Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №61
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Прокол № ___ от «____»_______2024 г. | УТВЕРЖДАЮ ИО директора ГБОУ гимназия №61 _____________Н. С. Андреева Приказ №_____ от _______2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Возрождая традиции России»
Составитель: Соболева Наталья Сргеевна
Концертмейстер: Фёдоров Вячеслав Александрович
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Юрчик А. Е.«____»________2024 г. |
Санкт-Петербург
2024-2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе «Возрождая традиции России»
для фольклорного ансамбля
Рабочая программа по фольклору для ансамбля «Родничок» разработана на основе авторской программы «Возрождая традиции России», напечатанной в сборнике «Возрождая традиции России» Северо-Западного отделения Российской Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Тип программы – дополнительное образование
Направленность программы – духовно-нравственная
Срок освоения – 1 год
Форма организации учебных занятий – практические занятия (групповые, индивидуально-групповые)
Занятия проходят в фольклорном кабинете в виде русской горницы, это создаёт неповторимую творческую атмосферу для освоения песенных русских традиций.
В коллективе от 12 до 16 человек, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном ансамбле.
Отличительной особенностью данной программы является обучение вокальному песенному искусству, приближенному к подлинно фольклорному исполнению.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.
Цели и задачи учебного предмета фольклорный ансамбль
Обучающие :
- познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
- познакомить с различными жанрами и стилями музыкального фольклора;
- научить различать и исполнять песни на региональном диалекте;
- научить слушать и исполнять народные песни, игры, бытовые народные танцы;
- научить играть на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки)
Развивающие :
способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
- развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
- способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
- развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
- способствовать развитию и укреплению дыхательной системы, формированию певческого дыхания;
- способствовать формированию у детей понимания синкретичности природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
- способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
- развивать координацию слуха и ритма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре,
- воспитания чувства патриотизма, любви к Родине и её традициям.
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к Отечеству, родной природе, родному языку
-уважительное отношение к национальной традиционной музыке
-уважение к старшему поколению, истории страны
-умение работать в коллективе, взаимовыручка
-прививать интерес к искусству, народному творчеству, народной песне
-воспитывать нравственные ценности , духовно обогащающие личность.
Требования компетенции
В результате творческих занятий ансамбля и выступлений разного уровня-в гимназии, на городских и международных фольклорных праздниках, смотрах, фестивалях, перед школьниками из других стран - ребята учатся
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
- организации личного и коллективного досуга;
- организации самостоятельного художественного творчества:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
- накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности, гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
- Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
- Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
- Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
- Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
- Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
- Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
- Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
- Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских
- сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
- Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
- Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
- Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2 (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
- Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
- Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
- Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
- Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.
- В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
- Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
- Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
- Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004
Календарно - тематическое планирование
к программе фольклорного ансамбля «Родничок»
«Возрождая традиции России»
Внеурочная деятельность
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы при изучении темы | Тип урока | Ключевые компоненты | |
План | Факт | ||||||
1 | Вводный урок. | 2 | День Знаний | Урок повторения материала, выступле-ние в Гимназии Гигимгимназии | «Очень много Родничков» «Славны были наши деды» | ||
2 | Величания | 2 | Прославления героев, именинников, новобрачных. | Урок изучения нового материала | «Многая лета» «Лебедин мой» «А кто у нас удалой» «Наши буйные головки преклоняются» «У нас Настенька, что цветочек»
| ||
3 | Младенчест-во | 2 | - | Колыбельные | Урок изучения нового материала | Бабай, Сон, Угомон Кот-Баюн, Дрёма. «Сидит Дрёма»-игровой хоровод. | |
4 | Младенчество | 2 | Пестушки, потешки, | Урок изучения нового материала | «Потягушечки», «Коза рогатая» ,«Ехал пан», «Прянична доска» -подвижная игра. | ||
5 | Детство | 2 | Докучные сказки, Небылицы скороговорки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «На дворе мочало», «Уж и где же это видано», «Вдоль по улице молодчик идёт» р.н.песня . | ||
6 | Детство | 2 | Заклички Детские игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Тетёра», «Как у дяди Трифона», «Калечина-малечина» | ||
7 | Детство | 2 | Скороговорки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Дед Данила» «Барашеньки» | ||
8 | Детство | 2 | Дразнилки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Андрей-воробей» | ||
9 | Детство | 2 | Загадки в песнях | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Что растёт без коренья?» | ||
10 | Детство | 2 | Потешки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Лиса рожью шла» | ||
11 | Детство | 2 | Игры с жеребьёвыми сговорками | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Золотые ворота» | ||
12 | Детство | 2 | Голосянки, молчанки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А станем-ка мы ,братцы» | ||
13 | Детство | 2 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Тетёра шла» «Прянична доска» «Дрёма» | ||
14 | Отрочество | 2 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А мы просо сеяли» «Я рассею своё горе» | ||
15 | Отрочество | 2 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Со вьном я хожу» «Как сеют мак» «Лён , мой лён» | ||
16 | Отрочество | 2 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Где купался, Иванушка?» «Колечко, колечко» | ||
17 | Отрочество | 2 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Чёрный баран» «Я качу золото кольцо» | ||
18 | Отрочество | 2 | Игровые песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Я ли, я ли, селезень» «Пойду млада» | ||
19 | Отрочество | 2 | Песни-диалоги | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Где ты был, мой чёрный баран?» «Бояре, а мы к вам пришли» | ||
20 | Отрочество | 2 | Песни о животных | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Была у нас Дуня» «Бабушка, купим курочку» | ||
21 | Отрочество | 2 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А мы ходим-походим, колядовщички» | ||
22 | Отрочество, юность | 2 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Уж я сяду на порог» | ||
23 | Юность | 2 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Богатые мужички» | ||
24 | Юность | 2 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Коляда-маляда, отворяй ворота» | ||
25 | Юность | 2 | Христославления | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Рождество Христово, ангел прилетел» | ||
26 | Юность | 2 | Христославления | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Небо и земля» | ||
27 | Юность | 2 | Христославления | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Святая ночь» | ||
28 | Юность | 2 | Святочные игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Шла коза дорогою» | ||
29 | Юность | 2 | Святочные игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Дударь-дударище» | ||
30 | Юность | 2 | Святочные игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Бабка-Ёжка» | ||
31 | Юность | 2 | Парно-бытовые танцы | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Во саду ли» | ||
32 | Юность | 2 | Парно-бытовые танцы | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Марийская полька» | ||
33 | Юность | 2 | Подблюдные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Уж как на небе солнцу красному слава» | ||
34 | Юность | 2 | Подблюдные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Стоят санки у лесенки» | ||
35 | Юность | 2 | Свадебные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Уж сад во дворе» | ||
36 | Юность | 2 | Свадебные | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Уж ты, Настя настенька» | ||
37 | Юность | 2 | Свадебные | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Мы думали, дружки ехали» | ||
38 | Юность | 2 | Свадебные | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Чарочка моя» | ||
39 | Юность | 2 | Рекрутские | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Прошли часы, прошли минуты, когда с друзьями я гулял» | ||
40 | Юность | 2 | Рекрутские | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Полетай-ка, стрела» | ||
41 | Юность | 2 | Масленичные | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А мы Масленицу встречали» «Мы давно блинов не ели» «Запрягу я воробья» | ||
42 | Юность | 2 | Масленичнык | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Пойду млада я на рыночек, на широкую Масленицу» «Ты прощай, наша Масленица» | ||
43 | Зрелость | 2 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ксения Блаженная» | ||
44 | Зрелость | 2 | Духовные стихи» | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Княже Александре» | ||
45 | Зрелость | 2 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Я умом ходила в город Вифлеем» | ||
46 | Зрелость | 2 | Духовные стихи» | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Как по Божией Горе» | ||
47 | Зрелость | 2 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Если тебя неудача постигла» | ||
48 | Зрелость | 2 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Нам весну гукать» | ||
49 | Зрелость | 2 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Жаворонушки» | ||
50 | Зрелость | 2 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ой, кулики» | ||
51 | Зрелость | 2 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ой, весна, весна» | ||
52 | Юность-Зрелость | 2 | Традиционные парно-бытовые танцы, кадрили | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Краковяк» «Метелица» | ||
53 | Юность-Зрелость | 2 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Там поклоннички идут» | ||
54 | Юность-Зрелость | 2 | Пасхальные песнопения, игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Христос воскрёс, Сыне Божий» | ||
55 | Юность-Зрелость | 2 | Исторические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Славны были наши деды» | ||
56 | Юность-Зрелость | 2 | Исторические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Было дело под Полтавой» | ||
57 | Юность-Зрелость | 2 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Когда мы были на войне | ||
58 | Юность-Зрелость | 2 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Всадники-други» | ||
59 | Юность-Зрелость | 2 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Милосердная сестра» | ||
60 | Юность-Зрелость | 2 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Солдатушки, бравы ребятушки» | ||
61 | Юность-Зрелость | 2 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Если хочешь быть военным» «Держись, браток» | ||
62 | Юность-Зрелость | 2 | Казачьи песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А в саду дерево цветёт» | ||
63 | Юность-Зрелость | 2 | Лирические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ой, у вишневом, у саду» | ||
64 | Юность-Зрелость | 2 | Лирические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | Соберёмтесь-ка, девки в круг» | ||
65 | Юность-Зрелость | 2 | Плясовые, частушки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Черноморец идёт» «По канавке росла травка» | ||
66 | Заключи-тельный урок | 2 | Подведение итогов | Повторение пройден-ного | Чаепитие, вручение грамот, игры |
Лист коррекции
Урок | Дата переноса | Причина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_5_класс
Рабочая программа по фольклору 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_6_класс
Рабочая программа по фольклору 6 класс...
Аннотация к программе по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Аннотация к программе...