Рабочая программа на тему "Азбука общения"(5 класс)
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Рабочая программа на тему "Азбука общения"(5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_temuazbuka_obshcheniya5_klass.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является планированием курса, которая включает в себя "Азбуку общения" курса человековедения для обучения детей школьного возраста и адаптирована для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися по программе 8-го вида. Данная категория детей нуждается в дополнительных формах социализации личности, воспитании коммуникативности и толерантности.
Навыки общения умственно отсталых детей весьма ограничены. Без специально организованного обучения навыки цивилизованного поведения таких детей осваиваются крайне трудно или не осваиваются совсем.
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Процесс социализации осложняется неадекватным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками.
Предложенные занятия и виды работ реализуют вышеперечисленные потребности учащихся коррекционного класса. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формирование личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель: Социализация детей, формирование гармоничного образа "Я".
Задачи:
1. Формирование социального доверия, адекватного восприятия окружающего мира.
2. Развитие коммуникативных навыков, развитие социальной активности детей, формирование навыков культуры поведения.
3. Развитие социальных эмоций.
4. Формирование адекватной самооценки у детей, обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".
5. Формирование навыков культуры общения, выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, овладение детьми речевыми средствами общения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями
- Методические рекомендации по формированию учебного плана образовательными организациями
на 2016-2017 учебный год для детей с умственной отсталостью (Приложение 1к письму от «01» августа2016года № 55-37-1441/16)
Формы проведения занятий:
экскурсии;
беседа (этическая, нравственная);
встречи с интересными людьми;
викторины, конкурсы по различным областям знаний;
просмотр видео роликов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. «Школьный этикет»
- Учащимся необходимо принять основные правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приходить в школу без опозданий.
2. «О трудолюбии»
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
- формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия.
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
3. «Культура внешнего вида»
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
4.«Правила общения»
- Выбирать оптимальные нормы поведения.
- Употреблять вежливые слова в различных ситуациях.
- Уметь излагать свои мысли.
- Употреблять в различных ситуациях вежливые слова.
5.«Внешкольный этикет»
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся должен знать:
правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке.
Учащийся должен уметь:
общаться с другими людьми;
осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.
Учебно-тематический план
- Школьный этикет - 8
- Правила общения - 8
- О трудолюбии - 7
- Культура внешнего вида - 4
- Внешкольный этикет - 5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности школьников 2009.
- Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
- Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
- Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Раздел программы | Тема урока | Количество часов | |
Теория | Практика | ||||
Школьный этикет (8 часов) | |||||
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | ||||
2 | Забота о младших. | ||||
3 | «Познай самого себя». | ||||
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания. | ||||
5 | Как я работаю над собой. | ||||
6 | О терпении. | ||||
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | ||||
8 | «Ты памятью своей разум озари. И день минувший весь пересмотри». | ||||
Правила общения (8 часов) | |||||
9 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | ||||
10 | Культура общения в современной семье. | ||||
11 | Правила приличия в житейских ситуациях. | ||||
12 | Правила приличия в житейских ситуациях. | ||||
13 | Правила этикета: знакомство. | ||||
14 | Язык, мимика и жесты. | ||||
15 | «Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей». | ||||
16 | Игра «Город вежливости». | ||||
О трудолюбии | |||||
17 | Культура физического труда. | ||||
18 | Положительные герои в былинах и сказках. | ||||
19 | Книга – источник знаний. | ||||
20 | Золотые руки. | ||||
21 | Определение значения трудолюбия. | ||||
22 | Определение значения трудолюбия. | ||||
23 | Результаты труда. | ||||
Культура внешнего вида (4 часа) | |||||
24 | Что такое культура внешнего вида? | ||||
25 | Одежда и осанка. | ||||
26 | Вежливость и внешний вид. | ||||
27 | «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» | ||||
Внешкольный этикет (7 часов) | |||||
28 | Осваиваем правила «так нельзя». | ||||
29 | Услышь собеседника. | ||||
30 | Совесть – основа нравственности. | ||||
31 | Что такое хорошо и что такое плохо. | ||||
32 | Что такое хорошо и что такое плохо. | ||||
33 | Что такое хорошо и что такое плохо. | ||||
34 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по культуре общения (7 класс)
Данная программа разработана на основе...
Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго ...
рабочая программа по культуре общения для 5 класса
Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной компетентности ...
10 класс.рабочая программа.Русское речевое общение
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....
11 класс.рабочая программа.Русское речевое общение
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА
Цели и задачи рабочей программы Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...