ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 1 класс
рабочая программа
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюджетного учреждения дополнительного образования центра.«Районный центр ТВОРЧЕСТВА детей И МОЛОДЕЖИ «Спектр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_issledovatel_1_klass.docx | 114.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный исследователь»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст: 7 лет
первый год обучения
Срок реализации: 9 месяцев (108 часов)
Автор-разработчик: Муленкова И.А. педагог дополнительного образования (МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1») |
Излучинск 2019
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Направленность - естественнонаучная
Актуальность программы. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Отличительные особенности программы. Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие с объединениями Центра.
Адресат программы - обучающиеся в возрасте 7 лет.
Объем и срок освоения программы - Программа рассчитана на второй год обучения - 108
1 часть-17 учебных недель (сентябрь-декабрь);
2 часть-19 учебных недель (январь-май).
Форма обучения –очная.
Особенности организации образовательного процесса - реализация программы предполагает обоснованное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, подготовка учащихся к участию в олимпиаде, конкурсах.
Состав детей – 10-11 человек в группе.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Количество учебных часов - 3 часа в неделю по одному часу. Продолжительность учебного часа – 45 минут.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
- Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Цель и задачи
Цель:создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.
Задачи:
Личностные:
- формировать позитивную самооценку и взаимоуважение, самоопределение;
- воспитыватьцелеустремлѐнность и настойчивость;
Метапредметные:
- формировать коммуникативнуюкомпетентность в сотрудничестве;
- развивать умение самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
- создать ситуацию комфортного межличностного взаимодействия.
Образовательные (предметные):
- формировать у учащихся способность к организации исследовательской деятельности;
- стимулировать интерес у младших школьников к знаниям в разных областях современной науки;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
- развивать умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- формировать навык организации рабочего пространства и рационального использования времени.
- Содержание программы
Учебный план:
№ | Тема 1 | ||||
«Развитие познавательной сферы» 14 ч | |||||
«Развитие познавательной сферы» (10 часов теории, 4 часа практики) Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д. | |||||
Тема занятия: | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов | Форма аттестации: | |
Светофор мысли: включаем внимание! | 1 ч | Тренинг | 1 ч. | ||
Светофор мысли: включаем память! | 1 ч | Зачет | |||
Светофор мысли: включаем логику! | 1 ч | Придумать ребусы | 1 ч | ||
Светофор мысли: включаем воображение! | 3ч | ||||
Светофор мысли: пространственные представления. | 2 ч | Психологический тренинг | 1 ч | ||
Светофор мысли: учимся наблюдать. | 2 ч | 1 ч | Викторина и Проверочная работа | ||
ИТОГО: | 10 | 4 | |||
№ | Тема 2 | ||||
«Формирование исследовательских умений»36 ч | |||||
«Формирование исследовательских умений» (30часов теории, 6 часов практики) Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. | |||||
Тема занятия: | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов | Форма аттестации: | |
Что такое исследование и кто такие исследователи? | 2ч | ||||
Предмет и объект исследования | 2ч | ||||
Цель и задачи исследования | 2 ч | . | 1ч | Зачет | |
Формулирование гипотезы | 3 ч | 1ч | |||
Игра «Вопрошайка» (Учимся задавать вопросы.) | 1ч | ||||
Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку. | 1ч | Экскурсия в библиотеку | 1ч | ||
Этапы исследования | 3ч | ||||
Хочу всё знать! ( Учимся определять тему исследования, проекта) | 2ч | ||||
«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) | 3ч | Составление плана по алгоритму | 1ч | ||
Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) | 1ч | ||||
Любопытные опыты. | 1ч | ||||
Опыт «Вареное и сырое яйцо» | 1ч | ||||
Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | 1ч | ||||
Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | 1ч | ||||
Опыт «Почему стакан не выливается» | 1ч | ||||
Опыты «На что способен наш мозг» | 1ч | ||||
Опыт «Бездонный бокал» | 1ч | ||||
Волшебный микроскоп | 1ч | ||||
Нескучная школа» Учимся работать в группе. | 2ч | Практика | 2ч | ||
30ч | 6ч |
- Рабочая программа
Календарно – тематическое планирование
1 класс 108 часов
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Примечания | |
план | факт | |||||
Тема 1. | ||||||
«Развитиепознавательной сферы» 14 ч | ||||||
| Светофор мысли: включаем внимание! | 1ч | Получения новых знаний | |||
Тренинг | 1ч | Закрепление | ||||
Светофор мысли: включаем память! | 1ч | Комбинированный | ||||
Светофор мысли: включаем логику! | 1ч | Комбинированный | ||||
Придумать ребусы | 1ч | Практика | ||||
Светофор мысли: включаем воображение | 1ч | Комбинированный | ||||
| Светофор мысли: включаем воображение | 1ч | Рефлексия | |||
Светофор мысли: включаем воображение | 1ч | Рефлексия | ||||
Светофор мысли: включаем воображение мысли | 1ч | Комбинированный | ||||
Светофор мысли: включаем воображение мысли | 1 ч | Комбинированный | ||||
Психологический тренинг | 1 ч | Комбинированный | ||||
Светофор мысли: включаем наблюдательность | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Светофор мысли: включаем наблюдательность | 1 ч | Комбинированный | ||||
Викторина. Проверочная работа | 1 ч | Применение знаний | ||||
Итого: (10 часов теории, 4 часа практики) | 14ч |
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Примечания | |
план | факт | |||||
Тема 2. | ||||||
«Формирование исследовательских умений» 36 ч | ||||||
Что такое исследование и кто такие исследователи? | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Что такое исследование и кто такие исследователи? | 1ч | Закрепление | ||||
Предмет и объект исследования | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Предмет и объект исследования | 1ч | Рефлексия | ||||
Цель и задачи исследования | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Цель и задачи исследования | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Цель и задачи исследования | 1ч | Комбинированный | ||||
Формулирование гипотезы | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Формулирование гипотезы | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Формулирование гипотезы | 1ч | Комбинированный | ||||
Формулирование гипотезы | 1ч | Комбинированный | ||||
Игра «Вопрошайка» (Учимся задавать вопросы.) | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Книги – помощники исследований. | 1ч | Комбинированный | ||||
Экскурсия в библиотеку. | 1ч | Комбинированный | ||||
Этапы исследования | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Этапы исследования | 1ч | Рефлексия | ||||
Этапы исследования | 1ч | Комплексное применение знаний | ||||
Хочу всё знать! ( Учимся определять тему исследования, проекта) | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Хочу всё знать! ( Учимся определять тему исследования, проекта) | 1ч | Рефлексия | ||||
«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) | 1ч | Получения новых знаний | ||||
«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) | 1ч | Получения новых знаний | ||||
«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» | 1ч | Рефлексия | ||||
Составление плана исследования по алгоритму | 1ч | Рефлексия | ||||
Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) | 1ч | Комбинированный | ||||
Любопытные опыты. | 1ч | Комбинированный | ||||
Опыт «Вареное и сырое яйцо» | 1ч | Комбинированный | ||||
Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | 1ч | Комбинированный | ||||
Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | 1ч | Комбинированный | ||||
Опыт «Почему стакан не выливается» | 1ч | Комбинированный | ||||
Опыты «На что способен наш мозг» | 1ч | Комбинированный | ||||
Опыт «Бездонный бокал» | 1ч | Комбинированный | ||||
Волшебный микроскоп | 1ч | Комбинированный | ||||
Нескучная школа» Учимся работать в группе. | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Нескучная школа» Учимся работать в группе. | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Учимся работать в группе. | 1ч | Рефлексия | ||||
Учимся работать в группе. | 1ч | Рефлексия | ||||
Итого: (30 часов теории, 6 часов практики) |
|
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Виды контроля | |
план | факт | |||||
Раздел 3. | ||||||
«Исследовательская практика» 58 ч | ||||||
| «Осенний букет цветов»
| 1ч | Получения новых знаний | |||
Групповой проект | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Осень в Излучинске | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Экскурсия | 1ч | Закрепление | ||||
«Золотая волшебница Осень» | 1 ч | Комбинированный | ||||
Побор и сочинение стихов, загадок об осени | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Побор и сочинение стихов, загадок об осени | 1ч | Применение новых знаний | ||||
«Мой дом. Мой двор» | Получения новых знаний | |||||
Инд. проекты, составление плана местности, макетов | 1ч | Применение знаний | ||||
Инд. проекты, составление плана местности, макетов | 1ч | Комбинированный | ||||
Инд. проекты, составление плана местности, макетов | 1ч | Применение знаний | ||||
« Книжка – малышка» | 1ч | Комбинированный | ||||
Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом | 1ч | Применение знаний | ||||
Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом | 1ч | Комбинированный | ||||
Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом | 1ч | Комбинированный | ||||
| "Звериная" зарядка | 1ч. | Получения новых знаний | |||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Сказка «Репка» | 1ч | Комбинированный | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Сказка «Теремок» | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Сказка «Курочка-Ряба» | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
« Волшебные правила здоровья» | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Разработка плакатов, разучивание физ.минуток | 1ч | Комбинированный | ||||
Разработка плакатов, разучивание физ.минуток | 1ч | Применение знаний | ||||
Разработка плакатов, разучивание физ.минуток | 1ч | Комбинированный | ||||
Разработка плакатов, разучивание физ.минуток | 1ч | Рефлексия | ||||
Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов. | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Рисование симметричной варежки | 1ч | Комбинированный | ||||
«Снежинка» | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Фабрика игрушек | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Проект «Режим дня первоклассника» | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Проект «Режим дня первоклассника» | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Проект «Советы будущим первоклассникам» | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
Покормите птиц | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Применение знаний | ||||
Групповой проект | 1ч | Комбинированный | ||||
«Сколько весит школьный рюкзак» | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Взвешивание учебников и тетрадей | 1ч | Комбинированный | ||||
Взвешивание учебников и тетрадей | 1ч | Комбинированный | ||||
Расчет веса школьного портфеля | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Рост и вес обучающего | 1ч | Комбинированный | ||||
Правильный рюкзак | 1ч | Комбинированный | ||||
Оценка собственного рюкзака | 1ч | Применение знаний | ||||
Итого: (20 часов теории, 38 часов практики) | 58ч |
Раздел № 3. Список литературы
Основная дополнительная литература:
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2016 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2016 г.
- Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2017 г.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2016г.
5. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
6. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
7. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность (мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/
Литература для педагога:
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2017 г.
Литература для обучающихся:
1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет - ресурсы.
3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2017г.
Наглядный материал:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения и обучающие программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...
Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида
Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»
Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"
Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 2 класс
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 3 класс
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 4 класс
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюд...