Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида
учебно-методическое пособие на тему

Терентьева Ольга Владимировна

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов. Развивает у детей воображение, фантазию, внимание, память, мышление, мелкую моторику, эстетический вкус. Таким образом, программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_1_1.docx61.61 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования Курганской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Каргапольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено на                                                                                                    Утверждено

МО воспитателей                                                                                                МС школы

Протокол №____                                                                                                Протокол № ____

От ____________                                                                                               От _____________

_______________                                                                                               ________________

      Шахматова Г.П.                                                                                                                                                                   Лазарев А.В.

Программа дополнительного образования

по социально-педагогическому направлению

«Вдохновение»

Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Составители:

Терентьева О.В.

воспитатель

Сеногноева.Н.Н.

воспитатель

Каргаполье 2014

Паспорт программы кружка

Наименование программы

«Вдохновение»

Составители

программы

Терентьева Ольга Владимировна – воспитатель

Сеногноева Наталья Николаевна - воспитатель

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»

Направленность программы

Социально-педагогическая

Тип программы

Индивидуальная воспитательная программа

Цель программы

Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, через сплочённость детского коллектива, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи курса

- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Срок реализации программы

Два года

Пояснительная записка.

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Именно на занятиях в кружке, возможно, учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Школа после уроков – это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе жизни есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет в дальнейшем способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятие кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности, гордости за свой труд, уважение к труду других.

Школьники коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе кружка «Вдохновение» позволяют эти недостатки, в какой то мере исправлять. Работа по изготовлению изделий из бумаги (аппликация, конструирование из бумаги), природного материала, ниток, бросового материала развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движений пальцев рук, развивается творческий потенциал ребенка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание  и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений рук – важный момент в работе педагога, так как развитие моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Техника изготовления поделок из разных материалов требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приемов работы с различными материалами.

Новизна: на занятиях кружка «Вдохновение» дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении поделок используется различный материал CD-диски, проволока, нитки, пластиковая посуда и бутылки и многое другое, что когда то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей – это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения достойные восхищения.

Таким образом, программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа способствует:

  • Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
  • Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению его в жизни;
  • Формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
  • Освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;
  • Обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
  • Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

Цель программы кружка «Вдохновение»: развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, через сплоченность детского коллектива, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;
  • Учить практическому использованию поделок для украшения помещений.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Способствовать развитию творческой активности;
  • Развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
  • Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
  • Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятиях займет позицию «Я хочу сделать это сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении поделки, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятиях.

На занятиях должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обоснованно тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамической, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в  подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, на задержка обучающихся на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических кар увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих занятий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере бучения, заложенном в содержании. Методологическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед учащимися. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Условия реализации программы.

Программа кружка «Вдохновение» разработана для занятий с учащимися 11-14 лет. Занятия проводятся во второй половине дня в соответствии с требованиями и рассчитана на два года обучения.  Группа формируется по принципу добровольности.

Режим занятий.

1 год обучения – 1 час в неделю, 34 часа в год.

2 год обучения – 1 час в неделю, 34 часа в год.

В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используется зрительная гимнастика и физкультминутки.

Форма реализации программы:

  • групповая;
  • индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение педагога по теме занятия с показом дидактического материала и приемов работы.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет художественно-эстетческую направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – освоение приемов – по каждому виду отдельно. Это должна быть небольшая по объему работа, выполняемая по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При ее выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого учащегося.

Методы обучения:

Словесные:

  • рассказ;
  • беседа;
  • обсуждение.

Наглядные:

  • показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;
  • демонстрация гербариев;
  • показ готовых работ.

Практические:

  • практические работы.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, нитки и т.д.;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточки, краски, лак на водной основе проволока и т.д.;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;
  • правильно использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов, использование лакокрасочных материалов.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • историю обработки и использования природных материалов в быту;
  • правила безопасности труда;
  • технологическую последовательность заготовки, обработки различных  материалов, последовательность изготовления изделий из этих материалов;
  • правила хранения изделий из различных материалов и ухода за ними;
  • понятия: эскиз, композиция, контраст.

К концу 2 года учащиеся должны уметь:

  • работать с различными инструментами;
  • разрабатывать композиционное и цветовое решение изделия, подбирать и переводить рисунок на бумагу или другой материал, увеличивать или уменьшать рисунок;
  • технологически правильно выполнять операции по обработке различных материалов, выполнять плоские аппликации, игрушки из ниток, оформлять изделия в технике декупаж;
  • оформлять готовое изделие в рамку;
  • организовывать рабочее место и трудовой процесс.

Особенностью кружка «Вдохновение» является, то, что он дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, позволяет организовать досуг обучающихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • работы детей;
  • выставки работ;
  • участие в школьных, районных выставках;
  • итоговая выставка.

Формы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются участие выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер;
  • медиапроектор.

Материальное обеспечение программы

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, шишки сосновые и еловые, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки;
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы;
  • Вата, синтепон, нитки, ватные диски др. материалы;
  • Бросовый материал: коробки картонные, пластиковая посуда, пластиковая бутылка, CD диски, проволока;
  • Деревянные заготовки для декупажа;
  • Клей ПВА и «Момент», краски, лак акриловый;
  • Ножницы, кисточки, карандаши простые и цветные, линейки и пр.

Содержание программы

представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, нитками, тканью, природным материалом, бросовым материалом) и направлена на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных поделок для дома и школы.

Работа с природным материалом привлекает детей своим результатом. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие доставляет  изготовление подарков для друзей и взрослых. Обучившиеся правилам сбора, сушки хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаика на плоских и объемных основах, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров (шишки, коряги), сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.

Работа с бумагой и картоном присутствует во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создавать такие поделки, которые потом будут использованы для оформления класса к празднику, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, педагогам, друзьям.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, пластиковую посуду, различные бутылки, CD диски, ватные диски

Декупаж – это древняя декоративная техника, в которой изделия украшаются путем наклеивания на них орнаментов из различной бумаги, и дальнейшего покрытия их лаком.

Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трехмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

 Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объемный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, нитками, природным материалом, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организовывается с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

В программу включены следующие разделы:

Виды труда

Кружковая деятельность

Каждое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности.

1

Работа с природным материалом «В чудесном лесу»

Составление букетов, художественных композиций.

2

Работа с бумагой и картоном «Бумажная фантазия»

Изготовлений аппликаций и поделок.

3

Работа с бросовым материалом «Остров ненужных вещей»

Ознакомление с бросовым материалом. Изготовление поделок из бросового материала.

4

Работа в технике декупаж «Мир декупажа»

Знакомство с основными материалами и инструментами, которые используются в работе.

Декупаж на деревянной поверхности: подготовка поверхностное и финишное покрытие.

5

Работа с нитками «В царстве ниток»

Ознакомление с различными видами ниток и изготовление из них поделок.

        

Учебно-тематический план на 1 год обучения.

№ п/п

Тематический блок

Содержание работы

Теория

Приктика

Всего часов

1

Вводное занятие

Вступительная беседа.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. 

1

-

1

2

«В чудесном лесу»

Вводное занятие.

Экскурсия на природу.

Сбор природного материала.

Работа с природным материалом.

1

6

7

3

«Бумажная фантазия»

Вводное занятие.

Знакомство с видами и свойствами бумаги.

Поделки из картона, аппликации, объёмные поделки.

1

6

7

4

«Остров ненужных вещей»

Вводное занятие.

Поделки из нетрадиционных материалов (проволока, одноразовая посуда, CD диски, ватные диски)

1

6

7

5

«Мир декупажа»

Вводное занятие.

Знакомство с основными материалами и инструментами, которые используются в работе.

Декупаж на деревянной поверхности: подготовка поверхностное и финишное покрытие.

1

3

4

6

«В царстве ниток»

Вводное занятие.

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические).

Изготовление поделок из разных видов ниток.

1

6

7

7

Итоговое занятие

Выставка работ.

Подведение итогов.

1

-

1

7

27

34

Календарно-тематический план кружка «Вдохновение»

На 1 год обучения  (34 занятия, 1 ч. В неделю)

Сроки проведения

№ занятия

Тема

Краткое содержание

Задачи

Дата проведения

Сентябрь

1

Вводное занятие

Вступительная беседа.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Тематический блок: «В чудесном лесу»

2

Вводное занятие

Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,

методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.

Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Учить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения. Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, глазомер, способность самостоятельного выполнения и создания различных поделок. Развивать тактильную чувствительность рук детей, формировать практические трудовые навыки. Воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, точность, терпение.

3

Сбор природного материала. Подготовка природного материала

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника.

4

Конструирование из шишек «Ёжик»

Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок с использованием природного материала, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток.

Октябрь

5-6

Настенное панно «осень»

Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

7

Осеннее ожерелье

Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

8

Настенное панно «Сова»

Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

Тематический блок : «Бумажная фантазия»

Ноябрь

9

Вводное занятие.

Знакомство  с видами бумаги.

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, , оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, литературы  и способствовать их систематизации.

Знакомить с основами видами бумаги и инструментами, которые используются в работе.

Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.

Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству.

 

10-11

Торт из гофротрубо-чек

Изготовление поделки из гофрированной бумаги

разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

12

«Волшебная шкатулка»

Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Декабрь

13-14

«Новогодняя Ёлочка»

Изготовление поделки из гофрированной бумаги.

Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея,

15

Елочная игрушка «Дед Мороз»

Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки

Тематический блок: «Остров ненужных вещей»

Январь

16

Вводное занятие

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность, как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.

Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

 Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

17

Подсвечник из CD дисков

Изготовление, поделки из компьютерных дисков. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки

Конструирование модели с использованием бросового материала

18

Рыбки из CD дисков

Изготовление, поделки из компьютерных дисков. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки

Конструирование модели с использованием бросового материала

Февраль

19

Конструирование из пластиковых бутылок «Самолет»

Изготовление самолета из пластиковой бутылки.

Работа с ножницами, склеивание частей поделки, окрашивание и декорирование заготовки.

20-21

Композиция «Тюльпаны»  

Изговление цветов из одноразовых лежек.

Работа с бросовым материалом, с ножницами. Соединение деталей с помощью изоленты. Оформление композиции.

22

Аппликация: «Цветы»

Подготовка фона аппликации. Изготовление аппликации из ватных дисков и гофрированной бумаги. Оформление аппликации в рамку.

Тематический блок: «Мир декупажа»

Март

23

Вводное занятие

Исторические сведения о технике «декупаж» Применение техники в современном интерьере. Основы декупажа. Используемые материалы и инструменты.

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества,   сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.

24

Декоратив-ная разделочная доска

Оформление разделочной доски в технике декупаж.

Подготовка поверхностное и финишное покрытие.

25

«Цветочная ваза»

Оформление вазы в технике декупаж.

Подготовка поверхностное и финишное покрытие

26

«Пасхальное яйцо»

Оформление пасхального яйца в технике декупаж.

Подготовка поверхностное и финишное покрытие

Тематический блок: «В царстве ниток»

Апрель

27

Вводное занятие

Ознакомление с техникой изготовления поделок из ниток.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с нитками.
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические).

Познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для выполнения игрушек в данной технике. Научить приемам намотки ниток на шаблоны.

Обучать специфике работы с пряжей, нитями, бумагой, инструментами и приспособлениями.

Развивать интерес к современным направлениям народного творчества.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

28-30

Зверюшки из ниток

Подготовка деталей.

Намотка ниток на детали. Сбор игрушки.

Май

31

«Шкатулка»

Изготовление основы шкатулки из картона.

Подготовка стенок с помощью зубочисток.

Плетение шкатулки.

Декорирование готовой шкатулки бусинами, стразами.

32

«Ажурная чашка»

Подготовка к изготовлению вазы.

Нарезаем нити, замачиваем в клей.

Придание формы.

Оформление готовой чашки.

33

Цветы из проволоки и ниток

Подготовка: изготовление лепестков из проволоки.

На шаблоны наматываем нитки.  Сбор цветов. Изготовление листьев. Оформление композиции.

34

Итоговое занятие

Подведение итогов

Выставка работ

Поощрение самых активных учеников.





Учебно-тематический план на 2 год обучения.

№ п/п

Тематический блок

Содержание работы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

Вступительная беседа.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. 

1

-

1

2

«В чудесном лесу»

Вводное занятие.

Экскурсия на природу.

Сбор природного материала.

Работа с природным материалом.

1

6

7

3

«Бумажная фантазия»

Вводное занятие.

Знакомство с видами и свойствами бумаги.

Поделки из картона, аппликации, объёмные поделки.

1

6

7

4

«Остров ненужных вещей»

Вводное занятие.

Поделки из нетрадиционных материалов (проволока, одноразовая посуда, CD диски, ватные диски)

1

6

7

5

«Мир декупажа»

Вводное занятие.

Знакомство с основными материалами и инструментами, которые используются в работе.

Декупаж на деревянной поверхности: подготовка поверхностное и финишное покрытие.

1

3

4

6

«В царстве ниток»

Вводное занятие.

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические).

Изготовление поделок из разных видов ниток.

1

6

7

7

Итоговое занятие

Выставка работ.

Подведение итогов.

1

-

1

7

27

34

Календарно-тематический план кружка «Вдохновение»

На 2 год обучения  (34 занятия, 1 ч. В неделю)

Сроки проведения

№ занятия

Тема

Краткое содержание

Задачи

Дата проведения

Сентябрь

1

Вводное занятие

Вступительная беседа.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Тематический блок: «В чудесном лесу»

2

Вводное занятие

Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,

методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.

Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Учить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения. Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, глазомер, способность самостоятельного выполнения и создания различных поделок. Развивать тактильную чувствительность рук детей, формировать практические трудовые навыки. Воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, точность, терпение.

3

Сбор природного материала. Подготовка природного материала

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника.

4

Конструирование из шишек репейника «Ёжик», «Медвежонок»

Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок с использованием природного материала, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток.

Октябрь

5-6

Настенное панно «осень»

Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

7

Осеннее ожерелье

Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

8

Настенное панно

Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

Тематический блок : «Бумажная фантазия»

Ноябрь

9

Вводное занятие.

Знакомство  с видами бумаги.

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, , оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, литературы  и способствовать их систематизации.

Знакомить с основами видами бумаги и инструментами, которые используются в работе.

Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.

Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству.

 

10-11

Торт из гофротрубочек

Изготовление поделки из гофрированной бумаги

разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

12

«Волшебная шкатулка»

Складывание бумаги, сгибание бумаги и картона пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Декабрь

13-14

«Новогодняя Ёлочка»

Изготовление поделки из гофрированной бумаги и картона.

Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея,

15

Елочная игрушка

Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки

Тематический блок: «Остров ненужных вещей»

Январь

16

Вводное занятие

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность, как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.

Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

 Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

17

Карандашница  из CD дисков

Изготовление, поделки из компьютерных дисков. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки

Конструирование модели с использованием бросового материала

18

Рыбки из CD дисков

Изготовление, поделки из компьютерных дисков. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки

Конструирование модели с использованием бросового материала

Февраль

19

Конструирование из пластиковых бутылок

Изготовление самолета из пластиковой бутылки.

Работа с ножницами, склеивание частей поделки, окрашивание и декорирование заготовки.

20-21

Композиция «Тюльпаны»  

Изготовление цветов из одноразовых ложек.

Работа с бросовым материалом, с ножницами. Соединение деталей с помощью изоленты. Оформление композиции.

22

Аппликация: «Цветы»

Подготовка фона аппликации. Изготовление аппликации из ватных дисков и гофрированной бумаги. Оформление аппликации в рамку.

Тематический блок: «Мир декупажа»

Март

23

Вводное занятие

Исторические сведения о технике «декупаж» Применение техники в современном интерьере. Основы декупажа. Используемые материалы и инструменты.

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества,   сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.

24

Декоративная разделочная доска

Оформление разделочной доски в технике декупаж.

Подготовка поверхностное и финишное покрытие.

25

«Цветочная ваза»

Оформление вазы в технике декупаж.

Подготовка поверхностное и финишное покрытие

26

«Пасхальное яйцо»

Оформление пасхального яйца в технике декупаж.

Подготовка поверхностное и финишное покрытие

Тематический блок: «В царстве ниток»

Апрель

27

Вводное занятие

Ознакомление с техникой изготовления поделок из ниток.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с нитками.
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические).

Познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для выполнения игрушек в данной технике. Научить приемам намотки ниток на шаблоны.

Обучать специфике работы с пряжей, нитями, бумагой, инструментами и приспособлениями.

Развивать интерес к современным направлениям народного творчества.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

28-30

Зверюшки из ниток

Подготовка деталей.

Намотка ниток на детали. Сбор игрушки.

Май

31

«Шкатулка»

Изготовление основы шкатулки из картона.

Подготовка стенок с помощью зубочисток.

Плетение шкатулки.

Декорирование готовой шкатулки бусинами, стразами.

32

«Ажурная чашка»

Подготовка к изготовлению вазы.

Нарезаем нити, замачиваем в клей.

Придание формы.

Оформление готовой чашки.

33

Цветы из проволоки и ниток

Подготовка: изготовление лепестков из проволоки.

На шаблоны наматываем нитки.  Сбор цветов. Изготовление листьев. Оформление композиции.

34

Итоговое занятие

Подведение итогов

Выставка работ

Поощрение самых активных учеников.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

Рабочая программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" для 2 класса специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" разработана для 2 класса специальной общеобразовательной) школы VIII вида в соответствии с программой, разработанной Л.А. Метиевой и Э...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...