за свою страну.
- Открытка на 8 марта, квиллинг. Основа квиллинга, составление цветочной композиции.
4.4 «Декоративная тарелка», папье моше. Обучение правильному составлению орнамента, техника выполнения попье моше
4.5 «Полянка цветов». Коллективная работа, аппликация. Обучать работе в коллективе. Закреплять навык поиска композиции. Прививать аккуратность и кропотливость при выполнении работ.
V. Свободная тема.
- Рисование иллюстрации к сказке, свободная техника. Развивание способности замысливать, представлять будущий рисунок. Ознакомление с методами и способами составления композиции и техникой их исполнения.
- Рисование по воображению. Свободная тема. Развивание способности замысливать, представлять будущий рисунок.
- «Дом моей мечты», свободная техника. Ознакомление с методами и способами составления композиции и техникой их исполнения. Перспектива.
- «Новогоднее настроение», рисование на свободную тему. Обучение композиции, правильному расположению персонажей, перспективе.
VI.Анатомия, основа. Мир животных и птиц
6.1 «Мое любимое животное», гуашь. Обучение анатомии животных, характерным чертам, особенностям строения. Рисование шерсти, чешуи, оперения.
6.2 «Лесные жители». Рисование семьи зайца, гуашь. Обучение анатомии зайца. Характерные черты, особенность строения. Рисование шерсти.
6.3 «Лесные жители». Рисование семьи лисицы, гуашь. Обучение анатомии лисицы. Характерные черты, особенность строения. Рисование шерсти.
6.4 «Птицы – вестники весны», масляная пастель. Обучение анатомии птиц, характерные черты, особенность строения. Рисование оперения.
6.5 «Красивые рыбы», цветные гелевые ручки, гуашь. Обучение анатомии рыбы, характерные черты, особенность строения. Рисование чешуи, декорирование.
VII. Анатомия, основа. Тело человека.
- «Сказочный мужской образ», масляная пастель. Обучение анатомии человека характерным чертам, особенности строения.
- Женский образ русских сказок. Графика, акварельные карандаши. Обучение анатомии человека характерным чертам, особенности строения.
- «Снегурочка у елки», гуашь. Обучение анатомии человека. Характерные черты, особенность строения.
- Итоги года
8.1 Промежуточная аттестация. Подведение итогов полугодия, мониторинг качества образования, просмотр творческих работ.
8.2 Итоговая аттестация. Подведение итогов года, мониторинг качества образования, просмотр творческих работ.
- Оформление выставки. Сравнить выполненные работы по уровню сложности. Проверка полученных навыков плетения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Второй год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| ||||
1. | Вводное занятие. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и ТБ. | 2 | - | 2 |
Итого | 2 | - | 2 | |
| ||||
2.1 | Цветоведение и композиция. Пятно как средство самовыражения. | 1 | 3 | 4 |
Итого | 1 | 3 | 4 | |
| ||||
3.1 | «Осенний ручей» Обучение рисованию воды, акварель | - | 4 | 4 |
3.2 | «Жар птица», гуашь | - | 4 | 4 |
3.3 | «Оно такое разное: Небо», акварель, подмалёвок | 1 | 3 | 4 |
3.4 | «Четвероногий герой», гуашь | - | 4 | 4 |
3.5 | «Дерево», черные гелевые ручки | - | 4 | 4 |
3.6 | «Фантастические звери и птицы» цветные гелевые ручки | 1 | 5 | 6 |
3.7 | «Символ наступающего года», гуашь | 1 | 5 | 6 |
3.8 | «Праздничные новогодние гирлянды и игрушки», гуашь | 1 | 3 | 4 |
3.9 | «Зимние игры», гуашь | - | 4 | 4 |
3.10 | «Мой любимец – какой он?», гуашь | - | 4 | 4 |
3.11 | Открытка на 23 февраля, гуашь | - | 6 | 6 |
3.12 | «Домики, которые построила природа» | - | 4 | 4 |
3.13 | Подарок на 8 марта, свободная тема | - | 4 | 4 |
3.14 | «Весна идет». Масленица, гуашь | - | 4 | 4 |
3.15 | «Яйцо на пасху» масляная пастель | 1 | 3 | 4 |
3.16 | «В гостях у сказки», гуашь | - | 4 | 4 |
3.17 | «У Чёрного моря», акварель | - | 4 | 4 |
3.18 | «Чудо цветы», масляная пастель | 1 | 5 | 6 |
3.19 | «Бабочки и цветы». Гравюра, масляная пастель, гуашь | - | 4 | 4 |
Итого | 6 | 78 | 84 | |
| ||||
4.1 | «Зимний лес», акварель | - | 4 | 4 |
4.2 | «Ночной город», гуашь | 1 | 3 | 4 |
4.3 | «Остров чунга-чанга», гуашь | - | 4 | 4 |
4.4 | «Япония», акварель | 1 | 3 | 4 |
Итого | 2 | 14 | 16 | |
| ||||
5.1 | «Морской бой Салтана и пиратов», гуашь | - | 4 | 4 |
5.2 | «Сказочный мужской образ» («Веселый и грустный клоун»), гуашь | - | 4 | 4 |
5.3 | «Наши предки ханты и манси», гелевые ручки | 1 | 3 | 4 |
Итого | 1 | 11 | 12 | |
| ||||
6.4 | «Наша дружная семья», гуашь | 1 | 3 | 4 |
6.5 | «Образ осени. Портрет», акварель | - | 4 | 4 |
6.6 | «Нарисуй соседа», цветные карандаши | 1 | 3 | 4 |
Итого | 2 | 10 | 12 | |
| ||||
7.1 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 2 |
7.2 | Итоговая аттестация | - | 2 | 2 |
7.3 | Оформление выставки. | 1 | 1 | 2 |
Итого | 1 | 5 | 6 | |
ИТОГО | 15 | 121 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Второй год обучения
- Введение
- Вводное занятие. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и ТБ. Организация рабочего места, цветоведение и композиция.
- Цветоведение
- Цветоведение и композиция. Пятно как средство самовыражения. Обучение организации рабочего места. Обучение цветоведению и композиции. Обучение смешиванию красок.
- Тематическое рисование
- «Осенний ручей». Обучение рисованию воды, акварель. Обучение созданию образов благодаря пятну и разной толщины линии. Упражнять в подборе цветосочетаний.
- «Жар птица», гуашь. Обучение композиции, цветоведению. Использование в рисовании разных техник мазков, чередование кистей.
- «Оно такое разное: Небо», акварель, подмалевок. Выражение характера изображаемой стихии. Рисование по памяти и представлению. Перетекание красок из цвета в цвет.
- «Четвероногий герой», гуашь. Обучение анатомии животных, характерным чертам, особенностям строения. Рисование шерсти, чешуи, оперения.
- «Дерево», черные гелевые ручки. Линия как средство выражения. Характер линий. Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, комнатные растения).
- «Фантастические звери и птицы», цветные гелевые ручки. Изображение и фантазия. Беседа о небывалых животных, показ иллюстраций на эту тему.
- «Символ наступающего года», гуашь. Ознакомление с анатомией животных.
- «Праздничные новогодние гирлянды и игрушки», гуашь. Обучение создания орнамента. Ритм пятен, линий как средство художественной выразительности.
- «Зимние игры», гуашь. Выражение характера зимник видов игр в изображении через движение и мимику персонажей.
- «Мой любимец – какой он?», гуашь. Обучение анатомии животных, характерным чертам, особенностям строения. Рисование шерсти, чешуи, оперения. Беседа о животных. Показ иллюстраций с их изображением.
- Открытка на 23 февраля, гуашь. Воспитание патриотизма, гордости за свою страну.
- «Домики, которые построила природа», гуашь. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.
- Подарок на 8 марта, свободная тема. Рисование на свободную тему, развитие фантазии.
- «Весна идет». Масленица, гуашь. Беседа о весне. Показ иллюстраций с изображением весны.
- «Яйцо на пасху», масляная пастель. Орнамент в полосе, чередование мазка с линией, точечная техника.
- «В гостях у сказки», гуашь. Выражение характера изображаемых персонажей. Рисование по памяти и представлению.
- «У Чёрного моря», акварель. Выражение характера в изображении (спокойное и бушующее море).
- «Чудо цветы», масляная пастель. Выразительные возможности спорящих между собой цветов.
- «Бабочки и цветы». Техника гравюры. Обучение цветоведению и композиции. Обучение процарапыванию, создание объема штрихом.
IV. Перспектива
4.1 «Зимний лес», акварель. Рисование по памяти и представлению. Выразительные возможности акварели.
- «Ночной город», гуашь Рисование по памяти и представлению. Выразительные возможности спорящих между собой цветов красок.
- «Остров чунга-чанга, гуашь. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. Рисование сказочного летнего острова.
- «Япония», акварель. Беседа о Японии, об их традициях. Показ иллюстраций с изображением Японских гейш и архитектуры.
V. Анатомия, основа. Тело человека.
5.1 «Морской бой Салтана и пиратов», гуашь. Выражение намерений через украшение. Украшение цветом, символами с выражением намерений - добрых или злых.
5.2 «Сказочный мужской образ» («Веселый и грустный клоун»), гуашь. Выражение характера человека в изображении. Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.
- «Наши предки ханты и манси», гуашь. Введение региональных компонентов в образовательную деятельность для изучения национальных традиций народов севера.
- Анатомия. Портрет
- «Наша дружная семья», гуашь. Рисование по памяти и представлению.
- «Образ осени. Портрет», акварель. Обучение анатомии человека, свободному перетеканию из цвета в цвет. Техника рисования по мокрой бумаге. Обучение цветоведению и композиции. Обучение смешиванию красок.
- «Нарисуй соседа», цветные карандаши. Рисование с натуры.
VII. Итоги года
7.1 Промежуточная аттестация Подведение итогов полугодия, мониторинг качества образования, просмотр творческих работ.
7.2 Итоговая аттестация. Подведение итогов года, мониторинг качества образования, просмотр творческих работ.
- Оформление выставки. Сравнить выполненные работы по уровню сложности. Проверка полученных навыков плетения
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Материально – техническое обеспечение
Техническое оснащение:
- кабинет;
- столы;
- стулья;
- мольберты;
- компьютер;
- проектор (мультимедийное оборудование) ;
- экран.
Материалы:
- акварельная бумага формата А3, А2;
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- кисти «белка», «синтетика» по номерам (плоские и круглые);
- набор акварельных карандашей
- набор простых карандашей;
- уголь;
- пастель масляная;
- пастель сухая;
- ручки гелевые (черные, цветные) ;
- ластик;
- палитра;
- набор фломастеров;
- бумага для пастели формата А3, А2 (тонированная);
- баночка для воды;
- ножницы.
Наглядное пособие:
- репродукции картин художников;
- иллюстрации и презентации по темам;
- муляжи;
- гипсовые формы;
- подборка разноуровневых заданий;
- литература по изобразительному искусству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» Издательство: Academia 2007
2. Варки Н.А., Калинина Р.Р. «Программа творческо-эстетического развития ребенка» СПб.: Издательство «Речь», 2002
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей».М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград, 2006.
5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный». Учебно-методическое пособие. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005
6. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» Издательство: Высшая школа 2007
7. Копцева Татьяна «Природа и художник. Программа по ИЗО» Издательство: Сфера 2006
8. Кунц Дж. «Основы акварели. Цвет» Издательство: Попурри 2005
9. Логвиненко Г.М «Декоративная композиция» Издательство: Владос 2006
10. Неменский Б.М. и Фомина Н.Н. «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 1991
11. Никологорская О.А. «Игры с красками и бумагой».М.: Школьная пресса, 2003
12. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: Основы живописи. Основы рисунка. Основы композиции. Краткий словарь художественных терминов». Учебник для учащихся 5-8 классов.- Обнинск: Титул, 1996
13. Станьер П., Розенберг Т. «Практический курс рисования» Издательство: Попурри 2005
14. «Техники изобразительного искусства» Издательство: АСТ Астрель 2006
15. Хамм Дж. «Как рисовать голову и фигуру человека» Издательство: Попурри 2007
16. Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 1981
Литература для обучающегося:
1. Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» Издательство: Academia 2007
2. Варки Н.А., Калинина Р.Р. «Программа творческо-эстетического развития ребенка» СПб.: Издательство «Речь», 2002
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
4. Никологорская О.А. «Игры с красками и бумагой». М.: Школьная пресса, 2003
5. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: Основы живописи. Основы рисунка. Основы композиции. Краткий словарь художественных терминов». Учебник для учащихся 5-8 классов.- Обнинск: Титул, 1996
6. Станьер П., Розенберг Т. «Практический курс рисования» Издательство: Попурри 2005
Приложение 1
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Абрис — линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур; линейный контурный рисунок, выполненный методом калькирования.
Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном.
Аксонометрия — способ трехмерного изображения формы на плоскости, один из видов перспективного изображения.
Блик — элемент светотени на форме предмета, наиболее светлое место на освещенной поверхности изображаемого предмета.
Воздушная перспектива — изменение цвета, характера очертания и степени освещенности изображаемых предметов в зависимости от степени увеличения световоз-душной прослойки между наблюдателем и изображаемым предметом.
Детализация — тщательная проработка деталей изображения.
Жанр — понятие теории искусства применительно к литературе и изобразительному искусству. Объединение произведений по принципу сходства их тематики: жанр натюрморта, интерьера, портрета, пейзажа, сюжетной картины.
Законченность — стадия в работе художника над длительным рисунком, когда достигнуто окончательное приведение деталей к целому, окончательное обобщение образа, в более узком смысле — окончательное выполнение определенной изобразительной задачи.
Композиция — согласованность частей произведения, выявленная на плоскости его структура в соответствии с общим замыслом художника; уравновешенность и согласованность пластически-зримых форм рисунка.
Композиционное построение — размещение изображения в пространстве картинной плоскости или графического листа в соответствующих размере, формате, материале; определение центра узла композиции и подчинение ему второстепенных деталей (частей) изображения, группировка и соподчинение частей произведения в едином целом, пластическая целостность произведения. При работе с натурой также поиск изобразительного мотива, подбор и расстановка предметов изображения, постановка живой модели. Длительный процесс, связанный с поиском оптимального перспективного построения изображения, лучшей согласованности масштабов и пропорций изображаемых предметов, выразительного тонального решения рисунка.
Конструкция формы — сущность, характерная особенность строения любой формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения.
Контраст — художественный прием, сопоставление противоположных качеств в составе единого целого; обычно световой (цветовой) и тональный К. (соотношение светлого и темного в изображении); средство выделения главного, благодаря чему достигается большая выразительность передачи формы.
Кроки — быстрая зарисовка с натуры, также беглая фиксация общего композиционного решения.
Манера — индивидуальные приемы работы в той или другой технике рисунка, наиболее характерная для данного автора техника формотворчества.
Моделировка — в рисунке обычно моделировка тоном (светотенью) с учетом перспективного изменения изображаемой формы; передача формы изображаемых предметов или фигур в условиях того или иного освещения.
Модель — объект изображения, предмет, гипсовый слепок, живая натура. Ср. Натура.
Натура — объекты действительности, выбранные для рисования, которые художник непосредственно наблюдает в процессе длительного исполнения рисунка.
Натюрморт — жанр изобразительного искусства; в рисунке обычно изображение окружающих человека вещей, предметы быта, объекты живой природы, композиционно организованные в единое изобразительное целое.
Нюанс — тонкий светотеневой оттенок, легкий переход от света к тени.
Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Передается при помощи точного конструктивного и перспективного построения предмета, а также при помощи светотеневых градаций: бликом, светом, полутенью, собственной и падающей тенью, тональными рефлексами.
Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т. п.), на которую наносят изображение.
Отношения — взаимосвязь элементов изображения, выделяемая в процессе наблюдения и изображения той или иной формы, например тонов различной светлоты (тональные О.), метрические свойства предмета (пропорциональные О.), распределения форм в пространстве (пространственные О.).
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в рисунке вид, изображение какой-либо местности, фрагмента природного окружения человека.
Перспектива — изменение форм и размеров предмета, их окраски на расстоянии; оптическое искажение форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемое их перспективным сокращением (линейная П.); определение изменения цвета, очертания и степени освещенности предмета, возникающих по мере его удаления от наблюдателя (воздушная П.).
Пластика — выразительность формы в графических, живописных и скульптурных произведениях.
Полутень — один из элементов светотени, ее градация на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
Полутон — переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; одно из средств моделировки формы.
Портрет — жанр изобразительного искусства; изображение человека или группы людей.
Ракурс — перспективное сокращение изобразительных форм, живых и предметных, изменяющее их внешний вид; обусловлен положением натуры в пространстве и точкой зрения наблюдателя на нее в результате перспективного сокращения.
Ритм — равномерное чередование или повторение каких-либо частей изображаемой формы; средство композиционного построения изображения.
Свет — элемент светотени, служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности предмета.
Светотень — градации светлого и темного на форме; одно из средств композиционного построения изображения; средство передачи пластических особенностей натуры.
Силуэт — теневой профиль, очертание, абрис предмета или живой натуры, общие очертания фигуры или предмета в натуре.
Сравнение — метод определения пропорций, тональных отношений в рисунке.
Тень — элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре или живой форме (собственная или падающая тень); обусловлена формой предмета и направлением источника света.
Тональность — определение соотношения тонов, характерное /^\я данного изображения, определяется степенью контраста светлых и темных тонов.
Тональный масштаб — передача соответствующих натуре и пропорциональных ее форме тоновых отношений; зависит от степени освещенности предмета и от удаления изображаемой формы от рисующего.
Тональные отношения — градация светотени на объемной форме и соответствующая пропорциям натуры характеристика ее тоновой выразительности; создает объемную моделировку формы и пространственную глубину изображения.
Форма — объемно-пластическая характеристика предмета; также общая композиционная построенность, единство выразительных средств и приемов художественного построения образа.
Целостность изображения — подчинение частного общему, второстепенных деталей — целому, согласованность частей друг с другом; единство приемов исполнения.
Приложение 2
Правила по технике безопасности:
№1 ножницы
- лежат справа острием вверх в закрытом виде;
- работать только исправными ножницами;
- во время работы не подносить ножницы к лицу;
- при работе не держать ножницы концами вверх;
- не оставлять ножницы с открытыми лезвиями;
- режим серединой ножниц;
- бумагу поворачиваем по часовой стрелке;
- Не отвлекайся во время работы.
№2 клей
- не брать кисть с клеем в рот;
- не подносить к глазам (при попадании срочно смыть водой);
- при склеивании на поверхность сильно не давить, придержать до высыхания;
- После работы убери за собой и вымой руки;
- ПОМНИ:
- Канцелярский клей клеит быстро, желтеет со временем, при долгом хранении работ клей трескается;
- ПВА не оставляет пятен, сырой, долго высыхает, легко убирается.
№3 краски
- краски приготовить до начала занятия
- не брать кисти с краской в рот
- не пить воду для мытья кисточек
- во время работы не подноси к лицу
- при смене кисти вымой ту, которой работал до этого
- убрать после занятия краски, тщательно их закрыв
Приложение 3
План-конспект занятия
Тема: «Замок Снежной Королевы»
Цель: Обучение композиции, правильному расположению персонажей, перспективе. Развивание способности замысливать, представлять будущий рисунок.
Задачи:
- Развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
- Научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда.
Материалы и оборудование: Лист ватмана, гуашь, кисти, цветная бумага, карандаши, палитра, клей, ножницы
Индивидуальная инструкционная карта для ребенка:
Порядок работы:
- Рассмотри предложенный материал.
- Отбери нужный материал.
- Вспомни технику безопасности при работе с ножницами, проволокой
- Сделай замок из подручных материалов.
- Убери рабочее место.
Зрительный ряд: детские работы сделанные на предыдущих занятиях, работа педагога, тема занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная
Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия, картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Художественное творчество для малышей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у ...
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...
Методические разработки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»
Конспекты занятий, разработки родительских собраний , материалы аттестациии кдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное модели...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Орленок» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-патриотическая студия «Орленок» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей...