Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.
Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«НОВОХОПЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91»
«Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей ________ Иванникова А.В. «____» ___________ 201 г. Протокол № _____________ | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «Новохоперская СОШ № 91»________ Стативкина Н.А. «____» ___________ 201 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Новохоперская СОШ № 91» ___________ Почепцова Н.В. «_____» _______ 201 г. Приказ № __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ГАЗЕТА «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»
уровня (основного) общего образования
(социальное направление)
Составила: Е.А. Силютина, социальный педагог
П. Новохоперский
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать молодому поколению в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе внеурочной деятельности «Выпуск школьная газета». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Данные занятия развивают и реализуют творческие способности учащихся через создание школьной газеты.
Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Особенность данной программы состоит в том, что она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике.
Занятия учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой курса, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задание. Напишите репортаж «Мой поселок». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
3. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.
Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.
10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
11. РЕПОРТАЖ.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.
Создание и презентации своих собственных статей.
14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра. объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.
16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
ПРОГРАММА КУРСА ПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УУД:
познавательные учебные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
личностные учебные действия
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
на основе социальных и личностных ценностей.
Ожидаемые результаты
1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
2. Расширение кругозора учащихся.
3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики.
(Умение грамотно проводить интервью, готовить фоторепортажи, редактировать
написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
4. Развитие монологической и диалогической речи.
5. Свободное владение печатным словом.
6. Воспитание активной гражданской позиции.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью –
овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач
программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия
проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе
дифференцированного подхода.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов | Темы | Вид деятельности | Навыки | Дата |
1-2 | Вводное занятие. Понятие о школьной газете | Беседа | 02.09.2016г. | |
3-6 | Из истории журналистики | Дискуссия о профессиональной этике журналиста. | Знакомство со СМИ | 09.09.2016г. 16.09.2016г. |
7-9 | Печатные издания и их роль | Доклад | Устная и письменная работа с текстом | 23.09.2016г. 30.09.2016г. |
10-12 | Текст. | Работа с текстом | 07.10.2016г. | |
13-15 | Тема и идея текста. | 14.10.2016г. | ||
16-19 | Стили речи | Тезисы и конспекты. Работа с текстом. | Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях | 21.10.2016г. 28.10.2016г. |
20-22 | Газета. Какая она должна быть? | Знакомство с техническими средствами ( фотоаппарат, видеокамера) | Фотомонтаж | 11.11.2016г. 18.11.2016г. |
23-25 | Анализ рубрик печатных изданий | Обзор печати | Умение выделять главное в тексте | 25.11.2016г. |
26-28 | Газетная статья | Умение описывать события по наблюдениям | 02.12.2016г. 09.12.2016г. | |
29-31 | Что такое очерк | Подбор материала к портретному очерку | Умение использовать особенности жанра. Диалог в повествовании. | 16.12.2016г. 23.12.2016г. |
32-34 | Реклама на страницах газеты | Подбор материала | Умение правильно строить рекламу | 26.12.2016г. |
35-37 | Интервью | Особенности жанра | Умение правильно взять интервью | 13.01.2016г. 20. 01.2016г. |
38-40 | Репортаж | Особенности репортажа | Умение использовать элементы всех информационных жанров | 27.01.2016г. |
41-45 | Работа над языком статьи | Лексика. Отбор материала | Умение использовать средства художественной выразительности. | 03.02.2016г. 10.02.2016г. |
46-50 | Создание газетных статей | Работа по совершенствованию написанного. | Навыки работы с текстом | 17.02.2016г. 24.02.2016г. |
51-55 | Редактирование текста | Работа с текстом | . | 03.03.2016г. 10.03.2016г. |
56-60 | Оформление, дизайн газеты | Занятие ведет профессиональный журналист | Совершенствование навыков журналистской работы. | 17.03.2016г. 24.03.2016г. |
61-70 | Выпуск школьных газет» Школьные новости» | Формирование навыков по верстке газет. | 07.04.2016г.-28.04.2016г. 05.05.2016-26.05.2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...