Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
методическая разработка по теме
Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korostelev_s.v._osobennosti_raboty_s_detmi_v_sistemy_dopolnitelnogo_obrazovaniya_.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «БОРУС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСК
городские педагогические чтения
«Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений реализации ФГОС»
ДОКЛАД
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Автор
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД СДЮТ «Борус»
МО г. Саяногорск
Коростелев Сергей Викторович
Саяногорск, 2014
Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений реализации ФГОС
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования внеурочная деятельность детей является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процессов.
Туризм относится к тем видам деятельности, воспитательный процесс которого практически не исчерпаем и связан со свободным выбором учеников и соответственно более высокой его мотивацией, меньшей формализацией работы во внеурочной деятельности и преобладанием в нем привлекательных для учеников подвижных занятий, межвозрастным характером общения в группе.
Принципиальное значение в реализации туристско-краеведческого направления состоит в последовательности этапов изложения материала ориентированного на результат образовательного и воспитательного процессов. Достижение результатов происходит в следующей последовательности:
- Приобретение учениками социального опыта, знания (первый этап),
- Осмысление учениками ценности этого знания и формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй этап),
- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия (третий этап).
Дополнительное образование детей, является продолжением и дополнением основного образования, способствует развитию способностей и интересов школьников формированию высоких гражданских и нравственных качеств.
Дополнительное образование занимает значительное место в реализации образовательных программ, которые не могут в полной мере быть осуществлены в системе основного образования. Хотя и основное, и дополнительное образование имеют одинаковые цели духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Туристско-краеведческое направление в рамках внеурочной деятельности входит в учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, и является основным видом деятельности в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Станция детского и юношеского туризма и экскурсий «Борус» муниципального образования город Саяногорск.
Проблемы поддержки детской одаренности на сегодняшний день актуальны на всех уровнях системы образования. Количество выявленных одаренных детей, качество их образованности становятся показателем интеллектуального потенциала страны; талантливые дети и молодежь рассматриваются уже как стратегический ресурс государства.
Согласно «Рабочей концепции одаренности» одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения.
Основное направление функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов является учёт результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам.
Детский туризм позволяет детям активно познавать действительность и раскрыть свои потенциальные возможности личности.
В туризме реализуется потребность человека в активном отдыхе, связанном со сменой впечатлений, с познанием самого себя и окружающего мира в условиях повседневности.
Туризм несет в себе оздоровительную, образовательную и воспитательную функции.
Туристская деятельность связана с переменой мест и организуется при любой погоде. Такая деятельность вызывает у детей радость, служит закаливанию организма, способствует формированию волевых качеств, развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.
Воспитательная функция в туризме оказывает большую помощь в изучении истории и формировании мировоззрения, формирует уважение к природным богатствам, воспитывает в духе коллективизма.
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей - это обязанность родителей и педагогов Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Борус.
Методическим советом от 06.10.2011г принято решение о разработке и реализации педагогического проекта «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск». Основанием принятия решения стали: Ведомственная целевая программа «Одаренные дети на 2008-2010 годы», утвержденная приказом Министерства образования и науки РХ от 28.12.2007 № 946-а; Положение о проведении Первенства СДЮТ в разных видах туристской деятельности.
Цель проекта - Создание условий для выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, учащихся Станции.
Задачи проект:
- обеспечение системности работы с одаренными детьми;
- активизация работы по выявлению и развитию одаренных детей во всех видах туристской деятельности;
- моральное и материальное поощрение одаренных детей;
- укрепление духовного, физического и психического здоровья детей;
- популяризация спортивного туризма.
Показатели результативности (индикаторы):
- увеличение количества участников в мероприятиях проекта, направленного на выявление одаренности в туристско-краеведческой деятельности;
- увеличение количества участников в соревнованиях различного уровня (муниципального, республиканского, всероссийского);
- сохранение количества учащихся, получающих моральное и материальное поощрение.
2. Участники проекта
1. Учащиеся объединений туристско-краеведческого направления Станции:
- Туристы-многоборцы,
- Туристы – проводники,
- Туристы-экологи,
- Туристы-краеведы,
- Инструкторы туризма,
- Спортивное ориентирование.
2. Педагогический коллектив Станции, исполнители проекта:
Директор соревнований (мероприятий) – Злобов В.Н., директор МАОУ ДОД СДЮТ «Борус»;
Старший судья соревнований (мероприятий) – Черноусова Н.Ф., педагог дополнительного образования;
Главный секретарь соревнований (мероприятий) – Богомолова Т.В., педагог дополнительного образования;
Судья соревнований (мероприятий) – Коростелев С.В., педагог дополнительного образования;
Судья соревнований (мероприятий) – Небылица В.К., педагог дополнительного образования;
Водитель соревнований (мероприятий) – Щербаков С.Н., Манин А.В.;
Материально-техническое обеспечение соревнований (мероприятий) – Мирюгина В.П., зам. директора по АХЧ.
Мониторинг и методическое сопровождение реализации проекта – Меркулова Е.А., методист.
3. Перечень мероприятий проекта
№ | наименование мероприятия | время, место проведения | условия проведения мероприятия |
1 | Разработка положения Первенства СДЮТ Борус в разных видах туристской деятельности | сентябрь - октябрь | план проведения мероприятий |
2 | Туристский поход, экологический десант | в течение учебного года | В сводный протокол вносятся «наиболее выгодные» для учащегося баллы по следующему принципу: 5 -дневный поход – 1 балл, 4 -дневный поход – 2 балла, 3 -дневный поход – 3 балла, 2 -дневный поход – 4 балла, 1 -дневный поход – 5 баллов. |
3 | Соревнование: Выносливость | ноябрь, горнолыжная трасса п. Черемушки. | Старт участников производится с интервалом в 30 секунд. Задача участников соревнования – подняться в гору до верха горнолыжной трассы. У судьи на финише получить карточку со временем финиша и спуститься вниз к месту старта. Определение результатов: по времени прохождения. Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
4 | Соревнование «Лабиринт» | декабрь, территория Станции | В момент старта участник получает карту. Компас в Лабиринте не требуется. Карта ориентируется по положению места старта. В Лабиринте установлено большое количество контрольных пунктов (т.е. много ложных КП). Участнику нужно отметить в нужной последовательности только КП, которые впечатаны в его карте Лабиринта. Другие КП в его схеме отсутствуют. Порядок прохождения пунктов указан в карте Лабиринта (1,2,3,..). Пункты соединены линиями (как в заданном направлении). Определение результатов: Результат участника определяется по наименьшему времени работы на дистанции. При отсутствии отметки участник получает место после всех участников, отметивших все КП. Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
5 | Соревнование по спортивному ориентированию в закрытых помещениях | спортивный зал ОУ | Дистанция в заданном направлении состоит из нескольких кругов: 1 группа – 1 круг 2 группа – 2 круга 3 группа – 3 круга На регистрации участник получает карточки для заполнения по образцу (на 1 круг – 1 карточка). На старте участник получает карту с одним кругом (вариантом), по команде судьи стартует и уходит на дистанцию, после ее завершения самостоятельно опускает карту в корзину и на рубеже «карты» берет карту следующего круга и т.д. По завершении последнего круга дистанции участник финиширует, отдав карточку судье на финише. КП оборудованы компостерами с обозначением 31,32, и т.д.. Определение результатов: Победители и призёры соревнований определяются согласно Правил соревнований по спортивному ориентированию. Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
6 | Лыжные гонки | февраль, лыжная трасса долины Бабик | прохождение дистанции на время. Старт участников производится с общего старта. Задача участников соревнования – пройти дистанцию 5 км на время. Определение результатов: по времени прохождения. Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
7 | Конкурс туристских узлов | апрель, Станция | Задача участников конкурса – вытягивая задания (заданный узел), завязать соответствующие им узлы на время. 1 группа: схватывающий, прямой, проводник 2 группа: прямой, булинь (вокруг опоры), проводник одним концом (вокруг опоры), ткацкий, встречный, восьмерка 3 группа: прямой, восьмерка одним концом (вокруг опоры), грейпвайн, булинь (вокруг опоры), двойной проводник, срединный проводник, шкотовый (толстой и тонкой веревками), проводник одним концом (вокруг опоры). За ошибки при вязке узлов участники получают штрафы: Не завязан узел – 6 баллов штрафа Неправильно завязан узел – 3 балла штрафа Ошибка при вязке узлов (нет контрольного узла, перехлест) – 1 балл штрафа За каждый балл штрафа ко времени прохождения прибавляется 30 секунд Определение результатов: по времени прохождения + штрафное время Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
8 | Соревнование по спортивному ориентированию бегом | апрель Зона отдыха п. Майна | обязательное участие в открытом первенстве г. Саяногорска по спортивному ориентированию. Определение результатов: Итог соревнования подводится по сумме двух стартов в первенстве г. Саяногорска по спортивному ориентированию. Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
9 | Соревнование по личной технике пешеходного туризма. | май Зона отдыха п. Майна | Участники преодолевают на время следующие этапы 1 группа: - вязка узла (схватывающий); - подъем – спуск спортивным способом; - переправа по натянутой веревке с перилами (параллельная переправа); - переправа по бревну с использованием перил, наведенных судьями; - преодоление заболоченного участка по кочкам; - маятник. 2 группа: - вязка прусика (состоящего из грейпвайна и двойного проводника); - навесная переправа; - подъем с самостраховкой жумаром; – траверс с самостраховкой карабином; - спуск с использованием перил наведенных судьями с самостраховкой спусковым устройством; (блок этапов подъем-траверс-спуск преодолевают без потери страховки); - переправа по натянутой веревке с перилами (параллельная переправа); - переправа по маятниковому бревну с самонаведением перил, с самостраховкой схватывающим узлом; - преодоление заболоченного участка по кочкам; - маятник. 3 группа. - вязка прусика (состоящего из грейпвайна и двойного проводника); - навесная переправа; - подъем с самостраховкой жумаром; – траверс с самостраховкой карабином; - спуск с самостраховкой спусковым устройством с самонаведением перил; (блок этапов подъем-траверс-спуск преодолевают без потери страховки); - переправа по натянутой веревке с перилами (параллельная переправа); - переправа по маятниковому бревну с самонаведением перил, с самостраховкой схватывающим узлом; - маятник; - преодоление заболоченного участка по жердям. Определение результатов. Победители в каждой возрастной группе определяется по лучшему времени прохождения дистанции с учетом штрафного времени (1 балл – 30 секунд). Результат соревнования вносится в сводный протокол Первенства СДЮТ «Борус». |
10 | подведение итогов Первенства | май | Общее место определяется суммой баллов набранных в отдельных видах программы. Участник не принявший участие в каком-либо виде программы занимает место после учащихся, принявших участие во всех видах. Наилучшее место занимают участники, набравшие наименьшее количество баллов. Участники, занявшие места в общем зачете, награждаются дипломами и призами. |
11 | июнь | Туристско-экскурсионная поездка (поощрение) | |
12 | Мониторинг эффективности реализации проекта | июнь | - совершенствование системы работы с одаренными детьми; - выявление одаренных детей и оказание им моральной и материальной поддержки; - участие одаренных детей в республиканских, межрегиональных, всероссийских соревнованиях, конкурсах. |
13 | - увеличение количества участников в мероприятиях проекта, направленного на выявление одаренности в туристско-краеведческой деятельности, спортивного мастерства ежегодно на 10 % - сохранение количества участников в соревнованиях различного уровня (муниципального, республиканского, всероссийского); | ||
14 | обобщение и распространение опыта работы | Отчет, выступление на семинарах, конкурсах, конференциях различного уровня. |
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансовое и техническое обеспечение проекта осуществляется за счет внебюджетных средств образовательного учреждения. Обеспечение качественного уровня проводимых мероприятий в рамках реализации проекта требует ежегодного рассмотрения финансовых и технических затрат. Наиболее значительных расходов требует праздничное подведение итогов и награждение, поощрительная поездка туристско-экскурсионного содержания. Эти средства должны быть достаточными для достойного награждения и стимулирования развития способностей ребят, достигших наибольших успехов в обучении и творчестве.
5. Механизм реализации проекта
Руководство Станции осуществляет оперативное управление проектом, контролируя сроки выполнения мероприятий программы, целевое расходование выделяемых финансовых средств и эффективность их использования, уточняя затраты по мероприятиям и состав исполнителей.
Список использованной литературы
Устав МАОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск.
Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов . 3 апреля 2012 года
Инструкция по организации и проведению походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Утверждена приказом Минобразования РФ от 13 июля 1992 г. № 293
Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность/ п.в. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение,2011
Ведомственная целевая программа «Одаренные дети на 2008-2010 годы», утвержденная приказом Министерства образования и науки РХ от 28.12.2007 № 946-а.
Положение о проведении Первенства СДЮТ в разных видах туристской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области...
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...