Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_5_класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по фольклору 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_folkloru_5_klass_.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 61
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Прокол № ___ от «____»_______2024 г. | УТВЕРЖДАЮ ИО директора ГБОУ гимназия №61 _____________Н. С. Андреева Приказ №_____ от _______2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность
«Возрождая традиции России»
(русский фольклор)
5–а, б, в, г класс
Составитель: Соболева Наталья Сергеевна СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
Юрчик А. Е.
__________
«____»________2024 г
Санкт-Петербург
2024-2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по фольклору для 5-х классов разработана на основе авторской программы «Возрождая традиции России», напечатанной в сборнике «Возрождая традиции России» Северо-Западного отделения Российской Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня
Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.
Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности
Направленность – духовно-нравственная
Формы и методы проведения учебных занятий- 1) урок-беседа и практическое освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).
Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:
- познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
- познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
- научить различать жанры песенного фольклора;
- научить слушать и исполнять народную песню.
Развитие творческих способностей:
Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.
- способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
- развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
- способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
- развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
- способствовать развитию и укреплению дыхательной системы, формированию певческого дыхания;
- способствовать формированию у детей понимания синкретичности природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
- способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
- развивать координацию слуха и ритма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре
.
Воспитательные цели и задачи курса:
- воспитать уважительное отношение к народной культуре;
- воспитать бережное отношение к родной природе;
- привить навыки общения в коллективе;
- способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;
- воспитать интерес к творчеству;
- воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету
«Фольклор» -5 класс (внеурочная деятельность)
Требования к знаниям
В результате изучения фольклора обучающийся должен знать/понимать:
- праздники календарного круга
- традиционные обряды и обычаи
- тексты песен, закличек, колядок, частушек
- основные движения народной хореографии
- основные ритуалы народного праздника
- элементы народных театральных представлений
Требования к умениям
В результате изучения фольклора обучающийся должен уметь
- самостоятельно завести игру, хоровод
- участвовать в народных театрализованных сценках
- исполнять народные песни
- правильно и чисто интонировать
- петь без музыкального сопровождения
- петь с музыкальным сопровождением
- играть на простейших народных инструментах
У учеников должны быть сформированы:
- коммуникативные навыки работы в группе
- уважение к традициям своего народа
Требования компетенции
-развитие индивидуальности каждого ученика
-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности
-формирование этнической, культурной компетентности
-формирование чувства патриотизма
-понимание системы ценности традиций своего народа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
- Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
- Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
- Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
- Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
- Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
- Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
- Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
- Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
- Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
- Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
- Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2 (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
- Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
- Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
- Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
- Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост. В. Ж. Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
- Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
- Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
- Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Раздел программы | Тема урока | |
План | Факт | |||
1 | Вводный урок | Фольклор и народная культура. Знакомство с русской избой. | ||
2 | Мир народных ремесел. | Земледельческие обряды - жатва. | ||
3 | Христианская вера на Руси Древние верования восточных славян | Семён день -первая встреча осени. | ||
4 | «Рождество Богородицы» вторая встреча осени | |||
5 | «Воздвижение»-третья встреча осени | |||
6 | Народные игры | Игровые хороводы, подвижные игры | ||
7 | Посиделки будничные и праздничные. | |||
8 | Фольклорный праздник | Традиционные осенние посиделки | ||
9 | Мир народных ремесел. | Кузьминки – первый зимний праздник. | ||
10 | Приход зимы по народным представлениям и приметам. | |||
11 | Христианская вера на Руси Древние верования восточных славян | Святочная обрядность, типы колядок | ||
12 | Святочное ряженье. Вождение козы-пожелание хорошего урожая | |||
13 | Мир народных ремесел. | Мир комических персонажей ряженья - «Старик и старуха» .Мир персонажей ряженья- «Цыган и медведь» | ||
14 | Народные игры | Праздник «Рождества Христова» - церковная и народная традиции. | ||
15 | Фольклорный праздник | Обряд колядования и традиционные святочные посиделки | ||
16 | Христианская вера на Руси | День памяти младенцев, Иродом убиенных. | ||
17 | Праздник Крещения в церковной и народной традиции | |||
18 | День «Афанасия -ломоноса». Русские сказки. | |||
19 | Древние верования восточных славян | Названия дней масленичной недели. Понедельник -Встреча масленицы. Вторник-Заигрыш | ||
20 | Народные игры | Среда -Лакомка.Четверг-Широкйй разгул. Пятница –Тёщины вечёрки. Суббота-Золовкины посиделки. | ||
21 | Мир народных ремесел. | Языческий обряд сжигания чучела Масленицы, Православный обряд прощённого дня. Народный театр | ||
22 | Фольклорный праздник | Встреча Масленицы -проводы зимы | ||
23 | Древние верования восточных славян | Церковные и народные представления о великом посте | ||
24 | «Евдокия-весновка»-первая встреча весны -Обряд закликания. | |||
25 | «День сорока мучеников»- вторая встреча весны. Обряды, приметы. | |||
26 | «Благовещение» - третья встреча весны. Обряд птиц на волю отпущенья. | |||
27 | Христианская вера на Руси | Вербная неделя | ||
28 | Светлое Христово Воскресение - церковная и народная обрядность. | |||
29 | Народные игры | Радоница -поминальные обряды. Красная горка –игры. Качели, хороводы. | ||
30 | Мир народных ремесел. | Егорьев день-пастуший праздник -первый выгон скота в поле | ||
31 | Христианская вера на Руси | «Вознесение» в церковной и народной традиции | ||
32 | Древние верования восточных славян | Троица -обряд завивания берёзки, Обряд кумления. | ||
33 | Фольклорный праздник | «Весенние обряды» «Даты календаря и главные народные праздники в году» | ||
34 | Заключительный урок | Значение народных традиций в жизни человека |
Лист коррекции
Урок | Дата переноса | Причина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Традиции Ярославского края"
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Традиции русского народа» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_6_класс
Рабочая программа по фольклору 6 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Рабочая программа Родничок...
Аннотация к программе по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Аннотация к программе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура и традиции современных государств"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и традиции современных государств»...