ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 3 класс
рабочая программа
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюджетного учреждения дополнительного образования центра.«Районный центр ТВОРЧЕСТВА детей И МОЛОДЕЖИ «Спектр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_issledovatel_3_klass.docx | 193.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный исследователь»
Направленность: социально-гуманитарного отдела
Возраст: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год (108 часов)
Автор-разработчик: Муленкова Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр» (МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1») |
Излучинск 2021
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Направленность программы - социально-гуманитарного отдела.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» составлена с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
5. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».
В Концепции развития дополнительного образования детей одной из задач определено формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.
- Рабочая программа
Календарно – тематическое планирование
3 класс 108 часов
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Виды контроля | |
план | факт | |||||
«Развитие познавательной сферы» 27 ч | ||||||
| Тайны памяти (теория) | 1ч | Получения новых знаний | Тренинг | ||
Тайны памяти (теория) | 1ч | Закрепление | ||||
Тайны памяти (теория) | 1ч | Комбинированный | ||||
Тайны памяти (практика) | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Тайны памяти (практика) | 1ч | Применение знаний | ||||
| Как улучшить свою память? (теория) | 1ч | Получения новых знаний | |||
Как улучшить свою память? (теория) | 1ч | Комбинированный | ||||
Как улучшить свою память? (практика) | 1ч | Применение новых знаний | Зачет | |||
Конкурс математических развлечений (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Конкурс математических развлечений (теория) | 1 ч | Комбинированный | Математический тест | |||
Придумать ребусы (практика) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Придумать ребусы (практика) | 1 ч | Применение знаний | Публичное выступление | |||
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности (теория) | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности (теория) | 1ч | Комбинированный | ||||
Что значит для меня ощущение успешности? (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Что значит для меня ощущение успешности? (теория) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Что значит для меня ощущение успешности? (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Психологический тренинг | 1 ч | Рефлексия | ||||
Что значит умение договариваться? (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Что значит умение договариваться? (теория) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Что значит умение договариваться? (практика) | 1 ч | Закрепление | Викторина | |||
Что значит умение договариваться? (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Что значит умение договариваться? (практика) | 1 ч | Комбинированный | Проверочная работа | |||
Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) (практика) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) (практика) | 1 ч | Комбинированный | Тест | |||
Итого: (17 часов теории, 10 часов практики) | 27ч |
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Виды контроля | |
план | факт | |||||
«Формирование исследовательских умений» 35 ч | ||||||
| Определение цели и задач исследования (теория) | 1ч | Получения новых знаний | |||
Определение цели и задач исследования (теория) | 1ч | Закрепление | ||||
Определение цели и задач исследования (практика) | 1ч | Комбинированный | ||||
Определение цели и задач исследования (практика) | 1ч | Применение знаний | ||||
Формулирование гипотезы (теория) | 1ч | Получения новых знаний | ||||
| Формулирование гипотезы (теория) | 1ч | Комбинированный | |||
Выполнение работы по алгоритму.(практика) | 1ч | Комплексное применение знаний | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Контрольный | Зачет | |||
Определение методов исследования (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Определение методов исследования (практика) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Планирование исследования (теория0 | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Планирование исследования (теория) | 1 ч | Применение знаний | ||||
Составление своих планов (практика) | 1 ч | Комплексное применение знаний | защита плана проекта | |||
Составление своих планов (практика) | 1ч | Комплексное применение знаний | защита плана проекта | |||
Составление своих планов (практика) | 1ч | Комбинированный | защита плана проекта | |||
Распределение ролей при работе в команде (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Распределение ролей при работе в команде (практика) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Виды литературных источников информации (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Экскурсия в библиотеку | 1 ч | Комбинированный | ||||
Экскурсия в библиотеку | 1 ч | Рефлексия | ||||
Виды фиксирования и обобщения информации | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Виды фиксирования и обобщения информации (практика) | 1 ч | Закрепление | ||||
Виды фиксирования и обобщения информации (прктика) | 1 ч | Комбинированный | Тест | |||
Эксперимент и исследование (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | Проверочная работа | |||
Эксперимент и исследование (практика) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Анализ данных (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Ведение дневника (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Подготовка дневника к работе (практика) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Подготовка дневника к работе (практика) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Подготовка дневника к работе (практика) | 1 ч | Контрольный | Сдача дневника | |||
Требования к оформлению работы (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Требования к оформлению работы (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Оформление работы и подготовка приложений (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе (практика) | 1 ч | Комбинированный | Устный доклад | |||
Итого: (17 часов теории, 18 часов практики) | 35 ч |
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Виды контроля | |
план | факт | |||||
«Исследовательская практика» 31 ч | ||||||
| Практика презентации исследовательской работы (теория) | 1ч | Получения новых знаний | |||
Практика презентации исследовательской работы (теория) | 1ч | Закрепление | ||||
Практика презентации исследовательской работы (практика) | 1ч | Комбинированный | Фестиваль презентаций. | |||
Успех презентации – залог признания и путь к номинации! (теория) | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Основные подходы к составлению защитной речи (теория) | 1ч | Применение знаний | ||||
| Составление текста (практика) | 1ч | Комбинированный | |||
Тезисы и рецензия – это тоже важно! | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Тезисы и рецензия – это тоже важно! | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Тезисы и рецензия – это тоже важно! | 1ч | Контрольный | Зачет | |||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1 ч | |||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория) | 1ч | Комбинированный | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика) | 1ч | Презентация проекта и исследования | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика) | 1 ч | Презентация проекта и исследования | ||||
Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика) | 1 ч | Презентация проекта и исследования | ||||
Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория) | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория) | 1 ч | Комбинированный | ||||
Письменная экспертиза исследовательской работы по алгоритму (практика) | 1 ч | Рефлексия | ||||
Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы” (теория) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Написание памяток (практика) | 1 ч | Закрепление | Публичное предъявление и защита. | |||
Написание памяток (практика) | 1 ч | Комбинированный | Публичное предъявление и защита. | |||
Написание памяток (практика) | 1 ч | Комбинированный | Публичное предъявление и защита. | |||
Учимся рефлексировать! | 1 ч | Получения новых знаний | ||||
Учимся рефлексировать! | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Тренинг | 1 ч | Комбинированный | ||||
Тренинг | 1 ч | Комплексное применение | ||||
Итого: (20 часов теории, 11 часов практики) | 31 ч |
№ занятия | Дата | Тема занятия. | Кол-во часов | Тип занятия | Виды контроля | |
план | факт | |||||
«Защита проектов исследовательской работы» 15 ч | ||||||
| «Моя родословная» (инд. проекты) | 1ч | Получения новых знаний | |||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | Защита проекта | |||
«Куклы» (инд. и групповые проекты) | 1ч | Получения новых знаний | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | Защита проекта | |||
| «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) | 1ч | Получения новых знаний | |||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | Защита проекта | |||
« Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект) | 1ч | Применение новых знаний | Зачет | |||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | Защита проекта | |||
«Парк игрушек» (инд. или групп. проект) | 1 ч | Применение новых знаний | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | Защита проекта | |||
«Вредные звуки» ( инд. проект) | 1ч | Применение новых знаний | ||||
Выполнение работы по алгоритму (практика) | 1ч | Комбинированный | Защита проекта | |||
Итого: 15 часов практики | 15ч | |||||
Всего за год: | 54 часов теории, 54 часов практики | 108 ч |
Раздел № 3. Список литературы
Основная дополнительная литература:
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2014 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2015 г.
- Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2014 г.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013г.
5. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
6. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
7. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность (мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/
Литература для педагога:
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2015 г.
Литература для обучающихся:
1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет - ресурсы.
3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2015г.
Наглядный материал:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения и обучающие программы.
Федеральные проекты, входящие в национальный проект: https://edu.gov.ru/national-project/
Современная школа
Успех каждого ребенка
Молодые профессионалы
Цифровая образовательная среда
Социальная активность
Социальные лифты для каждого
Патриотическое воспитание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...
Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида
Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»
Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"
Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 1 класс
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 2 класс
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 4 класс
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие Муниципального Бюд...