НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ «КАК РОЖДАЮТСЯ ТКАНИ?»
статья по биологии
В статье представлены особенности включения национально-регионального компонента в программу занятий биологического кружка. Автор выявляет роль интегрированных занятий в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коротаева Надежда Викторовна МОУ «Куреговская СОШ»
Петрова Зульфия Нурисламовна, ст. преподаватель каф ДиНО.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ «КАК РОЖДАЮТСЯ ТКАНИ?»
Аннотация: В статье представлены особенности включения национально-регионального компонента в программу занятий биологического кружка. Автор выявляет роль интегрированных занятий в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, интеграция, национально-региональный компонент, внеурочная деятельность, экология.
Abstract: The article presents the features of the inclusion of the national-regional component in the program of studies of the biological circle. The author reveals the role of integrated classes in the process of civil and patriotic education of schoolchildren.
Keywords: patriotism, education, integration, national-regional component, extracurricular activities, ecology.
Системный анализ проблематики воспитания в сегодняшней России показывает, что основой, системообразующим стержнем является гражданско-патриотическое воспитание. Ни одно нормальное государство не может успешно существовать без граждан и патриотов, которые должны составлять большинство населения. Многочисленные исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые люди имеют в большей степени позитивную структуру ценностных ориентаций, более четкие жизненные планы и отличаются большей социальной активностью. [1]
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Это находит отражение в базовых федеральных документах как законодательных, так и образовательных. [2]
Формированию ответственной гражданско-патриотической позиции в немалой степени способствуют интегрированные занятия на основе национально-регионального компонента, поскольку они дают возможность включать необходимый краеведческий материал, позволяют обращаться к жизненному опыту учащихся, придают занятию практикоориентированность.
В педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Помогая классифицировать информацию по различным областям знаний, она способствует развитию системного мышления, приобретению новых знаний и умений, позволяет повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как о системе взаимосвязанных предметов.
Интегрирование проникает в учебный процесс не только в виде интегрированных фрагментов уроков, но и в виде бинарных занятий, уроков в форме диалога, интегрированных практикумов. Эффективной является также и интеграция урочной и внеурочной формы работы, поскольку узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать развивающий потенциал образовательного учреждения.
Большое значение имеет форма внеурочной работы с детьми, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений обучающихся. Так, например, организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания уроков.
На базе МОУ «Куреговская СОШ» в течение последних 4 лет реализуется программа внеурочной деятельности «Юный эколог». Данная программа предназначена для занятий естественнонаучной учебно-исследовательской группы учащихся. В соответствие с требованиями ФГОС, она направлена на формирование основ экологического мышления, реализует системно-деятельностный подход и способствует формированию ответственного и экологически обоснованного преобразования жизни человека.
Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. В соответствие с учебным планом программы, школьники получают опыт исследовательской деятельности в природе, изучают экологию животных, влияние экологических факторов на здоровье человека, экологические проблемы своего региона и вопросы охраны окружающей среды. Особое внимание уделяется разделу «Экология растений», который способствует расширению и углублению знаний обучающихся о растениях луга, болот, низин, леса. На занятиях по этому разделу школьники также изучают лекарственные и ядовитые растениями Удмуртии, реликтовые, редкие и охраняемые формы, знакомятся с правилами заготовки лекарственного сырья. При изучении темы «Технические культуры Удмуртской Республики» учащиеся знакомятся со льном, подсолнечником, кукурузой, картофелем, соей и сахарной свеклой. Эти культуры издавна используются в виде сырья для отдельных отраслей промышленности.
Изучение темы начинается с сопоставления элементов русского и удмуртского костюмов. В ходе беседы школьники вспоминают, зачем человеку нужна одежда, какой она должна быть, из чего она должна быть сшита или связана, чтобы человеку в ней было комфортно, как одежда влияет на здоровье человека. В качестве исторического экскурса школьникам предлагается прослушать сообщения об использовании льна и хлопка в древней Греции, Риме и Индии. На этом этапе важно обратить внимание учащихся на тесную связь используемых тканей, особенностей кроя костюма и экологических условий местности, в которой жили люди. Обсуждая гигроскопичность, теплоизоляционные свойства и воздухопроницаемость натуральных волокон, школьники проверяют полученную информацию в серии опытов. При проведении опытов школьникам предлагается изучить воздухопроницаемость, гигроскопичность и теплоизоляционные свойства различных видов тканей. При обсуждении опытов очень важно обращаться к личному опыту учащихся, чтобы наглядно показать, как проявляются изученные в теории свойства волокон, в практике использования традиционных тканей.
Таким образом, при изучении разнообразия технических культур учащиеся знакомятся с биологическими особенностями волокнистых растений, технологией их выращивания и обработки, изучают историю формирования национального костюма в связи с особенностями климата и экологии. Изученный материал готовит школьников к дальнейшему изучению курсов «Ботаника», «Краеведение» и «География» и дает уникальную возможность плодотворно интегрировать материал одного курса в другой.
Список литературы:
- Петрова З.Н., Яговкина М.А. «Аспект гражданско-патриотического воспитания в организации ТКД младших школьников». Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи: материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию со дня Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов. - Ижевск, 2010.
- Маратканова С.С., Петрова З.Н., Воспитание патриотических чувств в системе уроков с элементами интегрирования (биология, литература). В сборнике: Проблемы школьного и дошкольного образования Материалы VII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений». ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. 2016. С. 393-395.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент в исследовательской деятельности учащихся при изучении географии
Теоретическая часть в помощь учителю...
Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».
Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...
Эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности (на примере классного часа-притчи)
В современных условиях поиск и применение инновационных форм в рамках реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, ор...
Нестандартные формы организации занятий внеурочной деятельности (на примере курса «Зеленая тропинка»)
Проблема взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса. Общеизв...
Развитие личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности на примере работы театральной студии " Школьный бутерброд"
Развитие личностных и коммуникативных УУД, отчет работы театральной студии...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...