рабочая образовательная программа "Волшебная палитра"
рабочая программа по теме

Косьяненко Ольга Николаевна

Программа содержит разделы по изучению основ изобразительной грамоты, композиции, цветоведеня, формообразования, лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palitra.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Радуга»

ст.Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________ Л.В.Петренко

«01» сентября 2011 г.

протокол педагогического

Совета от 24.08.2011. № 6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                                               «Волшебная палитра»

                                                    наименование объединения

«Волшебная палитра»

                                 (основы изобразительного искусства)

(наименование учебной дисциплины)

2 года

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

7-10 лет

(возраст обучающихся)

Косьяненко Ольга Николаевна

 (Ф.И.О. преподавателя, составителя)

2011 год

Пояснительная записка.

В современных условиях система дополнительного образования, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призвана помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения. Формирование творчески активной, духовно богатой, свободно и разносторонне мыслящей личности - важнейшая задача современной отечественной педагогики. Решение ее должно начинаться в детстве. Одними из наиболее эффективных средств для этого, является изобразительное искусство и изобразительная деятельность, а именно обучение основам живописи, рисунка и композиции. В программе «Волшебная палитра» отражаются именно эти разделы пи изучению изобразительного творчества и декоративно прикладного творчества.

Рабочая программа «Волшебная палитра» является модифицированной и разработана на основе программы «Мастерская художника» Донева Т.Д. 2010 год.

Отличительные особенности  программы в том, что в неё включены разделы по изучению основ рисунка и композиции, изучение основ живописи и пластической лепки, которые изучаются параллельно с видами прикладного творчества и народными промыслами. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы, поэтому в программу включен раздел «основы пластики».

Обучающихся необходимо познакомить с пластическими, живописными материалами и их техническими свойствами, дать воспитанникам сведения о цвете (локальный цвет, его изменение в свете и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, рефлекс, холодные и теплые цвета, сочетание цветов, спектр и дополнительные цвета).

Актуальность программы  «Волшебная палитра» заключается в том, что предполагает  изучение и развитие знаний и умений в области

художественного творчества. Наряду с этим большое внимание уделяется изучению культуры Кубани. В работах художественного творчества, как в зеркале, отражены общественный уклад, быт, нравы и обычаи кубанского народа,  достижения ремесел и художественного творчества, разнообразие техник и видов прикладного творчества. Здесь идёт практическое освоение традиций наглядным показом отдельных процессов, специальных теоретических занятий нет. Внутри самой традиции идёт освоение ребёнком её истории, нравственных законов, духовный смысл.

Новизна учебной программы в том, что в процесс обучения, предполагает параллельное изучение изобразительного искусства и прикладного творчества через практическое применение знаний и навыков. Здесь обучение строиться на изучении основ рисунка и декоративного рисования, приёмы формообразования и лепка, работа над образом.

Обучающиеся должны научиться видеть различные художественные композиции и передавать их,  сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объёмах (с учетом теплых и холодных цветов).  Далее на сложных формах  с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами,  в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (на пленэре).

Данная программа составлялась с учетом изучения опыта мастеров местной традиции народно декоративно- прикладного искусства, особенностей его состояния в современных условиях и предполагает решение следующих целей и задач.

Целью обучения является, приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса. Обучение должно вестись таким образом, чтобы для всех учащихся изобразительная деятельность стала важной и необходимой частью их жизни. Важно в чёткой и ясной последовательности дать учащимся необходимую для творческой работы грамоту. В процессе обучения нужно помочь развиться лучшему, что заложено природой, необходимо с уважением относится к личности учащихся. На занятиях важно создавать творческую атмосферу, обстановку увлечения искусством.

Задачи:

-раскрыть основу художественного творчества и роль народного декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-привить учащимся любовь к родному краю, к традиционному народному искусству;

-сформировать у учащихся целостное представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с природой и культурой родного края;

-помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;

-дать возможность обучающимся овладеть навыками и приёмами художественной грамоты.

Обучающихся следует ознакомить с основами теории искусства, основами перспективы, цветоведения. Практические умения должны опираться на теоретические знания. Основы технологии живописных материалов полезно изучить, знакомя воспитанников с классическими и народными произведениями искусства. Наряду с изучением классического наследия учащиеся должны знать русское искусство и быть в курсе современной художественной жизни.

Собирание репродукций произведений классиков мирового, народного искусства, посещение музеев, выставок – одна из форм эстетического воспитания и образования учащихся. В процессе обучения рисунку необходимо прививать воспитанникам самостоятельное, сознательное изучение натуры, её законов, активного творческого подхода к своему делу, в том числе и к работе над длительными работами.

При обучении основам рисунка надо дать воспитанникам понять, что рисунок - это, прежде всего, передача на двухмерной плоскости листа всего многообразия окружающего мира, поэтому курс обучения включает такие темы как «Основы композиции», «Пластические формы», «Изображение животных, птиц, растений, человека», рисование с натуры, которое надо сочетать с работой  по памяти и по представлению.

Работа должна вестись по степени усложнения заданий, формы изображаемых предметов и методов графического выполнения.

Необходимо следить за тем, чтобы воспитанники оценивали свой рисунок, сравнивая его с другими работами, видели его положительные и отрицательные стороны.

В процессе работы осмысливаются понятия формата, размера, пропорции, ритма, тоновых отношений, колористической цельности, цветового пятна, понятия декоративности.  От продуманной задачи зависит успех работы в процессе обучения, приобретение и накопление профессиональных навыков и умений. Во всех видах работ необходимо стремиться к выразительности решения. Желательно чаще проводить обсуждение и анализ выполненных работ, организовывать творческие выставки работ воспитанников.

Тема и цель занятия определяют его форму. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: инструктаж, беседа, просмотр и анализ репродуктивного материала, практическая работа (с натуры и по представлению), выставка и последующее обсуждение работ, экскурсии, пленэр и др.

Срок реализации. Рабочая образовательная программа «Волшебная палитра» рассчитана на два года обучения.

Начало реализации программы ориентировано на детей 7-10 лет. В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения.          Обучающиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они учатся соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т.д. В связи с этим меняется принцип приобщения воспитанников к искусству, связям искусства с жизнью. Овладение знаниями и умениями являются не столько целью обучения в рамках дополнительного образования, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом.

В первый год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Во второй год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа. В группы первого года обучения принимаются все поступающие, специального отбора не производиться. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, схем, технологических карт и подкрепляется практическим освоением темы. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Усвоенные знания, способы и приемы изображения должны уметь применять в творческих работах для выражения правдивого, яркого, цельного образа.

Краткосрочные рисунки, зарисовки и наброски являются необходимыми занятиями, активизирующими учебный процесс, содействуют воспитанию остроты зрительного восприятия и расширению кругозора, развивают наблюдательность, зрительную память, приучают к умению целостно и быстро фиксировать наблюдение на бумаге.

Основной формой работы являются теоретические занятия, практические занятия, открытые занятия, работа на пленере, конкурсы, выставки, мастер – классы, творческие встречи и массовые мероприятия.

По окончанию первого года обучения, обучающиеся должны знать и уметь:

- понимать значение художественных терминов;

- знать название инструментов, приспособлений и материалов;

- развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

- правильное название изделий народного декоративно - прикладного    искусства Кубани, виды народных промыслов;

После окончания второго года обучения должны знать и уметь:

- овладеть образным языком изобразительного искусства посредством    формирования художественных знаний, умений и навыков;

- познакомиться с выдающимися произведениями русского,  искусства;

- познакомиться с кубанскими традициями, промыслами;

- учить понимать выразительный язык искусства,

- формировать собственное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;

- моделировать художественные выразительные геометрические и растительные формы;

- владеть техническими приёмами лепки;

- выполнять изделия из пластического материала;

2. Учебно - тематический план. 1 год обучения.

п/п

Темы разделов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

2

2

4

1.1

Введение в образовательную программу. История возникновения  ИЗО и ДПИ.

1

1

2

1.2

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

1

1

2

2.

Рисунок.

5

43

48

2.1

Графические материалы и их свойства.

1

7

8

2.2

Освоение технических приёмов рисунка.

2

18

20

2.3

Графические рисунки в цвете.

2

18

20

3.

Основы композиции.

4

38

42

3.1

Композиция – основа изобразительного творчества.

2

14

16

3.2

Орнамент. Виды орнамента.

1

11

12

3.3

Декоративный материал и его свойства.

1

13

14

4.

Основы пластики, пластические формы.

4

44

48

4.1

Пластический материал и его свойства.

1

11

12

4.2

Народная игрушка.

1

19

20

4.3

Декоративная роспись.

2

14

16

5.

Итоговое занятие. Просмотр.

2

2

Итого:

17

127

144

2. Учебно - тематический план.  2 год обучения.

п/п

Темы разделов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

2

2

4

1.1

Введение в образовательную программу. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

2

2

4

2.

Рисование на пленере.

2

20

22

3.

Рисунок – основа композиции.

6

42

48

3.1

Рисунок в цвете.

2

16

18

3.2

Технические приёмы рисования. Графический материал.

4

26

30

4.

Цветоведение.

10

44

54

4.1

Композиция в цвете.

4

16

20

4.2

Технические приёмы рисования на ткани, дереве, стекле и т.д.

4

20

24

4.3

Природный материал и его свойства.

2

8

10

5.

Творческая мастерская.

12

76

86

5.1

Народные промыслы на Кубани.

4

24

26

5.2

Народная игрушка.

4

26

30

5.3

Декоративная роспись.

4

26

30

6.

Итоговое занятие. Просмотр.

2

2

Итого:

34

182

216

3. Содержание программы.

1 год обучения.

Вводное занятие.

Теория. Введение в образовательную программу.

Теория. История возникновения изобразительного и декоративно – прикладного искусства.

Практика. Экскурсия «По живописным местам». Зарисовки.

Рисунок.

Теория. Графические материалы и их свойства.

Практика. Цветные карандаши. Рисуем летний пейзаж. Штрих, линии в рисовании. Зарисовки  простым карандашом. Рисунок по памяти. Мой родной уголок.

Теория. Освоение технических приёмов рисунка.

Практика. Рисуем небо. Линия горизонта и передний план. Рисуем радугу. Рисуем осенние листья. Зарисовки растений, бабочек, птиц.

Декоративное рисование. Открытка для мамы. Живописный уголок. Рисунок пастелью. Закрепление рисунка, проработка деталей.

Теория. Графические рисунки в цвете.

Практика. Рисование бытовых предметов карандашом. Рисование натюрморта «Дары осени» цветом. Прорисовка деталей. Закрепление рисунка, подготовка оформления.

Теория. Тематические рисунки, рисование сюжета.

Практика. Рисуем тематический рисунок «Моя любимая мама».  Работа цветными карандашами. Технические приёмы рисования и их применение в рисунке. Закрепление темы, оформление работы.

Основы композиции.

Теория. Композиция – основа изобразительного творчества.

Практика. Живописные средства, разновидность и свойства. Приёмы работы акварельными красками - работа по сухому, вливание цвета в другой, смешение красок для получения новых цветов.   Времена суток. Состояние. Упражнения на бумаге.

Теория. Времена года. Просмотр иллюстраций. Игра Юный художник. Зимний пейзаж, построение композиции на бумаге. Закрепление материала на бумаге.  Состояние времени. Зарисовки по выбору. Проработка деталей.

Теория. Орнамент. Виды орнамента. Зрительный ряд.

Практика. Ленточный орнамент в теплой гамме цветными карандашами. Ленточный орнамент в холодной гамме. Растительный орнамент в круге. Проработка деталей. Геометрический орнамент. Проработка деталей. Зимний рисунок в орнаменте.

Теория. Декоративный материал и его свойства.

Практика. Сбор природного и декоративного материала.

Практика. Декоративная композиция. Работа над фоном, проработка сюжета. Декорирование природным материалом, оформление работы. Декорирование бутылок, бытовых предметов.

Основы пластики, пластические формы.

Теория. Пластический материал и его свойства.

Практика. Пластилин, скульптурный пластилин, глина. Освоение приёмов лепки. Формообразование. Лепим различные формы. Лепим животных из пластилина. Проработка деталей.

Теория. Народная игрушка. Знакомство с образами. Зрительный ряд. Плешковская игрушка. Характерный образ.

Практика. Работа с глиной.  Цветовое решение. Проработка деталей, покрытие лаком. История происхождения Дымковской игрушки. Просмотр иллюстраций. Зарисовки. Характерный образ. Лепка глиной. Цветовое решение акриловыми красками.  Филимоновская игрушка. Просмотр иллюстративного материала.  Характерный образ. Зарисовки. Отличительные особенности.  Лепка скульптурным пластилином. Работа красками.  Работа над деталями. Покрытие лаком.

Теория. Декоративная роспись. Зрительный ряд, зарисовки. Применение в быту.

Практика. Изготовление оберега. Подготовка основы для оберега. (Предлагается изготовление оберега  по выбору).  Лепка характерных деталей. Отработка деталей. Цветовое решение. Проработка деталей. Составление деталей на обереге, работа клеем. Декорирование.

Итоговое занятие. Просмотр творческих работ обучающихся. Игра «Юный экскурсовод».

2 год обучения.

Вводное занятие.

Теория. Введение в образовательную программу.

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Теория. Рисование на пленере. Правила работы на природе. Инструменты и материалы, применение на практике. Техника безопасности.

Практика. Как выбрать красивый пейзаж. Осень, краткосрочные зарисовки карандашом. Разбор рисунка по тональности. Краткосрочные рисунки пастелью. Любимая станица, зарисовки. Работа цветом. Проработка деталей.  Святая обитель станицы, зарисовки карандашом. Проработка по цвету. Прорисовка деталей, оформление работы.

Рисунок – основа композиции.

Теория. Рисунок в цвете.

Практика. Рисуем по представлению в цвете. «Моя семья», рисуем карандашами. Проработка деталей. Осенние листья цветом, проработка деталей. Зарисовки птиц. Наброски цветом. Зарисовки животных.

Теория. Технические приёмы рисования. Графический материал. Зрительный ряд. Просмотр иллюстраций.

Практика. «Подводный мир» рисуем восковыми мелками. Проработка деталей. Оформление декоративным материалом. Композиция в круге, орнамент в цвете. Закрепление, проработка деталей. Рисование деревьев. Свет и тень, зарисовки с натуры.

Теория. «Кубанский хуторок», композиция в цвете. Характерный образ. Просмотр иллюстраций.

Практика. Композиция карандашом, разработка эскиза. Работа над образом, окружение. Работа акварелью. Проработка деталей. Закрепление работы. Оформление в паспарту.

Цветоведение.

Теория. Композиция в цвете. Зрительный ряд.

Практика. Зимний пейзаж. Приёмы работы с натуры акварелью и гуашью и последовательность выполнения работы в цвете. Мазки - пастозный, лёгкий, прозрачный мазок по форме. Соотношение тона и цвета.

Теория. Натюрморт в интерьере.  Просмотр иллюстраций.

Практика. Построение натюрморта, фон, окружение. Зарисовки, поиск композиции. Рисунок карандашом над композицией         с натуры. Цветовой контраст, воздействие цвета предметов, цветовые отношения, цветовой рефлекс, колорит. Передача цветом объема предметов. Обобщение композиции. Оформление работы.

Теория. Технические приёмы рисования на ткани, дереве, стекле и т.д.

Практика. Батик. Упражнения на ткани разной фактуры. «Фантазийные узоры» в технике холодный батик. Закрепление материала. Оформление работы.

Теория. Роспись по дереву. Подготовка материала. Грунтовка. Виды росписи.

Практика. Технические приёмы росписи по дереву. Подбор цветовой гаммы. Роспись акриловыми красками. Отработка техники письма. Закрепление работы. Обработка росписи лаком.

Практика. Техника росписи по стеклу. Приборы и материалы. Упражнение витражными красками. Отработка техники росписи на бутылках, банках.

Теория. Природный материал и его свойства.

Практика. Сбор материала. Составление композиции на бумаге. Закрепление работы. Оформление. Изготовление изделия из природного материала «Кубанский венок» (материал по выбору). Проработка изделия. Оформление работы.

Творческая мастерская.

Теория. Народные промыслы на Кубани. Виды промыслов. Просмотр иллюстраций, изучение технологических карт.

Практика. Аппликация соломкой. Технология обработки сырья. Окрашивание соломы, сушка. Приготовление заготовок из соломы. Эскиз рисунка, проработка. Подготовка деталей из соломы. Обработка деталей, проработка. Составление декоративного панно из соломы. Оформление на плетенных изделиях из природного материала.

Теория. Технология изготовления оберега из кукурузных листьев початка. Изучение иллюстраций, просмотр литературы.

Практика. Порядок сбора и сушки сырья. Технология изготовления оберега. Закрепление материала. Оформление дополнительным материалом.

Теория. Народная игрушка. Разнообразие народных игрушек, их происхождение, (презентация). Просмотр иллюстративного материала, используемый материал, технология изготовления.

Практика. Изготовление народной игрушки, использование пластического материала. Характерный образ, разработка эскиза. Закрепление материала, лепка деталей. Сушка изделия. Декоративная роспись изделия. Оформление, доработка деталей.

Теория. Русская матрешка. Разнообразие росписи. Иллюстративный материал.

Практика. Зарисовки эскиза в цвете. Контурный рисунок карандашом. Подбор цветовой палитры. Техника росписи матрешки на объёмной  плоскости. Проработка деталей. Покрытие лаком.

Теория. Декоративная роспись. Виды росписи. Просмотр иллюстративного материала. Зарисовки.

Практика. Роспись деревянных заготовок. Обработка деревянной поверхности. Рисунок карандашом. Подбор цветовой палитры. Практическая работа над росписью. Проработка деталей. Хохломские узоры. Гжель. Роспись разделочной доски.  Проработка деталей. Закрепление работы.

4. Формы и виды контроля.

В программе «Волшебная палитра» предусмотрены формы контроля усвоения знаний и умений в процессе обучения.  В первый год обучения включены формы и виды контроля: в ноябре проводиться устный опрос по теме: «Основные понятия в изобразительном искусстве» (устный опрос). В конце первого полугодия проводиться контрольное занятие по теме: «Графические материалы и их свойства» (творческая работа). В апреле проводиться контрольное занятие по теме: «Декоративные приёмы росписи» (творческая работа).

На втором году обучения контролируются в ноябре: знание терминов в изобразительном искусстве, научиться понимать язык искусства (устный опрос). В январе контролируются: знание видов кубанских промыслов, кубанских традиций. В мае контролируется  владение техническими приёмами лепки (творческая работа).

5. Методические рекомендации.

Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: обрядовый, бытовой, эстетической, воспитательной, образовательной, родовой и т.д.

Освоение должно непременно идти в системном единстве всех видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани: вышивки, плетения, резьбы по дереву, гончарного искусства, кружева, ткачества, а также с другими жанрами народного искусства – пения, танца, игры, поэтического творчества;

- при обучении народному декоративно-прикладному искусству Кубани необходимо знакомить детей с народным искусством других регионов России и народов мира;

- освоение местной традиции осуществляется только вместе с народным мастером, чтобы ученик постигал психологию личности мастера, его мировоззрение, систему духовно-нравственных ценностей, его творческое мастерство как носителя традиции коллективного опыта народа. Это поможет формированию у учащихся целостного представления с народном искусстве, о творчестве народного мастера, его творческом и духовном росте на протяжении всей жизни, духовно связанного с природой и культурой родного края.

-на учебных занятиях с учащимися воспроизводить уникальные изделия народного творчества;

-осуществлять учет возрастных особенностей учащихся в выполнении изделий народного декоративно-прикладного искусства.

-изучать и осуществлять систему преемственности в обучении;

-глубоко и системно изучать местную традицию, её связи с соседними регионами;

-раскрыть истоки народного искусства и его роль в жизни человека и общества; привить учащимся любовь к родному краю, народному искусству; помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства; дать основы овладения навыками, приёмами творческого овладения народной традиции;

-прежде чем приступить к изготовлению изделия НДПИ, необходимо понимание и чувство глубокого уважения к народным мастерам.

-методами обучения могут являться посещение музеев, поэтические и творческие вечера, выставки, конкурсы, массовые развлекательные мероприятия, игры, концерты.

6. Список литературы для  педагога:

1. Арбат Ю.А Народное декоративное искусство.- М.,1993.

2. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Т.1, - М., 1972.

3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство. – Краснодар, 1997.

4. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. – Краснодар, 1999.

5. Герчук Ю. А. Что такое орнамент? – М., 2001.

6. История русского искусства. М., 1987.

7. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции народных изделий. –М, 1993.

8. Народные художественные промыслы. – М., 1957.

9. Некрасова М. А. Современное народное искусство. – Ленинград., 1980.

10. Народные художественные промыслы СССР. – М., 1983.

11. ФЭЭ КНДПИ – 1996. Исследователь Вакуленко Е.Г.

12. Народные художественные промыслы РСФСР.- М., 1982.

7. Список литературы для учащихся:

1. Народное искусство: художественные промыслы. – М.,1987.

2. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Т.1, - М., 1972.

3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство. – Краснодар, 1997.

4. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. – Краснодар, 1999.

5. Герчук Ю. А. Что такое орнамент? – М., 1951.

6. История русского искусства.- М., 1987.

7. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции народных изделий. –М, 1993.

8. Народные художественные промыслы. – М., 1957.

9. Некрасова Н. А. Современное народное искусство. – Ленинград., 1988.

10. Основы изобразительного искусства.  О.В. Гаврилов. – Краснодар., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.

Данная рабочая программа полезна  для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9  А.В. Погорелов" ...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.

Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...

Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс

Данная рабочая образовательная программа по биологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...

Рабочая образовательная программа по природоведению 5 класс

Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования п...

Рабочая программа изостудии "Палитра"дистанционного обучения на 24 часа

Рабочая программа изостудии "Палитра" дистанционного обучения на 24 часа...

Рабочая программа объединения "Палитра"

Пояснительная записка Работа в объединении изобразительного искусства строится на основах взаимосотрудничества, уважительного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важнейшим моментом является инд...