Рабочая программа внеурочной деятельности «Решаем биологические задачи» по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса
методическая разработка по биологии (10 класс)
Курс «Решаем биологические задачи» является предметным по содержанию, предназначен для учеников 10 – 11 класса, желающих повысить свой уровень знаний по биологии. Данный курс является очень актуальным для учеников, так как, на изучение биологии в старших классах отводится 1 час в неделю, а это недостаточно для желающих изучать предмет углублённо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshaem_biol._zadachi_vneur_deyat.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Решаем биологические задачи»
по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса
(70 часов в год, 1 час в неделю)
Разработчик Рабочей программы:
учитель биологии и географии
Лебедева Ю.В. МОУ СОШ №3 УКМО
Г. Усть-Кут 2022 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
2) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
4) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно- научной картины мира;
2) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
3) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
В ходе изучения программы используется внутренняя оценка, которая включает разнообразные методы оценивания:
- Проведение лабораторных работ
- Составление мини-проектов
- Составление презентации
- Выполнение контрольной работы
- Решение творческих заданий
- Подготовка сообщения
Формы контроля: контрольная работы из открытых заданий ЕГЭ, выставка собранного иллюстративно-наглядного материала.
Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс
Организменный уровень живой материи (17 ч.)
Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Анализирующее скрещивание и его цитологическое обоснование.
Изменчивость признаков организма и её типы.
Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Актуальность проблем генетики человека. Наследственные заболевания у человека.
Биотехнология как наука. Клеточная и генная инженерия. Проблемы клонирования: научные и моральные аспекты.
Вирусология – наука о вирусах.
Практические работы:
- Решение генетических задач (моногибридное скрещивание, дигибридное и полигибридное скрещивание, наследование признаков сцепленных с полом, анализ родословных).
Лабораторные работы:
- Выявление изменчивости организма.
- Изучение модификационной изменчивости.
- Изучение особенностей мутантной и нормальной форм дрозофил, их сравнение.
Творческие задачи:
- Изготовить модель - аппликацию или динамическую модель «Хромосомные и генные мутации».
- Создание презентаций «Клонирование организмов: история и современность», «Достижения клеточной и генной инженерии»
- Эссе «СПИД: справится ли человечество с ним»
- Создание буклета «Значение вирусов»
Клеточный уровень организации жизни (17 ч.)
1.Биология клетки – базис современной биологии.
2.Л/р «Сравнение строения клеток прокариот» (молочнокислые бактерии, сенная палочка, настои мяса и рыбы)
3.Л/р «Строение клеток растений» (ткани листьев, стебля, корня)
4.Л/р «Строение клеток животных» (готовые микропрепараты тканей животных, инфузории)
5.Л/р «Строение клеток грибов» (мукор, дрожжи, лишайник)
5. Создание модели - аппликации или динамической модели «Строение клетки».
6.Решение биологических задач по теме «Строение клетки»
7.Л/р «Митоз в клетках корней лука»
8.Л/р «Мейоз в пыльниках цветковых растений»
9.Создание динамических моделей «Митоз и мейоз».
10.Л/р «Изучение осмоса в растительной клетки»
11.Тест «Химия клетки»
12-13. Л/р № «Сравнительная характеристика разных типов тканей».
14-15.Создание буклета «Типы тканей животных и растений»
16-17.Итоговый контроль
Лабораторные работы:
- Л/р «Строение клеток прокариот»
- Л/р «Строение клеток растений»
- Л/р «Строение клеток животных»
- Л/р «Строение клеток грибов»
- Л/р «Митоз в клетках корней лука»
- Л/р «Изучение осмоса в растительной клетки»
- Л /р «Мейоз в пыльниках цветковых растений»
- Л/р № «Сравнительная характеристика разных типов тканей».
Практические работы:
Решение биологических задач и задач по молекулярной биологии.
Творческие задачи:
- Создание модели - аппликации или динамической модели «Строение клетки».
- Создание динамических моделей «Митоз и мейоз»
11 класс
Содержание тем учебного курса
Биосферный уровень организации жизни (13 ч).
В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Основные положения его учения о биосфере. Ноосфера. Гомеостаз биосферы.
Принцип действия экологических факторов. Приспособленность организмов к условиям среды.
Понятия «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Экологические кризисы прошлого. Современный экологический кризис и его признаки. Пути преодоления современного экологического кризиса.
Лабораторные работы:
- «Влияние экологических факторов на организм».
- «Жизненные формы и экологические группы растений (на примере комнатных растений)».
Творческие задания:
- «Биосфера, ноосфера – какие ещё оболочки можно выделить на современном этапе эволюции? Свой ответ обоснуйте».
- В чём сходства и отличия понятий «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа»?
Создание презентаций: «Экологические кризисы прошлого», «Современный экологический кризис и его признаки», «Пути преодоления современного экологического кризиса», «Цивилизация – начало борьбы с природой».
Требования к уровню подготовки учащихся
- Иметь представление о биосфере как глобальной, открытой, саморегулирующейся и эволюционной системе;
- Знать основные положения учения В.И. Вернадского;
- Уметь характеризовать среды жизни и черты приспособленности организмов к условиям в разных средах жизни;
- Уметь проводить опыты с растениями;
- Иметь представления о современном экологическом кризисе и экологических проблемах;
- Понимать необходимость ценностных переориентаций человечества.
Формы контроля: контрольная работы из открытых заданий.
Виды самостоятельной работы учащихся
- Проведение лабораторных работ
- Составление мини-проектов
- Составление презентации
- Выполнение контрольной работы
- Решение творческих заданий
Биогеоценотический уровень организации жизни (8 ч.)
Учение В.Н. Сукачёва о биогеоценозе. Иерархии экосистем.
Виды экологических пирамид. Динамика экосистем. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия.
Биогеоценозы Усть – Кутского района.
Агроценозы
Лабораторные работы:
- Изучение видового разнообразия и цепей питания в искусственной экосистеме или агроценозе.
Творческие задания:
- Сообщение по теме: «Биогеоценозы Усть – Кутского района»
- Сравнительная характеристика агроценозов и биогеоценозов на примере пришкольного участка и хвойного леса.
Экскурсии:
- На пришкольный участок
- В хвойный лес
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Понимать закономерности функционирования экосистем.
- Уметь описывать экосистемы.
- Уметь давать оценку состояния экосистем.
- Понимать сущность правила экологической пирамиды
- Уметь анализировать конкретную ситуацию, используя местный материал.
Формы контроля: выставка собранного иллюстративно-наглядного материала.
Виды самостоятельной работы учащихся
- Выполнение лабораторной работы
- Подготовка сообщения
- Решение творческих заданий
Популяционно-видовой уровень организации жизни (13 ч.)
История развития представлений об эволюции органического мира.
Развитие и кризис дарвинизма в ХХ веке.
Формирование синтетической теории эволюции. Роль экологических и генетических знаний в развитии синтетической теории эволюции.
Основные закономерности биологической эволюции. Принцип необратимости эволюции. Система растений и животных как отражение биологической эволюции.
Развитие представлений о происхождении человека как биологического вида, их мировоззренческое значение.
Лабораторная работа:
- Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.
Творческие задания:
- Сравнить не менее чем по трём признакам эволюционные теории Дарвина, Ламарка, Кювье.
- Проблемная лекция «Синтетическая теория эволюции».
- Конференция «Человек: его прошлое, настоящее, будущее»
- Создание буклета «Гипотезы о возникновении человека»
Виды самостоятельной работы учащихся
- Выполнение лабораторной работы
- Подготовка материалов к конференции
- Решение творческих заданий
Виды обязательных работ
Лабораторные работы:
- «Влияние экологических факторов на организм».
- «Жизненные формы и экологические группы растений (на примере комнатных растений)».
- Изучение видового разнообразия и цепей питания в искусственной экосистеме или агроценозе.
- Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.
Экскурсии:
- На пришкольный участок
- В хвойный лес
Творческие задания:
- «Биосфера, ноосфера – какие ещё оболочки можно выделить на современном этапе эволюции? Свой ответ обоснуйте».
- В чём сходства и отличия понятий «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа»?
- Создание презентаций: «Экологические кризисы прошлого», «Современный экологический кризис и его признаки», «Пути преодоления современного экологического кризиса».
- Сообщение по теме: «Биогеоценозы Усть – Кутского района»
- Сравнительная характеристика агроценозов и биогеоценозов на примере пришкольного участка и хвойного леса.
- Сравнить не менее чем по трём признакам эволюционные теории Дарвина, Ламарка, Кювье.
- Проблемная лекция «Синтетическая теория эволюции».
- Конференция «Человек: его прошлое, настоящее, будущее»
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий:
теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция;
практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Тематический план 10 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Кол-во часов на сам. работы | ||
теоретические | лаб. раб. твор.зад. практ. р. | Контр. Работы | ||||
1 | Организменный уровень живой материи. 1)Генетические закономерности. | 18 | 2 | 9 4 | 1 | 6 2 |
2) Генетика пола. | 2 | 2 | 2 | |||
3) Достижения биотехнологии. | 2 | 1 | ||||
4) Царство Вирусы | 2 | 1 | ||||
5) Зачёт | 1 | |||||
2 | Клеточный уровень организации жизни. 1)Общий план строения клеток. | 17 | 1 1 | 9 4 | 2 | 5 1 |
2)Процессы жизнедеятельности клеток. | 3 | 2 | ||||
3) Ведение в гистологию. | 2 | 2 | ||||
3 | Итоговый контроль | |||||
Итого | 35 | 2 | 18 | 3 | 10 |
Тематический план 11 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Кол-во часов на сам. работы | ||
теоретические | лаб. раб. твор.зад. экскурс. | контр. работы | ||||
1 | Биосферный уровень организации жизни. 1)Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. | 13 | 2 1 | 4 1 | 2 | 5 1 |
2)Влияние экологических факторов на живые организмы. | 1 | 2 | 2 | |||
3)Глобальные изменения в биосфере. | 1 | 2 | 2 | |||
2 | Биогеоценотический уровень организации жизни. 1)Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозах. | 8 | 1 1 | 4 1 | 1 | 2 |
2)Биогеоценозы своего района. | 2 | 1 | ||||
3)Агроценозы Усть – Кутского района. | 1 | 1 | 1 | |||
3 | Популяционно-видовой уровень организации жизни. 1)История эволюционных идей. | 14 | 2 | 6 1 | 2 | 4 1 |
2)Синтетическая теория эволюции. | 2 | 2 | ||||
3)Антропогенез. | 2 | 2 | ||||
4)Основные закономерности эволюции. | 1 | 2 | 1 | |||
Итого | 35 | 5 | 12 | 5 | 12 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы в...
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...
2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовк...
Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)
На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодатель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Решение сложных задач по физике» для обучающихся 9х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Решение сложных задач по физике»для обучающихся 9х классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика для начинающих» для обучающихся 7х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Физика для начинающих»для обучающихся 7х классов...