Программа кружка "Волшебная палитра"
рабочая программа (7 класс)
Программа “Волшебная палитра” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся 7 класса и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству направления декоративно – прикладное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra_2020-21.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей 13-16 лет)
Срок реализации 1 год.
Программа “Волшебная палитра” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся 7 класса и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству направления декоративно – прикладное.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся об истории происхождения различных видов ремесел декоративно- прикладного искусства, овладение начальными профессиональными умениями: различными приемами росписи и декорирования, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-16 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .
Программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 20 человек.
Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
- эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного и декоративно- прикладного искусства может каждый ребёнок.
Обучающиеся должны знать:
- виды декоративно-прикладного искусства, основные сведения о народных
- художественных промыслах и их характерных особенностях;
- выразительные средства композиции;
- основы построения орнаментов (в круге, квадрате, ромбе, овале и т.д.)
- приемы выполнения эскизов и подготовительных рисунков;
- виды и свойства красок и других материалов, применяемых в семикаракорской росписи;
- применяемый инструмент, приемы его использования;
- основные приёмы семикаракорской росписи и типовые композиции для различных изделий;
- требования к качеству выполнения художественной росписи и отделки художественных изделий;
- требование безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- создавать эскизы для росписи с использованием основных законов цветоведения и композиции;
- использовать основные приёмы создания декоративных композиций;
- стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;
- владеть различными приёмами выполнения художественной росписи;
- пользоваться инструментами и материалами для художественной росписи;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства.
Содержание программы курса
Занятие 1. Вводное занятие. Правила ТБ. Художественный язык изобразительного искусства. Основы цветоведения.
Теоретическая часть. Внутренний распорядок работы в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности. Художественный язык изобразительного искусства. Основы цветоведения. Основные, составные, дополнительные и родственные цвета. Тёплые и холодные цвета. Основы цветоведения. Гармоничные сочетания цветов. Основы изобразительного языка искусства. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Выразительные средства композиции. Статичная и динамичная композиция. Основные виды традиционной росписи по дереву у народов России. История возникновения и особенности различных видов росписи. Композиция. Орнамент. Виды орнамента.
Занятие 2. Семикаракорская роспись - роспись Донского края. История.
Теоретическая часть. История развития семикаракорского промысла.. Семикаракорская керамика: краски этого прекрасного и могучего края, местная духовная культура, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. Художники не просто изображают цветы, листики, а передают своё отношение к узорам, взятым из донской природы Особенности донской природы в семикаракорской росписи.
Занятие 3-4. Материалы и инструменты. Основные цвета, используемые в росписи. Мазок на одну сторону или мазок с тенями. Растяжка цвета.
Теоретическая часть. Инструменты, оборудование и материалы для росписи. Определенная техника мастерства - «полихромная мазковая подглазурная роспись» с использованием позолоты и металлизирования. Краски семикаракорской росписи радостные, светлые, оптимистические. Подготовка красок к работе. Состав красок, разбавление красок до нужной консистенции, смешивание красок, сочетание цвета и нахождение нужного для росписи тона, при смешивании цветов. Мазок на одну сторону или мазок с тенями. Растяжка цвета.
Практическая часть. Упражнения по растяжке цвета. Упражнение на освоение мазков семикаракорской росписи.
Занятие 5. Цветы Семикаракорской росписи. Декоративные листики и бутоны.
Теоретическая часть. Семикаракорская керамика – это еще и степная флора и фауна Художники не просто изображают цветы, листики, а передают своё отношение к узорам, взятым из донской природы, Основные элементы семикаракорской росписи: декоративные листики и бутоны
Практическая часть. Упражнения по прорисовке отдельных элементов росписи: декоративные листики и бутоны, сетки, дуги.
Занятие 6. Цветы Семикаракорской росписи. Солнушки – подсолнушки.
Теоретическая часть. Основные элементы семикаракорской росписи: солнушки – подсолнушки, клубничка, яблоко, груша.
Практическая часть. Упражнения по прорисовке отдельных элементов росписи: солнушки – подсолнушки, клубничка, яблоко, груша
Занятие 7-8. Цветочные композиции «Летние мотивы»
Практическая часть. Выполнение эскиза для росписи изделия. Составление композиции «Летние мотивы» в заданной форме.
Занятие 9-10. Натюрморты Донского края. Чайники и кружки.
Теоретическая часть. Основа Семикаракорского письма - букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке, цвет фантазийный часто дополняется сеткой, арабеской. Виды изделий - сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани - для чайников, кофейников и самоваров, а еще жанровая скульптура для сервировки хлебосольного стола.
Практическая часть. Выполнение эскиза изделия: причудливые чайники и кружки. Составление композиции в заданной форме.
Занятие 11-12. Натюрморты Донского края. Кувшин с натюрмортом.
Теоретическая часть. Использование натюрмортов в росписи семикаракорской керамики.
Практическая часть. Выполнение эскиза изделия: кувшин для молока необычной формы. Составление композиции в заданной форме.
Занятие 13-14. Натюрморты Донского края. Рыбка с рыбкой.
Теоретическая часть. Использование натюрмортов в росписи семикаракорской керамики.
Практическая часть. Выполнение эскиза изделия: тарелки в форме рыбки. Составление композиции в заданной форме и на заданную тему.
Занятие 15-16. Творческий проект «Роспись декоративной тарелки ». Составление эскиза для росписи разделочной доски.
Теоретическая часть. Творческий проект «Роспись декоративной тарелки». Цели и задачи проекта. Основные этапы. Форма защиты.
Практическая часть. Составление эскиза для росписи декоративной тарелки. Поиски композиции.
Занятие 17-18. Творческий проект «Роспись декоративной тарелки». Декоративное оформление изделия с использованием традиционных мотивов Семикаракорской росписи.
Практическая часть. Подготовка основы для росписи. Роспись авторского изделия: декоративной тарелки. Защита проекта.
Занятие 19-20. Тема казачества в семикаракорских сюжетах. Казаки и казачки.
Теоретическая часть. Особое место в семикаракорской керамике занимают сувенирные изделия, где яркими штрихами росписи передаются сюжеты на тему казачества. Отдельный вид скульптурной керамики — фигурки казачек в традиционных костюмах.
Практическая часть. Выполнение эскиза изделия: казака или казачки. Составление композиции в заданной форме.
Занятие 21-22. Сюжетные композиции. Быт и праздники казаков.
Теоретическая часть. Сюжетное изображение – из жизни, быта, традиций казаков. Различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.
Занятие 23-25.Творческий проект «Веселые гуляния». Составление эскиза для росписи разделочной доски.
Теоретическая часть. Творческий проект «Веселые гуляния». Цели и задачи проекта. Основные этапы. Форма защиты.
Практическая часть. Составление эскиза для росписи разделочной доски. Поиски композиции. Подготовка основы для росписи.
Занятие 26-27.Творческий проект «Веселые гуляния». Составление эскиза для росписи разделочной доски.
Практическая часть. Роспись авторского изделия: разделочной доски. Защита проекта.
Занятие 28-30. Творческий проект «Молочник по имени Мяу».Изготовление молочника в технике папье-маше.
Теоретическая часть. Творческий проект «Молочник по имени Мяу». Изготовление молочника в технике папье-маше. Цели и задачи проекта. Основные этапы. Форма защиты. Папье-маше: послойная технология своими руками.
Практическая часть. Поиски композиции формы молочника. Составление эскиза. Изготовление молочника в технике папье – маше.
Занятие 31-32. Творческий проект «Молочник по имени Мяу». Составление эскиза для росписи молочника.
Теоретическая часть. Оформление мультемедийной презентации проекта.
Практическая часть. Составление эскиза для росписи молочника. Поиски композиции. Оформление мультемедийной презентации проекта.
Занятие 33-34. Творческий проект «Молочник по имени Мяу». Декоративное оформление кувшина с использованием традиционных мотивов Семикаракорской росписи.
Практическая часть. Подготовка основы для росписи. Роспись авторского изделия: «Молочник по имени Мяу». Оформление мультемедийной презентации проекта.
Защита проекта.
Занятие 35. Подведение итогов года.
Викторина, деловые игры. Выставка творческих проектов.
Календарно тематическое планирование
Тема года «Семикаракорская роспись»
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | |||
план | факт | теория | практика | |||
1 | 04.09 | Вводное занятие. Правила ТБ. . Художественный язык изобразительного искусства. Основы цветоведения. | 1 | |||
2 | 11.09 | Семикаракорская роспись - роспись Донского края. История. | 1 | |||
3-4 | 18.09 25.09 | Материалы и инструменты. Основные цвета, используемые в росписи. Мазок на одну сторону или мазок с тенями. Растяжка цвета. | 1 | 1 | ||
5 | 02.10 | Цветы Семикаракорской росписи. Декоративные листики и бутоны. | 1 | |||
6 | 09.10 | Цветы Семикаракорской росписи. Солнушки – подсолнушки. | 1 | |||
7-8 | 16.10 23.10 | Цветочные композиции «Летние мотивы» | 2 | |||
9-10 | 30.10 13.11 | Натюрморты Донского края. Чайники и кружки. | 2 | |||
11-12 | 20.11 27.11 | Натюрморты Донского края. Кувшин с натюрмортом. | 2 | |||
13-14 | 04.12 11.12 | Натюрморты Донского края. Рыбка с рыбкой. | 2 | |||
15-16 | 18.12 25.12 | Творческий проект «Роспись декоративной тарелки». Составление эскиза для росписи декоративной тарелки. | 1 | 1 | ||
17-18 | 15.01 22.01 | Творческий проект «Роспись декоративной тарелки». Декоративное оформление изделия с использованием традиционных мотивов Семикаракорской росписи. | 2 | |||
19-20 | 29.01 05.02 | Тема казачества в Семикаракорских сюжетах. Казаки и казачки. | 1 | 1 | ||
21-22 | 12.02 19.02 | Сюжетные композиции. Быт и праздники казаков. | 1 | 1 | ||
23-25 | 26.02 05.03 12.03 | Творческий проект «Веселые гуляния». Составление эскиза для росписи разделочной доски. | 1 | 2 | ||
26-27 | 19.03 02.04 | Творческий проект «Веселые гуляния». Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных мотивов Семикаракорской росписи. | 2 | |||
28-30 | 09.04 16.04 23.04 | Творческий проект «Молочник по имени Мяу». Изготовление молочника в технике папье-маше. | 1 | 2 | ||
31-32 | 28.04 07.05 | Творческий проект «Молочник по имени Мяу». Составление эскиза для росписи молочника. | 2 | |||
33-34 | 14.05 21.05 | Творческий проект «Молочник по имени Мяу». Декоративное оформление кувшина с использованием традиционных мотивов Семикаракорской росписи. | 2 | |||
35 | 28.05 | Подведение итогов года | 1 | |||
Итого | 8 | 27 | ||||
35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая образовательная программа "Волшебная палитра"
Программа содержит разделы по изучению основ изобразительной грамоты, композиции, цветоведеня, формообразования, лепки....
ПРОГРАММА КРУЖКА "ПАЛИТРА"
Данная программа составлена на основе опыта работы с дошкольниками 5-7 лет в системе дополнительного образования. Программа реализуется в художественно-эстетической направленности с элементами к...
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
Программа "ИЗО Палитра"
Программа разработана для работы с детьми с 7 до 15 лет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в том, что в настоящее время основной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жиз...
Программа изостудии "Палитра" ознакомительный уровень
Программа изостудии " Палитра " МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск ознакомительный уровень...
Программа изостудии "Палитра" базовый уровень
Программа изостудии " Палитра" МБОУ ДО ДюЦ г.Ейск базовый уровень...