ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»
опыты и эксперименты на тему
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.
Цель программы: стимулирование активности детей в процессе познания ими окружающего мира
Задачи:
- образовательные:
первичное знакомство воспитанников с объектами живой и неживой природы;
обогащение представлений о мире живой и неживой природы;
практическое взаимодействие с окружающей средой
- воспитательные:
прививать бережное отношение к природе;
формирование познавательного интереса к окружающему миру;
формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся
- развивающие:
развитие поисково-познавательной деятельности;
развитие интереса к изучению экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_opyty_i_ekperimenty.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Судогодского района
Владимирской области
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Занимательные
опыты и эксперименты»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 7-10 лет
Самостоятельно разработал: педагог дополнительного образования
Курышева Ирина Евгеньевна
г. Судогда
2011 год
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности младшего школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность ребёнка, протекающая в форме экспериментальных действий.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.
Цель программы: стимулирование активности детей в процессе познания ими окружающего мира
Задачи:
- образовательные:
первичное знакомство воспитанников с объектами живой и неживой природы;
обогащение представлений о мире живой и неживой природы;
практическое взаимодействие с окружающей средой
- воспитательные:
прививать бережное отношение к природе;
формирование познавательного интереса к окружающему миру;
формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся
- развивающие:
развитие поисково-познавательной деятельности;
развитие интереса к изучению экологии
Ожидаемые результаты и
способы определения их результативности
В результате обучения по данной программе должно быть достигнуто достаточно полное знакомство воспитанников с объектами живой и неживой природы, развит интерес к изучению природы. Проверка степени усвоения детьми новых для них понятий и знаний будет осуществляться путём регулярных опросов и бесед после завершения изучения отдельных тем и разделов программы.
Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | ||
1. | Неживая природа |
| 3 3 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 | 9 9 2 4 2 3 3 4 4 4 2 6 | 12 12 4 6 4 4 4 6 6 6 4 8 |
2. | Живая природа |
| 3 2 1 2 | 5 10 3 12 | 8 12 4 18 |
3. | Мир человека | 1.Человеческое тело 2.Измерительные приборы 3.Свойства материалов 4.Преобразование предметов | 2 2 2 1 | 2 6 4 3 | 4 8 6 4 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | ||
| 40 | 104 | 144 |
Содержание программы
Раздел 1. Неживая природа
№ | Содержание занятий |
1 | Состав и свойства воздуха. Сила воздуха. Давление воздуха. |
2 | Свойства воды. Круговорот воды в природе. Очистка воды (фильтрация). Три состояния воды. Давление под водой. |
3 | Огонь – друг человека. Огонь – враг человека. |
4 | Свойства материалов. Их сходные и отличительные особенности песка, глины и камней. |
5 | Действие магнитных сил. Земля – магнит. |
6 | Гроза – проявление электричества в природе. Почему лампочка светит? |
7 | Как увидеть притяжение? Невесомость. |
8 | Передача звука на расстоянии. Простейшее устройство для передачи звука на расстояние. Низкие и высокие звуки. |
9 | Самодельные термометры. Превращения веществ в зависимости от температуры (твёрдые, жидкие, газообразные). Как передаётся тепло. |
10 | Что такое свет? Как образуется тень? Отражение предметов. Преломление света. Разнообразие цветов. |
11 | Какая бывает энергия? Равновесие. Притяжение. |
12 | Солнце – огромная печь. Планеты Солнечной системы. Планета Земля. |
Раздел 2. Живая природа
№ | Содержание занятий |
1 | Как устроены растения? Растения и свет. Ростки и семена. Куда тянутся корни? Как растения дышат? |
2 | Листопад. Лес защитник и лекарь. Когда в Арктике лето? Где самое жаркое лето? |
3 | Микробы – кто они? Полезные для человека микробы. |
4 | Отличия живых и неживых существ на Земле. Многообразие живых существ на Земле. |
Раздел 3. Мир человека
№ | Содержание занятий |
1 | Сердце и лёгкие. Вкус, запах, ощущения. Чувствительность кожи. Любопытное зрение. Координация движений. |
2 | Такие разные часы. Солнечные часы. |
3 | Пластмасса. Металл. Ткань. |
4 | Дом, в котором я живу. Вулкан. Парашют. Комнатный садик. |
Методическое обеспечение программы
(формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий)
Учебно-воспитательный процесс при реализации данной программы следует осуществлять по принципу воспитывающего обучения.
В процессе работы по настоящей программе можно использовать информационно-методические материалы, имеющиеся в ЦВР:
- Литературу по разделам;
- Разработки игр, конкурсов, сценарии;
- Литературу из прилагаемого списка.
Список использованной литературы
- О.В. Дыбина, Н.В. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.,ТЦ Сфера, 2002.
- «Занимательные опыты и эксперименты», Ф. Ола и др., М., Айрис-пресс, 2006.
- «Энциклопедия для детей: Обо всём на свете», 2 части, М., «Махаон», 2002.
- «Растительный мир в картинках». – М.: Русское энциклопедическое товарищество , 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"
Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»
Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...
Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида
Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...