Воспитательный компонент во внеурочной деятельности ансамбля барабанщиков "Марш"
статья
Ключевые слова: воспитательный компонент, воспитательная компонента – направление в деятельности школы, ориентация учащихся на ценности гражданского общества, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом природой и самим собой.
В статье описан опыт внеурочной деятельности ансамбля барабанщиков «Марш». Раскрыта воспитательная компонента в концертной деятельности коллектива. На примерах показана система внеурочной деятельности, которая содействует духовно-нравственному становлению личности. Музыкальная деятельность способствует личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_komponent_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_ansamblya_barabanshchikov_marsh.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный компонент во внеурочной деятельности ансамбля барабанщиков «Марш». Каляцкий Константин Геннадьевич. Педагог дополнительного образования, инструментальные ансамбли. МБОУ «СОШ № 40».
К.Г. Каляцкий,
МБОУ «СОШ № 40», г. Братск
«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНСАМБЛЯ БАРАБАНЩИКОВ «МАРШ»
Ключевые слова: воспитательный компонент, воспитательная компонента – направление в деятельности школы, ориентация учащихся на ценности гражданского общества, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом природой и самим собой.
В статье описан опыт внеурочной деятельности ансамбля барабанщиков «Марш». Раскрыта воспитательная компонента в концертной деятельности коллектива. На примерах показана система внеурочной деятельности, которая содействует духовно-нравственному становлению личности. Музыкальная деятельность способствует личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
K.G. Kalyatsky
Middle School of General education № 40, Bratsk
EDUCATIONAL COMPONENT IN THE EXTRACURRICULAR SCHOOL ACTIVITIES OFTHE DRUMMING ENSEMBLE "MARCH"
Keywords: educational component, educational component-direction in the school's activities, orientation of students to the values of civil society, harmonization of relationships with the surrounding society, nature and themselves.
The article describes the experience of extracurricular activities ofthe drumming ensemble "March". The educational component in the concert activity of the collective is revealed. The examples show a system of extracurricular activities that contributes to the spiritual and moral development of the individual. Musical activity contributes to the personal, communicative, cognitive and social development of a growing person.
Воспитательный компонент, как обязательный компонент ФГОС общего образования, направлен на решение задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, для чего в образовательном учреждении создается и развивается гуманистически ориентированная воспитательная система, в основе которой лежит нравственный уклад школьной жизни.
Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Вобразовательной деятельности школы воспитательный компонент отражен в «Программе духовно-нравственного развития», которая входит структуру основных образовательных программ.
Воспитательная деятельность как профессиональная функция каждого педагога должна быть направленана формирование позитивной модели поведения обучающихся. Именно позитивныеотношения и ориентации, конструктивное поведение и деятельность способны обеспечить детямусловия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе.
Во внеурочной деятельности воспитательный компонент ориентирует учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой и самим собой.
Занятия в ансамбле барабанщиков – мощное средство эстетического и нравственного воспитания.Музыкальная деятельность способствует личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Игра на музыкальных инструментах как коллективная деятельность – один из способов самовыражения людей, способствовала их духовному общению и обогащению. Между тем, обществу необходимы не шаблонно действующие, а оригинально мыслящие люди.
Способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться. Я выделяю 3 типа музыкальных способностей у детей:
1. Чувство ритма – умение не только слышать и воспроизводить ритм, но и пропускать его через себя.
2. Музыкально-слуховые представления – умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести её голосом или с помощью инструмента.
3. Ладовое чувство – способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроения, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.
Ансамбль барабанщиков принимает активное участие в торжественных мероприятиях школы, города и региона.
В течении первого года обучения в ансамбле барабанщиков дети изучают основы музыкальной грамоты и на практике учатся играть по нотам. После изучения и закрепления на практике основных длительностей приступаем к изучению «Походных маршей».
Индивидуально разбираем партии. Затем учимся индивидуально играть свою партию, маршируя. Далее учимся исполнять партии в ансамбле (дуэт, трио) с дальнейшим увеличением количества участников.
Важными задачами для каждого участника являются: точность исполнения своей партии и понимание ее роли (мелодической или аккомпанирующей).
Развивается умения:
- точного исполнения партий в ансамбле
- слышать себя и других участников ансамбля
- синхронизация движения в строю
В течение трех лет ансамбль возглавляет колонну школы на параде Победы 9 Мая. Барабанный ритм этих маршей настраивает ребят на органическое слияние движения и музыки. Они ощущают чувство сопричастности друг к другу и гордятся результатами своей работы.
Патриотические песни о России вызывают чувство гордости у каждого нормального человека. Только личности могут влиять на формирование социально – значимых, личностных качеств подрастающего поколения. Такой яркой личностью и примером служения России является заслуженный артист Российской Федерации Олег Газманов. Вместе с ребятами мы посмотрели клип на песню «Вперед, Россия!». Эта песня была написана к 70-летию Великой Победы. Стоит отметить, что в трехминутном ролике автору удалось объединить все, что составляет гордость России: заповедную природу, победу над фашизмом, мощь Российских вооруженных сил, покорение космоса Гагариным, победы спортсменов на Олимпийских играх в Сочи. Ребята с чувством гордости обменялись мнениями, и особенно на них произвела впечатление песня «Славься» на музыку М. Глинки, с которой начинается и заканчивается песня «Вперед, Россия!». У детей появилось огромное желание разучить и исполнить песню «Вперед, Россия!». Учитывая эту мотивацию, я тоже с чувством гордости и ответственности стал работать над этим произведением с детьми.
Партия барабанщиков в данной песне ориентирована на исполнение в танцевально-строевом ансамбле с элементами игры на малом барабане и предусматривает погружение детей в мир искусства движения, хореографии в мир военно-маршевой музыки. От точности исполнения каждым участником ансамбля своей партии зависит общее впечатление от песни.
Первое исполнение этой песни было в 2017 году с первым составом коллектива. Наш школьный ансамбль принял участие в городском фестивале «Февральский ветер», в городском торжественном мероприятии в честь Дня защитника Отечества, и торжественной части городского парада, посвященного Дню Победы. Выступление на фестивале «Февральский ветер» было записано на видео, с которым участники второго состава ознакомились.
Дети с большим желанием приступили к разучиванию партий. В начале индивидуально. Затем в ансамбле с постановкой танцевальных движений.
Патриотические чувства у детей формируются в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности.Мои воспитанники получают опыт социализации, чувствуют важность коллективной деятельности, ответственности за результат.
Испытывая гордость за патриотическую песню «Вперед, Россия!», добиваются слаженной игры. И мечтают исполнить эту песню на городском мероприятии.
Литература
1. Воспитание школьников № 8, 2009, с.10-16.
2. ФГОС Примерные программы начального образования. –
«Просвещение», Москва, 2011.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В.Григорьев,П.В.Степанов. – М.:Просвещение,2014 г.-223с.
4. Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование /Т.Д.Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ,2016.-151 с.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. Ред. Горского В.А. – М.: «Просвещение», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»
Проект «Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данн...
рабочая программа по внеурочной деятельности ансамбль барабанщиц «Ритм» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности ансамбля барабанщиц «Ритм» для учащихся 5 класса разработана в соответствии с требованиями закона...
рабочая программа по внеурочной деятельности ансамбль барабанщиц «Ритм» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности ансамбля барабанщиц «Ритм» для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Ансамбль французской песни "Армони"
Рабочая программа предназначена для организации работы с аутентичным музыкальным материалом группы учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ №162 с углубленным изучением французского языка....
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ «КАК РОЖДАЮТСЯ ТКАНИ?»
В статье представлены особенности включения национально-регионального компонента в программу занятий биологического кружка. Автор выявляет роль интегрированных занятий в процессе гражданско-патриотиче...
«Реализация этнокультурного компонента часами внеурочной деятельности»
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражда...
Реализация воспитательного компонента в учебной деятельности
Воспитательный компонент-компонент целостного педагогического процесса, охватывающий все составляющие образовательной системы школы и направленный на реализацию...