Рабочая программа внеурочной деятельности «Решаем биологические задачи» по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса
методическая разработка по биологии (10 класс)

Лебедева Юлия Владимировна

Курс  «Решаем биологические задачи» является предметным по содержанию, предназначен для учеников 10 – 11  класса, желающих повысить свой уровень знаний по биологии.  Данный курс является очень актуальным для учеников, так как, на изучение биологии в старших классах отводится 1 час в неделю, а это недостаточно для желающих изучать предмет углублённо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshaem_biol._zadachi_vneur_deyat.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Решаем биологические задачи»

по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса

(70 часов в год, 1 час в неделю)

Разработчик Рабочей программы:

учитель биологии и географии

Лебедева Ю.В. МОУ СОШ №3 УКМО

Г. Усть-Кут 2022 г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с

2) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

4) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных  задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,  мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно- научной картины мира;

2) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

3) формирование представлений о значении биологических  наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

    В ходе изучения программы используется внутренняя оценка, которая включает разнообразные методы оценивания:

  • Проведение лабораторных работ
  • Составление  мини-проектов
  • Составление презентации
  • Выполнение контрольной работы
  • Решение творческих заданий
  • Подготовка сообщения

Формы контроля: контрольная работы из открытых заданий ЕГЭ, выставка собранного иллюстративно-наглядного материала.

Содержание курса внеурочной деятельности

10 класс

Организменный уровень живой материи (17 ч.)

        Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Анализирующее скрещивание и его цитологическое обоснование.

      Изменчивость признаков организма и её типы.

      Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Актуальность проблем генетики человека. Наследственные заболевания у человека.

      Биотехнология как наука. Клеточная и генная инженерия. Проблемы клонирования: научные и моральные аспекты.

     Вирусология – наука о вирусах.

     

 Практические работы:

  • Решение генетических задач (моногибридное скрещивание, дигибридное и полигибридное скрещивание, наследование признаков сцепленных с полом, анализ родословных).

Лабораторные работы:

  • Выявление изменчивости организма.
  • Изучение модификационной изменчивости.
  • Изучение особенностей мутантной и нормальной форм дрозофил, их сравнение.

Творческие задачи:

  • Изготовить модель - аппликацию или динамическую модель «Хромосомные и генные мутации».
  • Создание презентаций «Клонирование организмов: история и современность», «Достижения клеточной и генной инженерии»
  •  Эссе «СПИД: справится ли человечество с ним»
  • Создание буклета «Значение вирусов»

Клеточный уровень организации жизни (17 ч.)

1.Биология клетки – базис современной биологии.

2.Л/р «Сравнение строения клеток прокариот»  (молочнокислые бактерии, сенная палочка, настои мяса и рыбы)

3.Л/р «Строение клеток растений» (ткани листьев, стебля, корня)

4.Л/р «Строение клеток животных» (готовые микропрепараты тканей животных, инфузории)

5.Л/р «Строение клеток грибов» (мукор, дрожжи, лишайник)

5. Создание  модели - аппликации или динамической модели «Строение клетки».

6.Решение биологических задач по теме «Строение клетки»

7.Л/р «Митоз в клетках корней лука»

8.Л/р «Мейоз в пыльниках цветковых растений»

9.Создание динамических моделей «Митоз и мейоз».

10.Л/р «Изучение осмоса в растительной клетки»

11.Тест «Химия клетки»

12-13. Л/р № «Сравнительная характеристика разных типов тканей».

14-15.Создание буклета «Типы тканей животных и растений»

16-17.Итоговый контроль

Лабораторные работы:

  • Л/р «Строение клеток прокариот»
  • Л/р «Строение клеток растений»
  • Л/р «Строение клеток животных»
  • Л/р «Строение клеток грибов»
  • Л/р «Митоз в клетках корней лука»
  • Л/р «Изучение осмоса в растительной клетки»
  • Л /р «Мейоз в пыльниках цветковых растений»
  • Л/р № «Сравнительная характеристика разных типов тканей».

Практические работы:

Решение биологических задач и задач по молекулярной биологии.

Творческие задачи:

  • Создание  модели - аппликации или динамической модели «Строение клетки».
  • Создание динамических моделей «Митоз и мейоз»

11 класс

Содержание тем учебного курса

Биосферный уровень организации жизни (13 ч).

         В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Основные положения его учения о биосфере. Ноосфера. Гомеостаз биосферы.

       Принцип действия экологических факторов. Приспособленность организмов к условиям среды.

        Понятия «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Экологические кризисы  прошлого. Современный экологический кризис и его признаки. Пути преодоления современного экологического кризиса.

Лабораторные работы:

  • «Влияние экологических факторов на организм».
  • «Жизненные формы и экологические группы растений (на примере комнатных растений)».

Творческие задания:

  • «Биосфера, ноосфера – какие ещё оболочки можно выделить на современном этапе эволюции? Свой ответ обоснуйте».
  • В чём сходства и отличия понятий «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа»?

Создание презентаций: «Экологические кризисы  прошлого», «Современный экологический кризис и его признаки», «Пути преодоления современного экологического кризиса», «Цивилизация – начало борьбы с природой».

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Иметь представление о биосфере как глобальной, открытой, саморегулирующейся и эволюционной системе;
  • Знать основные положения учения В.И. Вернадского;
  • Уметь характеризовать среды жизни и черты приспособленности организмов к условиям в разных средах жизни;
  • Уметь проводить опыты с растениями;
  • Иметь представления о современном экологическом кризисе и экологических проблемах;
  • Понимать необходимость ценностных переориентаций человечества.

Формы контроля: контрольная работы из открытых заданий.

Виды самостоятельной работы учащихся

  • Проведение лабораторных работ
  • Составление  мини-проектов
  • Составление презентации
  • Выполнение контрольной работы
  • Решение творческих заданий

Биогеоценотический уровень организации жизни (8 ч.)

     Учение В.Н. Сукачёва о биогеоценозе. Иерархии экосистем.

     Виды экологических пирамид. Динамика экосистем. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия.

     Биогеоценозы Усть – Кутского  района.

     Агроценозы

Лабораторные работы:

  • Изучение видового разнообразия и цепей питания в искусственной экосистеме или агроценозе.

Творческие задания:

  • Сообщение по теме: «Биогеоценозы Усть – Кутского  района»
  • Сравнительная характеристика агроценозов и биогеоценозов на примере пришкольного участка и хвойного леса.

Экскурсии:

  • На пришкольный участок
  • В хвойный лес

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • Понимать закономерности функционирования экосистем.
  • Уметь описывать экосистемы.
  • Уметь давать оценку состояния экосистем.
  • Понимать сущность правила экологической пирамиды
  • Уметь анализировать конкретную ситуацию, используя местный материал.

Формы контроля: выставка собранного иллюстративно-наглядного материала.

Виды самостоятельной работы учащихся

  • Выполнение  лабораторной работы
  • Подготовка сообщения
  • Решение творческих заданий

        Популяционно-видовой уровень организации жизни (13 ч.)

     История развития представлений об эволюции органического мира.

Развитие и кризис дарвинизма в ХХ веке.

     Формирование синтетической теории эволюции.  Роль экологических и генетических знаний в развитии синтетической теории эволюции.

    Основные закономерности биологической эволюции. Принцип необратимости эволюции. Система растений и животных как отражение биологической эволюции.

   Развитие представлений  о происхождении человека как биологического вида, их мировоззренческое значение.

Лабораторная работа:

  • Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.

Творческие задания:

  • Сравнить не менее чем по трём признакам эволюционные теории Дарвина, Ламарка, Кювье.
  • Проблемная лекция «Синтетическая теория эволюции».
  • Конференция «Человек: его прошлое, настоящее, будущее»
  • Создание  буклета «Гипотезы о возникновении человека»

Виды самостоятельной работы учащихся

  • Выполнение  лабораторной работы
  • Подготовка материалов к конференции
  • Решение творческих заданий

Виды обязательных работ

Лабораторные работы:

  • «Влияние экологических факторов на организм».
  • «Жизненные формы и экологические группы растений (на примере комнатных растений)».
  • Изучение видового разнообразия и цепей питания в искусственной экосистеме или агроценозе.
  • Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.

Экскурсии:

  • На пришкольный участок
  • В хвойный лес

Творческие задания:

  • «Биосфера, ноосфера – какие ещё оболочки можно выделить на современном этапе эволюции? Свой ответ обоснуйте».
  • В чём сходства и отличия понятий «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа»?
  • Создание презентаций: «Экологические кризисы  прошлого», «Современный экологический кризис и его признаки», «Пути преодоления современного экологического кризиса».
  • Сообщение по теме: «Биогеоценозы Усть – Кутского  района»
  • Сравнительная характеристика агроценозов и биогеоценозов на примере пришкольного участка и хвойного леса.
  • Сравнить не менее чем по трём признакам эволюционные теории Дарвина, Ламарка, Кювье.
  • Проблемная лекция «Синтетическая теория эволюции».
  • Конференция «Человек: его прошлое, настоящее, будущее»

Основными методами обучения являются:  проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий:

теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция;

практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение  и т.д.    

Тематический план 10 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Кол-во часов на сам. работы

теоретические

лаб. раб.

твор.зад.

практ. р.

Контр. Работы

1

Организменный уровень живой материи.

1)Генетические закономерности.

18

2

9

4

1

6

2

2) Генетика пола. 

2

2

2

3) Достижения биотехнологии.

2

1

4) Царство Вирусы

2

1

5) Зачёт

1

2

Клеточный уровень организации жизни.

1)Общий план строения клеток.

17

1

1

9

4

2

5

1

2)Процессы жизнедеятельности клеток.

3

2

3) Ведение в гистологию.

2

2

3

Итоговый контроль

Итого

35

2

18

3

10

Тематический план 11 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Кол-во часов на сам. работы

теоретические

лаб. раб.

твор.зад.

экскурс.

контр. работы

1

Биосферный уровень организации жизни.

1)Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.

13

2

1

4

1

2

5

1

2)Влияние экологических факторов на живые организмы.

1

2

2

3)Глобальные изменения в биосфере.

1

2

2

2

Биогеоценотический уровень организации жизни.

1)Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозах.

8

1

1

4

1

1

2

2)Биогеоценозы своего района.

2

1

3)Агроценозы  Усть – Кутского района.

1

1

1

3

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

1)История эволюционных идей.

14

2

6

1

2

4

1

2)Синтетическая теория эволюции.

2

2

3)Антропогенез.

2

2

4)Основные закономерности эволюции.

1

2

1

Итого

35

5

12

5

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса

           Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы в...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов

Данная рабочая программа составлена на основе программы:  ″Подготовка молодежи к семейной  жизни″ Н.Ф. Карельцевой,  заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»  для обучающихся  11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовк...

Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодатель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Решение сложных задач по физике» для обучающихся 9х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Решение сложных задач по физике»для обучающихся 9х классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика для начинающих» для обучающихся 7х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Физика для начинающих»для обучающихся 7х классов...