«Реализация этнокультурного компонента часами внеурочной деятельности»
опыты и эксперименты

Ибукова Венера Наиловна

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_ekk_chasami_vneurochnoy_deyatelnosti.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель татарского языка и литературы,

педагог-организатор Тукузской СОШ,

филиала МАОУ Зареченская СОШ

Ибукова В.Н.

Дети – это абсолютно особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут.

Оскар Уайльд говорил:

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».

Конвенция о правах ребенка гласит:

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.

Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»

Внеурочная деятельность – это один из способов реализовать право ребёнка быть счастливым….

Уважаемые коллеги,

предлагаю вашему вниманию доклад по теме  «Реализация этнокультурного компонента часами внеурочной деятельности».

         Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, отличная от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП, это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального и основного общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью внеурочной деятельности  является    содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного  общего образования, развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизация учебной нагрузки учащихся;  формирование способностей  к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

ФГОС выдвигает определенные требования к организации внеурочной деятельности школьников:

  • на внеурочную деятельность на усмотрение и с учетом возможностей школ отводится до 10 часов в неделю на каждый класс,
  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей (законных представителей);
  •  число аудиторных занятий не должно превышать 50%;
  • все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на личностные и метапредметные результаты
  • часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни

Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в год, представлены на слайде

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования

Методика расчета общего количества часов в год представлена на слайде

Наполняемость групп  для занятий внеурочной деятельностью не должна превышать 25 человек.

Длительность занятий  зависит от возраста и вида деятельности. В  1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

         - 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов... На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.

Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельности, используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные.

 Не рекомендуется посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в 3 (трех) детских объединениях.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности, охрана жизни и здоровья детей.

По данному направлению в нашей школе реализуются программы «ЗОЖ», «ОБЖ».  Курс ОБЖ реализуется по трем направлениям: противодействие терроризму, пожарная безопасность, ПДД.

Духовно-нравственное  и общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства:

доашних ремесел; посещение музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), прослушивание музыкальных произведений и т.д. По данному направлению мы реализуем следующие программы: «Народные праздники и подвижные игры татарского народа», Кружок "Сомбеля",Кружок "Культура и прикладное искусство народов РФ".

Общеинтеллектуальное направление реализуется через  такие формы как детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, викторины, Интернет-олимпиады и т.п.), познавательные беседы, предметные факультативы, работа с одаренными детьми. К таким курсам внеурочной деятельности относятся «Алифба»(Татарская азбука).

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность  школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках урока , в рамках специального учебного модуля; в рамках  занятий  внеурочной деятельности; в ходе работы детей над реальным проектом.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательских работ в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встреч с ветеранами, уроков мужества, просмотров фильмов патриотической направленности, тематических сборов, творческих конкурсов,  военно – спортивных праздников и др. Волонтёрская деятельность: шефство.

В данном направлении наша школа плотно взаимодействует с ДК с.Тукуз, в рамках сетевого сотрудничества. На базе клуба организован досуг детей, наши учащиеся совместно с работниками клуба организуют мероприятия для жителей села. Ежегодно проходит митинг, посвященный празднованию Дня Победы, где организуется шествие «Бессмертный полк», акция «Бессмертный тыл», день памяти 22 июня.

Внеурочная   деятельность   организована  по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

        К формы реализации программ следует отнести

  • Кружки
  • Секции
  • Студии
  • Детские объединения
  • Сообщества

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  

        Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителей,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей и подростков.

          Внеурочные занятия  направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.        

           Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Основные принципы организации внеурочной деятельности это:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

К условиям организации внеурочной деятельности следует отнести:

  • Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО,КМО)
  • Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала  и т.д.)
  • Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)
  • Внешние связи и партнерство (сотрудничество с  учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, родителями)
  • Кадровая обеспеченность

Прежде чем приступить к внедрению программ внеурочной деятельности, нам пришлось многое обдумать, трезво оценить наши возможности и потенциал кадрового состава. Что бы мы могли предложить родителям и детям? Мы нашли выход из данной ситуации. Выбрали приемлемые для нас и нашей школы формы работы, заключили договор о сотрудничестве с ДК с.Вагай и уже на протяжении нескольких лет осуществляем сотрудничество и партнерские взаимоотношения с МАУ ДО "ВЦСТ" Вагайского района.

К способам осуществления внеурочной деятельности можно отнести: 

-  учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-  образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные и этнокультурные особенности.

В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеурочная  деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых. Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности в данной школе.

Четвертая модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов  её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса определяет образовательное учреждение.

В организации и проведении внеурочной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы относятся:

1) эпизодические и периодические массовые мероприятия;

2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по родному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников классифицируются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность  школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

           Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помочь  удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать  активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  •  Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Лишь слаженная работа педагогического коллектива, грамотно организованная модель взаимодействия учителя, родителя и ученика, четкое понимание воспитательных целей в совокупности  позволяют нам достичь воспитательного эффекта, помочь ребенку с самоопределением, сделать ребенка счастливым, социально адаптированным.

Антон Семёнович Макаренко, советский педагог и писатель, говорил: «Научит человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно».

Адольф Дистервег,  немецкий педагог 19 века,  говорил: «Конечная цель всякого воспитания -  воспитание самостоятельности посредством самодеятельности»

Иммануил Кант, немецкий философ,   «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ

В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...

«Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»

Проект «Внедрение этнокультурного (регионального)  компонента  во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данн...

«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства,...

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание ...