Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
статья (7 класс) по теме
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каждый ребенок от рождения талантлив. Но всегда ли взрослые видят то зернышко, которое может прорасти? Как разглядеть одаренного ребенка? В мировой психолого-педагогической науке существуют различные модели одаренности. Так, американский исследователь Дж. Рензулли разработал теоретическую концепцию одаренности. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). В любом коллективе есть дети, которые выделяются яркими особенностями. Такие дети стремятся к познанию и не любят ограничений в своих исследованиях. Они отличаются оригинальностью мышления, выдвигают неожиданные идеи, быстро и легко находят нестандартные решения трудных вопросов. Как правило, у одаренных детей ярко выражены склонности и интересы, им присуща широта интересов. Таким детям хочется попробовать себя в разных сферах деятельности, везде успеть. Помочь одаренным детям успешно развиваться - задача педагогов дополнительного образования. Это не означает, что другие дети будут обделены вниманием. Просто творческим детям этого внимания требуется гораздо больше. Формирование умений и личностных качеств одаренного ребенка должно учитывать его индивидуальный стиль мышления. Для этого педагог подбирает соответствующий этому стиль обучения: индивидуальные занятия и задания, различные тренинги и упражнения. Сегодня перед педагогами поставлены задачи по модернизации системы образования, где особое внимание отведено своевременному выявлению и развитию детской одаренности. Раскрыть талант сложно, но нужно создать такие условия, когда у ребенка не останется возможности не проявить себя в полной мере. Особое значение отведено системе дополнительного образования, которое способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей в условиях индивидуального подхода в обучении. В творческом объединении происходит целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Именно такую роль выполняет программа дополнительного образования «Глобус», задача которой – способствовать развитию одаренных детей через обучение основам журналистики и газетно-издательской деятельности. В творческом объединении осуществляется педагогическое сопровождение одаренных детей, созданы все условия для развития Личности. Здесь собираются единомышленники, любящие творческий процесс написания литературных текстов, фотографы, дизайнеры. Газета «Глобус» выходит достаточно часто, поэтому юные журналисты успевают попробовать себя в разных жанрах или совершенствоваться в каком-то одном. Педагог должен найти сильную сторону ребенка, дать возможность проявить ее и почувствовать вкус к успеху. Когда ребенок поверит в свои возможности, у него появляется мотивация к дальнейшему росту. Для детей, а особенно одаренных, очень важен соревновательный момент. Члены творческого объединения «Глобус» обязательно участвуют в творческих конкурсах разного уровня, например: «Юный журналист» (http://www.olehnik.ru/), спортивной прессы (http://cupofchampions.ru/ ), журналистских работ (http://www.art-talant.org/ ), районные конкурсы на лучший фоторепортаж, лучшее школьное издание помогают детям реализовать свой творческий потенциал и стимулируют к дальнейшему совершенству. Здоровая конкуренция не дает развиваться «звездной болезни». Кроме конкурсов, ребята с удовольствием участвуют в социальном проекте: мы выпускаем специальные номера газет для жителей социального дома Адмиралтейского района. Юные журналисты проводят социологические опросы учеников и учителей, используя результаты при написании материалов для газеты, ведь корреспондент не должен бояться общаться с народом.
Журналисты, как все творческие люди, очень эмоциональны. Для читателя это очень важно, ведь благодаря личному отношению автора газетного материала мы лучше понимаем суть проблемы, характеры и поступки людей и, в итоге, формируем свое отношение к происходящему. На занятиях творческого объединения развитию эмоционального мышления уделяется большое внимание. На занятиях с группой мы учимся владеть чувственной стороной взаимоотношений со своим внутренним миром и в общении с другими людьми, находить эмоциональную составляющую любых поступков. Для этого разработаны различные упражнения, например, для эмоционального ввода в работу над репортажем играем в игру «Здравствуй, ты представляешь?..». Ребята садятся в круг и по очереди, обращаясь к одному из присутствующих, рассказывают о каком-нибудь интересном событии, которое недавно произошло. Группа выбирает самый интересный и эмоциональный рассказ, а его автор получает всеобщее признание и возможность напечатать этот материал в газете. Перед занятием по теме «Интервью» группа выбирает тему разговора и статус того, кому будут задаваться вопросы. Например, в редакцию пришел «детский писатель», которому группа задает вопросы по теме: «Свободное время подростка – проблема?». Такая тренировка побуждает ребенка мыслить нестандартно, анализировать услышанное, помогает сформировать собственное мнение. Группа выбирает самые интересные вопросы, которые можно будет использовать в реальном интервью. Еще один известный прием – портрет. Каждый член группы составляет словесный портрет одного из команды и зачитывает его вслух. Группа должна определить, кто это. Можно усложнить задание: преподаватель зачитывает словесный портрет известного человека (это может быть учитель, артист, спортсмен и т.д.), а вся группа пытается его узнать. Это упражнение учит быть внимательным к мелочам, не спешить с выводами, бережно относиться к каждому слову. Такие задания хорошо давать перед написанием материалов о людях или же интервью.
В работе с одаренными детьми очень важна поддержка и участие родителей. Папы и мамы не всегда понимают, что дома ребенок тоже ждет оценки своего творчества, похвалы и элементарного внимания со стороны близких людей. Газета «Глобус» вывешивается в школе на самом видном месте, ее читают все ученики, учителя и родители. Газета – это своеобразный творческий отчет юных журналистов, репортеров, дизайнеров, фотографов. Она дает возможность детям демонстрировать свои успехи на журналистском поприще, а родителям лучше понять особенности своего ребенка, помочь и поддержать его в творческом поиске. Задача педагога – найти подход к родителям одаренного ребенка, поощрять их. Такой союз (ребенок-педагог-родители) станет залогом успеха работы всего творческого коллектива и каждого ребенка в отдельности.
Список литературы
1.Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. – Новосибирск: РИПЕЛ, 1995
2.Карманчиков А.И. Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся.- М.: Педагогическая литература,2008
3.Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
4.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся (методические рекомендации). Серия «Работаем по новым стандартам».- М.: Просвещение, 2013
5.Огнева H.Р. Дополнительное образование как средство психолого-педагогического сопровождения развития одаренности // Детское творчество. 2008. № 3
6.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб. :Речь, 2002
Интернет-ресурсы
http://ielf.ucoz.ru/ сайт «Не потеряйка» (статья «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования»)
http://nsportal.ru/laboratoriya-odarennosti Лаборатория изучения одаренности
yspu.org›images/f/fd/Одаренные_дети.pdf
http://21422s05.edusite.ru/p36aa1.html Проект «Одаренные дети»
Цветкова Маргарита Михайловна, педагог ОДОД
Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области...
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...