Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»
методическая разработка

Дороненкова Ольга Васильевна

Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu3.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»

Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Для развития педагогического мышления родителей необходимо решить следующие вопросы: 

  1. поиск путей и средств повышения эффективности работы с родителями
  2. изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса
  3. активизация родительского педагогического всеобуча

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей

Задачи: 

  1. разработать план работы учителя и психолога с родителями;
  2. проводить психолого-педагогическую диагностику семей;
  3. создать систему индивидуальной работы с родителями.

Гипотеза: если создать систему организации психолого-педагогического просвещения родителей, то можно существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива.

Методика работы: 

  1. изучение методической литературы по организации психолого-педагогического просвещения родителей
  2. изучение опыта учителей и опыта других школ
  3. проводить мониторинг развития активности родителей

                                                      Слайд 1.

 “Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным Балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.

При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.

Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.

Выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей: 

Учителя:

  1. Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание
  2. дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны
  3. возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему труду

Родители: 

  1. школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям
  2. не все проблемы решаются оперативно
  3. отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу

Дети:

  1. учителя задают много заданий
  2. часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание
  3. в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют

Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей.

Во-первых, процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали  друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

Во-вторых, придерживаться “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа входит в практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе.

Мы стремимся дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – наши помощники, то мы обращаемся к ним. Понимая это, они помогут и проявят своё творчество.

Например: Для мероприятий, если было необходимо готовили костюмы, организововали экскурсии на Саранские предприятия, участвовали в ежегодных открытых мероприятиях, праздниках, которые уже стали традицией в нашей группе,посвященных Дню Матери.

СЛАЙД

3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорим им. “А что бы мы без вас делали” – слышим в ответ.

И это далеко не полный набор правил.

Вторая не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? 

Каковы же в итоге принципы взаимодействия учителей и педагогов?

Принципы взаимодействия семьи и школы

Сегодня, в условиях ФГОС необходимо внедрять в учебный процесс инновационные формы работы с родителями, которые эффективно влияют на процессы взаимодействия между педагогами, обучающимися и семьей. Для того, чтобы взаимоотношения между школой и семьей были добрыми, понимающими, полезными, результативными и, самое главное, не навредили ребенку, их необходимо выстраивать по определенным принципам. Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Его сущность можно выразить следующим словами: «договорись на берегу, прежде чем отправиться в плавание».  Данный принцип реализуется первым в поочередной последовательности всех руководящих положений. Он предполагает:

  • Общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы;
  • Договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.

 Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он является ключевым и состоит из проведенных предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Такая форма работы, как дискуссия, приветствуется в любых ее проявлениях для достижения обоюдного согласия.

Принцип сопряжения можно выразить так: « Если хотим доплыть, гребем в одну сторону». Данный принцип предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого. Ключом для реализации принципа сопряжения является предложение по вопросу воспитания ребенка. Оно высказывается и педагогами, и родителями.

 Принцип сопереживания. Суть этого принципа заключается в следующем выражении: «Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов». Принцип сопереживания обеспечивает:

  • Благоприятное самочувствие партнеров;
  •  Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи;
  • Взаимное уважение, доверие и расположенность партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка;
  •  Предоставление родителям свободы выбора;
  •  Избежание противоборства и конфликтов.

Принцип сопричастности «В общем плавании разделим полномочия». Быть сопричастным – это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. Быть сопричастным – это значит проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка. Ключевой методикой для воплощения данного принципа становится помощь во всех ее проявлениях. Самое важное в реализации принципа сопричастности – соблюдение полномочных границ.

Принцип содеянности. «Доплывем, если объединим общие усилия», так можно выразить данный принцип. Он предполагает:

  • реальное свершение действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка;
  •  приобщение семьи к участию в общем деле школы;
  •  поощрение достижений и личных вкладов каждого родителя в дела школы;
  •  умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе;

Процесс взаимодействия школы с родителями обеспечит положительный результат в воспитании и обучении детей, если не будет осуществляться эпизодически, от случая к случаю, а будет глубоко продуманным процессом и носить системный характер.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

.

I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.

Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи.

Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи.

Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи

Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

 Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила: изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания, психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

В своей работе педагог может использовать такие формы педагогического просвещения родителей: лекции, беседы, практикумы, конференции, открытые уроки.

А так же педагогические дискуссии, ролевые игры, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, посещение семьи, переписка с родителями, родительские собрания. В принципе, каждое внеклассное мероприятие имеет воспитательный характер.

Мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же  делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?

 Родителям предлагаем заполнить анкету-размышление:

 Слайд

Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?

Что Вам мешает правильно его воспитывать?

Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?

Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?

Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?

      Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

В решении проблем «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.

         Слайд

Формы учебного взаимодействия с семьей.

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен учителем и детьми доброжелательно.

Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок - в то время, когда в посещении возникнет необходимость, учитель дает понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе.

Многим из родителей приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.

Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.

Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.

Урок-соревнование детей и родителей:Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.

День открытых дверей - это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.

Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».

СЛАЙД:

Например: Приглашали на  мастер класс родительницу  Князькову Л.П., которая рассказала о своем творчестве, показала м.к. по распевке и разучиванию мордовских песен с элементами танца. Был проведен мастер класс родительницей Рогожкиной С.М. по изготовлению куклы оберега.

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

СЛАЙД:

Например: Было проведено в нашей школе большое мероприятие, посвященное Семье. Из нашей группы участвовало четыре семьи, демонстрируя свое творчество.

 Опыт педагогической деятельности показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

Основные пути привлечения семьи к жизни класса.

Слайд:.

1.Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

                                             З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание и взаимоподдержка.

Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать.

В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:

 Слайд :

«Ничего не нужно. Только Терпение.

И скромность. Мир в сердце. Тишина.

Немного понимания, внимания к «Другому»…

Нужна любовь. Потому что без любви

Вы будете просто очень ловки…

Спросите у своей совести.

Должно быть, в Вас осталась

Нервозность, плохое настроение, злость.

Ребенок не ошибается, он возвращает

Вам ваше изображение.»

     

                                  Ф. Лебойе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в про...

педсовет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"

В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать ...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

Взаимодействие семьи  и  школы в интересах личности ребенка.  выступление на педагогическом совете классного руководителя...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

Выступление "Семья и школа: от диалога к портнерству"...

«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка».

                                                      ...