Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
рабочая программа

Рабочая программа Родничок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rodnichok_.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №61

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

Прокол № ___ от «____»_______2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

ИО директора ГБОУ гимназия №61

_____________Н. С. Андреева

Приказ №_____ от _______2024г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 По внеурочной деятельности

 «Возрождая традиции России»

Составитель:

Соболева Наталья Сргеевна

           

                        Концертмейстер:

                Фёдоров Вячеслав Александрович

                   

                   СОГЛАСОВАНО

                Заместитель директора по ВР

       Юрчик А. Е.«____»________2024 г.

Санкт-Петербург

2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                            к программе  «Возрождая традиции России»

                                                    для фольклорного ансамбля

Рабочая программа по фольклору для ансамбля «Родничок» разработана на основе авторской   программы      «Возрождая   традиции   России»,   напечатанной   в   сборнике «Возрождая  традиции  России»  Северо-Западного  отделения  Российской  Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г.  Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Тип программы – дополнительное образование

Направленность программы – духовно-нравственная

Срок освоения – 1 год

 Форма организации учебных занятий – практические занятия  (групповые, индивидуально-групповые)

Занятия проходят в фольклорном кабинете в виде русской горницы, это создаёт неповторимую творческую атмосферу для освоения  песенных  русских традиций.

В коллективе от 12 до 16 человек, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном ансамбле.

Отличительной особенностью данной программы является обучение вокальному песенному искусству, приближенному к подлинно фольклорному исполнению.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых  видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.

Цели и задачи учебного предмета фольклорный ансамбль

Обучающие :

  • познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
  • познакомить с различными жанрами и стилями музыкального фольклора;
  • научить различать и исполнять песни на региональном диалекте;
  • научить слушать и исполнять народные песни, игры, бытовые народные танцы;
  • научить играть на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки)

Развивающие :

     способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих    способностей.

  • развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
  • способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
  • развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
  • способствовать   развитию   и  укреплению   дыхательной   системы,   формированию певческого дыхания;
  • способствовать   формированию   у   детей   понимания   синкретичности   природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
  • способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
  • развивать координацию слуха и ритма;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре,
  • воспитания чувства патриотизма, любви к Родине и её традициям.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь к Отечеству, родной природе, родному языку

-уважительное отношение к национальной традиционной музыке

-уважение к старшему поколению, истории страны

-умение работать в коллективе, взаимовыручка

-прививать интерес к искусству, народному творчеству, народной песне

-воспитывать нравственные ценности , духовно обогащающие личность.


Требования компетенции

В результате творческих занятий ансамбля и выступлений разного уровня-в гимназии, на городских и международных фольклорных праздниках, смотрах, фестивалях, перед школьниками из других стран -  ребята учатся

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • организации самостоятельного   художественного творчества:
  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

  • накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности, гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
  3. Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  4. Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  5. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
  6. Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
  7. Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
  8. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
  9. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
  10. Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
  11. Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
  12. Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
  13.  Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских
  14. сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
  15. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
  16. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
  17. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
  18. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
  19. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
  20. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2       (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
  21. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
  22. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
  23. Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
  24. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.
  25. В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
  26. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
  27. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
  28. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004

 

Календарно - тематическое планирование

  к  программе фольклорного ансамбля «Родничок»

 «Возрождая традиции России»

Внеурочная деятельность

 

Название

темы

Кол-во часов

Дата

Основные

вопросы при изучении темы

Тип урока

Ключевые компоненты

План

Факт

1

Вводный урок.  

2

День Знаний

Урок

повторения

материала,

выступле-ние в Гимназии Гигимгимназии

«Очень много Родничков»

 «Славны были наши деды»

2

Величания

2

 Прославления героев, именинников, новобрачных.

Урок

изучения

нового

материала

«Многая лета»

«Лебедин мой»

«А кто у нас удалой»

«Наши буйные головки преклоняются»

«У нас Настенька, что цветочек»

 

3

Младенчест-во

2

-

Колыбельные

Урок

изучения

нового

материала

Бабай, Сон, Угомон

Кот-Баюн, Дрёма.

«Сидит         Дрёма»-игровой хоровод.

4

Младенчество

2

Пестушки, потешки,

Урок

изучения

нового

материала

«Потягушечки», «Коза рогатая» ,«Ехал пан», «Прянична доска» -подвижная игра.

5

Детство

2

Докучные сказки,

 Небылицы

скороговорки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

 «На дворе мочало», «Уж и где же это видано»,

«Вдоль    по    улице молодчик    идёт» р.н.песня .

6

Детство

2

Заклички

Детские игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Тетёра», «Как у дяди Трифона», «Калечина-малечина»

7

Детство

2

Скороговорки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Дед Данила»

«Барашеньки»

8

Детство

2

Дразнилки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Андрей-воробей»

9

Детство

2

Загадки в песнях

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Что растёт без коренья?»

10

Детство

2

Потешки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Лиса рожью шла»

11

Детство

2

Игры с жеребьёвыми сговорками

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Золотые ворота»

12

Детство

2

Голосянки, молчанки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А станем-ка мы ,братцы»

13

Детство

2

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

 « Тетёра шла»

«Прянична доска»

«Дрёма»

14

Отрочество

2

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А мы просо сеяли»

«Я рассею своё горе»

15

Отрочество

2

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Со вьном я хожу»

«Как сеют мак»

«Лён , мой лён»

16

Отрочество

2

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Где купался, Иванушка?»

«Колечко, колечко»

17

Отрочество

2

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Чёрный баран»

«Я качу золото кольцо»

18

Отрочество

2

Игровые песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Я ли, я ли, селезень»

«Пойду млада»

19

Отрочество

2

Песни-диалоги

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Где ты был, мой чёрный баран?»

«Бояре, а мы к вам пришли»

20

Отрочество

2

Песни о животных

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Была у нас Дуня»

«Бабушка, купим курочку»

21

Отрочество

2

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А мы ходим-походим, колядовщички»

22

Отрочество, юность

2

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Уж я сяду на порог»

23

Юность

2

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Богатые мужички»

24

Юность

2

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Коляда-маляда, отворяй ворота»

25

Юность

2

Христославления

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Рождество Христово, ангел прилетел»

26

Юность

2

Христославления

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Небо и земля»

27

Юность

2

Христославления

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Святая ночь»

28

Юность

2

Святочные игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Шла коза дорогою»

29

Юность

2

Святочные игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Дударь-дударище»

30

Юность

2

Святочные игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Бабка-Ёжка»

31

Юность

2

Парно-бытовые танцы

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Во саду ли»

32

Юность

2

Парно-бытовые танцы

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Марийская полька»

33

Юность

2

Подблюдные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Уж как на небе солнцу красному слава»

34

Юность

2

Подблюдные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Стоят санки у лесенки»

35

Юность

2

Свадебные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Уж сад во дворе»

36

Юность

2

Свадебные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Уж ты, Настя настенька»

37

Юность

2

Свадебные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Мы думали, дружки ехали»

38

Юность

2

Свадебные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Чарочка моя»

39

Юность

2

Рекрутские

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Прошли часы, прошли минуты, когда с друзьями я гулял»

40

Юность

2

Рекрутские

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Полетай-ка, стрела»

41

Юность

2

Масленичные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А мы Масленицу встречали»

«Мы давно блинов не ели»

 «Запрягу я воробья»

42

Юность

2

Масленичнык

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Пойду млада я на рыночек, на широкую Масленицу»

«Ты прощай, наша Масленица»

43

Зрелость

2

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ксения Блаженная»

44

Зрелость

2

Духовные стихи»

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Княже Александре»

45

Зрелость

2

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Я умом ходила в город Вифлеем»

46

Зрелость

2

Духовные стихи»

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Как по Божией Горе»

47

Зрелость

2

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Если тебя неудача постигла»

48

Зрелость

2

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Нам весну гукать»

49

Зрелость

2

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Жаворонушки»

50

Зрелость

2

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ой, кулики»

51

Зрелость

2

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ой, весна, весна»

52

Юность-Зрелость

2

Традиционные парно-бытовые танцы, кадрили

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Краковяк»

«Метелица»

53

Юность-Зрелость

2

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Там поклоннички идут»

54

Юность-Зрелость

2

Пасхальные песнопения, игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Христос воскрёс, Сыне Божий»

55

Юность-Зрелость

2

Исторические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Славны были наши деды»

56

Юность-Зрелость

2

Исторические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Было дело под Полтавой»

57

Юность-Зрелость

2

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Когда мы были на войне

58

Юность-Зрелость

2

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Всадники-други»

59

Юность-Зрелость

2

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Милосердная сестра»

60

Юность-Зрелость

2

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Солдатушки, бравы ребятушки»

61

Юность-Зрелость

2

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Если хочешь быть военным»

«Держись, браток»

62

Юность-Зрелость

2

Казачьи песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А в саду дерево цветёт»

63

Юность-Зрелость

2

Лирические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ой, у вишневом, у саду»

64

Юность-Зрелость

2

Лирические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

Соберёмтесь-ка, девки в круг»

65

Юность-Зрелость

2

Плясовые, частушки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Черноморец идёт»

 «По канавке росла травка»

66

Заключи-тельный урок

2

Подведение итогов

Повторение пройден-ного

Чаепитие, вручение грамот, игры

Лист коррекции

Урок

Дата переноса

Причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...