ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 4 класс
рабочая программа

Муленкова Ирина Анатольевна

 Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюджетного учреждения дополнительного образования центра.«Районный центр ТВОРЧЕСТВА детей И МОЛОДЕЖИ «Спектр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_issledovatel_4_klass.docx77.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»

«Утверждаю»

Директор МАУДО «Спектр»

___________Н.П. Сорокина

Приказ №___ от__________2022

Протокол заседания педагогического совета №__

от «__» ______________ 2022

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год (9 месяцев)

Уровень: ознакомительный

Автор-разработчик: Муленкова И.А.

педагог дополнительного образования

(МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»)

Излучинск 2022

I. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы – социально-гуманитарная

Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее –Программа) являются следующие документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 № 533);
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  7. Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2014 № 570 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях района» (с изменениями от 25.10.2021 № 570)
  8. Устав МАУ ДО «Спектр»

Программа составлена с учетом:

  1. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  2. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  3. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования», 2015.

Актуальность программы - В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Отличительные особенности программы - Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие с объединениями Центра.

Адресат программы - обучающиеся в возрасте 9-10 лет. 

Объём и сроки освоения программы - Программа рассчитана на четвертый год обучения - 108

1 часть-17 учебных недель (сентябрь-декабрь);

2 часть-19 учебных недель (январь-май).

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса – реализация программы предполагает обоснованное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, подготовка учащихся к участию в олимпиаде, конкурсах.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – количество учебных часов - 3 часа в неделю, по одному часу. Продолжительность учебного часа – 45 минут.  

Квалификация педагога соответствует профилю программы -высшая

  1. Цель и задачи

Цель:создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.

Задачи:        

Личностные:

  • формировать позитивную самооценку и взаимоуважение, самоопределение;
  • воспитыватьцелеустремлѐнность и настойчивость;

Метапредметные:

  • формировать коммуникативнуюкомпетентность в сотрудничестве;
  •  развивать умение самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
  •  создать ситуацию комфортного межличностного взаимодействия.

Образовательные  (предметные):

  • формировать у учащихся способность к организации исследовательской деятельности;
  • стимулировать интерес у младших школьников к знаниям в разных областях современной науки;
  • поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
  • развивать умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
  • формировать навык организации рабочего пространства и рационального использования времени.

  1. Содержание программы

Учебный план:

Тема 1

«Развитие познавательной сферы» 27 ч

«Развитие познавательной сферы» (16 часов теории, 11 часов практики) Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Преодоление трудностей в реализации проекта

2 ч

          Тренинг      

3 ч.

Что такое импровизация?

2 ч

Зачет

Дисциплина и свобода выбора.

Что такое учебное сотрудничество

2 ч

Придумать ребусы

2 ч

Математический тест

и публичное выступление

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

Учимся давать описание объекту наблюдения

3 ч

Психологический тренинг

2 ч

«Учись учиться!»

3 ч

2 ч

Викторина и Проверочная работа

Математика вокруг нас.

1 ч

2 ч

Тест

ИТОГО:

16

11

Тема 2

«Формирование исследовательских умений» 21 ч

«Формирование исследовательских умений»  (10 часов теории, 11 часов практики)

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Учимся самостоятельно составлять план действий  

2 ч.

Учимся выдвигать гипотезы исследования

Выполнение работы по алгоритму.

Зачет

Правила оформления реферата

1 ч

Учимся создавать вёб-сайт

2 ч

Составление своих планов

Защита планов проекта

Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе

1 ч

«Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование))

Экскурсия в библиотеку

тест

        

10ч

11ч

 

МОДУЛЬ 3.

«Исследовательская практика» 31 ч

       «Исследовательская практика» (20 часов теории, 11 часов практики)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Практика презентации исследовательской работы (теория)

1 ч

фестиваль презентаций.

Успех презентации – залог признания и путь к номинации! (теория)

1 ч

Основные подходы к составлению защитной речи (теория)

Составление текста

1 ч

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (теория)

1 ч

Зачет

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

9 ч

Презентация проекта и исследования.

Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория)

2 ч

Письменная экспертиза исследовательской работы по алгоритму (практика)

Разработка памятки “Практические советы по проведениюисследования и написанию реферата исследовательской работы” (теория)

1 ч

Написание памяток

Публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (теория)

Тренинг

20

11

МОДУЛЬ 4.

«Защита проектов исследовательской работы» 29 ч

«Защита проектов исследовательской работы» (29 часов практики)

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

«Как жили наши предки» (групповой проект)

3 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

«Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)

3 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

«Вредные» звуки» (инд. проект)

3 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

8 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

Режим дня школьника (групповой проект)

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта        

« Мой учебник»

( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)  

3 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

Экономия электроэнергии

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

Экономия электроэнергии в школе

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

Экономия электроэнергии дома

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»

2 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Защита проекта

29ч

 

  1. Планируемые результаты

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Критерии выполнения

Создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.

Критерии выполнения

Рост личных достижений

 участников

образовательного процесса.

Участие в реализации проектов:

-количественный охват обучающихся;

 - степень участия;

 -удовлетворенность участников.

Обучающиеся должны:

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  •  владеть планированием и постановкой эксперимента

По окончании программы обучающиеся смогут:

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график. (из приказа МАУ ДО «Спектр»)

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября (основные работники)

7 сентября (совместители)

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

36 учебных недель (35 — совместители)

Этапы образовательного процесса

1полугодие-17 учебных недель (основные работники),16 учебных недель - (совместители)

01.09.2022 (07.09) - 28.12.2022

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2021 - 22.01.2022

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

29.12.2022 - 08.01.2023

Зимние каникулы

2 полугодие — 19 учебных недель

09.012023 - 31.05.2023

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

27.03 2023 - 31.03.2023

Весенние каникулы

04.05.2023- 25.05.2023

Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, концерты

Работа в летний период

01.06.2023 - 31.08.2023 

Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, мастер-классы, работа профильных отрядов

Нерабочие праздничные дни:

1 января — 8 января – Новогодние каникулы, 7 января —Рождество Христово, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 4 ноября - День народного единства

2.2.  Условия реализации программы

     Занятия проводятся  в учебном кабинете №318 МБОУ «Излучинской ОСШУИОП №1»,  библиотеках, различных объектах поселка (улицы, достопримечательности и пр.).  Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, и т.д.

     Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

2.3 Формы аттестации.

Текущий контроль

проводится в конце изучения каждой темы - 

тесты,

викторины,

творческие задания,

контрольные и проверочные работы.

Промежуточная аттестация

по итогам 1-го полугодия

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся;

таблица достижений;

таблица участия в мероприятиях

Итоговая аттестация

оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе)

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся;

таблица достижений по результатам участия в конкурсах, конференциях;

таблица участия в выставках, мероприятиях, конференциях  (защита проекта).

2.4 Оценочные материалы. (приложение 3). Описать как оцениваете обучающихся.

Формы аттестации:

Диагностика, зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие.

шкала оценки/уровень диагностики уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся

 

Высокий уровень (В) - (показатели по освоению содержания образовательной программы, подлежащей аттестации, проявляются полностью);

Выше среднего (В/с) – (проявляется большая часть показателей),

Средний  (С) -  (проявляется половина из перечисленных показателей);

Ниже среднего (Н/с)  – (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется).

 

2.5 Методические материалы

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

       Учебно- методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

     Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

     Методические пособия для учителя

К

П

П

Д

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

     Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

    Плакаты по основным темам – магнитные или иные     Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

    Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

Д

Д

 Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы.

Ф

Технические средства обучения

    Экспозиционный экран.

 Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

    Размер не менее 150×50 см

Экранно - звуковые пособия

    Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

    Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

 Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно - практическое и учебно- лабораторное оборудование

    Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

    Термометр медицинский.

    Лупа.

    Компас.

    Часы с синхронизированными стрелками.

    Микроскоп (по возможности цифровой).

    Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д. ), изучение свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Натуральные объекты

    Коллекции полезных ископаемы

    Коллекции плодов и семян растений

    Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

  С учетом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

    Настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, игры-путешествия и пр.)

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам:  дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

    Набор карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

Оборудование класса

    Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев

    Стол учительский с тумбой

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    Подставка для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д

Д

Д

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Д-демонстрационный экземпляр

К-полный комплект

Ф-комплект для фронтальной работы

П-комплект для работы в группах

Алгоритм учебного занятия:

Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом,
представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива.

               Этапы:

Задачи этапа:

Содержание этапа:

1этап - организационный

подготовка детей к работе на занятии, организация начала занятия

создание психологическогонастроя на учебную деятельность и активизация внимания

IIэтaп– проверочный

установление правильности и осознанности выполнения домашнегозадания (если было), выявление пробелов и их коррекция

проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия

IIIэтап -   подготовительный(подготовка   к   восприятию   нового

содержания)

мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям)

IV этап  -  основной  

1   Усвоение новых знаний и способов действии

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей

2. Первичная   проверка   понимания    

установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.  

Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием

3.Закрепление    знаний    и    способов    действуй    

Применяют    тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно

4. Обобщение и систематизация знаний

формирование целостного представления знаний по теме.

Распространенными способами работы являются беседа и практические задания

V этап – контрольный  

выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

VIэтап - итоговый

 анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива последующей работы

педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями инавыками овладели

VIIэтап - рефлексивный

мобилизация детей на самооценку.

Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы

VIIIэтап- информационный.

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий

Информация о домашнем задании (если

необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий

  Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические материалы:

Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования:

Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.

Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Третий этап – экспериментальный.

Четвѐртый этап - контрольный.

Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.

Этапы работы над проектом или исследованием.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям,

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

2.6. Календарный учебный график

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

Тема 1.

«Развитиепознавательной сферы» 27 ч

  1. 1

Преодоление трудностей в реализации проекта

Получения  новых знаний

Преодоление трудностей в реализации проекта

Закрепление

Преодоление трудностей в реализации проекта (практика)

Комбинированный

Тренинг

Преодоление трудностей в реализации проекта (практика)

Комбинированный

Преодоление трудностей в реализации проекта (практика)

Комбинированный

  1. ….

Что такое импровизация?

Получения  новых знаний

Что такое импровизация?

Комбинированный

Дисциплина и свобода выбора.

Что такое учебное сотрудничество

Получения  новых знаний

Дисциплина и свобода выбора.

Что такое учебное сотрудничество

1 ч

Применение новых знаний

Зачет

Придумать ребусы

1 ч

Комбинированный

Придумать ребусы

1 ч

Комбинированный

Математический тест

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

1 ч

Получения  новых знаний

Публичное выступление

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

1 ч

Применение знаний

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

Применение новых знаний

Учимся давать описание объекту наблюдения

Получения  новых знаний

Учимся давать описание объекту наблюдения

1 ч

Применение новых знаний

Учимся давать описание объекту наблюдения

1 ч

Комбинированный

Психологический тренинг

1 ч

Рефлексия

Психологический тренинг

1 ч

Рефлексия

«Учись учиться!»

1 ч

Получения  новых знаний

«Учись учиться!»

1 ч

Применение новых знаний

«Учись учиться!»

1 ч

Закрепление

Викторина

«Учись учиться!»(практика)

1 ч

Комбинированный

«Учись учиться!» (практика)

1 ч

Комбинированный

Проверочная работа

Математика вокруг нас.

1 ч

Получения  новых знаний

Математика вокруг нас.) (практика)

1 ч

Применение новых знаний

Математика вокруг нас.(практика)

1 ч

Комбинированный

Тест

Итого: (16 часов теории, 11 часов практики)

27ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

Тема 2.

«Формирование исследовательских умений» 21 ч

  1. 1

Учимся самостоятельно составлять план действий  

Получения  новых знаний

Учимся самостоятельно составлять план действий  

Закрепление

Учимся самостоятельно составлять план действий  (практика)

Комбинированный

Учимся самостоятельно составлять план действий  (практика)

Комбинированный

Учимся выдвигать гипотезы исследования  

Получения  новых знаний

  1. ….

Учимся выдвигать гипотезы исследования

Комбинированный

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комплексное применение знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Контрольный

Зачет

Правила оформления реферата

1 ч

Получения  новых знаний

Правила оформления реферата (практика)

1 ч

Комбинированный

Учимся создавать вёб-сайт

1 ч

Применение новых знаний

Учимся создавать вёб-сайт

1 ч

Применение знаний

Составление своих планов (практика)

1 ч

Комплексное применение знаний

защита плана проекта

Составление своих планов (практика)

Комплексное применение знаний

защита плана проекта

Составление своих планов (практика)

Комбинированный

защита плана проекта

Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе

1 ч

Получения  новых знаний

Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе (практика)

1 ч

Применение новых знаний

«Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование))

1 ч

Получения  новых знаний

Тест

«Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование)

Применение новых знаний

Проверочная работа

Экскурсия в библиотеку

1 ч

Рефлексия

Экскурсия в библиотеку

1 ч

Рефлексия

Итого: (10 часов теории, 11 часов практики)

        

21ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

Раздел 3.

«Исследовательская практика» 31 ч

  1. 1

Практика презентации исследовательской работы (теория)

Получения  новых знаний

Практика презентации исследовательской работы (теория)

Закрепление

Практика презентации исследовательской работы (практика)

Комбинированный

Фестиваль презентаций.

Успех презентации – залог признания и путь к номинации! (теория)

Применение новых знаний

Успех презентации – залог признания и путь к номинации! (практика)

Основные подходы к составлению защитной речи (теория)

Применение знаний

  1. ….

Составление текста (практика)

Комбинированный

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (теория)

Получения  новых знаний

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (практика)

Контрольный

Зачет

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

Комбинированный

Презентация проекта и исследования

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика)

1 ч

Презентация проекта и исследования

Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория)

1 ч

Комбинированный

Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория)

1 ч

Комбинированный

Письменная экспертиза исследовательской работы по алгоритму (практика)

1 ч

Рефлексия

Разработка памятки “Практические советы по проведениюисследования и написанию реферата исследовательской работы” (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Написание памяток (практика)

1 ч

Закрепление

Публичное предъявление и защита.

Написание памяток (практика)

1 ч

Комбинированный

Публичное предъявление и защита.

Написание памяток (практика)

1 ч

Комбинированный

Публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Тренинг

1 ч

Комбинированный

Тренинг

1 ч

Комплексное применение

Итого: (20 часов теории, 11 часов практики)

31 ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

Раздел 4.

«Защита проектов исследовательской работы» 29 ч

  1. 1

«Как жили наши предки» (групповой проект)

1 ч

Получения  новых знаний

«Как жили наши предки» (групповой проект)

1 ч

Применение новых знаний

«Как жили наши предки» (групповой проект)

1 ч

Применение новых знаний

«Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)

1 ч

Получения  новых знаний

«Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)

1 ч

Применение новых знаний

«Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)

1 ч

Применение новых знаний

«Вредные» звуки» (инд. проект)

1 ч

Получения  новых знаний

«Вредные» звуки» (инд. проект)

1 ч

Применение новых знаний

«Вредные» звуки» (инд. проект)

1 ч

Применение новых знаний

Индивидуальные выступления

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Применение новых знаний

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Комбинированный

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Комбинированный

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Комбинированный

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Комбинированный

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Комбинированный

« Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

1 ч

Комбинированный

Режим дня школьника (групповой проект)

Получения  новых знаний

Режим дня школьника (групповой проект)

Применение новых знаний

Режим дня школьника (групповой проект)

Применение новых знаний

Режим дня школьника (групповой проект)

Применение новых знаний

« Мой учебник»

( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)  

1 ч

Получения  новых знаний

  1. ….

« Мой учебник»

( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)  

Комбинированный

« Мой учебник»

( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)  

Комбинированный

Сдача страницы

Экономия электроэнергии

Получения  новых знаний

Экономия электроэнергии в школе

Применение новых знаний

Экономия электроэнергии дома

Применение новых знаний

Составление памятки

Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»

1 ч

Получения  новых знаний

«Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы»

1 ч

Комбинированный

«Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы»

1 ч

Комбинированный

29ч

Раздел № 3. Список литературы

Основная дополнительная литература:

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2014 г.
  2. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2014 г.

    4.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь

ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2013г.

5. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru

6. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

    младших школьников. pedsovet.org8.

7. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность (мастер – класс)

http://festival.1september.ru/articles/517978/

Литература для педагога:

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2015 г.

Литература для  обучающихся:

    1.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2.Интернет  - ресурсы.

3.А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2015г.

Наглядный материал:

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения и  обучающие программы.


Приложение 1

Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

1.1

Компетенции самопроявления

  1. Проявляет способность к саморазвитию.
  2. Управляет своим эмоциональным состоянием.
  3. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.
  4. Стремится к конечному результату.
  5. Проявляет силу воли.
  6. Проявляет уверенность в своих силах.
  7. Самодостаточен.
  8. Способен сконцентрироваться на выполнении задания
  9. Способен к самоконтролю и рефлексии.
  10. Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.


Приложение 2

Методика оценки метапредметных компетенций

        

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.

9.Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации,
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели,
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия Проектная работа

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.4

Технологические

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
  2. Способен организовать рабочее место,
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности,
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание,

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности,
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов,
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества,
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства,
  4. Проявляет творчество в своей деятельности,
  5. стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным,

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

Приложение 3

Предметные компетенции

3.1. Владеет специальными компетенциями по специфике выбранного направления объединения. Таблица по содержанию тема и разделов программы.

Остальные параметры задаются по выбору педагога, могут быть внесены в таблицу по специальным компетенциям.

3.2. Владеет знаниями:

  • о месте и роли соответствующей области знаний в общественной жизни;
  • об основных требованиях к характеру умственной, физической и психологической нагрузки специалиста;
  • о характере условий труда и быта, перспектив распределения и профессионального роста, оплаты труда, особенности деятельности соответствующих профессий.

3.3. Осознаёт роль труда в обществе и уважает человека труда;

3.4. Ответственно относится к труду, проявляет трудолюбие;

3.5.  Готов к сознательному выбору профессии;

3.6. Уважительно относится к любому общественно значимому труду и к его результатам;

3.7. Способен объективно оценивать последствия нарушения трудовой и учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"

Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 1 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 2 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 3 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...