Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
статья

Ястребова Ирина Николаевна

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yastrebova_i.n.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Своё выступление я хотела бы начать фразой А. Бебеля: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться». С моей точки зрения именно дополнительное образование детей можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку» в становлении творческого, интеллектуального потенциала ребенка. И я счастлива, ведь у меня есть большая  возможность увидеть таланты ребенка и помочь им раскрыться в полной степени. Я не перестаю убеждаться в том, что каждый ребенок имеет свой особенный талант, и нет детей, которые абсолютно ничего не умеют. Нельзя оставлять без внимания ни одного ребенка. Ежедневно, наблюдая за ребенком, общаясь с ним, изучаю и раскрываю особенности каждого, тем самым помогаю ему определиться и найти свое место в жизни.

По моему мнению, дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.

Сегодня я хочу рассмотреть вопросы воспитания, содержания дополнительного образования, его  приоритетные направления.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности.

 Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности. Личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях: в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов; в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;  в плоскости коммуникативных действий.

Воспитание – социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. Дополнительное образование имеет собственные приоритетные направления воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: основы профессионального воспитания и основы социального воспитания. Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов; культура организации своей деятельности; уважительное отношение к профессиональной деятельности других; адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов; знание и выполнение профессионально-этических норм; понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: коллективная ответственность; умение взаимодействовать с другими членами коллектива; толерантность; активность и желание участвовать в делах детского коллектива; стремление к самореализации социально адекватными способами; соблюдение нравственно-этических норм.

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Поэтому  педагогу дополнительного образования очень важно  решить целый ряд педагогических задач: помочь ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; выявить и развить потенциальные общие, специальные возможности и способности ребенка; развить в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; способствовать удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создать каждому «ситуацию успеха».

Считаю, необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия, насколько он активен в учебном процессе и «вне-учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду  нельзя. В ходе индивидуальной работы с каждым учащимся я реализую и анализирую результаты процесса профессионального и социального воспитания.

Считаю, что для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия. К тому же именно вэтой сфере  объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности; педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком; воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника; лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записав-шиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для этого я провожу небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая меня) расскажет всем немного о себе. Традиционно использую ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет.

Продолжением работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Постепенно  вводится система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива.  Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий: День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. А самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Следующий этап работы по формированию детского коллектива - выборы относительно постоянного детского актива, который будет в значительной степени определять жизнедеятельность детского творческого объединения.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т. д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех

Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также  постоянно следить за эффективностью ее реализации.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.

Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.

В качестве одного из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализма и компетентности  педагогов дополнительного образования. В рамках новой модели деятельности педагогов дополнительного образования на первый план выходит умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать интеллектуальное, творческое и физическое развитие,  развивать творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...