«Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»
методическая разработка по географии на тему
Проект «Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данный проект предполагает реализацию программ с использованием современных информационных технологий. ИКТ-технологии позволяют доступно и наглядно использовать региональный материал, получать более достоверные и подробные сведения о республике, районе, знаменитых земляках, истории и культуре родного края.
Цель проекта: показать возможности использования этнокультурного (регионального)
компонента во внеурочной деятельности посредством ИКТ-технологий.
Задачи проекта:
1. Формировать у учащихся знания об историческом прошлом своей Малой Родины.
2. Развивать навыки краеведческого познания.
3. Воспитывать патриотические чувства у учащихся.
4. Развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности.
5. Совершенствовать умение работать с различными источниками современной информации.
6. Воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Проект ««Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данный проект предполагает реализацию программ с использованием современных информационных технологий. ИКТ-технологии позволяют доступно и наглядно использовать региональный материал, получать более достоверные и подробные сведения о республике, районе, знаменитых земляках, истории и культуре родного края.
Цель проекта: показать возможности использования этнокультурного (регионального)
компонента во внеурочной деятельности посредством ИКТ-технологий.
Задачи проекта:
1. Формировать у учащихся знания об историческом прошлом своей Малой Родины.
2. Развивать навыки краеведческого познания.
3. Воспитывать патриотические чувства у учащихся.
4. Развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности.
5. Совершенствовать умение работать с различными источниками современной информации.
6. Воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию.
Апробация данного проекта проходит в муниципальном общеобразовательном учреждении «Оброченская средняя общеобразовательная школа». В презентации, сопровождающий данный проект нами приведены примеры внедрения регионального компонента во внеурочную деятельность школы посредством ИКТ-технологий.
Соответствие достигнутым результатам и целям:
В результате реализации данного проекта у учащихся формируется интеллектуальная компетентность и коммуникативная культура, развиваются их познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Проект позволяет развивать навыки коллективной, групповой работы; совершенствовать их умение работать с различными источниками современной информации, расширять образовательное пространство, воспитывать информационную культуру личности, на примере жизни конкретных людей; формировать умение использовать различные виды источников информации; отрабатывать навыки работы с компьютерными программами, веб-сайтами, развивать чувство личной сопричастности к прошлому своего народа.
Содержание проекта
В современный период возросла актуальность изучения темы родного края, так как современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственное и культурно-духовное воспитание учащихся, развитие здоровьесберегающих технологий. Если в советской школе в качестве примера приводились представители партийной власти, коммунистические вожди, то в современный период очень важно воспитание учащихся на примере доброго, отзывчивого отношения к людям, оказания помощи нуждающимся, сострадания и веры в настоящее и будущее своего народа.
Мероприятия по реализации проекта:
Мероприятие | Ресурс (см. Приложение к проекту) |
Цикл классных часов: | |
1. «Святыни Земли Мордовской» | Презентация «Святыни Земли Мордовской» |
2. «Св.Филарет Ичалковский» | Презентация «Св.Филарет Ичалковский», Веб-страница «Из истории жизни св. Филарета» |
3. «Митрополит Кирилл и его малая Родина» | http://www.patriarchia.ru/db/text/31754.html Серия фотографий о посещении Митрополитом Кириллом Республики Мордовия |
4. «Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова | |
5. «Иоанно-богословский Макаровский мужской монастырь» | http://www.makarovsky-monastery.ru/ |
6. «Молодежь Мордовии и православие» | |
7. «Православные приходы Мордовии» | http://blagothin-kovilkino.prihod.ru/index http://rom-hram.narod.ru/index.html http://www.spaso-preobrashenskiy-monastir.ru/ |
8. «Святыни Земли Мордовской» | |
Исследовательская деятельность учащихся: | |
1. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл» | http://www.patriarchia.ru/db/text/31754.html |
2. «История православия Мордовии» | |
3. «Духовенство Мордовии» | |
4. «Храмы Мордовии» | http://www.srn.ru/ordis/hram-1.htm |
5. «Монастыри Мордовии» | |
Участие учащихся и педагогов в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию: | |
1. Конкурс «Святыни земли Мордовской» | |
2. Конкурс на соискание педагогической премии им. Авксентия Юртова | |
Организация поездок учащихся по местам паломничества в Мордовии: | |
«Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова | |
«Иоанно-богословский Макаровский мужской монастырь» | |
Место жизни Св. Филарета Ичалковского. | |
Организация трудовых десантов в местах захоронения по озеленению, уборки территории |
Одним из видов работы в данном направлении является цикл классных часов с использованием интернет-ресурсов.
Хорошим ресурсом для их проведения может стать фильм о Саранске (автор Олег Астафьев - «Телесеть Мордовии»). Данный фильм содержит интересный материал об истории возникновения города Саранска – его росте и развитии.
Кроме сведений о Мордовии каждый район имеет свой сайт, где отражено прошлое и настоящее района, которыми также учителя и классные руководители могут воспользоваться в ходе мероприятий.
Пример:
сайт о Ичалковском районе; презентация об Ичалковском районе.
Можно провести беседы на темы: «Из истории образования республики Мордовия», «Единение мордовского народа с Российским государством», «Наши знаменитые земляки», и другие.
Одной из разновидностей воспитательной работы являются виртуальные путешествия. Организовать подобные путешествия по музеям, историческим и культурным памятникам Мордовии помогут следующие ресурсы:
2) музей боевого и трудового подвига;
3) музей (МРМИИ) имени С. Д. Эрьзи;
4) музей (МРОКМ) имени И. Д. Воронина;
5) музей мордовской народной культуры.
Особый интерес у учащихся вызывают викторины, олимпиады, конкурсы о Мордовии. Их также любой желающий сможет найти на сайте http://www.edurm.ru
Результаты участия можно разместить на школьных сайтах.
Глоссарий
Воспитание здорового образа жизни - система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников.
ИКТ-технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Интернет-ресурсы – это информация, расположенная на компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, существующие в виде логически завершенных записей или файлов.
Проект - деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги...
Программа патриотического воспитания – система мероприятий, направленных на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время…
Программа духовно-нравственного воспитания – система мероприятий, проводимых в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
Программа «Одаренные дети» - создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру основного и дополнительного образования.
Профориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии…
Региональный компонент – компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливается республикой - субъектом Российской Федерации.
Список литературы:
- Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984.
- Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 2000.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
- Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.
- Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57.
- Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М., 1983.
- Воспитательная система класса /Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 1998.
- Внеклассные мероприятия: 9 класс / Авт.-сост. О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мозаика детского отдыха).
- Внеклассные мероприятия:10 класс / Авт.-сост. Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Мозаика детского отдыха).
- Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы / сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
- Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. А.В.Давыдова.-М.:ВАКО,2008. – 272 с. – (Учебный год).
Список интернет-ресурсов откуда были взяты рисунки и фотографии для создания презентации
- http://www.mepar.ru/news/2009/12/09/7118/
- http://mordov-hram.narod.ru/
- http://obrochnoe.edurm.ru/Newsi.htm
- http://www.barabin.by.ru/map/mordovy_sar.gif
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурная составляющая во внеурочной деятельности
В данной статье описывается опыт работы над проектом-программой с применением этнокультурной составляющей....
Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"
Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....
Дополнительная программа "Внедрение комплекса ГТО во внеурочную деятельность общеобразовательного учреждения"
Программа адресована педагогам, учащимся и их родителям общеобразовательного учреждения. В идею программы положены идеи компетентностного подхода. Состоит из учебного плана, учебно-тематического плана...
Реализация технологии интеграции английского языка в урочную и внеурочную деятельность посредством использования УМК «Звёздный английский» (starlight) / ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет", 2018
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ, которая направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой ли...
"Создание здоровьесозидающей среды в урочной и внеурочной деятельности посредством использования постерной технологии"
Целью настоящих рекомендаций является оказание методической помощи учителям истории и обществознания, работающим в школе, для использования на уроках и во внеурочной деятельности. В рекомендациях обоз...
«Реализация этнокультурного компонента часами внеурочной деятельности»
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражда...