РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Реальная математика», общеинтеллектуальное направление
рабочая программа по алгебре (7 класс)
Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика», и характеристикой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._realnaya_matematika_7d_klass.docx | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» | ||
«Рассмотрено» на заседании МК Руководитель МК /О.А.Матейчук / Ф.И.О. Протокол№ от________________ 2019 г. | «Согласовано» Зам. директора поУВР / Н.А. Ковалева / Ф.И.О. «____» __________2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №5» / Н.А.Викулова/ Ф.И.О. Приказ № от ___________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу «Реальная математика»,
общеинтеллектуальное направление
(наименование курса/ направление)
Уровень образования: основное общее
Класс: 7
Срок реализации: 1 год (2019 – 2020 уч. годы)
Разработчики программы:
Загудаева Татьяна Владимирова
(ФИО)
Учителя математики высшей квалификационной категории
(предмет)
Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский»
Год составления: 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №5» (5-9, ФГОС),
- Учебного плана МБОУ «Гимназия №5»,
- Плана внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №5».
Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика», и характеристикой деятельности учащихся.
Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» для учащихся 7-9 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают ответы на вопросы, поставленные в задаче. В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта. При решении задачочевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.
Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности.
Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» для учащихся 7-9 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Повторяющиеся темы в 7, 8 и 9 классах отличаются сложностью решаемых задач.
Цель курса:
- развить устойчивый интерес учащихся к изучению математики;
- ликвидировать представление о математике как об абстрактной науке;
- показать её применение в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях;
- развить культуру математических вычислений и добиться стабильности в преобразовании алгебраических выражений.
Задачи курса:
- Активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
- Развивать общие интеллектуальные способности,абстрактное мышление учащихся.
- Научить решать практические задачи на оптимизацию и применять функциональную линию при решении практических задач.
- Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление.
- Показать учащимся методы решения задач на проценты, на сплавы, смеси и растворы. Научить решать одну задачу разными способами
- Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции в интересующих областях знаний.
- Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» для учащихся 7-9 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Данная программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Построение курса реальной математики для 7-9 классов основано на идеях и принципах системно-деятельного подхода в обучении, что обеспечивает обучающимся:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
При системно-деятельном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения.
7 класс.
Изучение курса дает возможность учащимся научиться:
Личностные результаты –
- формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развивать универсальные учебные умения самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметные результаты -
- формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерные для математики и являющиеся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- составлятьплан решения проблемы (задачи);
- в диалоге с учителем научится вырабатывать критерий оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:.
- выбирать необходимый для решения задачи источник информации;
- научится добывать новые знания: извлекать информацию;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.
Коммуникативные УУД:
- доводить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, бытьготовым изменить свою точку зрения при наличии соответствующих аргументов;
- договариваться с партнерами: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно, относиться к позиции другого.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности, ученик получит возможность научиться:
- осваивать логические приемы, применяемые при решении задач;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- расширить кругозор, осознавать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
- получит возможность ознакомиться с новыми разделами математики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАССА
Тема 1. Наглядная математика (7 часов).
В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы решения практических задач, представленных таблицами.
Тема 2.Задачи на смекалку.Простейшие логические задачи (8 часов).
Математические головоломки, ребусы. Задачи на логику с недостаточными или избыточными условиями.
Тема 3.Решение задач практического характера (11 часов).
Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта.
Тема4. Математика в различных сферах деятельности (8 часов). Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Математика и архитектура», «Математика и музыка» и др. Итоговое занятие посвящается защите учебных проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Занятие проводится в виде конкурса, где победителей определяют сами учащиеся.
Основной тип занятий – практикум. Формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные.
Форма контроля – защита проектов.
Содержание курса | Характеристика видов деятельности | Планируемые результаты обучения |
Тема 1. Наглядная математика. В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы решения практических задач, представленных таблицами. | Формируют представления учащихся о математике как о методе познания действительности. Учат читать графики, диаграммы реальных процессов. | Ученик научится анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и заключение, данные и искомые числа(величины);читать графики реальных процессов, применять графики и диаграммы в различных сферах деятельности. Получит возможность решать практические задачи, представленные графиками, таблицами. |
Тема 2. Задачи на смекалку.Простейшие логические задачи.Математические головоломки, ребусы. Задачи на логику с недостаточными или избыточными условиями | Изучают виды задач на смекалку и методы их решения. Знакомятся с табличным способом решения задач. Развивают логическое мышления, повышают уровень интеллекта. | Научится применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. |
Тема 3.Решение задач практического характера. Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта. | Формируют умение решать задачи на доли и части (в том числе исторические) и умение применять проценты при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучают приёмам рационального и быстрого счёта. | Получит возможность находить дроби от числа и числа по его дроби. Решать три основные задачи на проценты; решать задачи на выбор оптимального тарифа, на распродажи, скидки. Научится выполнять расчеты за ЖКХ. |
Тема 4. Математика в различных сферах деятельности. Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Математика и архитектура», «Математика и музыка» и др. Итоговое занятие посвящается защите учебных проектов. | Формируют умение работать над проектами; характеризуют важнейшие события в выбранных направлениях. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Занятие проводится в виде конкурса, где победителей определяют сами учащиеся. | Ученик научится проводить поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществлять выбор способа решения проблемы. Формулировать (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Предлагать и обсуждать способ достижения цели, ставить задачи. Осуществлять процесс планирования, анализировать ресурсы. |
Тематическое планирование в 7 классе.
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема | Кол-во час |
1 | Наглядная математика | 7 |
2 | Задачи на смекалку.Простейшие логические задачи. | 8 |
3 | Решение задач практического характера | 11 |
4 | Математика в различных сферах деятельности | 8 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урок | Раздел, тема | Колтво часов | Основные виды учебной деятельности, | Дата | ||||||
план | факт | |||||||||
Раз№1. Наглядная математика. | 7 | |||||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Проведение диагностики с целью выявления уровня подготовленности учащихся. | |||||||
2 | Применение функций в жизни | 3 | Определять функции, находить области определения функции, области значений; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности. | |||||||
3 | Применение диаграмм в различных сферах деятельности | 2 | Могут читать графики реальных процессов, применять графики и диаграммы в различных сферах деятельности. | |||||||
4 | Пятое математическое действие | 1 | Степень. Решают задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух. | |||||||
Раздел №2. Задачи на смекалку. Простейшие логические задачи. | 8 | |||||||||
5 | Занимательные задачи. Числовые ребусы | 1 | Решают задач-шуток, задач-загадок, математических головоломок, ребусов. | |||||||
6 | Задачи, решаемые без вычислений. | 1 | Решают логические задачи типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц. | |||||||
7 | Математические софизмы. | 1 | Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений. | |||||||
8 | Задачи на планирование. | 1 | Решение простейших задач на планирование. | |||||||
9 | Применение графов к решению логических задач. | 1 | Понятие графа. Использование графов при решении задач. | |||||||
10 | Чётность. | 1 | Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары. | |||||||
11 | Комбинаторика. | 1 | Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов. | |||||||
12 | Математическая игра «Занимательная математика» | 1 | Участие в игре, конкурс на лучший результат. | |||||||
Раздел №3 Решение задач практического характера. | 11 | |||||||||
13 | Задачи на доли и части. Исторические задачи на доли и части | 1 | Научатся анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте. Использовать логическое мышление при решении исторических задач | |||||||
14 | Задачи на выбор оптимального тарифа; | 2 | Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, | |||||||
15 | Задачи, связанные с распродажами; | 2 | Решение задач о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта. | |||||||
16 | Задачи на банковские кредиты. | 2 | Применение процентов при решении задач на банковские кредиты. | |||||||
17 | Задачи на построения | 2 | Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями. | |||||||
18 | Решение практических задач. | 2 | Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение высоты трубы, определение ширины предполагаемого озера (лужи). | |||||||
Раздел № 4 Математика в различных сферах деятельности | 8 | |||||||||
19 | Геометрическая викторина. | 1 | Конкурс на лучший результат в викторине. | |||||||
20 | "Математика в искусстве", Подготовка к проекту | 1 | Искать и выбирать необходимую информацию по теме; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||||||
21 | «Математика и архитектура», Подготовка к проекту | 1 | Искать и выбирать необходимую информацию | |||||||
22 | «Математика и музыка»Подготовка к проекту | 1 | Искать и выбирать необходимую информацию | |||||||
23 | Защита учебных проектов | 2 | Учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | |||||||
24 | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов курса. Конкурс «портфолио». |
Учебно-методическое обеспечение
- Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2016.
- Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2016.
- Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. –М; Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.
- Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения/ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+.
- Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб: Издательство СОЮЗ, 2009.
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.
- Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
- Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. – М. 1999.
- Харламова Л.Н., элективные курсы, «Математика 8-9 кл. Самый простой способ решения непростых неравенств», Волгоград, издательство «Учитель»,2009;
- Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 кл.», М, издательство «Глобус»,2015;
- Ященко И.В. Приглашение на математический праздник» М., издательство МЦНМО,2005;
- Ященко И В., Семенов А.В., Захаров П.И., «Подготовка к экзамену по математике ГИА 9», М, издательство МЦНМО,2016;
- Мультимедиа «Математика » универсальный тренажер, издательство «Экзамен»;
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
№ урока | Корректировка | Причина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мини-футбол» (спортивно – оздоровительное направление)
Срок реализации программы – 4 года.Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.Цели программы:• обеспечение прав и возможностей учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» Направление: спортивно-оздоровительное, 7 класс, 2018-2019
Программа предназначена для: • развития представления подростков о ценности здоро¬вья, важности и необходимости бережного отношения к нему; • расширения знаний учащихся о правилах здоров...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное ( 9 классы ) 1 час в неделю (всего 34 часов)
внеурочная деятельность «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное...
"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов
Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Защитники Отечества» (спортивно – оздоровительное направление)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только госуда...
Рабочая программа внеурочной деятельности. 8б «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»2023-2024
Рабочая программа внеурочной деятельности. 8б «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»2023-2024...