Программа изостудии "Палитра" ознакомительный уровень
рабочая программа

Лавренко Тамара Михайловна

Программа изостудии " Палитра " МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск  ознакомительный уровень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального  образования    Ейский  район

Принята на заседании

Педагогического совета                            от « __ » _______ 2020 г.

Протокол № __

                   Утверждаю

           Директор МБОУ ДО ДЮЦ

            ___________    Е.В.Горбик

        от « __ » _______   2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

объединение  «Палитра»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 3 месяца: 72 часа

Возрастная категория:  от  6  до   7  лет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

ID – номер Программы в Навигаторе: 1843

Лавренко Тамара Михайловна

Педагог дополнительного образования

г. Ейск

2020 год

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной

программы

Художественная направленность.

 В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие ребѐнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

Актуальность

  Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Занятия в изостудии позволяют развивать у детей не только художественные  и творческие  способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования и лепки.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают ознакомительные  знания о простейших правилах рисования и лепки,  впервые  знакомятся с основными законами цветоведения и композиции.  При традиционности направления изодеятельности на занятиях используются нетрадиционные техники рисования, такие как : оттиск, кляксография, рисование солью, клеем ПВА и т.д.

Педагогическая целесообразность

В настоящее время возникает необходимость в новом подходе к преподаванию изобразительного искусства, способная  решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения.

Отличительные особенности

  Отличительные особенности  заключаются в том,  что составляя свою программу  педагог  опирался   на  разработанные методики для  школьной программы знаменитых педагогов по изобразительному искусству  таких, как Кузин В.С. и Неменский Б.М.,  Шпикалова Т.Я.   и Калинина Т.В. , но содержание данной  программы  автор  составила  самостоятельно,  учитывая особенности преподавания  в системе  дополнительного образования,  которые  значительно отличаются от преподавания в средней школе , а так же  от преподавания в художественной школе.

 В  системе дополнительного образования  мы должны ребенка  прежде всего, заинтересовать, увлечь, чтобы каждое занятие для него было как праздник, на который ребенок  идет с большим удовольствием  и  радостным настроением

Адресат программы

Дети в возрасте 6 -7 лет.

Язык преподавания

Русский

Уровень программы

ознакомительный

Объем

72 часа

Сроки

3  месяца

Формы обучения

очная

Режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия.      Продолжительность занятия 30 минут перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Особенности организации образовательного процесса

Принцип набора в  изостудию  свободный, без предварительной подготовки, посещающие детский сад и свободные от детских учреждений.

Главный критерий  при  наборе желание  ребенка  любить  рисовать. Количество обучающихся в группе – не менее 15 человек, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. Программа ознакомительного уровня служит основанием  для базового  уровня  программ данного педагога.

Цель

 Создание необходимых условий для приобщения каждого ребенка  к основам изобразительного искусства.

Задачи программы

образовательные (предметные): развивать художественный вкус, чувство гармонии, творческую активность детей, знакомить с различными видами  изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

 личностные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

метапредметные: развитие мотивации к изобразительному виду деятельности,

потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Педагогические технологии

Личностно-ориентированные технологии

- введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;

- формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и развитие  творческих способностей;

-  использование метода  как  «ситуации успеха»;

-  использование методики разноуровневого подхода.

Технологии индивидуализации обучения

- способ организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка

- выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение индивидуальности)

- существование индивидуально – специфических форм усвоения учебного материала.

Игровые технологии

 Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

Информационно – коммуникационные технологии

Применение инноваций трудно представить без технологии мультимедиа:

- телевизор,

- компьютер

- гаджеты

Здоровьесберегающие технологии

- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки,  соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью)

- физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз)

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Знакомство с красками.

28

7

21

Мини-выставка

3.

Рисование растений.

24

6

18

Мини-выставка

4.

Рисование насекомых.

16

4

12

Мини-выставка

5.

Итоговое занятие.

2

1

1

Выставка

 «Наш вернисаж»

Всего:

72

19

53

Содержание  программы

1.Вводное занятие (2 ч.).

 Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты. Ознакомление  с программой, расписанием  занятий. Цели и задачи. Правила поведения и техника безопасности в ДЮЦ. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте,  работа с инструментами (кисточками, красками и т. д.).

Практика. Рисунок фломастером «Солнышко лучистое». Тестирование по рисунку о способностях детей к рисованию.

2.Знакомство с красками (28 ч.)

Теория. Знакомство в игровой и сказочной форме  с изобразительными  материалами: акварель, гуашь, восковые мелки, простой карандаш, пластилин. Создать условия для экспериментирования с новыми для детей средствами художественного изображения. Познакомить с понятиями «основные и дополнительные  цвета». Развивать чувство гармонии и ритма. Формировать умения получать удовольствие от работы. Посредством лепки развивать тактильные  ощущения и мелкую моторику.

 Практика. Закреплять в практической работе элементарные навыки обращения с кистью, ухода за красками,  организации и уборки рабочего места. Учить рисовать карандашом и кистью разные по длине и ширине вертикальные, наклонные, волнистые  линии, точки-капельки, окружности. Закрепить навык правильно, свободно держать карандаш, выполнять им штрихи. При работе пластилином научить приемам скатывания, раскатывания, прижимание, размазывание.

3.Рисование растений (24 ч.)

Теория. Познакомить детей  с нетрадиционными техниками: оттиск, тычкование, работа по трафарету. Развивать мелкую моторику рук.

Вызвать у детей интерес к лепке как виду изобразительной деятельности, позволяющему создавать объёмные изображения. Вызывать у детей чувство радости от плодов своего труда.

Практика. Научить детей создавать ритмические композиции,  закрепить умение рисовать карандашом листья, веточки, ствол и крону дерева. Учить методом «отпечатка»  изображать листья, подбирая теплые цвета, развивать чувство  ритма и цвета. Учить технике рисования «тычок», заканчивая изображение, располагать изображение в ограниченной  плоскости.  При лепке овощей и фруктов  формировать умения раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

4.Рисование насекомых (16 ч).

Теория. Через простейшее строение тел  насекомых учить детей передавать форму предмета на плоскости ,используя геометрические фигуры : окружность, овал, прямоугольник. Учить задумывать содержание  своего рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в  рисовании красками. Знакомство детей с жанром живописи – пейзажем, помочь увидеть красоту осенней природы. Познакомить с основами линейной перспективы. Развивать чувства композиции. Вызывать у детей интерес к пластилину как художественному материалу, продолжать знакомство с его свойствами.

Практика. Учить детей лепить , рисовать  карандашом и красками разных  насекомых.  Закреплять умение располагать крупный  рисунок в центре  листа. При рисовании пейзажа  научить рисовать линию горизонта, показать детям, что вблизи  предметы крупнее, а вдали меньше. Учить детей передавать в рисунке эмоциональный, выразительный образ божьей коровки, жука, улитки, стрекозы и бабочки при помощи  цвета.

5.Итоговое занятие (2 ч.)

 Выставка детских работ на стенде «Наш вернисаж».

        Критерии и индикаторы  эффективности реализации программы:

Предметные:

- сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;

- развитая функция произвольного поведения;

- овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты).

Личностные:

- сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать);

Метапредметные:

- сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность  понимать поставленную задачу и искать пути ее решения);

- развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.)

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график программы

Календарный учебный график программы.

Занятия начинаются с  сентября, заканчиваются в конце ноября.

График занятий: 3 раза в неделю, 2 занятия по 30 минут.

Сроки контрольных процедур:

сентябрь – входной контроль

октябрь –   промежуточная аттестация

ноябрь  -    итоговая аттестация

2.2. Условия реализации программы.

Показатель

Требования

материально-техническое обеспечение –  характеристика

возможности для занятий по программе

Для реализации программы необходима Сеть Интернет, компьютер,  гаджеты

перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимые для реализации программы

 Материалы для педагога:

- дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, карточки, образцы, схемы, шаблоны, трафареты)

- альбомы, фотографии лучших работ;

- конспекты занятий;

- фильмотека (мультфильмы, слайд-шоу)

Материалы  для детей:

- бумага для акварели А3

- цветной картон  А3,А 4

- краски гуашь  12 цветов

- краски акварельные 18 цветов

- кисти круглые и плоские разных размеров

- палитра школьная

- баночка для воды «непроливайка»

- влажные салфетки (тряпочки)

- пластилин, стеки

- карандаши простые, ластики

- фломастеры

информационное обеспечение

Ноутбук, Интернет, гаджеты

кадровое обеспечение

Программу реализует педагог, имеющий  высшую квалификационную  категорию

2.3. Формы аттестации.

  • Мини-выставки по заданным темам. Оценочные  таблицы  освоения программы.
  • Итоговая выставка на стенде «Наш вернисаж»

2.4. Оценочные материалы.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу ознакомительного уровня,  могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.

2.5.Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные: 

-  сформированность  эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-  сформированность  эстетических потребностей, ценностей  и чувств  в общении с искусством, природой и окружающим  миром;

-  сформированность  потребностей  к самостоятельной  практической  творческой  деятельности;

Метапредметные

-  освоение начальных форм познавательной и личностной творческой деятельности;

- освоение способов решения  проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- умение рационально строить самостоятельную  творческую деятельность, умение  организовать  свое  рабочее пространство;


Предметные результаты

- овладение  практическими умениями  и навыками в художественной деятельности (рисунке, живописи);

- способность использовать в художественно - творческой  деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- способность передавать в художественно – творческой  деятельности характер,  и эмоциональные состояния и свое отношение  к природе, человеку, обществу.


2.5.  Методические материалы.

Критерий

Реализация

Методы  обучения и воспитания

Методы  обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения:

объяснительно - иллюстративный метод; словесный : беседа,  стихи, загадки,  рассказ;  наглядный:  рассматривание подлинных изделий, игрушек, муляжей, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, мультфильмов и других наглядных пособий;

 практический: самостоятельная работа детей;

репродуктивный  метод :комментированное  рисование, пояснение;

метод проблемного изложения  (обучаемым предлагается  самостоятельная  работа на сюжетную композицию, например,  иллюстрации к  сказкам).

частично-поисковый метод 

исследовательский  метод  (обучаемые  рисуют на «свободную тему»)

эвристический (развитие находчивости и активности).

Используемые технологии

- личностно - ориентированные технологии,

- технологии индивидуализации обучения,

- технология игровой деятельности,

- информационно – коммуникационные  технологии,

- здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебного занятия

Для обучаемых ознакомительного  уровня программы проводятся:

-  занятие – сказки (рассказываем и придумываем  с детьми разные  сказки и истории);

-  занятия - путешествия (детская фантазия уносит нас в разные дали);

-  занятия - викторины (загадки, ребусы, кроссворды) ;

- занятия - игра, на которых используются сюжетно- ролевые элементы игры.

Тематика и формы методических материалов по программе

Программа обеспечена разнообразными видами  наглядной и методической продукции.  Дидактические материалы  используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Почти все занятия проходят под музыкальное  сопровождение. Просмотр слайд-шоу или мультфильмов, соответствующих  теме занятия, вызывают  эмоциональный, позитивный   настрой  и  дают положительный конечный  результат  детских работ.

Дидактические материалы

Плакаты и рисунки педагога, таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.

Алгоритм учебного занятия

   План проведения занятия предполагает следующие этапы:

- беседа для восприятия нового материала;

- изучение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- практическая  часть: самостоятельная работа детей;

- физминутки, дыхательные гимнастики и др.

- рефлексия

- подведение итогов  в форме мини-выставки

Список литературы.

Литература для педагога:

1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса.- Самара. Издательский дом «Федоров», 2014.

2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 1 класс. По программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и труд».- Москва: «Вако», 2018.

3. Додсон Б.  Рисование по воображению  ( пер. с  англ. Л.Г.Третьяк) – Минск: Попурри, 2016.

4. Мениль, Сабина Дю; Гросстет Шарлота.20 знаменитых шедевров для детей. Иллюстрированная энциклопедия.  – Москва: Издательство АСТ, 2018.

5. Неменский Б.М., Неменская Л.А, Коротеева Е.И. Уроки изобразительного искусства. 1- 4 классы. Поурочные разработки.- Москва «Просвещение», 2019.

6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство.1- 4 классы. Сборник  рабочих программ. ФГОС – Москва «Просвещение», 2018.

7. Орлова Е.  Васнецов В.М.. (Великие русские живописцы) – М.РИПОЛ классик, 2018.

8. Оптические иллюзии: Головокружительная теория,  сногшибательная  практика. – Москва: Лабиринт Пресс, 2018.

9. Нескучное искусство. От классики до граффити. ( Серия «Вы и ваш ребенок) – СПб. :  Питер, 2017.

10. Хамм  Дж. Как рисовать животных.  (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2016

Литература для детей:

1. Ашикова С. Г.Учимся у великих художников. Альбом заданий  для 2класса.  - Самара. Издательский дом «Федоров», 2014.

2. Издание для досуга «Каляки – маляки». Для дошкольного возраста. Розовая книга для творчества.- М: НД Плэй,2017.

3. Издание для досуга «Каляки – маляки». Для дошкольного возраста. Зеленая книга для творчества.- М: НД Плэй,2017

4. Издание для досуга «Каляки – маляки». Для дошкольного возраста. Оранжевая книга для творчества.- М: НД Плэй,2017

5.Кобаченко С. Как слепить из пластилина любое животное  за 10 минут.

- Москва: Издательство «Э», 2018.

6. Колодинский Д. Откуда берутся краски? Учебно-развивающее издание для занятия взрослых с детьми.- Минск: Книжный дом, 2017.

7. Линицкий П. Рисуем человечков: пошаговый мастер-класс. – СПб.: Питер, 2017.

8.Лыкова И.А. Рельефные картины. Дидактическое пособие. - Волгоград: «Югполиграфиздат», 2015.

9. Шиманские, Виктория и Глеб. Цветная книга эмоций. Рисуем с монсиками.

- Москва: Издательство «Э», 2017.

Интернет - ресурсы:

1. http://www.umka.by/tvr/draw.html#drawother

2. http://www.mamusik.ru/show/136/79

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/08/rabochaya-programma-izostudii-radost-dlya-detey-5-7-let

4. http://sch305.mskobr.ru/files/izo-studiya_dlya_malyshej.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)

Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....

Программа Адаптированная современная пластика. Ознакомительный уровень

Программа Адаптированная современная пластика. Ознакомительный уровень...

Программа: Развитие физических данных у детей 5-8 лет Ознакомительный уровень

Программа: Развитие физических данных у детей 5-8 лет Ознакомительный уровень...

Программа: Основы спортивной акробатики для детей. Ознакомительный уровень

Программа: Основы спортивной акробатики для детей. Ознакомительный уровень...

Дополнительная общеразвивающая программа «Каратэ» (Ознакомительный уровень)

Программа составлена на основе типовой программы каратэ-до для детско-юношеских клубов физической подготовке и спортивных школ различного типа. Москва, 2003 г. (автор Литвинов С.А., президент  мо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...