Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
статья

Бадмаев Эдуард Борисович

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деятельностью. Вполне возможно, что эта детская одаренность учитывается в воспитании недостаточно, и будущие способные атлеты так и не попадают в большой спорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

«Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования»

Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

Тема: «Спортивная одареность детей: понятие,  

В современном обществе, когда возрастают требования к интеллектуальному и творческому человеческому потенциалу, работа с талантливыми, одаренными и высоко мотивированными детьми становится крайне необходимой. Мы наблюдаем, что наибольшего успеха добиваются физически здоровые, энергичные, с высоким интеллектом и развитыми творческими способностями молодые люди. Таким образом, развитие  талантливых детей сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Ученые и педагогические работники все больше внимания уделяют дифференцированному подходу к организации образовательных условий для различных категорий детей:  - нормально развивающихся,  - одаренных, - детей с ОВЗ и инвалидов.  Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определяет требования к развитию профессиональных компетенций педагогов в работе с такими детьми.

Одаренный ребенок – это надежда страны на ее динамичное и прогрессивное развитие. Поэтому и отношение к этим детям особое и условия для их становления и развития должны быть особыми.

Терминология «одаренный ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные способности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Также под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.

Систематизация видов одаренности определяется несколькими критериями. Я бы хотел обратить ваше внимание на критерий «широта проявлений в различных видах деятельности», согласно которому можно выделить: общую одаренность и специальную одаренность.

Если общая одаренность выражается в умственной активности и ее саморегуляции и определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности и так далее.

Тогда как специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Следовательно, спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деятельностью. Вполне возможно, что эта детская одаренность учитывается в воспитании недостаточно, и будущие способные атлеты так и не попадают в большой спорт.

Общеизвестно, что школа не всегда справляется с реализацией творческого потенциала одаренного ребенка. В этом случае трудно переоценить возможности дополнительного образования. Именно дополнительное образование предоставляет ребенку свободно и добровольно выбрать образовательную область, направленность программ, позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей соответственно их интересам, склонностям, учитывая их способности.

Одной из тактических задач работы с одаренными детьми в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности является поиск спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития.

Педагог-тренер должен уметь вывить перспективного спортсмена и правильно выстроить работу с ним для его эффективой подготовки.

Одаренность – явление не только многообразное, но и противоречивое. Одаренность крепким здоровьем, выносливостью еще не означает, что человек наделен специальными задатками, соответствующими определенному виду спорта. Врожденные индивидуальные качества, отвечающие требованиям какого-либо вида спорта, определяются уже не как спортивная одаренность вообще, а как конституциональная профессиональная пригодность к этому виду спорта.

Выдающиеся физические задатки сами по себе не гарантируют еще наличия способностей, обусловленных психической одаренностью. Благодаря способностям быстро приобретаются искусные навыки эффективных спортивных действий – спортивная техника.

Стоит отметить, что психологический аспект спортивной одаренности, так же как и физические задатки, не проявляется как некий монолит. Сенсомоторная одаренность и связанные с нею скорость, точность, координированность телодвижений могут сочетаться с плохой памятью, слабоорганизованным вниманием, неоперативным мышлением. Наконец, даже комплексно выраженная спортивная одаренность без развитых личностных качеств (упорство, трудолюбие, умение рационально организовать деятельность) не обеспечит достижения высоких результатов.

В то же время, одаренность спортсмена позволяет сохранить эффективность деятельности при экономии сил. Так как то, что лучше получается, выполняется с меньшим напряжением или с напряжением иного качества, сопровождающимся положительными процессуальными ощущениями. В свою очередь, физические задатки благоприятствуют эффективной деятельности тем, что длительное время поддерживают необходимое условие высокой работоспособности. К примеру, сильная нервная система предотвращает развитие утомления, способствует устойчивой деятельности в стрессовых условиях соревнований.

Как выстраивается стратегия педагога дополнительного образования или тренера в работе с одаренными детьми? Исходя из своего опыта, могу сказать, что работа педагога по выявлению одаренных детей включает в себя:

  • наблюдение, анализ сдачи приемных нормативов;
  • диагностика, индивидуальная оценка спортивных возможностей и способностей ребенка ;
  • сбор информации с последующим ее анализом о среде, в которой воспитывается ребенок;
  • этап формирования (учебно-тренировочные группы), углубления и развития неординарных физических способностей ребенка, его спортивных достижений;
  • анализ выступления на соревнованиях.
Основные идеи работы с одаренными детьми, которых я придерживаюсь:

- способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

- одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

- одарен каждый ребенок, отсюда моя педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

Обучающиеся отделения универсального боя, в котором я являюсь руководителем, в период с 2021 по 2023 годы выступая на соревнованиях различного уровня, достигли значительных успехов, где и виден их профессиональный рост.

Так, в 2022 году на Всероссийском турнире по универсальному бою (лайт) для юношей и девушек 12-17 лет в г.Элиста  4 обучающихся заняли I место, 3 обучающихся - II место.

 По результатам даных соревнований 7 спортменов вошли в состав  сборной Республики Калмыкия, а также представляли сборную России на Первенстве мира по универсальному бою в г.Сочи в сентябре 2022 года.

На Первенстве мира Ностаева Эрвена и Пономарева Василиса стали бронзовыми призерами.

В 2023 году на Первенстве и Чемпионате Республики Калмыкия по универсальному бою обучающиеся секции универсального боя Приютненского ДДТ показали отличные результаты: 12 золотых медалей, 11 серебряных и 9 бронзовых. 4 спортсмена в составе сборной Республики прошли отбор для участия во Всероссийских соревованиях по универсальному бою в г.Волгоград, откуда привезли 3 серебряных медали.

В конце каждого учебного года в спортивных объединениях дети сдают контрольно-переводные нормативы, по результатам которых они переводятся на следующий год обучения. Сдача контрольно-переводных нормативов служит не только показателем подготовки детей, а также стимулом для занятий спортом и серьезная мотивация для достижения высоких результатов.

В постсоревновательный период одаренные дети также нуждаются в поддержке и мотивации. Для этого результаты соревнований детей публикуются на официальном сайте ДДТ, в социальных сетях. Одним из приемов поощрения спортсменов является повторное вручение грамот и медалей тренером на общешкольных линейках по месту учебы. Мы считаем необходимым публично поощрять воспитанников, спортсменов, победителей и призеров муниципальных, республиканских, всероссийских и международных соревнований, отправлять благодарственные письма родителям, отмечать на родительских собраниях заслуги родителей в воспитании одаренных в области спорта детей.

Также, дети активно привлекаются к участию в различных социальных проектах, конкурсах, патриотических и других мероприятиях. Например, внутри секции был объявлен конкурс на создание эмблемы Приютненского района, логотипа и флага нашего объединения. Кроме того, дети создавали видеоролики о своих увлечениях, видеопоздравления мамам ко Дню матери и т.д. Мы считаем важным обеспечить условия для всестороннего развития личности юных спортсменов.

Таким образом, педагог в своей работе должен делать всё для выявления одаренных и способных детей, стараться, чтобы им было интересно учиться, показывать пример, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию. Высокие спортивные достижения – это результат сложного взаимодействия наследственных способностей, таланта и влияния внешней среды, труда, воспитания, тренировок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области...

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...