Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
методическая разработка (5 класс) на тему
В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Принцип развития личности ребенка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве всех субъектов: учителей, родителей, самих детей. В этом контексте семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но и, что очень важно, как партнер. Школа тоже, в свою очередь, заинтересована в тесном сотрудничестве с семьей как единомышленником, союзником и соучастником образовательного процесса. Взаимодействие с родителями – совершенно особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Как дань времени, изменилась психология родителей. Однако изменилась и внутренняя позиция педагогов: они уже не считают возможным однозначно, как было раньше, предъявлять требования родителям от лица общества. От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое в судьбе школьника, да и деятельность педагогического коллектива в целом. Целостность школьного и семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и организации воспитательного процесса в школе. Говоря об официальной стороне взаимоотношений школы с родителями, подчеркну, что родители – участники образовательного процесса. Они имеют право выбирать форму обучения, защищать законные права и интересы детей, участвовать в управлении школой в форме, определенной ее Уставом. Вместе с тем они обязаны выполнять Устав в той части, которая касается их прав и обязанностей: нести ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ne_pedsovete_11.11.15g.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
(Выступление на пед.совете 11.11.15г. зам.директора по ВР Заяц И.А.
В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Принцип развития личности ребенка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве всех субъектов: учителей, родителей, самих детей. В этом контексте семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но и, что очень важно, как партнер. Школа тоже, в свою очередь, заинтересована в тесном сотрудничестве с семьей как единомышленником, союзником и соучастником образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Как дань времени, изменилась психология родителей. Однако изменилась и внутренняя позиция педагогов: они уже не считают возможным однозначно, как было раньше, предъявлять требования родителям от лица общества. От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое в судьбе школьника, да и деятельность педагогического коллектива в целом.
Целостность школьного и семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и организации воспитательного процесса в школе. Говоря об официальной стороне взаимоотношений школы с родителями, подчеркну, что родители – участники образовательного процесса. Они имеют право выбирать форму обучения, защищать законные права и интересы детей, участвовать в управлении школой в форме, определенной ее Уставом. Вместе с тем они обязаны выполнять Устав в той части, которая касается их прав и обязанностей: нести ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования.
Если же родители не удовлетворены тем спектром занятий, которые школа представляет, то они в индивидуальном порядке включают детей в образовательное пространство района и соседнего
г. Славянска-на-Кубани. Так, 72 % учащихся нашей школы посещают музыкальные школы, кружки и спортивные секции, находя в них удовлетворение личным и семейным запросам.
Среди учащихся 10-11-х классов желание всерьёз самоопределиться, найти себя ещё более значимо: они, продолжая активно участвовать в работе факультативов и спецкурсов, стараются самостоятельно организовать свой досуг и в стенах школы, и за её пределами, выступают на конкурсах и фестивалях, в турнирах и соревнованиях. В связи с этим меняется позиция и педагога, и родителей, которая переходит в концепцию «Я помогу тебе», в концепцию сотворчества, сотрудничества, концепцию педагогической поддержки.
В интересных, познавательных, действительно творческих делах решаются главные задачи педагогов и родителей:
- научить детей в самых различных областях человеческой деятельности получать положительные эмоции, радость от свершенного, от достижения цели;
- помочь детям разобраться в самих себе, подсказать и показать им, как можно управлять своим поведением, по какому руслу направлять свои потребности, приобщаться к духовным, нравственным ценностям.
Многие, особенно молодые родители, считают воспитание делом лёгким. К.Д. Ушинский писал об этом явлении: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически».
Родители посещают уроки и внеклассные мероприятия, чтобы посмотреть, как учитель общается с каждым ребёнком, к каким приёмам и методам прибегает в обучении и воспитании детей. А главное – узнают, как учится и чем живёт их ребёнок в классе, среди сверстников. У родителей в таком случае складывается правдивое представление о развитии их ребёнка, возникает доверие к учителю.
Опыт показывает, что с родителями, которые посещают уроки, наблюдают детей во внеурочной деятельности, которые просто неравнодушны к школе и по-доброму воспринимают практически всё, что от неё исходит, легче найти общий язык, выработать стратегию воспитания детей, конкретного ребёнка, в частности.
Такая работа в нашем образовательном учреждении ведется в системе. Результатом сотрудничества, сотворчества педагогов и родителей стала модель личности ученика школы 1-й, 2-й и 3-й ступеней обучения.
Мы выстраиваем работу с детьми и семьей, памятуя о том, что на первой ступени целесообразнее всего воспитывать самостоятельность детей, способствовать их адаптации, на второй ступени следует руководствоваться принципом самоорганизации, самовоспитания, на третьей ступени – придерживаться принципов самоопределения, самореализации, самореабилитации. Учитывая эти основополагающие принципы, семья и школа осуществляют ведущий – человекообразующий – принцип в образовательном процессе.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ:
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ;
- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ;
- ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ;
- КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ;
- ДОСУГОВО – ТВОРЧЕСКАЯ ;
- ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ;
- ОХРАННО – ЗАЩИТНАЯ;
- СТИМУЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;
- БЫТОВАЯ;
- ТРУДОВАЯ.
Выделяют 5 основных функций взаимодействия школы и семьи :
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Корректировка воспитания в семье.
- Взаимодействие с общественными организациями.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Групповые формы взаимодействия:
- родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты.
- Индивидуальные формы :
- индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
- нетрадиционные формы:
- родительские встречи, тренинги, родительские ринги, родительские вечера, родительские чтения, творческий отчет о совместной деятельности.
Основные направления работы с семьей:
- -познаем семью (семейные династии, история моей семьи);
- -помогаем семье (помощь по дому);
- -укрепляем семью (консультации);
- -отдыхаем всей семьей (семейные вечера);
- -украшаем семью ( очумелые ручки, КТД);
- -радуем семью ( концерты, сувениры).
В своей работе мы опираемся на ряд советов, которые, на наш взгляд, позволяют педагогу взаимодействовать с родителями максимально эффективно:
- старайтесь при встрече снять с себя маску усталости, озабоченности, деловитости;
- не спешите ошеломить неприятными известиями: подумайте, способны ли родители их воспринять;
- старайтесь избрать для разговора удобный момент и в ходе беседы умело ориентируйтесь на реакцию собеседника, проявляя одновременно чувствительность и отзывчивость;
- в беседе с родителями наиболее приемлемая союзническая интонация;
- не досаждайте упреками, если видите, что человек не в настроении. В ровном, приподнятом настроении родители больше расположены к беседе, их легче склонить к принятию вашей тактики, так как теперь они открыты воздействиям;
- основной показатель успеха ваших контактов с родителями – их конструктивный характер;
- никогда не забывайте, что требования к вам как к педагогу очень высоки, гораздо выше, чем к родителям.
В споре о том, кто больше отвечает за воспитание детей, семья или школа, например, для В.А. Сухомлинского сомнений не было – семья. Но это вовсе не перекладывает ответственность, а, наоборот, это означает, что школа отвечает и за то, как родители воспитывают своих детей. Поэтому школа должна не бранить родителей, а терпеливо воспитывать их, с таким же упорством, с каким она воспитывает своих учеников. Успехи или беды ребёнка – общие для педагога и родителей. Стоит принять такой взгляд, как найдутся нужные в разговоре с родителями слова. А родители, видя расположение к себе со стороны педагога, искреннее желание помочь в сложной ситуации с ребёнком, конечно, встают на позицию правильного понимания вопроса и правильно стараются его решить. Наверное, так же, как мы налаживаем педагогическую поддержку по отношению к детям, требуется организовывать педагогическую поддержку по отношению к родителям.
Что помогает достичь отдельных результатов в отношениях педагогов с родителями?
Во-первых, добровольность в сотрудничестве. Во-вторых, искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем. В-третьих, уверенность родителей в доброжелательности и компетентности учителя. И еще – конфиденциальность индивидуального общения с педагогом. Взаимопонимание и взаимодействие возникают тогда, когда педагоги с уважением относятся к взглядам и убеждениям родителей, признают их право воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения. Такой подход не только повышает результативность взаимодействия, но и делает его более гуманным.
Взаимодействие семьи и школы будет более эффективным только в том случае, если наряду с названными, не упускается из виду еще одно направление: постоянное повышение уровня педагогической подготовки, совершенствование педагогического мастерства. Акцент в работе с педагогами ставится на их обучение психологическим основам взаимодействия, например, таким, как психология помощи учителя в работе с семьей, общение учителя с родителями как диалог, возможные конфликты и способы их разрешения, типология семей и семейное воспитание и т.д. Умение профессионально разбираться в этих вопросах востребовано, каждый день, педагогу остается с пользой распорядиться накопленным.
Деловые взаимоотношения педагога и родителей не приходят сами собой. Они всегда – результат сознательной, целенаправленной деятельности, активной творческой работы самого учителя, классного воспитателя, их желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с заинтересованным, эрудированным, притягательным собеседником. Разносторонние формы контактов с родителями – показатель педагогической культуры.
Для педагога результатом работы над проблемой взаимодействия семьи и школы является создание взаимоотношений, взаимодействий педагога школы с семьей. Данная система, как показывает практика, обеспечивает наполнение неформальным содержанием понятия «семья и школа», что необходимо для полноценного, разностороннего развития личности.
Взаимодействие усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.
Решение педсовета:
1. Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка.
Ответв.: Администрация школы, классные руководители, учтеля предметники.
2. Организовать День открытых дверей для родителей с приглашением посетить уроки. Проинформировать родителей о работе кружков и спортивных секций.
Ответ.: зам. директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по ВР.
3.Привлекать родителей к подготовке и участию во внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях.
Ответст. : классные руководители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"
Доклад на педагогическом совете...
педсовет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать ...
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка. выступление на педагогическом совете классного руководителя...
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
Выступление "Семья и школа: от диалога к портнерству"...
Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»
Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний ро...