Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_6_класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по фольклору 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_folkloru_6_klass_.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №61
Выборгского района Санкт-Петербурга
____________________________________________________________________
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Прокол № ___ от «____»_______2024 г. | УТВЕРЖДАЮ ИО директора ГБОУ гимназия №61 _____________Н. С. Андреева Приказ №_____ от _______2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность
«Возрождая традиции России»
(русский фольклор)
6–а, б, в, г класс
Составитель: Соболева Наталья Сергеевна
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР Юрчик А. Е.. __________ «____»________2024 г. |
Санкт-Петербург
2024-2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе
«Возрождая традиции России»
Рабочая программа по фольклору для 6-х классов разработана на основе авторской программы «Возрождая традиции России», напечатанной в сборнике «Возрождая традиции России» Северо-Западного отделения Российской Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня
Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.
Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности
Направленность – духовно-нравственная
Формы и методы проведения учебных занятий- 1) урок-беседа и практическое освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).
Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:
- познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
- познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
- научить различать жанры песенного фольклора;
- научить слушать и исполнять народную песню.
Развитие творческих способностей:
Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.
- способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
- развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
- способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
- развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
- способствовать развитию и укреплению дыхательной системы, формированию певческого дыхания;
- способствовать формированию у детей понимания синкретичности природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
- способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
- развивать координацию слуха и ритма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре
.
Воспитательные цели и задачи курса:
воспитать уважительное отношение к народной культуре;
воспитать бережное отношение к семейным ценностям;
привить навыки общения в коллективе;
способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;
воспитать интерес к творчеству;
воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету
«Фольклор» -6 класс (внеурочная деятельность)
Требования к знаниям
В результате изучения фольклора обучающийся должен
знать/понимать:
праздники календарного круга, семейные
традиционные обряды и обычаи
тексты песен, игр.
основные движения народной хореографии
основные ритуалы народного праздника
элементы народных театральных представлений
Требования к умениям
В результате изучения фольклора обучающийся должен
Уметь
самостоятельно завести игру, хоровод
участвовать в народных театрализованных сценках
исполнять народные песни
правильно и чисто интонировать
петь без музыкального сопровождения
петь с музыкальным сопровождением
играть на простейших народных инструментах
у учеников должны быть сформированы:
коммуникативные навыки работы в группе
уважение к традициям своего народа
Требования компетенции
-развитие индивидуальности каждого ученика
-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности
-формирование этнической, культурной компетентности
-формирование чувства патриотизма
-понимание ценности традиций своего народа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
- Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
- Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
- Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
- Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
- Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
- Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
- Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
12 Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских
сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
- Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2 (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.
В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004
Календарно - тематическое планирование
к дополнительной образовательной программе
«Возрождая традиции России»
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы при изучении темы | Ключевые компоненты | ||
План | Факт | ||||||
1 | Вводный урок | 1 | Фольклор и народная культура. Знакомство с обычаями и бытом русского народа. | Рукотворное и нерукотворное творчество. | |||
2 | МладенчествоРодильный обряд. | 1 | Обряды связанные с началом жизни человека. | Знать: народные обереги для младенцев. | |||
3 | Наделение младенца именем. | 1 | Христианские имена и их значения. | Знать: христианские имена. | |||
4 | Колыбельные песни. Кот – Баюн. | 1 | Мифические персонажи в колыбельных песнях. | Песня: «Бай-побай, моя детинушка.» | |||
5 | Колыбельные песни. Бабай. | 1 | Колыбельные песни, содержащие напутственные слова матери ребёнку. | Знать: Мифологических персонажей, используемых в колыбельных песнях. Песня: «Бай- побай, моя детинушка» | |||
6 | Пестушки. | 1 | Поэзия пестования. Роль пестушек и потешек в жизни ребёнка.
| Знать: Примеры пестушек и потешек. | |||
7 | Дразнилки | 1 | Дразнилки, как способ общения между детьми. | Знать: Примеры дразнилок. | |||
8 | Скороговорки. | 1 | Примеры скороговорок и их назначение. | Исполнение песен, хороводов. Знать: примеры скороговорок. Песня : «Как на горе, горе» | |||
9 | Считалки. | 1 | Примеры считалок. Игры со считалками. | Исполнение песен, хороводов. Игра «Как у деда Трифона». Игра на народных инструментах. Угощение пирогами и сладостями. | |||
10 | Раздел 2 «Детство» Детские игровые песни. | 1 | Игра как начальный этап общения ребёнка с окружающим миром. | Песня « У наших ворот, у новых, у широких» | |||
11 | Сказки бытовые. | 1 | Бытовые сказки, как отражение мира. | Знать: Примеры бытовых сказок. Постановка спектакля. Сказка «Горшок» | |||
12 | Сказки о животных. | 1 | Содержание сказок про животных и их идейный смысл. | Песня-сказка « Как у нашего соседа» | |||
13 | Волшебные сказки. | 1 | Содержание волшебных сказок и их идейный смысл. | Сказка «Скрипач в аду» Постановка спектакля. Повторение песен. | |||
14 | Страшилки. | 1 | Сказки- страшилки. Содержание, персонажи и назначение. | Cтрашилки-Антистрашилки | |||
15 | Фольклорный праздник | 1 | Постановка спектакля. | Повторение песен « Как у наших ворот», « Как у нашего соседа» Игра « Золотые ворота» Игра на народных инструментах. Угощение пирогами. | |||
16 | Раздел 3 «Юность и Зрелость» Свадебный обряд. | 1 | Сватовство. Смотрины невесты. «Рукобитие». | Игра « Бояре, а мы к вам пришли». Песня «Ой, сад во дворе» | |||
17 | Свадебный обряд. | 1 | Девичник. Расплетение косы. Прощание с красотой. Плачи, причитания. | Плач подружек «Расплетай, Дуня, русу косаньку» | |||
18 | Свадебный обряд. | 1 | Приговоры дружки.Выкуп невесты. | Корильные песни Свадебная игра «Розочка алая» | |||
19 | Венчание, свадебный пир | 1 | Величальные песни. | «А кто у нас лебёдушка», «По лужкам трава расстилается» | |||
20 | Рекрутские песни | 1 | Провожание парней в рекруты | Прослушивание рекрутских плачей и песен. | |||
21 | Солдатские песни. | 1 | Содержание и особенности солдатских песен. | Песня « Солдатушки, бравы ребятушки» | |||
22 | Легенды Предания | 1 1 | Легенды и предания древней Руси | «Чудо на мельнице», «Касьян и Никола» «Взятие Орешка» «Смерть Олега» | |||
23 | Частушки | 1 | Манера исполнения частушек в разных регионах. | Знать: примеры частушек | |||
24 | Хороводы. Заклички. | 1 1 | Хороводы. Виды хороводов Заклички. – обращение славян к солнцу, птицам. | Знать:разные виды хороводов,»Сидит Дрёма» Примеры закличек. « «Солнышко, появись» |
25 | Былины | 1 | Происхождение и особенности жанра былин. | Знать: примеры былин: Святогор и тяга земная и Как поехал Добрыня | ||
26 | Духовные стихи. | 1 | Содержание духовных стихов. «Голубиная» книга | Песня « Житейское море» | ||
27 | Исторические песни. | 1 | Историческая песня как важный жанр русской песни. | Повторение песни « Как поехал добрыня» | ||
28 | Трудовые артельные песни. | 1 | Содержание трудовых и артельных песен. Их применение. | Знать: примеры трудовых, артельных песен. Песня « Раз, два – взяли» | ||
29 | Лирические песни. | 1 | Лирические песни в быту русского человека. | Знать: примеры лирических песен. Повторение песен: | ||
30 | Фольклорный праздник | 1 | Фольклорный праздник | Исполнение песен, игр. Игра на народных инструментах. | ||
31 | Заключительный урок. | 1 | Подведение итогов пройденного. | Повторение песен, игр. Чаепитие. |
Лист коррекции
Урок | Дата переноса | Причина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Традиции Ярославского края"
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Традиции русского народа» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_5_класс
Рабочая программа по фольклору 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Рабочая программа Родничок...
Аннотация к программе по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Аннотация к программе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура и традиции современных государств"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и традиции современных государств»...