Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
материал по химии (8 класс) по теме

Гаврилова Ольга Геннадьевна

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti_.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Основы исследовательской деятельности»

                                      (8 класс)

                                                                                         

Составил: учитель химии

Гаврилова Ольга Геннадьевна

                                                 

Пояснительная записка

    Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

     Программа кружка «Основы  исследовательской деятельности» предназначена для обучающихся 8 класса.  

     Программа рассчитана на 34 часа.

     Программа кружка «Основы исследовательской деятельности»  в полной мере соответствует положениям концепции  обучения. Она позволяет учащимся осущест вить эвристические пробы, оценить свои потребности и возмож ности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в стар шей школе. Знания, полученные при изучении курса, способствуют формированию соци ально активной личности.

Особенности содержания программы и виды деятельности учащихся в ходе овладения знаниями и умениями, предусмот ренными курсом, дают возможность для использования различ ных методов и форм обучения (индивидуальных, групповых, наглядных, словесных: теоретические исследования, самостоя тельные эвристические пробы).

Контроль за уровнем овладения материалом осуществляется через исследовательскую деятельность учащихся (по результа там периодической отчетности).

Цель:   формирование исследовательской компетентности школьников  (обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения нестандартных задач).

Задачи:

  1. Изучение основ методологии исследовательской деятельности.
  2. Развитие навыков работы с различными источниками информации.
  3. Совершенствование умений по проведению и оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.
  4. Иметь возможность применить свои знания и способности  в учебной и внеурочной деятельности.
  5. расширение научного кругозора учащихся.

Механизмы реализации

     Исследовательская работа учащихся организуется во внеурочное время.     Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

     В первом полугодии предполагается коллективная форма обучения (лекции и практические занятия), а во втором полугодии – индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросу подготовки и написания работы (практические занятия).

     Программа основана на использовании уже имеющихся знаний и умений учащихся по химии, биологии и экологии, их конкретизации.

                             Учебно-тематический план

Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Форма работы

Самост. работа, виды контроля

Основы исследовательской деятельности (12 ч)

1

Основные понятия исследовательской деятельности

Аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт

Алгоритмы исследовательской работы. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

2

Лекция,

практическая работа

2

Работа с информацией

Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Экскурсия в библиотеку.

2

Лекция, практическая работа, экскурсия

Составление мини-катротеки

3

Интернет – ресурсы.

Использование образовательных ресурсов.

2

Практическая работа

Поиск информации сети Интернет по заданной теме

4

Методика эксперимента.

 Знакомство с различными методиками эксперимента. Оформление наблюдений.

2

Лекция, практическая работа

Оформление методики эксперимента Составление анкеты (опросника)

5

Методические рекомендации по выполнению письменных работ.

Оформление работы . Знакомство с образцами различных работ

2

Практическая работа

Анализ готовых исследова-тельских работ

6

Формы представления исследовательской работы

Создание презентации, публикации, стенда, альбома.

2

проект

Защита проекта

Практикум          (22ч)

7

Выбор темы исследования. работы.

Обоснование ее актуальности. Составление плана исследования.

2

Практическая работа

8

Подбор литературы по теме исследования. Интернет ресурсы.

Работа с литературными источниками и информацией в сети Интернет.

6

Практическая работа. Индивидуаль-ные и групповые консультации

Работа с литературой и компьютером

     9

Подбор методик эксперимента.

Работа с литературными источниками и информацией в сети Интернет.

Подготовка необходимого лабораторного оборудования

2

Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые консультации

Работа с литературой и компьютером

10

Выполнение индивидуальных и групповых мини-исследовательских работ.

Выполнение практической части работы по выбранным методикам.

7

Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые  консультации

Отчет о работе

11

Оформление работы. Составление презентации.

Оформление работы . Составление презентации к защите работы.

3

Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые

консультации

Презентация

12

Защита работы. Итоговое обобщение по курсу «Основы  исследовательской деятельности»

Защита исследовательской работы

2

Творческая работа, выступление.

Защита работы

Темы  исследовательских работ учащихся :

 

1. Определение физических показателей и химического состава воды с различных источников.

2.Определение содержания витамина С в продуктах питания и ягодах различных сроков сбора

3.Изучение состава продуктов питания.

4. Влияние автомобильного транспорта на растения.

5.Экологический мониторинг природных объектов.

                                       

             Ожидаемые результаты и способы их проверки

         В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

  1. структуру учебно-исследовательской деятельности;
  2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  3. основные источники информации;
  4. правила оформления списка использованной литературы;
  5. способы презентации исследования.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объект исследования;
  2. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  4. работать в группе;
  5. пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной        программы:

  1.  участие в  учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.

                              Литература

1. Астафуров В.И. Основы химического анализа.- М.: Просвещение, 1974.- 134с.

2. Васильева Т. А. Об эстетическом воспитании / Т. А. Васильева, В. Горбулинская // Биология. – 2004. – № 45. – С. 21 – 23.

3. Заленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.// Химия в школе.-2009.-№8.-с.55-59.

4. Курсы по выбору: выбор за вами (часть 1,2)/ Ред.-сост. Л.Г. Пройчева.- М.: Центрхимпресс, 2007.-160с.

4.Савенков А.А.. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании.// Химия в школе.-2008.-№8.-с.2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс...