Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
материал по химии (8 класс) по теме
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti_.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Основы исследовательской деятельности»
(8 класс)
Составил: учитель химии Гаврилова Ольга Геннадьевна |
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Программа кружка «Основы исследовательской деятельности» предназначена для обучающихся 8 класса.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа кружка «Основы исследовательской деятельности» в полной мере соответствует положениям концепции обучения. Она позволяет учащимся осущест вить эвристические пробы, оценить свои потребности и возмож ности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в стар шей школе. Знания, полученные при изучении курса, способствуют формированию соци ально активной личности.
Особенности содержания программы и виды деятельности учащихся в ходе овладения знаниями и умениями, предусмот ренными курсом, дают возможность для использования различ ных методов и форм обучения (индивидуальных, групповых, наглядных, словесных: теоретические исследования, самостоя тельные эвристические пробы).
Контроль за уровнем овладения материалом осуществляется через исследовательскую деятельность учащихся (по результа там периодической отчетности).
Цель: формирование исследовательской компетентности школьников (обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения нестандартных задач).
Задачи:
- Изучение основ методологии исследовательской деятельности.
- Развитие навыков работы с различными источниками информации.
- Совершенствование умений по проведению и оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.
- Иметь возможность применить свои знания и способности в учебной и внеурочной деятельности.
- расширение научного кругозора учащихся.
Механизмы реализации
Исследовательская работа учащихся организуется во внеурочное время. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В первом полугодии предполагается коллективная форма обучения (лекции и практические занятия), а во втором полугодии – индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросу подготовки и написания работы (практические занятия).
Программа основана на использовании уже имеющихся знаний и умений учащихся по химии, биологии и экологии, их конкретизации.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Основное содержание | Кол-во часов | Форма работы | Самост. работа, виды контроля |
Основы исследовательской деятельности (12 ч) | |||||
1 | Основные понятия исследовательской деятельности | Аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт Алгоритмы исследовательской работы. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость) | 2 | Лекция, практическая работа | |
2 | Работа с информацией | Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Экскурсия в библиотеку. | 2 | Лекция, практическая работа, экскурсия | Составление мини-катротеки |
3 | Интернет – ресурсы. | Использование образовательных ресурсов. | 2 | Практическая работа | Поиск информации сети Интернет по заданной теме |
4 | Методика эксперимента. | Знакомство с различными методиками эксперимента. Оформление наблюдений. | 2 | Лекция, практическая работа | Оформление методики эксперимента Составление анкеты (опросника) |
5 | Методические рекомендации по выполнению письменных работ. | Оформление работы . Знакомство с образцами различных работ | 2 | Практическая работа | Анализ готовых исследова-тельских работ |
6 | Формы представления исследовательской работы | Создание презентации, публикации, стенда, альбома. | 2 | проект | Защита проекта |
Практикум (22ч) | |||||
7 | Выбор темы исследования. работы. | Обоснование ее актуальности. Составление плана исследования. | 2 | Практическая работа | |
8 | Подбор литературы по теме исследования. Интернет ресурсы. | Работа с литературными источниками и информацией в сети Интернет. | 6 | Практическая работа. Индивидуаль-ные и групповые консультации | Работа с литературой и компьютером |
9 | Подбор методик эксперимента. | Работа с литературными источниками и информацией в сети Интернет. Подготовка необходимого лабораторного оборудования | 2 | Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые консультации | Работа с литературой и компьютером |
10 | Выполнение индивидуальных и групповых мини-исследовательских работ. | Выполнение практической части работы по выбранным методикам. | 7 | Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые консультации | Отчет о работе |
11 | Оформление работы. Составление презентации. | Оформление работы . Составление презентации к защите работы. | 3 | Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые консультации | Презентация |
12 | Защита работы. Итоговое обобщение по курсу «Основы исследовательской деятельности» | Защита исследовательской работы | 2 | Творческая работа, выступление. | Защита работы |
Темы исследовательских работ учащихся :
1. Определение физических показателей и химического состава воды с различных источников.
2.Определение содержания витамина С в продуктах питания и ягодах различных сроков сбора
3.Изучение состава продуктов питания.
4. Влияние автомобильного транспорта на растения.
5.Экологический мониторинг природных объектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- участие в учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.
Литература
1. Астафуров В.И. Основы химического анализа.- М.: Просвещение, 1974.- 134с.
2. Васильева Т. А. Об эстетическом воспитании / Т. А. Васильева, В. Горбулинская // Биология. – 2004. – № 45. – С. 21 – 23.
3. Заленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.// Химия в школе.-2009.-№8.-с.55-59.
4. Курсы по выбору: выбор за вами (часть 1,2)/ Ред.-сост. Л.Г. Пройчева.- М.: Центрхимпресс, 2007.-160с.
4.Савенков А.А.. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании.// Химия в школе.-2008.-№8.-с.2-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс...