Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»
методическая разработка
Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu3.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»
Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Для развития педагогического мышления родителей необходимо решить следующие вопросы:
- поиск путей и средств повышения эффективности работы с родителями
- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса
- активизация родительского педагогического всеобуча
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей
Задачи:
- разработать план работы учителя и психолога с родителями;
- проводить психолого-педагогическую диагностику семей;
- создать систему индивидуальной работы с родителями.
Гипотеза: если создать систему организации психолого-педагогического просвещения родителей, то можно существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива.
Методика работы:
- изучение методической литературы по организации психолого-педагогического просвещения родителей
- изучение опыта учителей и опыта других школ
- проводить мониторинг развития активности родителей
Слайд 1.
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным Балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.
При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
Выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя:
- Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание
- дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны
- возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему труду
Родители:
- школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям
- не все проблемы решаются оперативно
- отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу
Дети:
- учителя задают много заданий
- часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание
- в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют
Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей.
Во-первых, процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.
Во-вторых, придерживаться “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа входит в практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе.
Мы стремимся дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – наши помощники, то мы обращаемся к ним. Понимая это, они помогут и проявят своё творчество.
Например: Для мероприятий, если было необходимо готовили костюмы, организововали экскурсии на Саранские предприятия, участвовали в ежегодных открытых мероприятиях, праздниках, которые уже стали традицией в нашей группе,посвященных Дню Матери.
СЛАЙД
3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорим им. “А что бы мы без вас делали” – слышим в ответ.
И это далеко не полный набор правил.
Вторая не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
Каковы же в итоге принципы взаимодействия учителей и педагогов?
Принципы взаимодействия семьи и школы
Сегодня, в условиях ФГОС необходимо внедрять в учебный процесс инновационные формы работы с родителями, которые эффективно влияют на процессы взаимодействия между педагогами, обучающимися и семьей. Для того, чтобы взаимоотношения между школой и семьей были добрыми, понимающими, полезными, результативными и, самое главное, не навредили ребенку, их необходимо выстраивать по определенным принципам. Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Его сущность можно выразить следующим словами: «договорись на берегу, прежде чем отправиться в плавание». Данный принцип реализуется первым в поочередной последовательности всех руководящих положений. Он предполагает:
- Общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы;
- Договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.
Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он является ключевым и состоит из проведенных предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Такая форма работы, как дискуссия, приветствуется в любых ее проявлениях для достижения обоюдного согласия.
Принцип сопряжения можно выразить так: « Если хотим доплыть, гребем в одну сторону». Данный принцип предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого. Ключом для реализации принципа сопряжения является предложение по вопросу воспитания ребенка. Оно высказывается и педагогами, и родителями.
Принцип сопереживания. Суть этого принципа заключается в следующем выражении: «Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов». Принцип сопереживания обеспечивает:
- Благоприятное самочувствие партнеров;
- Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи;
- Взаимное уважение, доверие и расположенность партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка;
- Предоставление родителям свободы выбора;
- Избежание противоборства и конфликтов.
Принцип сопричастности «В общем плавании разделим полномочия». Быть сопричастным – это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. Быть сопричастным – это значит проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка. Ключевой методикой для воплощения данного принципа становится помощь во всех ее проявлениях. Самое важное в реализации принципа сопричастности – соблюдение полномочных границ.
Принцип содеянности. «Доплывем, если объединим общие усилия», так можно выразить данный принцип. Он предполагает:
- реальное свершение действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка;
- приобщение семьи к участию в общем деле школы;
- поощрение достижений и личных вкладов каждого родителя в дела школы;
- умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе;
Процесс взаимодействия школы с родителями обеспечит положительный результат в воспитании и обучении детей, если не будет осуществляться эпизодически, от случая к случаю, а будет глубоко продуманным процессом и носить системный характер.
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. | Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. |
II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. | Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности). |
III тип – внешне благополучные семьи. | Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями. |
IV тип – конфликтные семьи. | Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи. |
V тип – неблагополучные семьи | Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает). |
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила: изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания, психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
В своей работе педагог может использовать такие формы педагогического просвещения родителей: лекции, беседы, практикумы, конференции, открытые уроки.
А так же педагогические дискуссии, ролевые игры, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, посещение семьи, переписка с родителями, родительские собрания. В принципе, каждое внеклассное мероприятие имеет воспитательный характер.
Мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?
Родителям предлагаем заполнить анкету-размышление:
Слайд
Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?
Что Вам мешает правильно его воспитывать?
Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?
Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?
Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?
Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.
Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
В решении проблем «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.
Слайд
Формы учебного взаимодействия с семьей.
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен учителем и детьми доброжелательно.
Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок - в то время, когда в посещении возникнет необходимость, учитель дает понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе.
Многим из родителей приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.
Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.
Урок-соревнование детей и родителей:Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.
День открытых дверей - это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.
Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
СЛАЙД:
Например: Приглашали на мастер класс родительницу Князькову Л.П., которая рассказала о своем творчестве, показала м.к. по распевке и разучиванию мордовских песен с элементами танца. Был проведен мастер класс родительницей Рогожкиной С.М. по изготовлению куклы оберега.
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
СЛАЙД:
Например: Было проведено в нашей школе большое мероприятие, посвященное Семье. Из нашей группы участвовало четыре семьи, демонстрируя свое творчество.
Опыт педагогической деятельности показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.
Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
Основные пути привлечения семьи к жизни класса.
Слайд:.
1.Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание и взаимоподдержка.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать.
В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:
Слайд :
«Ничего не нужно. Только Терпение.
И скромность. Мир в сердце. Тишина.
Немного понимания, внимания к «Другому»…
Нужна любовь. Потому что без любви
Вы будете просто очень ловки…
Спросите у своей совести.
Должно быть, в Вас осталась
Нервозность, плохое настроение, злость.
Ребенок не ошибается, он возвращает
Вам ваше изображение.»
Ф. Лебойе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"
Доклад на педагогическом совете...
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в про...
педсовет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать ...
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка. выступление на педагогическом совете классного руководителя...
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
Выступление "Семья и школа: от диалога к портнерству"...