Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга творчества»
рабочая программа
Данная программа составлена на основе авторской программы «Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии.
Цель программы - раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами изобразительного искусства и художественного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_tvorchestva.docx | 65.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
665212 Иркутская область Тулунский район с. Бадар ул. Братская 20
E-mail: badarsosh@rambler.ru
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ « Бадарская СОШ» Б.Б. Фирюлин __________ Приказ № __от «___» ____20__г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радуга творчества»
Возраст обучающихся: 7- 11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Царева Евгения Вячеславовна, педагог дополнительного образования.
Данная программа составлена на основе авторской программы «Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии.
Цель программы - раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами изобразительного искусства и художественного труда.
Задачи:
- формировать интерес к изобразительному искусству и прикладному художественному творчеству;
- воспитывать уважение к культуре и традициям своего и других народов;
- развивать воображение, творческое мышление, художественные и конструкторские способности на основе приобретения творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов;
- обучать приемам постановки творческой задачи и познакомить с различными способами ее решения;
- обучать основам художественной деятельности;
- познакомить с основными технологиями обработки материалов.
Особенность данной программы в том, что она объединяет два содержательных направления образования младших школьников: изобразительное искусство и технологию. Значимость изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, предмет ИЗО позволяет учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо названного, этот предмет способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы, универсальных учебных умений.
Технологическое образование строится на предметно-практической деятельности, которая в младшем школьном возрасте является необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. По своей сути технологическое образование школьников – интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям.
Очевидно, что прикладное творчество (ручной труд) неотделимо от эстетического восприятия и осмысления действительности, которое естественным образом присутствует в любой материальной деятельности. Именно это позволяет интегрировать возможности двух предметов в одном курсе, где на практике средствами искусства достигается оптимальный результат воспитания и развития. Такая интеграция в данном курсе происходит не формальным способом, когда занятия по рисованию и уроки мастерства следуют по отдельности друг за другом, соединенные близкими темам. Она осуществляется на основе глубокой внутренней взаимосвязи этих видов деятельности. Целью каждого занятия является решение художественно-творческой задачи, а средствами – техники и приемы предметов «Изобразительное искусство» и «Технология». Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес к творческой деятельности. Это создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления и индивидуальных художественных способностей.
Интеграция двух данных областей наиболее полно обеспечивает общее развитие личности учащегося: интеллектуальной сферы (решение интеллектуально-творческих задач прикладного характера), эмоционально-эстетических представлений (освоение техник и приемов изобразительной деятельности), духовно-нравственных качеств (приобщение к мировому художественному культурному наследию), физических способностей (практическое создание готового продукта). Единство этих компонентов создает условия для гармонизации развития и укрепления психического и физического здоровья школьника.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству;
- широкая мотивационная основа к творческой деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла;
- ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.
Обучающейся получит возможность для формирования:
- мотивации к самовыражению и самореализации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности художественно – творческой деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
- различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающейся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в художественно- творческую и познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающейся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственные мнения и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
Обучающейся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающейся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных и художественно- творческих задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (составлять целое из частей);
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественно-творческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использовать навыки художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
- Художники и мастера. Материалы и инструменты 1 час
Как появилось искусство? Красота вокруг нас. Богатство и разнообразие художественной культуры. Художники и мастера. Материалы и инструменты для художественного и прикладного творчества. Организация рабочего места.
2. Волшебный сад.
(Линия, форма, цвет. Графика, живопись. Аппликация, вырезание, оригами, отпечатки.) 19 часов
Что и как изображают художники. Графика. Виды линий. Рисуем линиями и штрихами. Создание образов при помощи различных линий. Музей. Третьяковская галерея. Учимся у мастеров. Шишкин. Живопись и рисунок.
Складывание из бумаги. Оригами. Условные обозначения. Складывание прямоугольника.
Что такве аппликация. Способы приклеивания. Рисунок карандашом без отрыва. Аппликация деталей оригами.
Конструирование из глины и природного материала. Создание объемных моделей грибов.
Рисование по трафарету. Самостоятельное изготовление трафарета грибов.
Украшаем линиями. Использование линий для декоративного оформления поверхности.
Создаем изделие из бумаги, украшенной линиями. Плоские и объемные изделия.
Природные формы. Аппликация из листьев. Трансформация природных форм в художественные образы.
Геометрические формы. Трансформация форм в образы.
Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги. Аппликация из геометрических фигур. Украшение аппликации линиями.
Изображать можно по-разному. Изображение одного объекта в различных техниках изобразительного и прикладного искусства. Техника отпечатка. Разные виды штампов. Подсолнух. Рисунок отпечатками. Изготовление штампа из губки. Иллюстрации.
Цвет. В гости к радуге. Создание цветового круга и образов из него.
Рисование объектов с перекрытием. Разукрашивание карандашами с пересечением. Цвета радуги.
Основные цвета. Гуашь. Приемы работы. Смешивание двух цветов: красного и желтого. Рисуем осеннее дерево.
Симметрия в природе. Симметричное вырезание из сложенных деталей. Рисование гуашью + аппликация. Осенняя береза.
Смешивание двух цветов: желтый и синий. Сочетание аппликации и живописного изображения. Кактус в горшке.
Смешивание двух цветов: синий и красный. Живописное изображение и аппликация. Букет цветов.
3. В мире сказочных образов.
(Составные цвета. Композиция. Мозаика. Конструирование) 7 часов
Художники рисуют сказку. Характерные особенности сказочных героев. Профессия «художник-иллюстратор». Изготовление дизайнерской бумаги путем нанесения рисунка различными приемами.
Рисование птиц. Самостоятельное создание выкроек. Вырезание птиц из своей дизайнерской бумаги. Аппликация «Сказочные птицы». Работа в малых группах.
Смешивание трех основных цветов. Создание эскиза по контурам своих ладошек. Петушок.
Искусство мозаики. Материалы для мозаики. Техника выполнения мозаики из бумаги. Мозаика из пестрой бумаги. Техника «паспарту». Новогодние открытки и елочные игрушки.
Конструирование из бумажных полос. Сгибание бумаги. Рисование Деда Мороза. Декорирование бумажными цепочками. Коллективная работа.
Рисуем снеговика, используя как образец свою поделку. Изготовление трафарета и печать губкой.
Мастерим и рисуем буквы в различных техниках. Обобщение изученного материала.
4. Путешествие в прошлое.
(Пейзаж, перспектива, сказочная архитектура. Конструирование, лепка, плетение, вышивка, коллаж, декоративная роспись) 9 часов
Художники Древнего мира. Наскальная живопись. Имитация фактуры камня из мятой бумага. Рисование по мятой бумаге.
Глиняная филимоновская игрушка. История. Приемы росписи. Рисуем фили-моновскую игрушку.
Лепка. Метод вытягивания. Лепим фи-лимоновскую игрушку по мотивам народного промысла.
Зимний пейзаж. Учимся у мастеров. Художник Б.М. Кустодиев. Живопись. Рисование в смешанной технике зимнего пейзажа в круге.
Старинная традиционная кукла-закрутка из лоскутков или салфеток.
Мезенская роспись. История и приемы росписи. Рисование мезенских узоров.
Оформление плоских и объемных изделий в стиле мезенской росписи.
Техника лепки из пластилина объемных форм. Герои русских народных сказок. Лиса и волк. Лепка из отдельных частей.
Музей декоративно-прикладного искусства. Стилизация. Превращение природных форм в декоративные. Моделирование из бумажных полос. Создание открыток и объемных изделий.
2 класс
1. Осенние чертоги. (Декоративное рисование, симметрия,
теплые и холодные цвета, пуантилизм. Гофрирование, обратная аппликация, конструирование из бумаги.) – 14 часов
Летние впечатления. Рисование декоративных узоров. Образы природы. Аппликация. Симметрия. Аппликация из половинок листьев с дорисовыванием остальной части. Теплые и холодные цвета в одном рисунке. Декоративное изображение. Аппликация из листьев в сочетании с картоном. Художественные образы животных и птиц. Гофрирование геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов. Листья и насекомые. Волшебный мир точки. Пуантилизм. Точка в графике. Передача объема предмета при помощи точек. Волшебный мир точки. Пуантилизм. Точка в графике. Передача объема предмета при помощи точек. Создание красочного изображения из точек. Печать ватной палочкой. Осенние грибы. Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе. Изображение при помощи пластилиновых шариков. Художники, работавшие в стиле пуантилизма. Раздельный мазок. Точечная живопись кистью. Тема дождя в изобразительном искусстве. Лужа с осенними листьями. Техника размывания фломастера. Симметричное вырезание. Изображение дождя в графике. Акварельный фон, карандашная деталировка. Фантастические тучки. Конструирование на тему дождя из картона и ниток. Русский музей в Санкт-Петербурге. Дождь в произведениях русских художников. Живописная работа «Осенний дождь». «Последний бал осенних листьев». Декоративная роспись листьев. Пауль Клее. Живопись. Декоративные деревья. Лессировка.
2. Лукоморье.
(Лессировка, тоновая растяжка цвета, ракурс и линия горизонта. Мятая бумага, пластилиновый барельеф, обрывная аппликация.) – 12 часов.
Декоративные свойства мятой бумаги. Изображение движения и настроения в аппликации. «Приключения овечки». Аппликации из мятой бумаги. Мятая калька. Декор из ниток. «Сказочные насекомые». Фактура коры деревьев из мятой бумаги. Изображение кроны штамповкой. Рисование мятой бумагой. Сказка «Ежик в тумане». Иллюстрация к сказке. Волшебные деревья. Барельеф из пластилина. Создание кроны из природного материала и в технике торцевания. Тоновая растяжка цвета. Смешивание с белилами. Зимний пейзаж. Елочка зимой. Тоновая растяжка и аппликация из деталей в технике оригами. Оригами из квадрата. Воздушная перспектива. Обрывная аппликация. Рисунок гуашью поверх аппликации. Шедевры книжной графики. Учимся у мастеров. И.Я. Билибип. Иллюстрации к сказкам. «Золотая рыбка». Аппликация и графический рисунок
Ракурс и линия горизонта. Рисуем снеговика с разных точек зрения. Гофрирование и конструирование. Новогодние игрушки и сувениры. Симметричное вырезание гофрированной полосы. Новогодние гирлянды. Праздничный хоровод.
3. Ковер-самолет.
(Превращения геометрических форм, контрастные силуэты, натюрморты в контрастных тонах, фигура человека, автопортрет.) – 7 часов.
Волшебная геометрия. Прозрачные формы. Образы из треугольника, квадрата и круга. П. Клее, А.В. Лентулов, В.В. Кандинский. Строим замки из геометрических фигур. Портреты из геометрических фигур. Жанр карикатуры. Волшебные сады. Обрывная аппликация с дорисовкой фломастерами. Рисование фигуры человека. Пропорции. Танцующие негритята. Лодки и корабли из бумаги. Оригами и конструирование. Остров Чунга-Чанга. Рисование моря, деревьев, фигур людей. Коллаж. Автопортрет с цветами. Коллаж.
3 класс
- Щедрой осени дары.
Графический натюрморт. Моделирование из мятой бумаги. Работа с мокрой бумагой. 7 часов
Овощи из мятой бумаги. Моделирование объемных изделий.
Графический натюрморт. Рисуем овощи.
Учимся у мастеров. Художник Д. Арчимбольдо. Композиции и портреты из овощей. Живописный натюрморт. Правила постановки. Рисуем свои изделия.
Моделирование из мокрой бумаги и шнуров. Осенние листья.
Выпуклые аппликации. Бумажная «лапша». «Березовая роща».
Краски осени. Раздувание туши, аппликация из салфеток. Коллаж.
Фрукты в разрезе. Рисование и коллаж.
- Древние цивилизации.
Растительный и геометрический орнамент.
Рисование памятников архитектуры. Конструирование объемных геометрических форм, моделирование из гофрированной бумаги. 13 часов
Путешествие в Африку. Учимся у мастеров. Картины Т. Руссо. Изображения диких животных. Конструирование по выкройкам.
Композиция «Джунгли». Изображение растений при помощи отпечатков.
Объемная аппликация из мокрой бумаги и бумажной лапши. Хищники.
Симметрия. Кувшины и вазы. Вырезание, рисование с перекрытием. Лессировка.
Натюрморт с вазами и кувшинами. Аппликация и рисование.
Путешествие в Египет. ГМИИ им. Л.С. Пушкина, египетский зал. Британский музей. Искусство Древнего Египта. Растительный орнамент.
Исторический портрет. Рисуем египтянина.
Барханы в пустыне. Контрастная растяжка цвета. Живописный пейзаж.
Египетские пирамиды. Конструирование пирамиды из бумаги.
Древняя Греция. Экспонаты в музеях мира. Профессия: художник-реставратор. Греческие вазы. Роспись. Орнамент. Фигуры в движении.
Греческие мифы. Рисование иллюстраций к мифам в свободной технике. Греческий театр. Профессия: театральный художник.
Индия. Особенности индийского орнамента. Изображение индийского слона с украшениями.
Елочные игрушки из гофрированной бумаги с наполнителем.
- Идет зима, аукает.
Живописный портрет в 3 краски. Рисование зданий в перспективе. 4 часа
«Снежная королева». Иллюстрации к сказке. Осколки стекла. Витраж Герды. Теплые – холодные.
Портрет Снежной королевы. Живописное изображение в три краски цвета. Пересечения, лессировка.
Замок Снежной королевы. Перспективные построения с двумя точками схода.
Зимняя прогулка. Пейзажная живопись
- Великая Русь.
Коллаж: из разных материалов. Декоративная роспись по мотивам народных промыслов. Аппликации с фольгой. 8 часов
Богатырские доспехи. Коллаж из разных материалов.
Семейство матрешек. Виды матрешек в разных промыслах. Коллаж.
Городец. Народный промысел. Роспись досок и коробочек.
Дымковская игрушка. Особенности орнамента и росписи. Лепка игрушки из пластилина. Прием раскатывания и получения расписного пластилина.
Хохлома. «Золотая роспись». Основные приемы и элементы росписи. Рисунки на изделиях.
Чудо-птица. Творческая работа, в которой учащиеся самостоятельно выбирают стиль росписи.
Русская архитектура. Музей-усадьба «Коломенское». Живописные изображения церкви.
Аппликация из выпуклых деталей. Часовня. Применение гофрирования в аппликации.
- Искусство впечатления.
Соединение живописного изображения и аппликации. Линейная перспектива.
2 часа
Пуантилизм. Раздельный мазок разного размера. Водоем с птицами. Коллаж.
Учимся у мастеров. Художник Ван Гог. Жизнь и творчество. Весенние ноля. Живописные изображения. Линейная перспектива.
4 класс
- Великие натуралисты.
Реалистическая живопись и графика. Контрастное изображение. Анималистика. 4 часа
Старинные атласы. Лекарственные растения. К. Линней. Рисование растений, его частей и составление гербария.
Графическое изображение птиц. Рисунок без отрыва руки.
Контрастное изображение на черном фоне. Графика. «Ночные птицы». Аппликация.
Графические изображения животных. А. Дюрер. Учимся у мастеров. Виды штриховок для передачи объема и фактуры.
2. Средневековье и Возрождение. (Изображение света и драпировок в живописи. Профильный и парадный портреты. Рисование отражений. Конструирование и декорирование зданий из готовых форм) 4 часа
Проект «Рыцарский замок». Коллективная работа. Моделирование из картонных упаковок. Мозаика из разных материалов.
Гобелен. Рисунки гобелена в старинном замке.
Великие музеи мира. Лувр, Эрмитаж, Дрезденская галерея, Прадо. Создание рам для картин. Живопись, графика, конструирование.
Венецианская архитектура. Изображение зданий и их отражений в воде. Коллаж.
4. Российское наследие. (Морской пейзаж, кованые узоры, многоцветный мазок. Разрезание глины, полотняное плетение, бумагопластика.) 5 часов
Российский парусный флот. Художники-маринисты: И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, С.Ф. Щедрин. Рисование моря. Объемная аппликация.
Строительство Петром I Санкт-Петербурга. Решетки, мосты и фонари Санкт-Петербурга. Изображение кованых узоров.
Жостовские подносы. Аппликация по мотивам композиции на жостовских подносах
Небесные узоры гжели. Многоцветный мазок. Получение «гжельского мазка» из пластилина.
Белокаменные храмы России. Основные элементы архитектурного убранства. Бумагопластика. Выпуклая аппликация.
- Мир эксперимента. (Необычные способы декоративного изображения и оформления. Поиск новых решений. Создание новых материалов: радужная бумага, салфеточная фольга. 9 часов
Графические узоры, обитатели морских глубин. Декоративные изображения.
Необычные способы изображения деревьев.
Декоративный натюрморт. Рисование и аппликация.
Изготовление радужной бумаги. Витражи в стиле Тиффани. Изготовление «витражного стекла» из радужной бумаги.
Учимся у мастеров. А. Гауди. Жизнь и творчество. Мозаики и фантастическая архитектура.
Дизайн радости. Лаурель Бурч и Рене Брито. Предметы интерьера.
Д. Полок. Искусство набрызга. Панно «Деревья» из дизайнерской бумаги.
Проект «Моя комната». Перспективные построения внутреннего интерьера. Размещение предметов и оформление их в самостоятельно выбранном стиле.
6. Мир звучит и движется.
Абстрактная живопись. Движение в танце и в спорте. Движение в живописи и в скульптуре. Архитектура будущего. Разработка итогового проекта. 12 часов
В.В. Кандинский. Музыкальные картины. Абстрактная живопись. Рисуем звуки музыки.
Музей музыкальных инструментов им. М. Глинки. Коллаж «Музыкальный инструмент». Рисуем инструмент и его звук.
Рисуем звучание голоса. Профильный портрет. Фотоколлаж.
Танец в графике и живописи. Рисуем танцующие фигуры.
Бегущие животные. М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин.
Движение в спорте. Художники, рисующие спорт: А.А. Дейнека, Л.В. Сойфер-тис, В.В. Лебедев (рисунки атлетов в вазописи). Рисование фигур в движении в технике по выбору. Моделирование движущихся фигур на проволочном каркасе.
Танцующие животные. Фантастический рисунок по воображению.
Необычная архитектура. Рисуем танцующие дома.
Запуск воздушного змея. Композиция, соединяющая различные изученные приемы (воздушная перспектива, линейная перспектива, фигуры в движении).
Архитектура Хундертвассера. Экоздания. Проект «Здания будущего». Техника выполнения по выбору: живопись, графика, конструирование, моделирование, коллаж
Этюды в парке.
В процессе освоение программы «Радуга творчества»
учащимся будут освоены виды деятельности:
- основы изобразительной и художественно-конструкторской деятельности;
- изображение с натуры, по памяти и воображению;
- выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке, живописи,
аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск информации, создание образа объекта,
определение особенностей конструкции и технологии изготовления, выбор материалов и
инструментов, реализация замысла, корректировка, представление своей работы);
- использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных и
прикладных техник, а также их сочетания: аппликации, коллажа. Бумажной пластики, плетения,
мозаики, моделирования, конструирования и рисования;
- участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства и работ
учащихся;
- проведение выставок и презентаций своих работ, посещение музеев и экскурсий.
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Учебные пособия:
- Проснякова Т.Н., Лоричева Е.И., Ккбышева Е.С., « Радужный мир»: в 2-х частях: учёбные пособия для 1,2,3,4 классов. Самара: Издательство « Учёбная литература»: Издательский дом « Федоров».
- Проснякова Т.Н., Кубышева Е.С., Мастер Карандаш: рабодательский дом «Федоров» : Издательство «Учёбная литература».
- Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство « Учебная литература».
- Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочия тетрадь по технологии для 2 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учёбная литература»
- Проснякова Т.Н. Бумажное волшебство: рабочая тетрадь по технологии для 3 класса. Самара: Издательский дом « Федоров» : Издательство « Учёбная литература»
- Проснякова Т.Н. Моя мастерская: рабочая тетрадь по технологии для 4 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
- Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
- Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- экран;
- компьютер
Календарно-тематический план внеурочной деятельности «Рисуем-мастерим»
1 класс, 33 часа
№ п/п | Кол-во ча-сов | Название темы/раздела | Материалы | Дата проведения | ||||||
План | Факт | |||||||||
| ||||||||||
1 | 1 | Приемы безопасной работы. Организация рабочего места. Как появилось искусство? | Репродукции, картины, фотографии, изделия. Образцы материалов и инструментов | 1 н. сент | ||||||
2. Волшебный сад. (Линия, форма, цвет. Графика, живопись. Аппликация, вырезание, оригами, отпечатки.) 17 ч | ||||||||||
2 | 1 | Графика. Рисуем линиями и штрихами. | Бумага, карандаши | 2 н. сент | ||||||
3 | 1 | Оригами. Складывание прямоугольника | Цветная бумага, ножницы | 3 н. сент | ||||||
4 | 1 | Аппликация деталей оригами | Бумага, карандаши, детали | 4 н. сент | ||||||
5 | 1 | Создание объемных моделей грибов | Природный материал, глина | 5 н. сент | ||||||
6 | 1 | Изготовление трафарета грибов | Картон, цв карандаши, ножницы, скотч | 1 н.окт | ||||||
7 | 1 | Украшаем линиями. | Бумага, карандаши, фломастеры | 2 н.окт | ||||||
8 | 1 | Изделие из бумаги, украшенное линиями. | Бумага, ножницы, клей | 3 н.окт | ||||||
9 | 1 | Аппликация из листьев. | Картон, природный материал | 1 н.ноя | ||||||
10 | 1 | Трансформация геометрических форм в образы | Репродукции, бумага, карандаши | 2 н.ноя | ||||||
11 | 1 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон, фломастеры | 3 н.ноя | ||||||
12 | 1 | Подсолнух. Изготовление штампа из губки. | Бумага, гуашь, листья, губка | 4 н.ноя | ||||||
13 | 1 | В гости к радуге. | Бумага, гуашь, акварель | 1 н.дек | ||||||
14 | 1 | Рисование объектов с перекрытием. | Бумага, цветные карандаши | 2 н.дек | ||||||
15 | 1 | Основные цвета. Осеннее дерево. (коллективный проект) | Ватман, синяя, красная и желтая гуашь | 3. н.дек | ||||||
16 | 1 | Симметрия в природе. Осенняя береза | Цветная бумага, гуашь | 4 н.дек | ||||||
17 | 1 | Кактус в горшке | Цветная бумага, красный картон, гуашь | 3 н. янв | ||||||
18 | 1 | Букет цветов | Цветная бумага, желтый картон, гуашь | 4 н.янв | ||||||
3. В мире сказочных образов. (Составные цвета. Композиция. Мозаика. Конструирование) 7 часов | ||||||||||
19 | 1 | Художники рисуют сказку. | Цветная бумага, подручные материалы, гуашь | 5 н.янв | ||||||
20 | 1 | Аппликация «Сказочные птицы». | Бумага, картон | 1 н.фев | ||||||
21 | 1 | Создание эскиза по контурам своих ладошек. Петушок | Бумага, гуашь | 3 н.фев | ||||||
22 | 1 | Творческий проект «Новогодние открытки и елочные игрушки» | Фантики и журнальные вырезки, картон, тесьма | 4 н.фер | ||||||
23 | 1 | Рисование Деда Мороза. | Белая и цветная бумага, картон, гуашь | 1 н.мар | ||||||
24 | 1 | Рисуем снеговика. | Картон, губка, гуашь | 2 н.мар | ||||||
25 | 1 | Мастерим и рисуем буквы.. Обобщение изученного материала | Гуашь, пластилин, бумага, природные материалы | 3 н.мар | ||||||
4. Путешествие в прошлое. (Пейзаж, перспектива, сказочная архитектура. Конструирование, лепка, плетение, вышивка, коллаж, декоративная роспись) 8 часов | ||||||||||
26 | 1 | Художники Древнего мира. Проект «Наскальная живопись». | Цветная бумага, мелки, карандаши | 1 н.апр | ||||||
27 | 1 | Глиняная филимоновская игрушка. | Бумага, карандаши, фломастеры | 2 н.апр | ||||||
28 | 1 | Лепим филимоновскую игрушку. | Глина | 3 н.апр | ||||||
29 | 1 | Зимний пейзаж. | Гуашь, акварель, бумага | 4 н.апр | ||||||
30 | 1 | Кукла-закрутка из салфеток | Лоскутки, салфетки, нитки | 1 н.мая | ||||||
31 | 1 | Мезенская роспись. | Бумага, фломастеры, гелевые ручки | 2 н.мая | ||||||
32 | 1 | Оформление плоских и объемных изделий в стиле мезенской росписи | Готовые коробочки-упаковки | 3 н.мая | ||||||
33 | 1 | Лиса и волк. Лепка из отдельных частей | Глина | 4 н.мая |
Календарно-тематический план внеурочной деятельности «Рисуем-мастерим»
2 класс, 34 часа
№ п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы | Дата проведения | ||||||
План | Факт | |||||||||
теплые и холодные цвета, пуантилизм. Гофрирование, обратная аппликация, конструирование из бумаги.) 14 часов | ||||||||||
1 | 1 | Летние впечатления. Аппликация. | Бумага, цветная бумага, фломастеры, карандаши | 1 н. сент | ||||||
2 | 1 | Симметрия. Аппликация. | Листья, карандаши, фломастеры | 2 н. сент | ||||||
3 | 1 | Теплые и холодные цвета в одном рисунке. | Карандаши, акварель | 3 н. сент | ||||||
4 | 1 | Художественные образы животных и птиц | Природные материалы, цветной картон | 4 н. сент | ||||||
5 | 1 | Листья и насекомые | Цветная бумага | 5 н. сент | ||||||
6 | 1 | Волшебный мир точки. | Бумага, фломастеры | 1 н.окт | ||||||
7 | 1 | Печать ватной палочкой. Осенние грибы | Гуашь, ватные палочки | 2 н.окт | ||||||
8 | 1 | Мозаика. | Пластилин, прозрачные крышки | 3 н.окт | ||||||
9 | 1 | Точечная живопись кистью | Бумага, гуашь | 1 н.ноя | ||||||
10 | 1 | Тема дождя в изобразительном искусстве. | Бумага, фломастеры, кисть, цветная бумага | 2 н.ноя | ||||||
11 | 1 | Изображение дождя в графике. | Бумага, акварель, карандаши | 3 н.ноя | ||||||
12 | 1 | Конструирование на тему дождя из картона и ниток | Картон, нитки, цветная бумага, карандаши | 4 н.ноя | ||||||
13 | 1 | Творческий проект «Осенний дождь» | Бумага, гуашь | 1 н.дек | ||||||
14 | 1 | «Последний бал осенних листьев» декоративная роспись. | Засушенные листья, гуашь | 2 н.дек | ||||||
2. Лукоморье. (Лессировка, тоновая растяжка цвета, ракурс и линия горизонта. Мятая бумага, пластилиновый барельеф, обрывная аппликация.) 13 часов | ||||||||||
15 | 1 | «Приключения овечки». Аппликации из мятой бумаги. | Бумага белая, цветная, журнальная | 3. н.дек | ||||||
16 | 1 | Мятая калька. «Сказочные насекомые» | Нитки, картон, бумага, калька, краски | 4 н.дек | ||||||
17 | 1 | Фактура коры деревьев из мятой бумаги. Изображение кроны штамповкой | Цветная бумага, мелки, губка | 3 н. янв | ||||||
18 | 1 | Иллюстрация к сказке «Ежик в тумане». | Бумага, тушь или акварель | 4 н.янв | ||||||
19 | 1 | Творческий проект» Волшебные деревья». | Пластилин, природный материал, гофрированная бумага | 5 н.янв | ||||||
20 | 1 | Лессировка «Декоративные деревья». | Бумага, акварель | 1 н.фев | ||||||
21 | 1 | Зимний пейзаж | Бумага, гуашь | 3 н.фев | ||||||
22 | 1 | Елочка зимой. | Бумага, гуашь, цветная бумага | 4 н.фер | ||||||
23 | 1 | Воздушная перспектива. | Цветная бумага, гуашь | 1 н.мар | ||||||
24 | 1 | Иллюстрации к сказкам. «Золотая рыбка». | Цветная бумага, карандаши, фломастеры, гелевые ручки | 2 н.мар | ||||||
25 | 1 | Рисуем снеговика с разных точек зрения | Гуашь, мелки | 3 н.мар | ||||||
26 | 1 | Творческий проект» Новогодние игрушки и сувениры» | Цветная бумага, бросовый материал. | 1 н.апр | ||||||
27 | 1 | Праздничный хоровод | Цветная бумага, фломастеры | 2 н.апр | ||||||
3. Ковер-самолет. (Превращения геометрических форм, контрастные силуэты, натюрморты в контрастных тонах, фигура человека, автопортет.) 7 часов | ||||||||||
28 | 1 | Волшебная геометрия. Образы из треугольника, квадрата и круга | Цветная бумага | 3 н.апр | ||||||
29 | 1 | Строим замки из геометрических фигур | Цветная бумага, картон | 4 н.апр | ||||||
30 | 1 | Портреты из геометрических фигур. | Цветная бумага, фломастеры, карандаши | 1 н.мая | ||||||
31 | 1 | Волшебные сады. | Бумага, фломастеры | 2 н.мая | ||||||
32 | 1 | Рисование фигуры человека. Пропорции. | Бумага, гуашь | 3 н.мая | ||||||
33 | 1 | Лодки и корабли из бумаги. | Бумага, картон | 4 н.мая | ||||||
34 | 1 | Рисование моря, деревьев, фигур людей. Коллаж | Бумага, гуашь, акварель, мелки | 5 н.мая |
Календарно-тематический план внеурочной деятельности «Рисуем-мастерим»
3 класс, 34 часа
№ п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы | Дата проведения | ||||||
План | Факт | |||||||||
Графический натюрморт. Моделирование из мятой бумаги. Работа с мокрой бумагой.7 | ||||||||||
1 | 1 | Овощи из мятой бумаги. Творческий проект «Моделирование объемных изделий» | Цветная бумага | 1 н. сент | ||||||
2 | 1 | Графический натюрморт. Рисуем овощи | Бумага, карандаши, фломастеры | 2 н. сент | ||||||
3 | 1 | Живописный натюрморт. | Бумага, гуашь | 3 н. сент | ||||||
4 | 1 | Осенние листья | Бумага, шпагат, акварель | 4 н. сент | ||||||
5 | 1 | Выпуклые аппликации «Березовая роща» | Бумага, цветная бумага. Акварель | 5 н. сент | ||||||
6 | 1 | Краски осени. Коллаж | Тушь, бумага, салфетки, степлер | 1 н.окт | ||||||
7 | 1 | Фрукты в разрезе. Рисование и коллаж | Цветная бумага, акварель, гуашь, фломастеры | 2 н.окт | ||||||
Растительный и геометрический орнамент. Рисование памятников архитектуры. Конструирование объемных геометрических форм, моделирование из гофрированной бумаги. 13 часов | ||||||||||
8 | 1 | Изображения диких животных. | Цветная бумага, штампы, гуашь | 3 н.окт | ||||||
9 | 1 | Композиция «Джунгли». | Картон, цветная бумага, сухие листья, фигуры животных | 1 н.ноя | ||||||
10 | 1 | Объемная аппликация из мокрой бумаги и бумажной лапши. Хищники | Бумага, акварель, ватные диски | 2 н.ноя | ||||||
11 | 1 | Симметрия. Кувшины и вазы. | Бумага, акварель, цветные карандаши | 3 н.ноя | ||||||
12 | 1 | Натюрморт с вазами и кувшинами. | Цветная бумага, картон, фломастеры, краски, уголь, мел | 4 н.ноя | ||||||
13 | 1 | Растительный орнамент | Бумага, фломастеры, цветные карандаши, пласт лип | 1 н.дек | ||||||
14 | 1 | Проект «Исторический портрет. Рисуем египтянина». | Бумага, гелевыс ручки, цветные карандаши, гуашь | 2 н.дек | ||||||
15 | 1 | Барханы в пустыне. Контрастная растяжка цвета. | Бумага, гуашь | 3. н.дек | ||||||
16 | 1 | Египетские пирамиды. Конструирование из бумаги | Бумага, картон, акварель, мелки | 4 н.дек | ||||||
17 | 1 | Греческие вазы. Роспись. Орнамент. Фигуры в движении | Цветная бумага, фломастеры, гелевые ручки | 3 н. янв | ||||||
18 | 1 | Проект «Греческие мифы. Греческий театр». | По выбору | 4 н.янв | ||||||
19 | 1 | Индия. Изображение индийского слона с украшениями | Манка, картон, гуашь | 5 н.янв | ||||||
20 | 1 | Творческий проект «Елочные игрушки из гофрированной бумаги с наполнителем». | Гофрированная бумага, синтепон | 1 н.фев | ||||||
Живописный портрет в 3 краски. Рисование зданий в перспективе. 4 часа | ||||||||||
21 | 1 | «Снежная королева». Иллюстрации к сказке. | Бумага, фломастеры, акварель | 3 н.фев | ||||||
22 | 1 | Портрет Снежной королевы. | Бумага, гуашь | 4 н.фер | ||||||
23 | 1 | Замок Снежной королевы. | Бумага, мелки, акварель, гуашь | 1 н.мар | ||||||
24 | 1 | Зимняя прогулка. Пейзаж. | Бумага, гуашь | 2 н.мар | ||||||
25 | 1 | Богатырские доспехи. Коллаж из разных материалов | Бумага, ткань, фольга, бросовый материал | 3 н.мар | ||||||
26 | 1 | Семейство матрешек. Коллаж | Бумага, ткань, кружена, нитки | 1 н.апр | ||||||
27 | 1 | Городец. Роспись коробочек | Бумага, картон, бросовый материал, гофрированная бумага, гуашь | 2 н.апр | ||||||
28 | 1 | Творческий проект «Дымковская игрушка». | Пластилин, фольга | 3 н.апр | ||||||
29 | 1 | Хохлома. «Золотая роспись». | Коробочки, гуашь | 4 н.апр | ||||||
30 | 1 | Чудо-птица. | Бумага, гуашь, акварел ь | 1 н.мая | ||||||
31 | 1 | Русская архитектура. Музей-усадьба «Коломенское». | Бумага, гуашь | 2 н.мая | ||||||
32 | 1 | Часовня. Применение гофрирования в аппликации | Упаковочная бумага, картон | 3 н.мая | ||||||
Соединение живописного изображения и аппликации. Линейная перспектива.2 часа | ||||||||||
33 | 1 | Пуантилизм. Водоем с птицами. | Бумага, гуашь, журнальные вырезки | 4 н.мая | ||||||
34 | 1 | Весенние поля. Линейная перспектива | Бумага, гуашь | 5 н.мая |
Календарно-тематический план внеурочной деятельности «Рисуем-мастерим»
4 класс, 34 часа
№ п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы | Дата проведения | ||||||
План | Факт | |||||||||
1. Великие натуралисты. (Реалистическая живопись и графика. Контрастное изображение. Анималистика.) 4 часа | ||||||||||
1 | 1 | Рисование растений, его частей и составление гербария | Природный материал, акварель, карандаши | 1 н. сент | ||||||
2 | 1 | Графическое изображение птиц. | Бумага, фломастер, гелевая ручка | 2 н. сент | ||||||
3 | 1 | Графика. «Ночные птицы». | Черный картон, бумага, ручка | 3 н. сент | ||||||
4 | 1 | Графические изображения животных. | Бумага, карандаши, ручки | 4 н. сент | ||||||
2. Средневековье и Возрождение. (Изображение света и драпировок в живописи. Профильный и парадный портреты. Рисование отражений. Конструирование и декорирование зданий из готовых форм) 4 часа | ||||||||||
5 | 1 | Проект «Рыцарский замок». Коллективная работа. | Бросовый материал, разные виды бумаги | 5 н. сент | ||||||
6 | 1 | Рисунки гобелена в старинном замке | Смешанная техника | 1 н.окт | ||||||
7 | 1 | Великие музеи мира. Создание рам для картин. | Бумага, картон, различные живописные материалы | 2 н.окт | ||||||
8 | 1 | Изображение зданий и их отражений в воде. | Цветная бумага, акварель | 3 н.окт | ||||||
3. Российское наследие. (Морской пейзаж, кованые узоры, многоцветный мазок. Разрезание пластилина, полотняное плетение, бумагопластика.) 5 часов | ||||||||||
9 | 1 | Российский парусный флот. Рисование моря. | Бумага, акварель, гуашь | 1 н.ноя | ||||||
10 | 1 | Решетки, мосты и фонари Санкт-Петербурга. | Бумага, пластилин, гуашь | 2 н.ноя | ||||||
11 | 1 | Жостовские подносы. Аппликация. | Цветной картон, бумага, цветная тушь | 3 н.ноя | ||||||
12 | 1 | Небесные узоры гжели. Многоцветный мазок. | Бумага, гуашь, пластилин, | 4 н.ноя | ||||||
13 | 1 | Проект «Белокаменные храмы России». Основные элементы архитектурного убранства. | Бумага, картон, краски | 1 н.дек | ||||||
5. Мир эксперимента. (Необычные способы декоративного изображения и оформления. Поиск новых решений. Создание новых материалов: радужная бумага, салфеточная фольга.) 9 часов | ||||||||||
14 | 1 | Графические узоры, обитатели морских глубин. | Бумага, фломастеры, маркеры | 2 н.дек | ||||||
15 | 1 | Необычные способы изображения деревьев | Бумага, фломастеры, краски | 3. н.дек | ||||||
16 | 1 | Декоративный натюрморт. Рисование и аппликация | Бумага, цветная бумага, гуашь | 4 н.дек | ||||||
17 | 1 | Изготовление радужной бумаги. Витражи. | Картон, бумага, гофрированная бумага | 3 н. янв | ||||||
18 | 1 | Мозаика и фантастическая архитектура | Фольга, салфетки, бросовый материал | 4 н.янв | ||||||
19 | 1 | Дизайн радости. Предметы интерьера | Бумага, гуашь | 5 н.янв | ||||||
20 | 1 | Искусство набрызга. Проект «Деревья». | Тушь, гуашь, бумага | 1 н.фев | ||||||
21-22 | 2 | Проект «Моя комната». | Бумага, гуашь, акварель, цветная бумага и другие материалы | 3 н.фев 4 н.фер | ||||||
6. Мир звучит и движется. (Абстрактная живопись. Движение в танце и в спорте. Движение в живописи и в скульптуре. Архитектура будущего. Разработка итогового проекта.) 12 часов | ||||||||||
23 | 1 | Рисуем звуки музыки | Бумага, гуашь | 1 н.мар | ||||||
24 | 1 | Коллаж «Музыкальный инструмент». | Цветная бумага, нитки, краски | 2 н.мар | ||||||
25 | 1 | Профильный портрет. Фотоколлаж | Бумага, гуашь, вырезки | 3 н.мар | ||||||
26 | 1 | Рисуем танцующие фигуры | Материал различный | 1 н.апр | ||||||
27 | 1 | Бегущие животные. | Бумага, гуашь | 2 н.апр | ||||||
28 | 1 | Рисование фигур в движении в технике по выбору. | Материал различный | 3 н.апр | ||||||
29 | 1 | Танцующие животные. Фантастический рисунок по воображению | Материал различный | 4 н.апр | ||||||
30 | 1 | Необычная архитектура. Рисуем танцующие дома | Бумага, карандаши | 1 н.мая | ||||||
31 | 1 | Запуск воздушного змея. | Бумага, гуашь | 2 н.мая | ||||||
32-33 | 2 | Проект «Здания будущего». | Материал различный | 3 н.мая | ||||||
34 | 1 | Этюды в парке | Бумага, карандаши | 4 н.мая 5 н.мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...
Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"
Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности) "РАДУГА КРАСОК"
Программа «Радуга - красок» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Радуга творчества».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа....