Программа изостудии "Палитра" базовый уровень
рабочая программа

Лавренко Тамара Михайловна

Программа изостудии " Палитра" МБОУ ДО ДюЦ г.Ейск базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bazovyy_uroven.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального  образования    Ейский  район

Принята на заседании

Педагогического совета                            от « __ » _______ 2020 г.

Протокол № __

                   Утверждаю

           Директор МБОУ ДО ДЮЦ

            ___________    Е.В.Горбик

        от « __ » _______   2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

объединение  «Палитра»

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы:  3 года - 576 часа  

Возрастная категория:  от  5  до   14 лет

Форма обучения:  очная

Вид программы:  модифицированная

ID – номер Программы в Навигаторе:  2046

Лавренко Тамара Михайловна

Педагог дополнительного образования

г. Ейск

2020 год

2020 год

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной

программы

Художественная направленность. Рисование  является  одним из важнейших  средств  познания мира и развития  знаний  эстетического  воспитания, так как  оно связано  с самостоятельной  практической  и  творческой  деятельностью ребенка.

Актуальность

  Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуальности  личности уже на первых этапах её становления.

Новизна

Новизна заключается в комплексном содержании занятий, проводимых дистанционно. Программа основывается на обучении детей изобразительной деятельности с использованием  традиционных, нетрадиционных и современных техник  рисования

Педагогическая целесообразность

Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Отличительные особенности

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются  традиционные, нетрадиционные и современные методы и способы изодеятельности,  которые способствуют   развитию творческого потенциала  детей.

Адресат программы

Дети в возрасте 5 - 14 лет.

Язык преподавания

Русский

Уровень программы

Базовый

Объем

144 часа  -  первый  год  обучения

216 часов -  второй  год  обучения

216 часов  - третий   год  обучения

Сроки

6 месяцев учебного года -   первый год обучения

9 месяцев учебного года  -   второй  год обучения

9 месяцев учебного года  -   третий  год  обучения

Формы обучения

 Групповая форма обучения, с ярко выраженным индивидуальным подходом. Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

 Количество  обучающихся в каждой  группе  -  не менее 15 человек,  разновозрастной.

Режим занятий

3 раза в неделю по 2 занятия

Продолжительность  занятия  45 минут,

 перерыв между занятиями 10 минут

Особенности организации образовательного процесса

Принцип набора в изостудию свободный.  Дети принимаются в изостудию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Набор  обучаемых  осуществляется  как  после  окончания  ознакомительного уровня, так и  без предварительной подготовки.

Таким образом, в изостудию в первый, второй   и последующий год обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года  обучения, но успешно прошедшие собеседование (стартовая диагностика)  с целью выяснения уровня готовности  ребенка и его индивидуальные способности.

Цель

 Формирование устойчивого интереса  детей к искусству и художественному  творчеству

Задачи программы

образовательные (предметные): развивать художественный вкус, чувство гармонии, творческую активность детей, знакомить с различными видами  изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

 личностные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

метапредметные: развитие мотивации к изобразительному виду деятельности,

потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Педагогические технологии

Личностно-ориентированные технологии

- введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;

- формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и развитие  творческих способностей;

-  использование метода  как  «ситуации успеха»;

-  использование методики разноуровневого подхода.

Технологии индивидуализации обучения

- способ организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка

- выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение индивидуальности)

- существование индивидуально – специфических форм усвоения учебного материала.

Игровые технологии

 Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых приёмов: физминутки, игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе). Ведущим методом на таких занятиях  является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая.

Информационно – коммуникационные технологии

Применение инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Занятия проходят при совмещении теоретического и демонстрационного материала: слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации, таким образом, используется  метод наглядности.

Мультимедийное оборудование:

- телевизор,

- компьютер,

     - гаджеты

Здоровьесберегающие технологии

 - санитарно – гигиенические: влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены;

- психолого – педагогические: создание благоприятной психологической обстановки и ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью;

- физкультурно – оздоровительные: использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз,

арт - терапии, минутки релаксации, перемены с подвижными играми.

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (144 ч.)

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Здравствуй, зимушка-зима.

20

5

15

Выставка

 «Наш вернисаж»

3.

Рисуем животных.

38

9,5

28,5

Мини-выставка

4.

Декоративные узоры.

10

2,5

7,5

Мини-выставка

5.

На страже Родины.

8

2

6

Выставка

 «Наш вернисаж»

6.

Цветочная мозаика.

20

5

15

Мини - выставка

7.

Путешествие в сказку.

30

7,5

22,5

Мини-выставка

8.

Городок у моря.

14

3,5

10,5

Мини-выставка

9.

Итоговое занятие.

2

1

1

Тестирование

Всего:

144

37

107

Содержание  программы первого года обучения

        1.Вводное занятие  (2 ч.).

 Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты. Ознакомление  с программой, расписанием  занятий. Цели и задачи. Правила поведения и техника безопасности в ДЮЦ. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте,  при работе с различными  инструментами.

Практика. Рисунок  по представлению  «Снегопад». Закрепление пройденного материала предыдущей программы.

       2. «Здравствуй, зимушка – зима!» (20 ч.)

Теория. Наблюдения за живой природой в зимнее время года, дети учатся видеть красоту зимнего пейзажа, узоров на окнах, инея на деревьях. В этом разделе  дети обучаются передавать характерные признаки предметов и живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения.

Практика. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы акварелью и гуашью, восковыми мелками и пластилином. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками и умением работать различными техническими средствами художественного изображения.

        3. «Рисуем животных»  (38 ч.)

Теория. Познание окружающего мира у детей с раннего возраста  происходит со знакомства с животными, поэтому дети  очень любят рисовать  животных, рыб,  насекомых, птиц . На занятиях этого раздела  дети рисуют по представлению , воображению  и с  натуры (игрушки)  разных животных родного края  и других  стран.

Практика. Изучают пропорции, цвет, повадки разных животных, применяют выразительные художественные средства для создания образа при помощи классических и  нетрадиционных  техник. Учатся имитировать шерсть животного, используя штриховку в разных направлениях, сухую жесткую кисть, технику «тычкования» и т.д.

       4. «Декоративные узоры»  (10 ч.)

Теория. Данный раздел готовит детей  к пониманию художественных образов в  декоративном искусстве, знакомит с различными средствами их выражения, формирует интерес к собственной декоративной изобразительной деятельности. Дети  знакомятся с народными промыслами России, узнают их историю, традиции. Хохломская роспись, Городецкая роспись, Дымковская игрушка ,Роспись Гжели и т. д.

Практика. На занятиях  знакомятся с видами орнаментов, разнообразием узоров. При выполнении таких работ необходимо проявлять творческое воображение, умение аккуратно изображать кистью элементы росписи. Необходимо знать понятия: ритм, симметрия, цветовые сочетания, силуэт, форма.

        5. «На страже Родины»  (8 ч.)

Теория. Развивать чувство  патриотизма, гордости за своих соотечественников,  желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать  интерес к декоративно-прикладному творчеству, стремление передавать образы  людей  разными способами, развивать фантазию детей,  добиваться выразительного образа.

Практика. Овладение навыками  различных технических средств художественного изображения, работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

       6. «Цветочная мозаика»  (20 ч.)

Теория. Активизация творческих способностей детей, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений. Коллективная работа с участием всех детей по созданию  панно-коллажа.

Практика. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь и акварель, восковыми мелками.

       7. «Путешествие в сказку»  (30 ч.) 

Теория. Изображение сказочного мира.  Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение детей, создавая стилизованные рисунки животных и сказочных героев. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Создание коллективных панно и пространственных композиций.

Практика. Изучение и рисование пропорций фигуры человека в  статике и в движении на примере сказочных  героев, рисование стилизованных  животных. Закрепление понятия линейной  перспективы.   Осваивание свойств цветов (теплая и холодная гамма,  гармония цвета).

         8. «Городок у моря»  (14 ч.)

Теория. Учить передавать образ природы  и традиции родного края,  продолжать использовать различные способы и  техники. Развивать у детей чувство патриотизма к своей  Родине.

Практика. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных  пространственных  форм.

         9. Итоговое занятие (2 ч.).    Тестирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения (216 ч.)

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Снова осень к нам пришла.

26

7

19

Выставка

 «Наш вернисаж»

3.

Анималистический жанр.

42

9

33

Мини - выставка

4.

Сказочные узоры  зимы.

36

8

28

Выставка

 «Наш вернисаж»

5.

Вещи вокруг нас.

30

7

23

Мини - выставка

6.

Яркие краски весны.

20

5

15

Мини - выставка

7.

Встречаем Пасху.

14

3

11

Мини - выставка

8.

Космические дали.

22

5

17

Выставка

 «Наш вернисаж»

9.

Город моего детства.

22

5

17

Мини - выставка

10.

Итоговое занятие.

2

1

1

КВН

Всего:

216

51

165

       Содержание  программы второго года обучения

  1. «Вводное занятие» (2 ч.)

 Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты. Ознакомление  с программой, расписанием  занятий. Цели и задачи. Правила поведения и техника безопасности в ДЮЦ. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте,  при работе с различными  инструментами.

Практика.   Сюжетный рисунок «Лето, ах, лето! ». Закрепление пройденного материала предыдущего года обучения данной  программы.

        2. «И снова осень к нам пришла» (26 ч.)

Теория. Восприятие красоты природы.  Наблюдение  за живой природой   осенью. Умение видеть  в обыденных предметах необычное. Роль рисунка и живописи в творческой деятельности.  Художественный язык рисунка:  линия, штрих, пятно, точка,  изображение в рисунке предмета,  передача его формы, пропорции, цвет, фактуру. Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь, восковые мелки. Знакомство  с жанром «пейзаж» и с техникой «нитяная графика».

 Практика.  Умение правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально; строить рисунок и многоплановость по всему листу, близко - далеко). Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Выделять главное цветом.  

        3. «Анималистический жанр»  (42 ч.)

 Теория. Данный раздел знакомит детей с анималистическим жанром в искусстве, с различными средствами их выражения, с творчеством художников-анималистов.   Дается понятие о выразительности и характере животных и птиц, их характерных позах, особенностях строения их тела, цвета и формы.

Практика. На занятиях дети рисуют животных с натуры (игрушки),по  замыслу и представлению, используя  различные средства выражения: карандаши, восковые мелки, фломастеры ,краски. Применяются смешанные техники,  традиционные и нетрадиционные ( тычкование,  направление штрихов, сухая кисть, кляксография,  техника «дудлинг»).

      4. «Сказочные узоры зимы» (36 ч.) 

Теория. В этом разделе  дети обучаются передавать характерные признаки предметов и живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения . Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов плоскостного и объемного изображения в единой  композиции.

Практика.  Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.  Основные и дополнительные цвета. Цветовые  сочетания в природе.    Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция».  Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

          5. «Вещи вокруг нас»  (30 ч.)

Теория. Знакомство детей с жанром «натюрморт».  Особенности и виды натюрморта. Знакомство с основными формами и конструкцией  предметов, сквозной прорисовкой, линейным построением, элементами перспективы, способом рисования «от общего к частному», распределение светотени.

Практика. Дети учатся рисовать с натуры или по представлению. Особое внимание уделяется выработке графических навыков  в изображении  объёмных предметов простой формы , прорисовке предметов ,закрывающих друг друга, чувству пропорции и соразмерности, т.е. композиционное решение (рисунок должен быть достаточно крупным  и располагаться в центре листа).Выполняя работу в цвете, дети учатся правильно распределять светотень при помощи оттенков цвета, показывать падающую тень на предметах  натюрморта.

       6. «Яркие краски весны» (20 ч.)

Теория. В данном разделе дети продолжают рисовать предметы  с натуры и по представлению, используя разные техники рисования,  закреплять знания рисования пейзажа, законы линейной, угловой и фронтальной перспективы.

Практика.  Дети  рисуют  с натуры и по представлению, закрепляя знания по построению  и композиции рисунка. Учатся использовать цвет как средство передачи настроения, уметь выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта. Изучают особенности изображения пространства, воздушную и линейную перспективу.

       7. «Встречаем Пасху» (14 ч.)

Теория. Этот раздел несет в себе  формирование духовной культуры личности ребенка, приобщает к общечеловеческим  ценностям, на основе  уважения к традициям  своего народа.

Практика. На занятия дети создают сюжетную композицию «Светлая пасха» и рисуют с натуры вербу. Учатся рисовать на листе бумаги точные пропорции изображаемого, создавать  композицию рисунка, учатся   посредством цвета передавать радостное, праздничное настроение в живописи.

       8. «Космические дали» (22 ч.)

Теория. Этот раздел уносит детское мышление в мир фантазии.

Учить детей  экспериментировать с  различными материалами и

инструментами, “оживлять”  необычные формы, развивать фантазию путём

 придумывания различных  историй и сказочных героев.

Практика. Дети рисуют космические дали, инопланетян и новые планеты, придумывают сказочные домики для своих героев и машины, на которых они могут ездить. При помощи смешанных техник дети нарисуют свой сон.

      9. «Город моего детства» (22ч.)

Теория. Данный раздел   формирует  уважение и любовь к  своей малой Родине и традициям своего родного  края. Знакомятся с выдающимися художниками и их произведениями, которые воспевают Кубанский край.

Практика. Учатся передавать объем с помощью светотени, цвета. Знакомятся с правилами получения новых цветовых сочетаний, создавать гармоничный колорит в своих творческих композициях.

      10.Итоговое занятие (2ч.)   КВН « В гостях у Мольберта».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 год обучения (216ч.)

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Золотая осень.

34

7

27

Выставка

 «Наш вернисаж»

3.

Сувенир для мамы.

12

2

10

Мини - выставка

4.

Зимняя сказка.

42

6

36

Мини - выставка

5.

Народное творчество России.

38

6

32

Мини - выставка

6.

Защитники Отечества.

18

3

15

Выставка

 «Наш вернисаж»

7.

Весеннее настроение.

34

5

29

Мини -  выставка

8.

Светлое Воскресенье.

8

1

7

Выставка

 «Наш вернисаж»

9.

Красота родного края.

26

4

22

Выставка

 «Наш вернисаж»

10.

Итоговое занятие.

2

1

1

тестирование

Всего:

216

36

180

       Содержание  программы третьего года обучения

1.Вводное занятие.  (2 ч.)

 Теория. Знакомство с коллективом. Материалы и инструменты. Ознакомление  с программой, расписанием  занятий. Цели и задачи. Правила поведения и техника безопасности в ДЮЦ. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте,  при работе с различными  инструментами.

Практика. Сюжетный рисунок «Как я провел лето». Закрепление пройденного материала предыдущего года обучения данной  программы.

2. «Золотая осень»  (34 ч.)

Теория. В этом разделе  дети, работая над  осенним пейзажем, учатся развивать в себе чувство прекрасного и видеть красоту родного края, уметь  передавать  свои  впечатления изобразительными средствами. При помощи цветовой гаммы  передают осеннее  настроение окружающей  природы.

 Знакомство с витражным искусством; изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража; развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

Практика.  Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе. Знакомство  с витражными красками и  техникой витража, её основными правилами: стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура.

        3. «Сюрприз для мамы».  (12 ч.)

Теория. В этом разделе  дети знакомятся с жанром «портрет» , изучая пропорции лица человека, затем  рисуют портрет своих мам , учатся передавать индивидуальность каждого человека посредством разных технических средств  изобразительного искусства.

Практика. Изучение пропорций  и частей лица человека, распределение светотени на лице в цветовой гамме. Передача посредством цвета характера и настроения человека, изображенного на портрете.

4. «Зимняя сказка». (42ч.)

Теория. Этот раздел хорошо развивает фантазию и творческие способности детей. Он включает в себя разные техники и средства  художественного изображения. Дети очень любят рисовать в технике «дудлинг», фломастерами  и восковыми мелками.  В данном разделе широко применяются нетрадиционные техники рисования: клей и соль, ватные палочки, акварель и соль, монотипия, оттиск  и другие.

Практика.  Портрет Снегурочки выполняется красками,  при этом повторяя  и  закрепляя предыдущие темы: построение лица ,передачи характера  при помощи цветовой гаммы. Дети  создают свои композиции  в теплой и холодной тональности, знакомятся с плакатной графикой и шрифтами. 

          5.Народное творчество России. (38 ч.)

Теория. Этот раздел продолжает знакомить и углубленно изучать творчество народных умельцев, расширяет представление о культуре прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях своего народа. Учащиеся знакомятся с  с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов -Майдан, Гжель, Дымковская игрушка. Дети узнают об обычаях и традициях своего народа. Развивается  умение видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей, одежды русских людей.

Практика. Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках .Самостоятельное выполнение росписи наряда матрешки,  растительных и геометрических узоров. При выполнении таких работ необходимо проявлять творческое воображение, умение аккуратно изображать кистью элементы росписи.

        6. «Защитники Отечества». (18 ч.)

Теория.  В этом разделе особое внимание уделяется тематическому рисованию, что позволяет детям в полную меру проявить творческую инициативу, художественные способности, свободу воображения, фантазию.

Практика. Рисунки  на заданную тему выполняются самыми разнообразными  художественными материалами. Для выполнения тематического рисунка предшествуют предварительные наблюдения, наброски, эскизы. Дети учатся составлять композицию и цветовое решение своего рисунка, передавать  формы, пропорций, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей.

7. «Весеннее  настроение». (34 ч.)

Теория. Данный раздел программы включает в себя углубленное изучение книжной графики, знакомство с творчеством современных художников- иллюстраторов. Рисуя «городской пейзаж», дети  впервые получают знания о фронтальной перспективе. На занятиях «Путешествие в космос» и «Встреча с инопланетянами» дети развивают свою фантазию и творческий потенциал.

Практика. Закрепление знаний  линейной и воздушной перспективы. Изучение законов фронтальной перспективы - точка схода на линии горизонта.

8. «Светлое воскресенье». (8 ч.)

 Теория. Этот раздел несет в себе  формирование духовной культуры личности ребенка, приобщает к общечеловеческим  ценностям, на основе  уважения к традициям  своего народа.

Практика. Дети создают сюжетную композицию  на заданную тему в цветовой гамме на бумаге и в технике витража. Посредством цвета должны передать праздничное, радостное настроение.

9. «Красота родного края». (26 ч.)

 Теория. В этом разделе программы присутствует  региональный компонент. У детей формируется  уважение и любовь к  своей малой Родине и традициям своего родного  края.

Практика. Закрепление  знаний   по рисованию фигуры человека. Задание усложняется тем, что нужно нарисовать людей в кубанской традиционной одежде. В тематическом рисунке «Подворье станичника» дети проявляют свои знания по созданию композиции, применяя линейную или фронтальную, а также  воздушную перспективу, по  рисованию особенностей  природы родного края и  домашних животных

10. Итоговое занятие. (2 ч.)   Тестирование.


        Критерии и индикаторы  эффективности реализации программы:

       Предметные  результаты характеризуют  опыт обучаемых  в художественно-творческой  деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

-  сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимания красоты  как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение  практическими умениями  и навыками в художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре);

-  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных  искусств;

-  понимание образной природы искусства;

 - способность использовать в художественно - творческой  деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- способность передавать в художественно – творческой  деятельности характер,  и эмоциональные состояния и свое отношение  к природе, человеку, обществу.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных  качественных свойствах обучаемых:

-  сформированность  эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-  сформированность  эстетических потребностей, ценностей  и чувств  в общении с искусством, природой и окружающим  миром;

-  сформированность  потребностей  к самостоятельной  практической  творческой  деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- чувство гордости за культуру  и искусства Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре  и искусству  других народов нашей страны и мира в целом;

- умение сотрудничать с товарищами  в процессе  совместной  творческой деятельности;

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей  обучаемых, проявляющихся в познавательной  и практической творческой деятельности:

-  освоение начальных форм познавательной и личностной творческой деятельности;

- освоение способов решения  проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- умение рационально строить самостоятельную  творческую деятельность, умение  организовать  свое  рабочее пространство;

- формирование  умения  понимать причины  успеха / неуспеха творческой деятельности и способности конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению улучшенных и оригинальных творческих результатов.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график программы

Календарный учебный график программы.

Занятия начинаются с  сентября, заканчиваются в конце ноября.

График занятий: 3 раза в неделю, 2 занятия по 45 минут.

Сроки контрольных процедур:

сентябрь – входной контроль

декабрь –   промежуточная аттестация

май        -    итоговая аттестация

2.2. Условия реализации программы.

Показатель

Требования

материально-техническое обеспечение –  характеристика

возможности для занятий по программе

Для реализации программы необходимы определенные материалы для педагога и  детей, оборудование кабинета для занятий

перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимые для реализации программы

 Материалы для педагога:

дидактические материалы: таблицы, наглядные пособия, карточки,  схемы, шаблоны, трафареты;

-репродукции знаменитых художников

- распечатки по темам

- конспекты занятий;

- фильмотека ( мультфильмы, слайд-шоу)

- муляжи овощей, фруктов, цветов, грибов

- растения (цветы, овощи, фрукты, ветки деревьев)

-  предметы быта (вазы, чайники, чашки)

- детские игрушки (птицы, животные, сказочные герои)

 Материалы  для детей:

- бумага для акварели А3

- цветной картон  А3,А 4

- краски гуашь  12 цветов

- краски акварельные 18 цветов

- кисти круглые и плоские разных размеров

- палитра школьная

- баночка для воды «непроливайка»

- влажные салфетки (тряпочки)

- карандаши простые, ластики

- фломастеры

- витражные краски

- фоторамки, файлы

- фломастеры

- восковые мелки

Перечень оборудования учебного помещения:

  - мольберты

   - парты

   - стулья

   - доска

информационное обеспечение

ноутбук, интернет, телевизор

кадровое обеспечение

Программу реализует педагог, имеющий  высшую квалификационную  категорию

2.3. Формы аттестации.

В  процессе обучения  детей  по  программе  базового уровня, отслеживаются три вида результатов:

  • текущие  (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов:

  • Мини-выставки по заданным тем. Оценочные  таблицы  освоения программы.
  • Тестирование.
  • Промежуточные и итоговые  выставки.
  • Итоговая выставка на стенде «Наш вернисаж»

2.4. Оценочные материалы.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу базового уровня,  могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.

2.5.  Методические материалы.

Критерий

Реализация

Методы  обучения и воспитания

Методы  обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения:

объяснительно - иллюстративный метод; словесный : беседа,  стихи, загадки,  рассказ;  наглядный:  рассматривание подлинных изделий, игрушек, муляжей, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, мультфильмов и других наглядных пособий;

 практический: самостоятельная работа детей;

репродуктивный  метод :комментированное  рисование, пояснение;

метод проблемного изложения  (обучаемым предлагается  самостоятельная  работа на сюжетную композицию, например,  иллюстрации к  сказкам).

частично-поисковый метод 

исследовательский  метод  (обучаемые  рисуют на «свободную тему»)

эвристический (развитие находчивости и активности).

Используемые технологии

- личностно - ориентированные технологии,

- технологии индивидуализации обучения,

- технология игровой деятельности,

- информационно –коммуникационные  технологии,

- здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебного занятия

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Занятие по представлению - на таком занятии дети проявляют свою фантазию, свое пространственное и абстрактное мышление.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие - импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Тематика и формы методических материалов по программе

Программа обеспечена разнообразными видами  наглядной и методической продукции.  Дидактические материалы  используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Почти все занятия проходят под музыкальное  сопровождение. Просмотр слайд-шоу или мультфильмов, соответствующих  теме занятия, вызывают  эмоциональный, позитивный   настрой  и  дают положительный конечный  результат  детских работ.

Дидактические материалы

Плакаты и рисунки педагога, таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.

Алгоритм учебного занятия

   План проведения занятия предполагает следующие этапы:

- беседа для восприятия нового материала;

- изучение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- практическая  часть: самостоятельная работа детей;

- физминутки, дыхательные гимнастики и др.

- рефлексия

- подведение итогов  в форме мини-выставки

Список литературы:

Литература для педагога:

1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса.- Самара. Издательский дом «Федоров», 2014.

2. Ашикова С. Г. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса.-  Самара. Издательский дом «Федоров», 2015.

3. Бушкова Л.Ю.Поурочные разработки по изобразительному искусству.(по программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и труд».- Москва: «Вако», 2018.

4. Бобкова А.А.  Клод Моне.  (Великие зарубежные живописцы) – М.РИПОЛ классик, 2018.

5. Додсон Б.  Рисование по воображению  ( пер. с  англ. Л.Г.Третьяк) – Минск: Попурри, 2016.

6. Мениль, Сабина Дю; Гросстет Шарлота.20 знаменитых шедевров для детей.(Иллюстрированная энциклопедия. Шедевры для детей)  –Москва: Издательство АСТ, 2018.

7. Мастера живописи и История искусств.(Большая детская энциклопедия) – Ростов н/Д : Владис, 2016.

8. Неменский Б.М., Неменская Л.А, Коротеева Е.И. Уроки изобразительного искусства. 1- 4 классы. Поурочные разработки.- Москва «Просвещение», 2019.

9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство.1- 4 классы, 5 – 8 классы. Сборник  рабочих программ. ФГОС – Москва «Просвещение», 2018.

10. Орлова Е.  Васнецов В.М.. (Великие русские живописцы) – М.РИПОЛ классик, 2018.

11. Основы рисования. Учебное пособие  (пер. с англ. А.Степановой) – Москва: Издательство АСТ, 2018.

12. Оптические иллюзии: Головокружительная теория,  сногшибательная  практика. – Москва: Лабиринт Пресс, 2018.

13. Нескучное искусство. От классики до граффити. ( Серия «Вы и ваш ребенок) – СПб. :  Питер, 2017.

14. Хамм Дж. Как рисовать голову и фигуру человека. (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2017

15. Хамм  Дж. Как рисовать животных.  (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2016

16. Хамм Дж. Как рисовать пейзаж. (Серия «Школа  рисования) – Минск: Попурри, 2014.

Литература для детей:

1. Ашикова С. Г.Учимся у великих художников. Альбом заданий  для 2класса.  - Самара. Издательский дом «Федоров», 2014.

2. Ашикова С.Г. Очевидное - невероятное. Альбом художественных задач по изобразительному искусству для 3 класса. -  Самара. Издательский дом «Федоров», 2017.

3. Ашикова С. Г. Красота спасет мир. Альбом художественных задач по изобразительному искусству для 4 класса. -  Самара. Издательский дом «Федоров» , 2015.

4. Дерябина Н.И.Новогодние игрушки из папье-маше. – М: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2015.

5. Кобаченко С. Как слепить из пластилина любое животное  за 10 минут. -Москва: Издательство «Э», 2018.

6. Линицкий П. Рисуем человечков: пошаговый мастер-класс. – СПб. :  Питер, 2017.

7.Лыкова И.А.Рельефные картины. Дидактическое пособие. - Волгоград: «Югполиграфиздат», 2015.

8. Мишанова О.А. Картины из шерсти: мир животных. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.

9. «Народное  искусство - детям». Дымковская игрушка. Учебное издание. – Москва : Мозаика – синтез , 2016.

 10. Пискунова А.Ю. Игрушки из носков. Супермодели за полчаса. – М: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2014.

11. Шиманские, Виктория и Глеб. Цветная книга эмоций. Рисуем с монсиками.

- Москва: Издательство «Э», 2017.

Интернет - ресурсы:

1. http://www.umka.by/tvr/draw.html#drawother

2. http://www.mamusik.ru/show/136/79

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/08/rabochaya-programma-izostudii-radost-dlya-detey-5-7-let

4. http://sch305.mskobr.ru/files/izo-studiya_dlya_malyshej.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

Рабочая программа по математике по учебникам А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, (базовый уровень), «Мнемозина», 2009 г. И Л.С.Атанасян «Геометрия» 10-11(базовый уровень» Москва «Просвещение» 2009 год

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихс...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (базовый уровень)

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  авторской программы линии  Сонина Н.И.   (Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Общая биология. Базовый уровень»...

Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (п...