Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
методическая разработка по теме
о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rabota_s_odarennymi_detmi.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
МОАУ ДДО ЦДТ
р.п.Красные Баки Нижегородской области
Худякова Ирина Юрьевна
2014 г.
«Человечество движется вперед благодаря избранным»
Альфред Бине (французский психолог)
Статистика: Около 30% отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одаренные дети.
Около 30%отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одаренные и сверходаренные дети.
В школах Великобритании при идентификации одаренных детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одаренных оказывается наиболее высоким…
Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявление у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.
Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Сегодня одаренными называют детей:
- с высоким уровнем творческих способностей;
- с интеллектом выше среднего;
- достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);
- хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
- академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
- интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
- психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
- художественную и лидерскую.
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.
Степень одаренности:
Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
Третья – собственно одаренные (15-25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).
Типы характеров одаренных детей:
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно-следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Но, наряду с положительными моментами, существуют и проблемы одаренных детей:
- неприязнь к школе
- игровые интересы
- погружение в философские проблемы
- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Каковы же причины уязвимости одаренных детей:
- стремление к совершенству
- ощущение неуязвимости
- нереалистические цели
- сверхчувствительность
- потребность во внимании взрослых
- нетерпимость.
Поэтому нами выбраны такие направления работы с одаренными детьми
-- развитие личности одаренных обучающихся,
-- развитие их творческой самостоятельности,
-- развитие их коммуникативных умений.
Исходя из этого, определены следующие цели работы с одаренными детьми:
-- расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей каждого обучающегося;
-- создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;
-- улучшение условий социальной адаптации детей;
-- гармонизация отношений в системах «педагог - одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родители».
Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:
- выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;
- выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;
- осуществлять индивидуализацию обучения;
- реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;
- формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;
- повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;
- создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.
В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:
-- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
-- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
-- речь ребенка отличается повышенной выразительностью;
-- показывает стабильные результаты.
Таким образом, одаренным мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя определил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:
-- принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;
-- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;
-- принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.
Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода.
Рассмотрим на примере нашего учреждения:
-- на этапе дошкольного образования – осуществлять программы раннего развития;
-- на этапе начального школьного образования – оказывать помощь в освоении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения;
-- на этапе основного общего образования – осуществлять поддержку процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения через вовлечение в проектную деятельность, обучение по специальным образовательным программам с углубленным уровнем (программы для одаренных обучающихся);
--на этапе среднего полного общего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и моделирование творческих ситуаций.
Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.
Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов – ежегодно планируются и проводятся различные теоретические и практические семинары. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают мастер-классы и творческие мастерские.
Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включение в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательная деятельность каждого детского творческого объединения рассматривается как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей – общих и специальных, личностных качеств и т.д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.
В обучении одаренных детей приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а в виде работы творческих групп, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.
Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, конкурсы и т.д. Результативность работы с одаренными обучающимися нашего учреждения:
-- 3 место в районном конкурсе флористов,
-- 1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «мы Земля»,
-- 3 место в районном конкурсе «Творчество: традиции и современность»
-- 1 место в районном конкурсе «Новогодний серпантин»,
-- 1 и 2 место в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина»
-- 2 место в районном конкурсе юных техников «Модель своими руками»,
-- 1 место в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»,
--Дипломант 3 степени в Международном конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает мое!» и т.д.
И в заключение рекомендации для педагогов, работающим с одаренными детьми:
- не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- научите обучающихся прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов;
- приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
- используйте трудные ситуации, возникшие в учреждении или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач;
- помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Важную роль в работе с одаренными детьми играет поддержка и помощь родителей, которые должны помочь ребенку ценить в себе творческую личность, быть терпимее к странным идеям, уважать любопытство. Стараться отвечать на все его вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими. Создать устную безопасную психологическую базу ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. И поддерживать необходимую для творчества атмосферу.
В заключении скажу словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...