Программа внеурочной деятельности «Язычок Звуковичок»
учебно-методический материал
Цель Программы – формирование правильного уклада и определенных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
1. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
2. Развивать подвижность органов периферического речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики, необходимых для правильного звукопроизношения.
3. Развивать и активизировать словарь, формировать умение строить фразы различной сложности с соблюдением грамматических норм.
4. Развивать фонематический слух.
5. Воспитывать эмоционально-волевую сферу, развивать восприятие, внимание, память, мышление.
6. Развивать общую и мелкую моторику.
Решение данных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-yazychok-zvukovichok_1.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №31 «СВЕТЛАНА»
ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол № 5 от 28.08.2019 | Утверждено Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 31 «Светлана» ______________________А.В. Грекова |
Программа внеурочной деятельности
«Язычок Звуковичок»
Программа разработана:
Учитель-логопед Самохина Н.Г.
Смоленск 2019
Содержание программы
Пояснительная записка 3 | |||
1. | Содержание и структура программы 4 | ||
2. | Основополагающие компоненты программы 5 | ||
2.1. | Цель и задачи программы | ||
2.2. | Основные положения ФГОС, учтенные в программе | ||
2.3. | Теоретические и методологические основы программы 6 | ||
2.4. | Основные направления работы | ||
2.5. | Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе | ||
3. | Организация образовательной деятельности 6 | ||
4. | Условия обеспечения программы 10 | ||
4.1. | Материально-техническое обеспечение программы | ||
4.2. | Кадровое обеспечение программы | ||
5. | Планируемые результаты освоения программы детьми 10 | ||
6. | Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы 11 | ||
Список используемой литературы 12 | |||
Приложения 13 |
Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет. В связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями. Необходимо как можно раньше начать работу над развитием артикуляционного аппарата и мелкой моторики, в результате можно избежать нарушения звукопроизношения у детей. С этой целью на базе нашего детского сада мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь детям среднего возраста.
Дети со сложными нарушениями смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, так как их мышцы будут уже подготовлены. Коррекционно - игровая деятельность будет проводится с целью нормализации мышечного тонуса общей, мимической, артикуляционной и мелкой мускулатуры. Для уменьшения патологических двигательных нарушений, в том числе гиперактивности детей. Так же для формирования произвольных координированных движений детей, восстановление ослабленных мышц и снятие излишнего напряжения. Своевременно начатая коррекционная работа, будет способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Чтобы научить детей правильному речевому дыханию необходимо проводить дыхательные упражнения на более ранних сроках. Так как дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, производит массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшает самочувствие. А так же является формирующим у детей базовых составляющих саморегуляции.
Данная коррекционная деятельность направлена на развитие неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно - последовательной обработке информации, так как неречевые процессы являются базовыми предпосылками к усвоению слоговой структуры слова.
Одним из направлений в работе будет являться развитие слухо - речевой памяти и фонематического восприятия у детей, а так же развитие мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации)
1. Содержание и структура программы.
Дополнительная образовательная программа Язычок Звуковичок» (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155);
2. Письма Минобрнауки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. № 06-1844).
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечение безопасности детей во время их пребывания на занятии (включая психологическую безопасность);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
- учета зоны ближайшего развития;
- системного подхода, доступности и повторяемости материала;
- взаимосвязи речи с другими сторонами психики.
Программа начинается с пояснительной записки, где обозначена проблема роста числа детей с речевыми расстройствами. В Программе выделены следующие разделы:
- Содержание и структура программы;
- Основополагающие компоненты программы;
- Организация образовательной деятельности;
- Условия обеспечения программы;
- Планируемые результаты освоения программы детьми;
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Программа разработана с учетом методических рекомендаций, разных методик и технологий освоения звукового анализа и синтеза Т.А. Ткаченко, О.С. Гомзяка, Н.Ю. Костылёвой и Г.А. Каше. Система работы, представленная данными авторами, успешно апробирована. Их метод получил широкое распространение среди работников дошкольных учреждений. По многочисленным откликам коллег, применение зрительных символов гласных звуков позволило им добиваться стойких, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития.
Игры и упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Занятия продуманны, полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в головной мозг.
2. Основополагающие компоненты Программы.
2.1. Цель и задачи Программы.
Цель Программы – формирование правильного уклада и определенных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
1. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
2. Развивать подвижность органов периферического речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики, необходимых для правильного звукопроизношения.
3. Развивать и активизировать словарь, формировать умение строить фразы различной сложности с соблюдением грамматических норм.
4. Развивать фонематический слух.
5. Воспитывать эмоционально-волевую сферу, развивать восприятие, внимание, память, мышление.
6. Развивать общую и мелкую моторику.
Решение данных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
2.2. Основные положения ФГОС, учтенные в Программе:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- включение в основном игровых видов деятельности;
- оказание не директивной помощи детям, а поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- создание развивающей предметно-пространственной среды
2.3. Теоретические и методологические основы Программы:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
- учение Р. Е. Левиной о психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
2.4. Основные направления работы.
- Создание психологической готовности к вызыванию звука речи, которая включает наличие мотивации, наличие интереса к логопедическим занятиям, способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций, а также определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
- Создание фонематической готовности к вызыванию звука речи, которая включает ознакомление ребенка с неречевыми и речевыми звуками, умение выделять звук на фоне других звуков, умение подбирать слова с определенным звуком, а также определять звук в позиции начало-конец слова.
- Создание артикуляционной готовности, которая включает:
- работу по подготовке артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики;
- изучение артикуляции различных звуков родного языка (с учетом возрастной нормы).
2.5. Здоровьесберегающие технологии, используемые в Программе:
- организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- проведение дыхательной, артикуляционной, пальчиковой и зрительных гимнастик;
- проведение физминуток, малоподвижных игр.
3. Организация образовательной деятельности.
Направленность Программы: речевое развитие.
Период освоения Программы: с октября по май.
Учебный план реализации
программы дополнительного образования дошкольников
«Язычок Звуковичок»
Месяц | Кол-во занятий |
октябрь | 4 |
ноябрь | 4 |
декабрь | 4 |
январь | 4 |
февраль | 4 |
март | 4 |
апрель | 4 |
май | 4 |
Итого занятий: | 32 |
Возраст детей – 4-5 лет.
Предоставление услуги осуществляется в соответствии с перспективным планированием.
Нормативный срок освоения Программы: 16 часов (примечание: Программа включает в себя 32 занятия, которые распределены равномерно в течение недели (месяца) и предусматривают проведение занятий 1 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 15 минут (включая динамические паузы) во второй половине дня).
Занятия по дополнительному образованию планируются в соответствии с расписанием НОД по основной образовательной программе на учебный год (с целью равномерного распределения нагрузки в течение недели).
Перспективное планирование
по программе дополнительного образования дошкольников
«Язычок Звуковичок»
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Задачи |
Октябрь | I неделя | Овощи и фрукты | Развивать артикуляционную моторику у детей. Развивать слуховое внимание. |
II неделя | Осень. Деревья | Расширить и уточнить словарь по теме. Учить сравнивать предметы одной группы. Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
III неделя | Одежда, обувь, головные уборы | Активизировать, уточнить и расширить словарь по теме «Деревья». Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей произвольное внимание, память, логическое мышление. | |
IV неделя | Транспорт | Формировать мотивацию к участию в занятии. Закрепить навык использования в речи предлогов «в», «на», «под». Развивать зрительное восприятие и внимание. Развивать координацию речи с движениями, подражательность. | |
Ноябрь | I неделя | Транспорт | Уточнить представления детей о транспорте, расширять и активизировать словарь по теме. Учить составлять предложения с предлогами: в, на, из, от, около, с. Развивать подвижность речевого аппарата. |
II неделя | Посуда | Активизировать и расширить словарь по теме. Учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту, после просмотра мультимедийной презентации. | |
III неделя | Продукты питания | Развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать подвижность артикуляционного аппарата у детей. | |
IV неделя | Город | Развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать подвижность артикуляционного аппарата у детей. | |
Декабрь | I неделя | Зима | Пополнять и расширять словарь у детей по теме. Учить детей составлять предложения о приметах зимы по картинкам. |
II неделя | Зимние забавы | Расширять представления о зимних забавах. Учить точно воспроизводить действия в соответствии с текстом стихотворения. | |
III неделя | Зимующие птицы | Уточнять и расширять словарь по теме. Закрепить знания названий птиц. Развивать подвижность артикуляционного аппарата | |
IV неделя | Новый год | Уточнять активизировать словарь детей по теме. Учить рассказывать об увиденном празднике. | |
Январь | II неделя | Рождество | Уточнять активизировать словарь детей по теме. Учить рассказывать об увиденном празднике. |
III неделя | Домашние птицы | Уточнять и расширять словарь по теме. Закрепить знания названий птиц. Развивать подвижность артикуляционного аппарата | |
IV неделя | Домашние животные | Уточнять и расширять словарь по теме. Закрепить знания названий домашних животных. Развивать подвижность артикуляционного аппарата | |
V неделя | Дикие животные | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Формировать обобщающие понятия «домашние животные» Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
Февраль | I неделя | Водоемы, рыбы. | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить выделять на слух слова с заданным звуком. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. |
II неделя | Мебель | Активизировать и расширить словарь по теме. Учить находить и называть 1-й гласный звук в словах. Развивать координацию движений рук и тела с сочетанием речи. | |
III неделя | Защитники Отечества | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить детей составлять простые упражнения. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
IV неделя | Семья | Уточнять и расширять словарь у детей по теме. Учить составлять короткие рассказы о своей семье с опорой на картинки. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
Март | I неделя | Мамин праздник | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить детей выполнять самомассаж массажером для лица. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. |
II неделя | Спорт | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить детей определять наличие звука в ловах на слух и по картинкам. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
III неделя | Бытовые приборы | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить выделять на слух слова с заданным звуком. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
IV неделя | Весна | Расширять и активизировать словарь у детей по теме. Учить составлять предложения о приметах весны. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
Апрель | I неделя | Части тела | Расширять и активизировать словарь у детей по теме. Учить выделять на слух первый согласный звук в словах. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. |
II неделя | Космос | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить детей выполнять самомассаж пальцев рук. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
III неделя | Перелётные птицы | Расширять и активизировать словарь у детей по теме. Учить детей выделять гласный звук среди других на слух. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
IV неделя | Насекомые | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить называть первый и последний звук в словах. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
Май | I неделя | Цветы | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить детей определять наличие звука в ловах на слух и по картинкам. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. |
II неделя | День Победы | Активизировать и расширять словарь у детей по теме. Учить детей рассказывать по мнемотаблице. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. | |
III неделя | Части суток | Закрепить полученные знания и навыки в игровой форме через викторину. | |
IV неделя | Лето | Подведение итогов работы за истекший период через занимательно-игровую форму. |
Структура занятия включает в себя:
- вводная часть (мотивация на предстоящую деятельность с использованием, с возможным использованием сказочного героя, элементов психотерапии);
- основная часть (задания, игры-упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы, направленности и плавности воздушной струи, высоты, силы и тембра голоса; развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти; развитие общей и мелкой моторик) по теме;
- заключительная часть (обобщение изученного материала, рефлексия, с включением рекомендаций для родителей).
Прием на образование по Программе происходит по заявлению родителя (законного представителя) ребенка, договора на образование по дополнительным программам дошкольного образования.
Педагог, реализующий Программу, привлекает родителей (законных представителей) к развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций, мастер-классов и др. форм взаимодействия.
Родители (законные представители) имеют право на посещение первого ознакомительного занятия с детьми при условии, что численность родителей на одном занятии не будет превышать 30% от численности детей (что связано с площадью помещений, в которых будут заниматься дети).
4. Условия обеспечения Программы.
4.1. Материально-техническое обеспечение Программы
- Помещения, оборудованные в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
- Доска магнитная.
- Столы и стулья.
- Таблицы, картинки, игрушки, раздаточный материал.
- Дидактические игры и пособия для развития: психических процессов, связанных с речью; фонематического слуха; силы и направленности воздушной струи; общей и мелкой моторик.
- Индивидуальные зеркала.
- Методическая литература.
- Диагностический материал.
5. Планируемые результаты освоения Программы.
Ребенок к концу обучения (при посещении полного курса занятий) должен:
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие;
- уметь выделять определенный звук из ряда других звуков, слов;
- определять первый и последний звук в слове;
- выполнять и удерживать (в течение 5 – 7 сек.) артикуляционные позиции;
- произвольно регулировать силу голоса (громко-тихо), темп (быстро-медленно) речи, речевое дыхание;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук, свободно и непринужденно пользоваться несложными движениями;
- уметь вслушиваться и запоминать инструкции, а потом правильно выполнять их.
6. Мониторинг достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
Основной задачей мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является определить степень освоения ребенком содержания Программы. Мониторинг проводится педагогами, реализующими Программу, и отслеживается через оценку уровня сформированности предпосылок для овладения правильным произношением звуков родного языка, что включает в себя:
- уровень сформированности фонематических процессов,
- уровень сформированности моторной сферы,
- уровень сформированности психических процессов.
Основная задача – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и определить (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по формированию предпосылок для овладения правильным произношением звуков родного языка.
Мониторинг осуществляется с использованием методов наблюдения, тестовых методик (выполнение заданий и упражнений).
Мониторинг делится на:
- первичный (сентябрь);
- итоговый (апрель - май).
Полученные в ходе мониторинга результаты фиксируются в диагностической таблице. В сравнении с результатами первичной диагностики итоговый мониторинг позволяет определить у детей уровень сформированности предпосылок для овладения правильным произношением звуков родного языка.
Результаты освоения Программы доводятся до сведения родителей (законных представителей) в конце апреля (через любые удобные формы – собрание, индивидуальные консультации, рекомендации и т.п.).
К Программе прилагаются:
Приложение 1. Характеристика речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Приложение 2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Список используемой литературы
- Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. Игровые технологии» – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1987.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей – М., «Просвещение», 1974.
- Волина В.В. Учимся играя. - М.: « новая школа», 1994.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М.: Просвещение, 1997.
- Иншакова О.Б. Альбом логопеда - М.: « Владос», 1998.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» - М: «Просвещение», 1989.
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. 1,2,3,4 части - М: «Баласс»1997.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи от 2 до 7 лет. - М: «Эксмоолисс», 2013.
- Косинова Е.М. Уроки правильной речи от 3 до 7 лет. - М: « Эксмо», 2004.
- Лопухина И.С. Логопедия 550. - М: « Аквариум», 1996.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. С- Петербург «Дельта» 1999.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М: « Владос» 2001.
- Светлова И.Е. Тренируем память. - М: « Эксмо», 2004.
- Силберг ДЖ. 200 игр, которые учат детей читать от 3до 6 лет. Минск: «Попурри», 2010.
- Соколенко Н.И. Посмотри и назови. ( 1,2 часть) С - Петербург : « Библиополис», 1996.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М: « Гном и Д», 2000.
- Трясорукова Т.П. Игры и упражнения для развития памяти, речи. Р-на - Д: «Феникс», 2013.
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2013.-288с.
- Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
23.http://logoportal.ru/
Приложение 1
Характеристика речевого развития
детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми.
Если двух -, трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то четырех-, пятилетний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), обувало, тормозило, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля), гульвар (бульвар), мелкоскоп (микроскоп), кластырь (пластырь) и др. Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.
У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи (например: «Цыцыкуль, Цыцыкуль, по горам идет Микуль» —B.C. Мухина «Близнецы»). Подбирают слова, лишенные порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р’] — со звуками [л], [л’] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.
Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [р’], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.
У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.
В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф—из дерева; банка, ваза, стакан—из стекла и т.д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева, впереди—сзади, наверху—внизу. Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое—маленькое, зеленое, кислое. Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.
Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчётливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.
Приложение 2
Мониторинг достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
Критерии оценки фонематических процессов:
3 балла – точно и правильно узнаёт неречевые звуки, различает одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, различает слова, близкие по звуковому составу, дифференцирует слоги и фонемы.
2 балла – частично узнаёт неречевые звуки, допускает ошибки при различении одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру, допускает ошибки при различении слов, близких по звуковому составу, ошибается при дифференциации слогов и фонем.
1 балл – неточно или неправильно узнаёт неречевые звуки, не различает одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, не различает слова, близкие по звуковому составу, не дифференцирует слоги и фонемы.
0 баллов – не понимает, не выполняет задания.
Критерии оценки моторной сферы:
3 балла – правильно выполняет движения;
2 балла – выполняет движения замедленно и напряженно;
1 балл – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – не выполняет движений.
Критерии оценки психических процессов:
3 балла – воспринимает и выполняет многоступенчатые инструкции самостоятельно, замечает свои ошибки и сам их исправляет. Слуховое восприятие, внимание и память развиты по возрасту.
2 балла – выполняет задания самостоятельно, но допускает большое количество ошибок, которых не замечает, исправляет ошибки с помощью логопеда. Ошибки носят стойкий характер. Слуховое восприятие, внимание и память развиты недостаточно.
1 балл – испытывает большие трудности при выполнении задания. Помощь логопеда не принимает, либо она носит значительный характер. Отмечается большое количество ошибок. Слуховое восприятие, внимание и память развиты недостаточно.
0 баллов – задания не выполняет.
Общая оценка уровня сформированности предпосылок для овладения правильным произношением звуков родного языка (х) происходит через определение средних показателей (Сп) всех исследуемых направлений на каждого ребенка и рассчитывается по следующей формуле:
х = (Сп ФП + Сп МС + Сп ПП) : 3,
где:
- Сп ФП – средний показатель уровня сформированности фонематических процессов,
- Сп МС – средний показатель уровня сформированности моторной сферы,
- Сп ПП – средний показатель уровня сформированности психических процессов.
Данные мониторинга оформляются в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1. Мониторгинг сформированности предпосылок для овладения
правильным произношением звуков родного языка
Ф. И. ребенка | Фонематические процессы | Моторная сфера | Психические процессы | Итого: | ||||||||||||||||||||||||
Просодическая сторона речи | Узнавание неречевых звуков | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру | Различение слов, близких по звуковому составу | Дифференциация слогов | Дифференциация фонем | Состояние мимической мускулатуры | Состояние артикуляционной моторики | Общая моторика | Слуховое восприятие | Слуховое внимание | Слуховая память | Восприятие многоступенчатых инструкций | ||||||||||||||||
п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | п | и | |
1. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||
Где: п – результаты первичного мониторинга; и – результаты итогового мониторинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...